Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (1066) → Протоиерей Андрей Канев: Огласительные беседы. Истина и религия. Беседа 3-я

Протоиерей Андрей Канев: Огласительные беседы. Истина и религия. Беседа 3-я

№25 (1066) / 1 июля ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №24 (1065) 2020

Мы продолжаем цикл бесед «Страсти и борьба с ними» – уже 3-ю беседу мы с вами ведем в рамках небольшого цикла, посвященного оглашению (напомню, изучение основ веры необходимо, чтобы нам правильно выстраивать свою жизнь, поэтому мы коснемся основных вопросов). Я думаю, многие вещи и вопросы вам понятны, но повторение – мать учения.

Заранее хотел поблагодарить наших отзывчивых теле-зрителей: на мои просьбы дать свой отзыв по смене формата передачи вы написали хорошие, приятные, вдохновляющие слова, которые позволяют и дальше нам с вами создавать наш цикл бесед, – спасибо вам большое, братья и сестры. И в будущем мне тоже будет интересно от вас получать письма – что понятно или непонятно, какие-то вопросы; я прошу писать на наш электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru – мне очень важно ваше мнение, чтобы у нас с вами было что-то похожее на диалог.

Итак, давайте продолжим нашу беседу – мы с вами продолжаем разбирать тему «Истина и религия». Коротко напомню, что мы уже выяснили: Бог один, но религии не равны между собой. Почему? Поскольку один Бог, и путь к Нему может быть только один – никаких других вариантов, импровизаций быть не может.

Соответственно, мы должны понимать, что неравенство религий обосновывается тем, что каждая религия по-своему, может быть, излагает свое учение о Боге и о спасении, вечной жизни – когда мы сравниваем религии между собой, мы должны сравнивать не то, что у одних есть посты – и у других посты, у одних какие-то богослужения – и у других какие-то богослужения, а сравнивать самое главное, что есть в религии: учение о Боге и о спасении.

Поэтому как мы говорим? Религии между собой не равны, ибо они предполагают разные заповеди, разное представление о Боге – порой даже совершенно противоположное. Поэтому мы обсуждали вопрос истины и правды: как раз истина становится признаком проверки правильности или неправильности пути.

Что такое истина? Это не только набор определенных понятий – для нас, христиан, это более глубокое понятие. Помните суд Пилата над Спасителем, когда Пилат говорит: что есть истина? – можно подумать, если не разбираться в тексте, что Пилат заинтересовался: «А что такое истина? Расскажи мне». Да вовсе нет: это был возглас усталого человека, к которому ездили философы и каждый думал, что он истину произносит. Поэтому это возглас человека, который от всех этих бредней давно устал: он услышал знакомое слово, и для него это ничего не значит.

А для нас, христиан, что это означает? Сам Господь в Евангелии говорит: «Я есть истина, путь и жизнь». Соответственно, мы измеряем истину не по внешним признакам религиозных действий, не по тому, что, как нам кажется, представители тех или иных религий лучше себя ведут по отношению к своим родителям, окружающим, добрые они или недобрые.

Мы должны знать, понимать, оценивать то или иное религиозное учение, сравнивая его с учением о Христе. Для нас истина – это не просто слова, а Сам Христос. Те слова, которые Он говорит в Евангелии, для нас являются точным ориентиром: это самое главное.

Мы понимаем, что есть языческие религии, где нет понятия о едином Боге, тем более о Господе Иисусе Христе. Есть религии, так скажем, значительные, которые насчитывают множество последователей. Индуизм – тоже языческая религия; из него вышел буддизм, в котором даже нет понятия о Боге как Едином Творце (я уж не говорю о Господе Иисусе Христе).

Есть иудаизм, который тоже не учит о Господе Иисусе Христе: вы сами понимаете, как христиане, что там совершенно противоположное понимание Христа Спасителя – они ждут мессию, но мессия, которого ожидают иудеи, для нас будет антихрист, он будет такое имя иметь: приставка «анти–» означает не «против», а «вместо» – вместо Христа придет.

В исламе есть упоминание о Христе, но для мусульман Он только пророк (как мы уже говорили) – и для нас это неприемлемое учение о Спасителе.

Вот такая измерительная линеечка, с которой можно спокойно, без превозношения и оскорблений сравнивать, есть там что-то об истине или нет… Поэтому такое новомодное понимание, что во всех религиях есть кусочки истины, которые можно собрать, – это очень большое заблуждение. Я хотел показать еще одну картинку: это иллюстрация одной из восточных притч о том, как нескольких слепцов подвели к слону и каждый начал со своей стороны изучать ту или иную часть этого животного. Один трогает слона за ухо и думает, что это ковер. Другой трогает хобот и думает, что это змея. Третий пальцем проверяет клык и думает, что это острое копье. Четвертый ногу обхватил и думает, что это дерево. Пятый трогает слона за шершавый бок и думает, что это стена. Шестому достался хвост – и он думает, что это веревка.

О чем эта притча? Представим, что здесь речь не о слоне, а о Боге. И представители разных религий с разных сторон начинают щупать, изучать, постигать Его. У них вследствие такого изучения (посмотрите, они все слепцы, с палочками и в очках, они сами не могут увидеть точно, что изучают, но вот на ощупь постигают) появляются различные религии. Это в корне неправильное понимание.

Если мы откроем Библию, Ветхий Завет, тем более изучим Новый Завет, то увидим, что не человек наощупь ищет Бога, а Сам Господь открывает человеку о Себе, каков Он, – причем не утаивает ничего от человека, а действительно поступает как любящий отец со своим ребенком. Это пункт важный: Бог Сам открывает истину – ее не надо искать в слепоте, впотьмах, нащупывать.

Так строится человеческое познание, суеверие, когда человек начинает сам «догадываться» (лукавый ему помогает догадываться) о каких-то явлениях, происходящих вокруг, случаях, начинает придавать мистическое значение обычным, простым, бытовым вещам. Так рождается суеверие, ложь, но истина так не появляется.

Мы знаем, что Бог Сам открывает Себя и открывает истину – путь к Себе. Поэтому как мы должны выстроить свои отношения с уважаемыми в нашем мире религиями? Мы никого не презираем, ко всем относимся добродушно, хорошо. Но должны понимать: есть область, где мы можем спокойно взаимодействовать с представителями других религий (это служение Родине, соседство, может, родственники у нас такие есть, мы можем работать, дружить – пожалуйста), но что касается веры, здесь мы должны стоять твердо, спокойно на своих позициях.

Истина – это Сам Господь Иисус Христос. Когда мы говорим «братья мусульмане», то это может быть эмоциональный призыв (мы братья родной страны, братья по оружию – это может быть), но мы не братья во Христе. Это надо понимать, нельзя такие слова использовать и придавать им истинный смысл: у братьев отец должен быть один и мать одна. У нас Отец Небесный, а Церковь – Мать, поэтому и говорим «братья и сестры во Христе», или у нас есть кровные братья.

Когда мы, будучи христианами, говорим «братья-мусульмане», надо найти другой эпитет, чтобы выказать свою дружбу или благорасположение, но ни в коем случае не придавать этому какой-то религиозный смысл. Тогда зададимся другим вопросом: с мусульманами, иудеями, буддистами, язычниками понятно – они о Христе не учат, но у нас же само христианство не цельное, есть православные, католики, очень много протестантов. Поэтому давайте этот вопрос тоже рассмотрим.

Тут тоже применим принцип сравнения. Напомню, что по отношению к другим религиям мы сравниваем церковное учение о Христе, о Боге и понимаем, что в других религиях учат не так. В христианстве все даже проще. Почему? Я приведу картинку из «Закона Божия»: «Древо христианской Церкви».

Откуда берутся корни нашей христианской Церкви? Она есть продолжение Ветхозаветной, ибо через Ветхий Завет Господь учил иудейский народ, что Он придет в мир. Господь Рождается, потом в 30-летнем возрасте выходит на проповедь, проповедует, идет на Крест, умирает ради нас на Кресте, воскресает, является ученикам. Далее – праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), когда на 50-й день после Пасхи Дух Святой сходит на апостолов видимым образом, и мы говорим, что с этого времени начинается история новозаветной Церкви, Глава которой Христос Господь.

И вот апостолы начинают проповедовать, основывать Поместные Церкви, и до сих пор существует этот процесс жизни земной Церкви. Поэтому ствол дерева на рисунке подписан: Единая Святая Соборная Апостольская Православная Церковь. Я знаю, что бывают у нас бытовые разговоры «вы, православные, себе присвоили истину, вы такие-сякие – попы на „Мерседесах”», обвиняют нас, духовенство, что у нас золотые кресты и так далее.

Мы должны понимать, что самое ценное, главное в Православии – это не ошибки духовенства, христиан, наши попытки борьбы с грехами, часто неудачные (понятно, что грех – вовсе не ценность, и плохо, что это есть). Самое ценное не наши традиции (которых за 2000 лет появилось очень много), не какие-то исторические наслоения, даже не культура Церкви: храмостроительство, пение, те или иные формы богослужения (которые за 2000 лет очень сильно менялись – возьмите учебник по литургике, посмотрите: богослужение развивается, оно не статично). Самое главное, на чем основано это дерево, – это учение Церкви о Господе Иисусе Христе, учение о спасении.

Почти с самого начала существования Церкви стали появляться ереси. Что такое ереси? Это ложное учение о Боге, о спасении; чтобы отрубить эти ереси, защитить христиан ото лжи, Церковь начинает собирать Вселенские Соборы – собрания представителей всех существовавших тогда Православных Церквей, которые, собравшись вместе, утверждали, формулировали основы веры, которые и так были известны – переходили от апостолов.

Мы видим, что на иллюстрации обозначены Вселенские Соборы. Что было решено на них (не придумано, а сформулировано – это очень правильное слово)? В решениях их были сформулированы истины христианской веры, основы и правила христианского благочестия (что очень важно). В Соборах участвовали и Западная Церковь (Римская тоже частью Православной Церкви была), и Восточная Церковь. Собравшись вместе, помолившись Богу, решали эти вопросы, формулировали, пытались вразумлять еретиков, которых было очень много (кто хочет, может посмотреть это в истории Вселенской Церкви, но для нас важно понять основы).

Решения этих Вселенских Соборов чрезвычайно важны и серьезны: если мы сравним их с законодательством государств, то в нашей Конституции с 1990-х годов прописано, что над российским законодательством превалирует международное право. Что это значит? Что международные законы важнее, чем законы нашей страны. Вот и решения Вселенских Соборов – это законы, которые распространяются на все Православные Церкви: не просто собрались какие-то люди в IV, V, VI веках, что-то решали – и нас это не касается. Вовсе нет. Это существенные, важнейшие определения веры, которые распространяются на всех и навсегда.

Не будет никогда такого времени, чтобы решения, принятые в I тысячелетии, каким-то образом могут поменяться по отношению к учению о Господе или к учению о спасении. На первых Соборах рождается Символ веры, который мы с вами знаем: это не молитва – мы его поем на богослужении как молитву, но это четкие, догматические формулировки основ Православной веры, которые мы должны помнить; они отсекают лишнее, ложное. Это очень-очень важно.

Святая Апостольская Православная Церковь (мы потом, если Бог даст, подробнее поговорим о признаках истинной Церкви) основана на истинном учении о Господе Иисусе Христе. Почему я говорю, что достаточно легко отличить, кто прав, а кто не прав? Не по длине бороды или чье облачение красивее, а по тому, кто придерживается каких учений. Тайная организация, которая называет себя церковью христианской, может определить себя признаками веры, данными на семи Вселенских Соборах? Если нет, то это общество, организация не является христианской Церковью. Мы должны это четко понимать. Людей, которые думают, что они христиане, много, но это не предполагает, что количество может определить качество.

На картинке не обозначено, сколько от этого дерева отпадало сучков – это были целые области, где жили православные люди, но в силу исторических обстоятельств, увлеченности заблуждениями они отпадали от единой Святой Соборной Апостольской Церкви. «Единая» – это значит одна, но это не значит, что она собирает всех в лукошко, как грибы.

Когда целая страна, которая исповедовала Христа так, как исповедовали апостолы, вдруг начинает увлекаться ложью, она не просто создает что-то параллельное, она отпадает. Представляете, какая это страшная трагедия? Насколько важно христианам во все времена помнить о том, что нужно сохранять истину, сформулированную на семи Вселенских Соборах… Как я сказал, на Соборах так или иначе, через делегатов или лично, участвовали епископы, предстоятели Православных Церквей Запада и Востока, и это было единое решение, и по нему мы можем измерять, соответствует истине то общество, которое называет себя христианским, или нет.

Мы знаем, что исторически этот рубеж I тысячелетия принес то, что Западная Церковь приняла в свое учение ложное учение о Пресвятой Троице, исхождении Святого Духа, главенстве Церкви – исказилось учение о Святой Троице, Святом Духе, Господе Иисусе Христе и о Церкви. Это очень важно: даже одного ложного понятия достаточно, чтобы человек отпал от Церкви.

Есть такая притча: орел сильная птица, но если он когтем зацепится, то не сможет улететь и погибнет. И если христианин допускает в своих убеждениях (не в помыслах – «просто подумал и отвлекся») какую-то установку, отличную от Церкви, то, к сожалению, этот человек становится еретиком. Как бы он ни изображал христианина, ни участвовал в таинствах – это все будет в осуждение и выльется в кривизну: есть совершенно четкое убеждение, что правильная жизнь строится, как на фундаменте, на правильной вере – если фундамент кривой, то и жизнь будет выстроена криво. И происходит трагедия, когда Западная Церковь отпадает от Православия, единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, и приобретает имя Католической.

На картинке это хорошо обозначено как сучок, который появился – и тут же отпал. И все там стало сложно, когда произошло отпадение от Святого Духа, единой Церкви: не просто бабушка-доярки из Альп случайно приняла какое-то ложное учение, а на уровне Западной Церкви было принято ложное учение как догматы. Естественно, начинается очень трудный этап у бывшей Западной Православной Церкви – очень серьезные кризисы, что само по себе понятно: если человек или сообщество отпадает от Бога, но вразумлению не поддается, то все больше и больше удаляется от истины, а потом часть западных бывших православных христиан, бывших православных государств, ставших еретическими, еще больше откалываются, и появляется множество протестантских организаций…

Понятно, что в Православной Церкви есть много проблем, но они другого характера: это проблемы земной борьбы человека с грехами.

Я не говорю о том, что мы прекрасные, а все остальные безобразные. Нет, мы должны с вами понимать, что Православие прекрасно не потому, что я такой прекрасный или вы такие замечательные – оно имеет земные проблемы, сложности (и имеет их из-за нас с вами, современных христиан), но оно сохраняет истину – учение отцов Вселенских Соборов, веру апостолов. Православие продолжает, несмотря на внешние проблемы (политические, внутренние, человеческие), сохранять истинное учение Святой Церкви о спасении, нравственном учении, борьбе с грехами.

Что здесь можно сказать, братья и сестры? Так не получится: давайте все объединимся, «соляночку» соберем, чайку попьем, помолимся, послужим, разбежимся... Отпавшее может вернуться, когда вновь примет веру Вселенских Соборов. Но будет ли это? Я думаю, что нет. Опыт II тысячелетия показывает, что этого не происходит.

И наивны те православные христиане, которые говорят: «Нет, мы будем молиться вместе с еретиками! Давайте вместе причащаться» – это или наивность, или откровенная диверсия. Мы с вами должны понимать, братья и сестры, что к мертвому живое никак нельзя привязать, ни в коем случае.

Поэтому еще раз подводим итог. Истин во всех религиях по кусочкам нет. Истина одна: цельная Истина – это Христос. О нехристианских учениях легко понять: они не ведут туда, куда призывает Господь, потому что там нет учения о Спасителе. Что касается обществ, которые называют себя христианскими, – мы должны понимать, что если это общество не строит свою жизнь на основе учения Церкви, Предания Святой Церкви, неизменности рукоположения епископов и священников, непрерывности от апостолов, то это ложное общество, к сожалению.

Объединение их возможно только тогда, когда эти отпавшие части примут истину и вернутся к себе домой – в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь. Пока этого не происходит, никаких объединений, совместных молитв, участия в таинствах быть не может – если мы это делаем, то совершаем смертный грех и сами отпадаем от Церкви. Поэтому надо быть крайне внимательными.

Поэтому на очень важный вопрос «Если истины в других религиях нет, то возможно ли там спасение, то есть достижение вечной жизни?», ответ такой: достижение вечной жизни возможно только в единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Поэтому помоги нам Господь, братья и сестры. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс