Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1064) → Протоиерей Андрей Канев: В Крещении мы получили возможность избавляться от страстей, если захотим и будем бороться против них

Протоиерей Андрей Канев: В Крещении мы получили возможность избавляться от страстей, если захотим и будем бороться против них

№23 (1064) / 8 июня ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №22 (1063) 2020

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем беседы «Страсти и борьба с ними».

У нас изменился интерьер студии. С чем это связано? Уже год я вам обещаю, что мы будем изучать основы веры. Почему нужно изучать их? С этого должна начинаться борьба со страстями: чтобы мы выправили понятия о вере, если они у нас кривые, или узнали их, а если у нас все правильно, то проверили себя. Мне захотелось снимать передачу по-другому: у нас есть такие вопросы, которые требуют наглядности и, может быть, так будет немного живее и интереснее.

Сегодня – беседа о Крещении: я буду проходить с вами темы огласительных бесед, которые мы проводим на приходе.

Понятно, что огласительные беседы рассчитаны в первую очередь на людей некрещеных, и беседа о Крещении важна для постановки цели: зачем мы собираемся здесь, к какой жизни готовимся?

Мой опыт приходской работы показывает, что большинство людей, крещенных в 1990-е и 2000-е годы, не знают элементарных вещей (да и сейчас крестятся, но мы, священники, к сожалению, крестим и не учим народ, а эти вещи очень важны). В своей практике я индивидуально занимаюсь с людьми, обязательно эту тему прохожу и рисую табличку – поэтому сегодня я не сижу за столом, а стою у доски.

Итак, тема важная и серьезная: для чего нужно Крещение? К сожалению, даже в популярной литературе можно найти разночтения – якобы можно спастись не крестясь, и необязательно крестить младенцев. Совершенно ложное представление: мол, главное – быть хорошим, добрым.

Крещение даже некоторыми христианами воспринимается как нечто необязательное. В этой установочной беседе мне бы хотелось поговорить с вами, чем крещеный отличается от некрещеного, что происходит с человеком во время Крещения и что мы с вами, члены Православной Церкви, получили как дар во время крещения?

Я приготовил 2картинки, на которых 2 человека, но над одним «ноль» – это некрещеный человек, над другим «крестик» – это крещеный человек. Внешне крещеного человека от некрещеного не отличить, но в чем существенная разница между состоянием крещеного и некрещеного человека? Открывая Библию, мы читаем, что Господь создает Адама совершенным – безгрешным. Но происходит великая трагедия, когда Адам предает Бога (об этом мы поговорим в следующих беседах). В Адаме совершается страшное искажение.

Господь сотворил его по образу и подобию Своему, и понятно, что в сердце Адама была благодать Святого Духа. Но после грехопадения произошел страшный переворот – революция, когда сердце человека оказалось захвачено злом: духом сатаны. Каждый человек, рожденный после грехопадения, становится пленником. Мы рождаемся в плену, когда наследие Адама переходит на нас самих.

Первое, что отличает человека крещеного от некрещеного, – то, что в сердце некрещеного находится сатана (как бы это грубо ни звучало). Сердце человека (центр, где находится дух) захвачено – оно в плену сатаны. Это страшное состояние. Почему люди делают столько зла, греха, безобразия? Это выражение плена. Я поставлю над рисунком, изображающим некрещеного человека, букву «с» – плен сатаны.

Мы скажем, что крещеные люди тоже грешат, делают страшнейшие вещи? Но во время Крещения происходит очень важное действие – я думаю, тот, кто наблюдал таинство Крещения, изучал эту тему или помнит свое Крещение, помнит и момент, когда священник предлагает крещаемому повернуться на запад (западная сторона символизирует силы зла) и отречься от сатаны. Священник говорит: «Отрекаешься от сатаны?», и человек говорит: «Отрекаюсь»; этот вопрос задается трижды – почему? Чтобы человек прочувствовал свое решение: это его свободное решение, а не повторение за священником. Потом священник говорит: «Дунь и плюнь на него (на сатану)». Человек символически дует и плюет на сатану – тем самым отрекается от него, а когда человек погружается в воды крещения, происходит самое удивительное – он освобождается от плена. Куда девается сатана? Изгоняется из сердца.

На первой картинке отношения одни: сатана относится к человеку как хозяин к своему рабу. Можно представить такую картинку: на шее раба ошейник и длинная цепочка – куда нужно, туда и приказывает идти господин.

Что происходит в случае Крещения? Сатана изгоняется из сердца – он никуда не делся, находится здесь, в этом же мире, где мы обитаем, продолжает искушать человека, но это уже не отношения хозяина и раба, но продолжает воздействовать уже не изнутри, а снаружи.

Как воздействует? Мы много раз обсуждали это: через помыслы, чувства. Но это отношения противоборствующих сторон. Очень важно понимать, что в крещении человек получает освобождение: при верности Христу, борьбе со страстями, сохранении веры, живя опытом Церкви, святоотеческим опытом борьбы со страстями, он может это воздействие уменьшить и научиться бороться с помощью Христа с противником.

Понятно, что грешат и крещеный, и некрещеный. Но они грешат немного по-разному: некрещеный не может не грешить, а крещеный может не грешить – если захочет, может бороться и призывать Христа себе в помощь.

Второе, что отличает этих двух людей: наличие первородного греха (как у каждого рожденного).

Откуда взялся первородный грех? Опять мы должны вспомнить Адама. Каким его сотворил Господь? Адама Господь сотворил человеком, по отношению к нам совершенным – в его душе было множество добродетелей. И эти добродетели – не просто добрые дела: пошел и сделал. Их можно сравнить, например, с ядерным реактором, аккумуляторной батареей – это сила, которая человека двигает жить по этим установкам, ценностям, преодолевать трудности, расти дальше: то, что дает силу.

После того как Адам согрешил, добродетели (силы, двигатели), заложенные Богом в Адаме, испортились. Они работают, дают силу, но сила оказывается неправильная: все, что было в Адаме положительного, изменилось на отрицательное.

В душе Адама стали появляться страсти. Откуда? Их же не Бог дал Адаму – Бог не делает никакого греха, не желает никакого зла. Откуда тогда все взялось? То, что было заложено, изменилось и продолжает выдавать силу, но толкать душу человека на грех, на погибель.

Что с человеком происходит после первородного греха? Господь же предупреждал Адама: смертью умрешь – не делай греха, не направляй неправильно свою свободу. Но человек предал Бога, и в его существо входит зло, сатана (он становится пленником); страдания, болезни, смерть – последствия первородного греха. Но самое страшное, что существо человека отравилось, он становится отравленным.

Мы можем сказать: «Как же так? Адам согрешил сколько-то лет назад, а мы при чем здесь? Мы родились уже в другом мире». Все правильно, мы родились в другом мире, – но думать, что мы не причастны к этому событию, неправильно.

В чем причастность? Наивно думать, что если бы мы оказались на месте Адама, то поступили бы по-другому: уж если совершенный Адам ошибся, мы-то, грешники, тем более... В чем мы становимся наследниками? Когда мужская и женская клеточки соединяются и происходит зачатие человека, откуда берется душа человека? Она творится Богом.

Душа похожа по своим качествам на отца или на мать, наследует их качества, вкладываются таланты, которые потом человек должен реализовывать в своей жизни: все особенности личности человека туда вкладываются. Это уже живое существо, поэтому Церковь и говорит о трагедии абортов – ведь это не просто плод (так говорят о картошке или яблоке), а человек. Эти соединившиеся клеточки – уже живой человек, у него живая бессмертная душа, хотя ему может быть всего несколько секунд жизни.

Когда Господь творит живой мир, подобное рождает подобное. Поэтому мы должны критически относиться к теории эволюции. Мы верим в другое – кто-то верит в животное происхождение, а мы верим в Божественное происхождение.

Господь так сотворил мир, что подобное рождает подобное. Это касается как биологической (телесной) жизни человека, так и духовной. Господь сотворил Адама таким (со всеми добродетелями, способностями, качествами его души), какими должны были рождаться дети Адама. Все мы были запланированы Богом. Мы не случайно здесь появляемся, мы все должны были жить в раю, но не получилось.

Каждый ребеночек, который рождается на земле в течение тысяч лет после жизни Адама, копирует его: мы все копируем его особенности. Если бы мы жили в раю, мы бы наследовали от него качества святости, добродетелей – да, личности разные, но качества, способности одинаковые.

Но люди начинают рождаться после грехопадения. Мы наследуем качества Адама уже согрешившего, уже пропитанного ядом греха, смерти, страдающего, страстного. Соответственно, каждый ребеночек, который рождается на земле, копирует именно эти качества Адама.

Первородный грех передается из поколения в поколение не фактом самого рождения, а именно тем, что при зачатии мы передаем этот грех нашим детям: человечество из поколения в поколение транслирует первородный грех. Поэтому каждый человек, родившийся на земле (не важно, в христианской семье или нет), копирует не только папу и маму, но и Адама. Получается, что мы все заражены первородным грехом.

Что такое первородный грех? Это значит, что в каждом новорожденном младенце полный комплект искаженных добродетелей, которые стали страстями – нужны только время, возраст, чтобы это стало проявляться. Думаю, внимательные родители скажут, что уже у младенцев много чего проявляется: гордыня, капризы, хитрость.

Первородный грех – это не юридическая ответственность за грехопадение Адама, а, как говорит святитель Игнатий, яд греха, смерти, который передается из поколения в поколение. В Крещении происходит очищение первородного греха. Это важно, братья и сестры, обратите на это внимание: мы говорим, что страсть – это ядерный реактор, который заставляет несчастного человека грешить. Хочет он того или не хочет, но он все равно будет пленником, он все равно раб: его надо выкупать. Выкуп – это то, что Господь сделал на Кресте. И от раба сатаны зависит, захочет ли он освободиться от рабства.

В Крещении очищается, омывается первородный грех. Да, мы остаемся здесь, на земле, продолжаем страдать, мучиться, умираем, грешим, к сожалению, но истоки этого греха уже другие.

Когда крестится взрослый человек, в голове у него флешка не поменяется, ее невозможно обнулить, стереть: у него остаются в памяти грехи, особенно если он не научен и не знает, как жить по-христиански.

Он крестится, сатана изгоняется по совершении таинства – и с утроенной силой будет нападать на этого человека… А тот не знает, как жить. Он на несколько часов стал чистым и святым, но потом все возвращается: он же помнит грехи, любит их, будет их делать – а раз так, то все будет возвращаться: он снова будет взращивать в себе страсти.

Отмечаю, братья и сестры, очень важный момент: когда христиане говорят, что «невозможно бороться с грехами, никак этого не сделать», это ложь – сатана не дает нам осознать, что в Крещении мы получили возможность избавляться от страстей, если захотим и будем бороться против них.

О грехе я подготовил несколько картинок. На первой картинке красивый сад – это образ души Адама до грехопадения. На другой картинке – сад после грехопадения, где все выгорело: у этого несчастного человечка в душе такая картинка. Искаженные добродетели горят огнем, заставляют его делать то, что он не хочет.

Что делает Крещение? Крещение не восстанавливает первую картинку, братья и сестры. В Крещении происходит другое действие: смотрим на третью картинку и видим бульдозер, расчищенную площадку.

Что такое очищение? Очищение не означает восстановления того, что было. Господь очищает гнилой, сожженный сад, рассадник плесени, крыс, мышей и тараканов – наших страстей – и подготавливает место, чтобы воссоздать этот дом и сад.

Каждый православный христианин, если будет соблюдать веру, учиться бороться со страстями, каяться, участвовать в жизни Церкви, таинствах, сможет бороться со страстями. Это заложено в Крещении: в нем омывается первородный грех и, соответственно, действие страстей качественно становится другим. Я еще раз напоминаю: это уже не наглое действие, а борьба – она всегда предполагает возможность победы, а это очень важно.

Что еще есть у взрослого человека? Личные грехи. Что происходит с личными грехами в Крещении? В Символе веры мы читаем: «Исповедую едино крещение во оставление грехов».

Первородный грех и личные грехи очищаются, прощаются. Это очень важно, особенно если крестятся взрослые люди.

В Крещении мы получаем прощение – и можем не повторять страшных ошибок, которые мы с вами делали. Крещение состоит из двух таинств: отречения от сатаны, погружения в святую воду и миропомазания.

Что мы получаем в таинстве Миропомазания? Благодать Святого Духа. Как это понять? Учение Церкви нам говорит, что в миропомазании мы получаем зачатки добродетелей – дары Святого Духа.

В чем проявляются эти дары? Оказывается, братья и сестры, на этой стройплощадке появляются стройматериалы (у меня есть картинка, на которой нарисован строящийся дом с материалами): нам привезли кирпичи, у нас есть чертежи – учение Церкви, Евангелие, таинства, учение, как строить свою душу, бороться со страстями, жить по-христиански. Это мы приобретаем в Крещении – это очень много, и таинство Миропомазания дает нам возможность построить этот дом.

В Крещении каждый православный христианин получил возможность жить по-другому: если он этого захочет, будет пытаться быть воздержанным, целомудренным, смиренным, учиться любви к ближнему.

Мы все это получили, но в виде зерен, кирпичиков, которые нужно строить. Они в достатке у каждого, только наше неверие, незнание, кривоверие или нежелание дает такие плоды, что эта стройплощадка как была такой, так всю жизнь такой и остается. И нам потом говорят: «Чем крещеный от некрещеного отличается? Да ничем, он такой же грешник». Только мы получили все дары, но не трудимся над собой.

Нужно ли Крещение для спасения? Для спасения Крещение человеку просто необходимо. Господь в Евангелии сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет. Поэтому все другие мнения, кроме мнения Господа, мнения Церкви, ложные и неправильные. Крещение для спасения необходимо.

Спасибо, братья и сестры, за внимание. Если у вас будет желание, пишите, нужно ли вернуть старый формат передачи, если есть замечания, недоумения, если хотите что-то рассмотреть, прошу писать на наш электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru – мне очень важно ваше мнение.

Помоги вам Господь, братья и сестры. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс