Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отправная точка беседы сегодня – история с известным актером Михаилом Ефремовым, страшное ДТП. Хочется узнать Ваше мнение: все чаще в журналистской среде мы обсуждаем, нужна ли такая широкомасштабная огласка... Как Вы к этому относитесь?
– Прежде всего хочу выразить слова соболезнования родным и близким погибшего в этой страшной аварии. Что касается огласки, она связана с личностью человека. Если мы посмотрим на статистику ГИБДД, мы увидим колоссальную цифру погибших в автокатастрофах людей – тысячи смертей, в том числе погибшие по вине пьяных водителей. Но мы не слышим этих историй.
Это, конечно же, связано с личностью человека, его публичностью – еще и потому, что коль скоро человек становится публичным, от него естественным образом во всем ожидают примерности: он становится если не эталоном, то во всяком случае – примером во всем. Голос его громче слышен, его лицо узнаваемо, поэтому все, что он говорит, делает или где появляется, естественно, разносится с большой силой. С этим и связан эффект такого большого внимания.
Но все-таки: это болезнь или порок?
– Это страсть, которая выросла из болезни и полностью овладела человеком. Во всей этой истории меня глубоко поразил другой момент. Мы видим человека совершенно страстного, зависимого. Когда на этой зависимости, страстности другие начинают, что называется, паразитировать – открывают двери питейного заведения, то все это вызывает очень большой вопрос. Трагичность этой истории, кроме страшной гибели человека, еще и в том, что нередко зависимость человека вызывает безразличие или становится прямой возможностью приобретения своих выгод для людей, которые оказываются рядом с таким человеком. И это, пожалуй, самое трагичное во всей истории.
Чаще всего алкоголики никогда не признаются, что им нужна помощь...
– Да, совершенно верно.
Как правило, о ней говорят близкие люди, вынужденные терпеть это каждый день. Стоит ли жизнь положить на алтарь ради спасения одержимого этой страстью, или, видя тщетность усилий, надо просто оставить его один на один с ней?
– Ответ на этот вопрос всегда очень неоднозначен, и вот почему. Когда такая беда происходит в наших семьях, очень много родных и близких людей обращаются с просьбой о святых молитвах, с просьбой о помощи. В нашей епархии есть реабилитационные центры, где люди с алкогольной и наркотической зависимостью проходят реабилитацию. Я понимаю, что об этих людях очень многие переживают. Вопрос в том, в какой степени зависимости находится человек и как с ним нужно говорить.
Когда я узнал, что в наших реабилитационных центрах идет беседа и с родственниками, для меня это стало в некоторой степени открытием: одно дело – помочь человеку «выйти из пике», и другое дело – правильно создать обстановку вокруг него. Оказывается, излишняя сентиментальная сострадательность, бесконечное терпение и молчаливое соглашательство могут стать еще добавочной дозой и без того к тяжелому состоянию зависимого человека.
С таким человеком нужно правильно себя вести. Считайте, что у вас дома оказался очень больной человек, зависимый, он не может обходиться без вашей помощи – и никогда об этом не скажет, что тоже является частью его зависимости.
Нужно уметь общаться с таким человеком. Если у тех, кто находится рядом, есть силы и готовность это делать, то помоги им Господь. Если же такой готовности нет, просто оставить этого человека и уйти – на мой взгляд, совершенно несправедливо. Как ты потом сам будешь с этим жить? Тогда ему нужно помочь оказаться в среде, где смогут помочь: речь идет о реабилитационных центрах, подобных клиниках, общинах.
А если матери с маленькими детьми просто страшно находиться рядом, когда человек невменяемый, что делать?
– Нужно спасать своих детей. Если все уже зашло настолько далеко, что прояснения, просветления наступают все реже или не наступают вообще, тогда, конечно, нужно спасать собственную жизнь.
Я знаю историю, когда женщина утверждала, что она сможет отмолить такого человека, несмотря на все его протесты, мол, у него все хорошо и бросать пить он не собирается. Такие истории возможны?
– Можно порадоваться, что у человека такая собственная глубокая вера. Это, кстати, тоже один из важных шагов для реабилитации человека – когда вокруг тебя верят в то, что ты можешь вылечиться. Знаете, когда к больному человеку приходишь с большой верой, что он сможет встать с постели, ею болящий человек начинает питать и свою собственную веру, начинает с еще большей силой бороться со своей болезнью, с зависимостью. Это очень важно.
Но всегда нужно понимать, что помощь другому человеку заключается в очень многих шагах, и в каких-то моментах без специалистов, способных помочь выйти из этой зависимости, просто не обойтись: алкогольная, наркотическая зависимости – это не только зависимость ума, но еще и тела; это не только поврежденный дух, но еще и поврежденное тело – без физической помощи таким людям бывает крайне сложно, иногда практически невозможно вылезти из петли, в которой они оказались.
Чаще в храмы к священникам за поддержкой и помощью приходят жены и матери, чем сами зависимые?
– Мне не раз приходилось общаться с людьми, которые находились в зависимости, один на один. Человек просто не знает, что дальше делать, как жить, как выпутаться из этого. Самое страшное, что он говорит: «Мне больше никто не верит». И больших усилий стоит убедить человека, что есть те, кто ему верит: во-первых, это Бог – и если человек сделает свой шаг к Нему, все начнет меняться в его жизни.
Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» допустим развод с алкоголиком, но нужен документ, подтверждающий этот статус. Все верно?
– Скорее, не документ, а свидетельство нескольких человек. Супруга об этом говорит плюс родственники, родные могут свидетельствовать – все это рассматривается епархиальным церковным судом, и суд эти свидетельства принимает во внимание.
То есть необязательно нести справку из наркодиспансера?
– Нет. Достаточно, что есть свидетели, говорящие об угрозе семье.
Если человек в состоянии алкогольного опьянения зашел в храм, кто должен позаботиться о безопасности остальных? Священник служит, а на службе – бабушки...
– К большому сожалению, такие ситуации действительно бывают. В городах они решаются проще: как правило, в городах есть охранники, сторожа, мужчины. В селах ситуация иная. Я помню, сам служил в селе и был подобный случай. Наши бабули просто застыдили такого человека и вывели из храма: где-то застыдили, где-то пожалели – и он сдался. Конечно, каждый раз по-разному, бывают и конфликтные ситуации. Здесь можно одним способом реагировать: это несчастный, одержимый человек и он нуждается в помощи.
А если такая напасть накроет священника – бывают такие случаи? Что с ним потом происходит?
– Такие ситуации бывают. Такие дела рассматриваются епархиальным церковным судом, и суд выносит определенного рода суждение. В любом случае, если появляется какая-то болезненная зависимость, мы берем на себя обязательства и помогаем священнику с лечением, ищем такую возможность в реабилитационных центрах. Как минимум, сразу он отстраняется от совершения богослужений: в таком состоянии не только физически, но и морально, нравственно он не сможет совершать богослужение.
Есть повод, когда бы Вы снисходительно отнеслись к желанию человека забыться в алкоголе – например, бросила человека жена? Или Вы такого не поймете никогда?
– Я не понимаю, если человек остается один. Где же твои настоящие друзья? Не скрою, у меня есть знакомые, которые сознаются в такой проблеме. Я всегда повторяю одно и то же: никогда не оставайся с незнакомыми людьми в таких ситуациях. Если ты делаешь этот шаг от внутреннего своего малодушия, то попроси настоящего хорошего друга оказаться потом рядом с тобой…
Чтобы побороть страсть, нужно не закрыть дверь, а напротив – открыть ее для друзей. И прежде чем ты открыл дверцу холодильника, тебе нужно взять телефон, позвонить близкому, родному человеку и сказать: «Мне сейчас очень непросто, очень плохо, у меня вот такой соблазн. Молиться я не умею, поститься не научился, плакать стыжусь. Передо мной вот такой выбор». Я верю, что у настоящего друга эти слова вызовут не просто сопереживание, а реальное сострадание. Настоящий друг скажет: «Подожди, я сейчас к тебе приеду, поговорим». Может быть, они вместе посидят, поужинают, и этот человек разделит свою трагедию и большую боль.
Владыка, большое спасибо, что нашли ответы на непростые вопросы. Сложным, наверное, будет заключительное слово, но без него никак в нашей программе.
– Дорогие друзья, дорогие братья и сестры! Прежде всего, я хочу пожелать крепкой веры всем тем, кто с болью смотрит на тех, кого любит, и видит их пораженными. Хочу пожелать вам не отчаиваться и своей верой делиться с теми, кто стал зависимым. Может быть, за таких людей мы с особой молитвой помолимся, попостимся? Особенно призываю к этому друзей: если у вас есть кто-то из друзей или родных с такой зависимостью, даже если вы сейчас не поститесь, возьмитесь за это для них, тогда ваша совесть вас порадует – тогда мы сможем сказать: мы сделали все, что могли, для родного и близкого человека. Благослови вас Господь!
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.