Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №25 (1066) 2020
Наш цикл огласительных передач остро необходим для людей, которые хотят разобраться с собой: вопросы, которые мы обсуждаем, не особо сложны, но необходимы, чтобы выправлять понятия о вере. Таков духовный закон: правильная борьба с грехами, правильная христианская жизнь могут быть построены только на правильной вере в Бога, которую Церковь сохраняет уже 2 000 лет.
У нас 4-я беседа. Я ее назвал «Вера и религия» (прошлые 2 назывались «Истина и религия» – мы будем продолжать сегодня эту тему. Напомню: мы говорили, что мы верим в единого Бога Отца, Который дал всем народам без исключения, что жили и живут (и, если даст Бог, будут жить на земле), один путь истины к Себе). Мы знаем, Господь Иисус Христос сказал, что Он путь, истина и жизнь. Через Него, следуя Ему, приняв Его, можно прийти к нашему Богу Отцу, Творцу, поэтому мы говорили, что путь один.
Мы сравнивали другие религии, сравнивали религиозные конфессии, которые называют себя христианскими, и пришли к очень простому, но важному выводу: Православная Церковь в течение двух тысячелетий, несмотря на какие-то свои сложности (внутренние, внешние, исторические), продолжает сохранять самое главное, что необходимо человеку: веру в истинного Бога – так, как ее заповедовали сохранять апостолы, ученики апостолов, отцы Вселенских Соборов. Кроме основ веры сохраняется еще правильное понимание того, как надо жить.
Принимаю совершенно справедливое замечание, что мы не можем этого показать в нашей жизни, но это не означает, что сама по себе Церковь не сохранила то учение борьбы с грехами, нравственное учение, к которому мы призываемся. Заповеди у нас есть, и как их исполнять нам объясняли много раз. Только нежелание, непонимание, кривая вера христианина не позволяют ему начать это делать.
Поэтому давайте мы на этом остановимся. К Богу, Истине есть один истинный путь – Православие. Еще раз предупрежу вопросы, которые поступают при огласительных беседах на приходах или в других местах, где приходится об этих вещах говорить. Кажется, что наша вера воспринимается как нечто агрессивное: Церковь оккупировала истину. Но, дорогие мои, мы же с вами говорим об истине, о спасении – здесь двух, трех, четырех мнений быть не может. Это мы просто должны понимать. Да, это правда жизни: на земном шаре существуют различные конфессии, религии, но истина одна и путь один. Это мы с вами выяснили.
Поэтому достижение вечной жизни со Христом возможно, когда человек следует единственным путем. Кому-то это нравится, кому-то не нравится, но мы-то с вами, христиане, знаем, что это так – спасение, достижение вечной жизни возможно только в Православии. Запомним эту истину: спасение только в Православии.
Когда Спаситель приходит на землю, Он, конечно же, приходит для всех, но не все люди готовы Его принять. Нам это хорошо видно по Евангелию. Даже из еврейского народа, который Господь готовил столетиями к приходу Спасителя, и то не весь принял Его. Так же – по всему земному шару.
Тогда возникает вопрос: «А как же китайцы?».
При чем тут китайцы? Мы настолько хотим быть милосерднее Бога, что нас волнуют судьбы даже не свои: не моя загробная жизнь, не мой ответ перед Богом. Нам кажется: как же все другие? И этот вопрос один наш зритель назвал «проклятым»: как соединить любовь Божию и то, что какие-то народы, люди могут попасть в ад только потому, что они не знают Христа? Как ответить на этот вопрос?
Давайте разберемся: как же китайцы? Как же быть с ними? Не случайно апостолы идут к народам, которые способны принять истину. В Евангелии Господь говорит: Не давайте святыни псам, не мечите бисер перед свиньями. Это не означает, что Господь превознесся или мы должны превозноситься над другими народами, – вовсе нет. Просто бывает так, когда человек не хочет или не способен принять эту истину. Можно прийти к нему, начать его тормошить, но он не хочет, не готов и не будет следовать этому пути. И он свободен. Бог сотворил нас свободными и нарушать нашу свободу не будет ни в коем случае – по любви к нам.
Понимаете, как получается? Любовь никогда не насилует. Что толку насильно поместить в рай человека, который не знает или ненавидит Христа: как он будет там находиться? Это точно по любви? Ведь он же там мучиться будет, страдать – благодать будет его опалять, ему там будет нехорошо, для него там будет не рай.
Поэтому что с китайцами? Давайте я вам про них расскажу, чтобы было понятно. Нам просто кажется, что это самый многочисленный народ: миллиард с лишним насчитывается, но население неоднородное; в Китае самая многочисленная национальность – хань. Но кроме ханьцев существует еще около 300 языков в Китае – это очень разное население. (Это просто историческая справка, чтобы мы понимали, что это не некий единый народ: очень часто бывает, что китаец с севера Китая не понимает, что говорит китаец с юга). Если бы пришел апостол, на каком языке он бы говорил с представителями этого народа? При этом не одно столетие в Китае развивалась своя философия, совершенно отличная от европейской – так, как мыслит китаец, не мыслит европеец. Даосизм, конфуцианство, буддизм, которые распространились в Китае, соответствующим образом настроили жителей Китая.
Господь оставил их или нет? Оказывается, нет. Оказывается, еще со времен Золотой Орды на территорию современного Китая попадали пленные и рабы из России – православные люди, даже священники попадали. Одно казачье подразделение вместе со своим полковым священником попало в Китай, и они основывали общины, храмы. Понятно, что Китай огромный, а общинка маленькая, но мы-то знаем, что все начинается с малого: апостолы, души которых были напитаны благодатью Святого Духа, шли, проповедовали о Христе, но многие ли их слышали? Мы читаем в Деяниях апостолов, что не очень благополучно их принимали – кто-то шел за ними, кто-то крестился, но мы видим, что их сажали в тюрьму за проповедь и убивали. Церковь росла постепенно, не сразу тысячами, а потихоньку, от одного-двух христиан; может быть, от одной семьи в городе. Проповедь о Христе шла постепенно.
Так и Китай Господь не оставил. Примерно с XVIII века в Китае уже действует православная миссия – православные священники, которые пытаются проповедовать о Христе. Бог через Россию начинает заботиться о Китае. Это очень важно.
С середины ХХ века по решению Синода Русской Православной Церкви в Китае основывается Китайская Автономная Православная Церковь во главе с епископом; история Православия в Китае очень интересная, необычная, очень символическая, христианская. В 1900 году происходит революция ихэтуаней – народное восстание, направленное против англичан (но нашим тоже досталось); были разрушены храмы, и вместе с этим погибли 222 православных китайца.
Бог о всяком народе и о всяком человеке заботится – многократно и постоянно Господь подталкивает к познанию истины. Вот икона Собора китайских мучеников. Чем она знаменательна? Тем, что на иконе представлено соединение двух культурных времен.
Господь благословляет группу людей, которые одеты в китайскую национальную одежду. Если поближе посмотреть, они и антропологически выглядят как китайцы.
Есть два образа одного и того же человека – священника, погибшего там, священномученика Митрофана Китайского.
Одно классической иконописи. Мы видим, что священник с косичкой, как и положено было для китайца. На другом изображении он в китайской национальной одежде. Эти люди – китайцы, они погибли за Христа в начале ХХ века.
Посмотрите на фотографию на сей день последнего предстоятеля Китайской Автономной Православной Церкви епископа Василия (Шуана). Очень надеемся, что возродится деятельность Китайской Автономной Православной Церкви.
Так вот, с китайцами все нормально – Господь о них заботится, но не нарушает свободы никакого народа, никакого человека. С китайцами все хорошо – у них даже свои святые уже есть и действует несколько православных храмов: до середины ХХ века было более ста православных храмов, 8 монастырей, 2 скита. Но началась так называемая культурная революция в Китае, и там сейчас правят коммунисты, которые к религии и Православию относятся сложно.
Возьмем любой другой народ, особенно современный: мы понимаем, что все образованные люди говорят на английском, французском языках – где какая колония существовала, если взглянуть на геополитическую карту мира. Где-то государственные языки, на которые Евангелие переведено.
Мы должны понимать, что Православная Церковь не только в России существует – есть Православие в Японии, в Африке: в замечательном цикле «Планета Православия» мы видим, что у Православия разные лица. Пусть не так, как нам хочется, видится: не в имперском, главенствующем блеске, но представители истины есть – как апостолы, ходят, проповедуют и свидетельствуют. Вопрос в другом: готовы ли люди принимать истину, или им больше нравится жить в своих представлениях, мечтах, совершенно земных целях?
Почему Господь говорит: не мечите бисер перед свиньями? Не потому, что превозносится над людьми, – но если человек увлечен плотскими страстями (это образ свиньи – в Ветхом Завете нечистого животного, валяющегося в луже и питающегося разной падалью), то он просто не способен это принять. Это трагедия, правда жизни, так и есть. И Бог приходит сюда, на землю, давая нам шанс. Человек может этим шансом не воспользоваться. Это трагедия, но это не показатель того, что Бог нас не любит: Бог нас настолько любит, что не нарушает нашу свободу.
Давайте возьмем распространенную статистику: «80% населения России относят себя к Православию» – и посмотрим, сколько у нас реально воцерковленных людей. Кто такие воцерковленные люди – хотя бы внешне? Они ходят в храм, приступают к таинствам – исповедуются, причащаются; очень надеюсь, что они знают Священное Писание и ведут борьбу с грехами. Это все 80% населения? Конечно, нет. Показывают цифры: 1,5–2%, в лучшем случае – 5%. А где остальные? Что с ними стало?
Так вот, мы, говоря об оглашении, борьбе со страстями, должны понять очень важную тему, братья и сестры: Бог один, путь один, Православие одно сохраняет истину. Как стать членом Православной Церкви? Нужно креститься. (Мы все это хорошо знаем. Я уже неоднократно говорил, что у себя в храме я вел статистику – интересовался, зачем люди приходят к Крещению. Чуть позже об этом поговорим.)
Сейчас в большинстве наших храмов (если смотрят священники передачу, не обижайтесь, дорогие отцы) как этопроисходит? Человек приходит в церковную лавку, говорит: «Я хочу креститься». Ему говорят: «Хорошо. Приходи завтра. Возьми с собой полотенце, тапки. Клади денежку». Он пришел, покрестился – и ушел. Он считается православным? De jure считается. А de facto?
Мы должны принять очень важную истину: Крещение возможно только когда человек по-настоящему верит в Бога – не вообще в нечто над собой существующее, а действительно верит в Бога так, как говорит Православная Церковь. Для этого существует целый процесс подготовки человека к принятию Крещения, он называется оглашением – то, что мы с вами проходим в этом цикле в рамках наших бесед. Это все должно проходить не по телевизору (хотя почему бы и нет?), а в наших храмах, когда люди должны узнавать основы веры.
Но когда человек верит не так, как верит Церковь, он не должен креститься: это насмешка над Церковью, Богом, Иисусом Христом, Господом нашим. Как Он говорит? Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать и креститься, осужден будет. И некрещеный будет осужден, и неверующий, но крещеный тоже осужден будет.
Вы можете сказать: у нас в храмах этого не происходит. Разве сложно учиться? Разве сложно взять опыт Церкви? Он же не сиюминутный – Церкви 2 000 лет. За историю Церкви у нас были замечательные эпохи, когда шло оглашение, сохранились документы в виде творений святых отцов – сейчас можно разобраться, интернет дает возможность обнаружить различные формы оглашения, их применять и проверять перед Крещением: «Усвоил человек основы веры или нет? Он действительно верит или нет?» – это очень важно в оглашении. Крещение возможно, если человек верит правильно, а если человек верит неправильно, то и жить будет соответствующим образом.
Далее: хорошо, вот пришел человек и говорит, что он верующий (знаете, как много такого в приходской работе?) – человек приходит и говорит: «Я очень верующий» (или: «Я все знаю. Давай тут мне не рассказывай, мне все знакомо»). Когда человек так говорит, это означает, что он вообще ничего не знает: это у него самомнение.
По-настоящему верующий человек разве будет пренебрегать возможностью повторить основы веры или снова поговорить о ней? Что становится признаком веры у человека? Слова? Нет, дела. Именно они оказываются проверкой (помните, в Евангелии Господь говорит: По плодам узнаете их?). Если человек говорит, что он верующий, а ведет себя как какой-то бандит, безобразно и мало чем отличается от животного, то какой он верующий? Неужели вера – это что-то отдельное от его жизни? Только дела – признак веры у человека, и никак по-другому; все остальное – фантазии, несерьезности, и это мы должны с вами с горечью констатировать.
Только правильная жизнь свидетельствует о наличии правильной веры. Насколько важно эту тему нам с вами, братья и сестры, знать и в своей жизни применять... Спасибо, что вы слушаете и читаете наши беседы – очень рад, что вы откликаетесь. Почему мне это важно? Эти передачи рождаются вживую, и мне интересен ваш отклик, чтобы выстроить наши дальнейшие передачи. Я для себя отмечаю, что мы вместе с вами их создаем.
Надеюсь, будет полезно то, о чем мы говорим. Если кто-то хочет написать о чем-то, если есть проблемы и вопросы, которые мы не затронули, предлагаю написать на электронный адрес телеканала «Союз»: kanev@tv-soyuz.ru . До новых встреч. Помоги вам всем Господь. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Наталья Культяева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.