Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1068) → Протоиерей Андрей Канев: Огласительные беседы. Вера и религия

Протоиерей Андрей Канев: Огласительные беседы. Вера и религия

№27 (1068) / 13 июля ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №26 (1067) 2020

Мы продолжаем огласительные беседы об основах веры – напомню, это необходимо, чтобы правильно бороться со страстями. Скажу по опыту нашей приходской работы: когда даже опытный христианин впадает в какие-то грехи, мы даем ему небольшой тест по основам веры, и всегда обнаруживаются у человека серьезные недочеты, даже хотя это наш прихожанин, который проходил оглашение и посещал беседы.

Когда лукавый из ума человека изымает истину (особенно когда мы этого не ценим, не напоминаем себе об основах веры), человек впадает в какой-нибудь грех. Связь искажения веры и искажения жизни прослеживается на 100%. Поэтому нам важно, братья и сестры, основы веры знать и повторять.

На прошлой нашей встрече мы с вами говорили о том, что в истории человечества бывают люди, которые не слышат голоса Божия, истины и не придут к Нему. И это надо просто принять.

Мы с вами говорили, что нельзя креститься без правильной веры. Признаком правильной веры является жизнь, дела, когда человек пытается жить по вере. Мы понимаем, что мы не ангелы. Я не пример, братья и сестры, честно. Но есть разница: совсем ничего не делать или пытаться, барахтаться.

Давайте мы сегодня, продолжая тему «Вера и религия», обсудим один из проблемных вопросов, а может, коснемся нескольких вопросов. Сейчас у нас в средствах массовой информации, в интернете наступает (или давно уже наступило и развивается) такое цунами антирелигиозных настроений, когда люди говорят, что вера – это одно, а религия – совсем другое. Дескать, религия – это попы со своими традициями, обрядами, а вера – это то, что касается каждого, вера во что-то там, в кого-то там необходима, а религия – это совершенно не необходимое дело.

Существуют уже даже устоявшиеся идиомы, словесные формулы. Нередко, когда человек такую формулу произносит и с ним начинаешь это разбирать, он не может ничего объяснить. Я запишу одну из формул: «У меня Бог в душе, поэтому Церковь не нужна». Эти люди, как правило, пишут с маленькой буквы слово «Бог», но я не могу писать с маленькой. Знакомо ведь?

Такой человек говорит: «Я сам с Ним разберусь, зачем мне посредники, эти все непонятные обряды, заповеди, посты (у православных их больше полугода)? Зачем все это, ведь можно жить и так?».

Давайте рассмотрим, что это вообще такое. Это же очень интересно. Что такое религия вообще? Я подготовил вам взятое из интернета определение.

«Рели́гия (лат. religare – воссоединять) – форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)».

Что такое религия? От латинского religare – воссоединять. Есть разные толкования этого слова, но мы возьмем такое – оно нам более подходит. Человек однажды от Бога отпал, и нужно воссоединение. Функцию воссоединителя отпавшего от Бога человека выполняет религия.

«Особая форма осознания мира» – если мы сравним религиозного человека, верующего, и атеиста, то поймем, что они по-разному понимают мир. Если атеист считает, что он потомок воинственных обезьян, которые ползали-ползали по дереву, а потом пошли и стали человеками, то верующий считает, что его Бог сотворил.

«…обусловленная верой в сверхъестественное…» – мы понимаем, что существует мир не только материальный, но и духовный, сверхъестественный.

«… включающая в себя свод моральных норм…» – религия обязательно должна говорить своему последователю (давайте скажем так, отстраненно, со светской точки зрения), что он должен и не должен делать. Религия без моральных норм, без веры в сверхъестественное, без попытки связать моральные нормы с верой просто невозможна.

«…типов поведения…» – безусловно, должен быть определенный тип поведения человека, если он руководствуется в своей деятельности какими-то ценностями. Или он живет только сегодня: ест, пьет, а потом его, как кусок мяса, хоронят в земле, и он больше ни на что не надеется – это одна жизнь. Или он надеется на вечную жизнь и понимает, что там ему придется ответ давать – это другая жизнь. Типы поведения разные.

«…обрядов, культовых действий…» – обязательно должны быть обряды, это присуще каждой религии.

«…объединение людей в организации» – не бывает религии, в которой, допустим, сто человек и у каждого какая-то своя вера. Религиозные люди объединяются в организации, религиозные общины.

Теперь поговорим о нашей вере. Мы прекрасно знаем Ветхий Завет: люди ли придумали обряды, священство как особо выделенных, которые занимаются богослужением?

Оказывается, нет. Откройте Книгу Левит, например. Сколько там Богом прописано, что и когда нужно совершать, – до подробностей, до мелочей. Сам Бог говорит, что нужен походный храм – скиния, определяет, как строить ветхозаветный Иерусалимский храм Соломона, сына царя Давида, какие нужны жертвоприношения, когда, зачем, почему, определяет весь свод религиозных обрядов, ритуалов и заповедей (в том числе знакомые нам десять заповедей).

Обычно люди говорят: «Да знаю я заповеди». Спрашиваешь, какие именно. «Не убей, не укради, не блуди» – и заповеди у него закончились. А ведь их же десять – и то это не все. Если посмотреть, то весь Ветхий Завет состоит из заповедей.

Так вот, Сам Господь говорит людям, что должен быть обряд. Для чего? Богу нужен этот обряд? Нет, он нам нужен. Мы такие существа, у которых должна быть определена деятельность, в том числе духовная.

Хотим научиться читать? Надо идти в школу, буквы, правила языка изучать – иначе мы просто не сможем писать. Так же для того, чтобы научиться молиться, нужны обряды, ритуалы. Опять скажу: обряды, посты нужны нам, иначе мы просто не поднимемся от состояния хрюкающих поросят, обезьянок, которые добывают бананы, и на этом все заканчивается. Ритуалы и обряды нужны для освящения деятельности человека.

Вернемся к этой фразе, очень модной, современной, интересной: «У меня Бог в душе, поэтому Церковь не нужна». Сравним с понятием религии. Религиозное ли это представление само по себе?

«Церковь не нужна» – то есть не нужны обряды, культовые действия. В этом случае (если мы говорим о людях, склонных к христианству) человек пойдет и сам себя покрестит? А сколько православных людей так считают. Поверьте, братья и сестры, очень много крещенных без веры людей считают, что Церковь не нужна.

Христос в Евангелии говорит, что кто не будет вкушать Его Тела и Крови, не будет иметь жизни вечной. Но человеку это безразлично, не нужно, у него все нормально, Бог у него в душе. Вопрос: кто у него в душе? Это Бог христиан или это какие-то альтернативные существа? Если это Бог христиан, то Он сказал, как к Нему приходить: кто будет веровать и креститься, спасен будет. В Новом Завете Господь не отрицает ветхозаветного богослужения.

Апостолы даже после Пятидесятницы продолжают ходить в храм и молиться, начинают Евхаристическое служение Церкви. Потом постепенно развивается христианское богослужение.

На самом деле фраза «У меня Бог в душе» – идеал христианина. Когда христианин в долгом покаянии, борьбе, ограничении, аскетизме, исполнении заповедей, смиряя себя, приходит в такое духовное состояние, в котором Господь ему говорит, как в Евангелии, что Он с Отцом Небесным придет и в сердце этого человека обитель сотворит.

Но можем ли мы, простые грешники, сказать, что у нас так? Да ничего подобного, это неправда. У нас в сердце пока страсти живут, там гнездо бесов, если по нашей жизни посмотреть. Когда человек так говорит, то понятно, что он не признает это идеалом христианской жизни. Он просто констатирует, что он не религиозный человек.

А это вещи взаимосвязанные. Вера без религии и религия без веры не могут существовать. Это звенья одной и той же цепи.

Мы знаем, что у христиан есть Бог. Сверхъестественное явление, то есть Бог, не просто где-то в стороне находится, а проявляет Себя (и очень часто) через чудеса. Я думаю, что проявления веры у современного развращенного человека, полубесноватого или уже бесноватого, уже чудо само по себе.

Бог – значит, вера обязательно существует.

Культ – обряды, ритуалы, богослужения, молитвы, посты. Культ необходим, чтобы действия были религиозными.

Организация. Господь в Ветхом Завете заповедовал всему иудейскому народу быть ветхозаветной Церковью. Он не сказал, что Церковь – это только священники, епископы, первосвященники. Нет, мы все составляем Церковь. Мы все – от православного патриарха до простого православного человека, прихожанина, до крещеного младенца – являемся членами Церкви.

Естественно, это не может быть неким стихийным действием. В любом обществе всегда есть кто-то старший. Еще в Ветхом Завете было определено, что в духовном плане старшие – священники. Выделяется целый род Аарона для того, чтобы в этом роду рождались священники, которые будут учить народ.

В новозаветной Церкви все немного по-другому. Я имею в виду происхождение священников. Мы не из одного рода происходим. Это уже больше призвание, когда любой православный человек, если соответствует канонам и избран епископом, может быть рукоположен в священники.

Священники тоже не действуют сами по себе. Мы, священнослужители, организованы в епархию. Есть епархиальное управление, архиереи, которые управляют. Эта организация тоже идет с апостольских времен, пусть она и немножко по-другому выглядела раньше.

Архиерей – как старший священник, который наблюдает за всей территорией, что ему определена. Эта организация может иметь определенные недостатки из-за людей. Допустим, вот я – вредный начальник, а кто-то другой – хороший начальник. Но это уже говорит не о качествах организации, а о качествах человеческих.

Священное Писание. У нас тоже есть Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Что касается этой новомодной истории, когда человек говорит, что ему Церковь, обряды, священники не нужны, то если эту раскладку брать, то, получается, если Церковь тебе не мать, не нужна, то Бог ли у тебя в душе? Бог, Которого мы знаем по Священному Писанию христиан? Думаю, что нет.

Наверняка в душе человека кто-то есть, но это совершенно не наш Бог Творец. Давайте немножко подправим это предложение. Слово «Бог» заменим словом «обед»: «У меня обед в душе, поэтому кухня не нужна». Логично? Зачем кухня нужна? Я приготовил себе в душе вкусное блюдо, салатик нарезал, пельмешек отварил, хлебушек маслом намазал. Будешь ли сыт после этого? Любой человек скажет: «Что за безумие у вас на доске написано?».

Давайте вместо обеда напишем то, что мы больше всего любим на работе, – зарплату. «У меня зарплата в душе, поэтому бухгалтерия не нужна». Я шучу, конечно. Получается, зарплата в душе, бухгалтерия не нужна, работа не нужна. Ты будешь от этого сыт? Нет. Что-то сможешь приобрести? Нет, это полное безумие.

А почему в религиозном плане мы позволяем себе рассуждать таким образом? «Бог» нужно было с маленькой буквы писать или в кавычках. Ведь Бог открывает Себя, Он хочет спасать человека, научить его тому единственному пути, чтобы человек пришел к Нему.

Когда я говорю, что у меня Бог в душе, Церковь не нужна, соответственно, Священное Писание не нужно, путь этот не нужен, покаяние не нужно, то есть живи как хочешь. То есть понятно, что это за бог. Бесы себя так называют. Это они очень любят стать божеством для человека.

Так вот, с духовной точки зрения не работает идея, что Бог у человека – в душе. Мы с вами должны понимать, братья и сестры, что тенденция разрушения традиционного религиозного мировоззрения будет продолжаться, потому что лукавому нужно разрушать Церковь, порочить ее, выворачивать наружу грехи христиан, священнослужителей, развращать слабых в вере людей, чтобы больше людей отвернулось от Церкви.

Если мы понимаем, что хотим спастись, что Церковь нужна как путь спасения, потому что Церковь учит вере, освящает нашу жизнь таинствами, подготавливает нас к вечности, тогда мы должны осознать важную истину, что Бога у нас в душе нет. Он там не живет, потому что, если бы Он там жил, мы бы сами жили по-другому.

Если бы это был действительно истинный путь, то не нужна была бы Церковь, Он бы ее не устанавливал. Мы бы сами жили так, что у нас не было бы преступлений, ужасных поступков, которые мы, христиане, совершаем, не было бы миллионов абортов, которые православные женщины (я имею в виду – крещеные православные женщины) делают почти каждый день, не было бы взяток, убийств и других преступлений. Бог бы жил у нас в душе. Мы были бы обществом святых. Но лукавый любит перевертыши. Он любит так все перевернуть, как с этой фразой («У меня Бог в душе, поэтому Церковь не нужна»), чтобы человек все больше погружался в ложь. Он очень любит черному придавать белый цвет – и наоборот.

Поэтому мы должны быть очень осторожны, братья и сестры. Эта пропаганда безрелигиозности будет продолжаться. И мы будем спокойно жить в это время, потому что не надо расстраиваться из-за этого. Надо помнить о том, что путь один, он определен – это путь Православия, по которому мы должны прийти, которому должны учиться. Не с собой что-то привносить, а учиться самим принимать от святых отцов, из их писаний, опыта Церкви, как надо жить, и, безусловно, участвовать в таинствах, если такая возможность у нас есть.

Тема «Вера и религия» – очень глубокая и серьезная. Если будут вопросы, я прошу вас, братья и сестры, писать на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru

Еще хочу добавить, что часто бывают такие духовные проблемы: встречаешь православного человека, даже ходящего в церковь, который верит, что перебегающая черная кошка принесет ему несчастье, или пугается, встретив человека с пустым ведром. Как это может быть? Как можно сочетать истинную веру и суеверие?

Суеверий очень много. Откуда они берутся? Лукавый придает каким-то действиям мистический смысл. Причем человек уже потерял веру в истинного Бога (даже если он в церковь ходит), когда он пытается думать, что он православный христианин, но поступает по суевериям: когда нужно, постучать по дереву, поплевать через плечо (как будто наша жизнь зависит не от Бога, а каких-то таких манипуляций оккультного, колдовского характера). В этом случае надо констатировать факт, что человек отрекается от Христа, он не является верующим человеком.

Мы обязательно должны понимать, что истинная вера и суеверия никак не совмещаются, не совмещаются истинная вера и обращение к колдунам, экстрасенсам, астрологам. Это катастрофа, когда православный человек пришел из храма и смотрит в газете астрологический прогноз.

Ведь это наши духовные враги, которых я не призываю идти и сжигать на кострах, но мы же должны понимать, откуда они: они действуют силой бесов. А если мы, называясь христианами, пытаясь идти ко Христу, идем к ним (заговаривать ли болезнь, идти ли кодироваться) – это ужасно, братья и сестры, этого вообще не должно быть. Это и есть кривая вера и кривая религия, когда христианин пытается поклоняться бесам, обращаясь к бесовским силам.

Поэтому будем внимательными. Желаю вам всего хорошего. До новых встреч. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс