Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1061) → Нестарение душой – это духовная жизнь: жизнь с Богом

Нестарение душой – это духовная жизнь: жизнь с Богом

№20 (1061) / 19 мая ‘20

Размышление

Люди боятся старости и стараются о ней не задумываться, ибо старость – предвестник смерти, где в конце нас ждут не фанфары, а траурный марш, а что ждет там, за гробом, знает один только Бог. Поэтому люди всеми силами стараются отодвинуть приближение старости. Трудно найти человека, который бы адекватно воспринимал свой возраст после сорока. Большинство людей застревают в периоде ранней зрелости и даже в пожилые годы продолжают воспринимать себя 25-летними.

Заглянуть в свою старость

В социальных сетях новое повальное увлечение, захватившее звезд шоу-бизнеса, политиков, журналистов, священников и простых домохозяек: пользователи массово обрабатывают свои фото специальным приложением, которое позволяет увидеть, как, вероятно, будет выглядеть человек в старости, а затем активно выкладывают свои «постаревшие» фото в интернет. Кажется невероятным и заманчивым увидеть, каким ты будешь через 10, 30 лет и вообще в глубокой старости. (На самом деле сделать это не так уж и сложно. Если сегодня тебе лень делать уборку, завтра ты просто научишься жить в грязи. Врунишка, исправляющий двойки в дневнике, в конце концов, когда вырастет, станет отъявленным лгуном, который сам будет верить своей лжи, и так далее. Это психология.)

Преподобный Петр Дамаскин писал, что вы обманываетесь, если думаете, что страсти утихнут вместе с юностью: сколько найдется стариков, зараженных постыдным пристрастием первых годов своей жизни, сколько поседевших честолюбцев, которые с ненасытной жадностью гоняются за почестями! Как жалки эти рабы своих жестоких повелителей и страстей… На самом деле люди боятся старости и стараются о ней не задумываться, ибо старость – предвестник смерти, где в конце нас ждут не фанфары, а траурный марш, а что ждет там, за гробом, знает один только Бог.

Поэтому люди всеми силами стараются отодвинуть приближение старости. Трудно найти человека, который бы адекватно воспринимал свой возраст после сорока. Большинство людей застревают в периоде ранней зрелости и даже в пожилые годы продолжают воспринимать себя 25-летними. Такая «вечная молодость» почему-то воспринимается обществом как нечто положительное, ей посвящают стихи, воспевают в песнях, а человека, не стареющего душой, давно уже воспринимают как эталон.

Помню, как-то раз на море с женой мы были на ночной дискотеке, устроенной рядом с нашим отелем, где под современную клубную музыку на танцполе моложавые старички пытались подражать молодежи. Выглядело это неприлично и откровенно отталкивающе. Еще один «способ» остаться молодым – это обыкновенный алкоголизм. Есть такая печальная зависимость: человек останавливается в своем развитии на уровне возраста, в котором начинает регулярно употреблять крепкие спиртные напитки. Начал пить водку в 20 – всю жизнь остался с 20-летним развитием, начал в 30 – застрял на том уровне развития, начал в 16 – навсегда остался подростком с детскими формами реакций на любые житейские обстоятельства и трудности.

Другой способ помолодеть предложил знаменитый кардио-хирург Николай Михайлович Амосов, который разработал методику преодоления старости через преодоление предельных физических нагрузок. Благодаря этому он сам смог оперировать больных, уже будучи 80-летним; спас десятки (если не сотни) жизней. Подобное нестарение душой вызывает только глубокое уважение и благодарность. Есть еще один способ, который мне нравится больше всего – это духовная жизнь: жизнь с Богом. Когда я вспоминаю счастливые глаза нашей приходской 75-летней бабы Нины, которая, забывая себя, служит на клиросе уже 30 лет, или своего 86-летнего старца-духовника отца Власия, который в монастыре принимает, утешает людей с 5-ти утра до 9-ти вечера уже 45 лет подряд, улыбается и всегда счастлив, я знаю, что правда за ними.

Проездной

Стою на остановке, жду трамвай, чтобы поехать на работу. Рядом мужчина и беременная женщина с большим, выпирающим под платьем животом держатся за руки и смотрят друг на друга влюбленными глазами. Вроде бы ничего особенного: просто мужчина и женщина на остановке так же, как ты, ждут трамвая. Но когда видишь, как они смотрят друг на друга, ничего вокруг не замечая, становится хорошо на душе – и немного не по себе: словно бы стал невольным свидетелем какой-то великой тайны, увидел сокровище, прикоснулся к тому, что делает жизнь неповторимой и прекрасной: вот она – рядом с тобой настоящая большая любовь, когда можно просто смотреть друг на друга и чувствовать себя самым счастливым на свете. Держать за руку и понимать, что ничего больше тебе не нужно – самое главное и хорошее, что может быть у человека в жизни, у тебя уже есть. А когда есть главное – все остальное приложится; и будет еще. Это свойство настоящей любви – преумножать. Любовь возьмет лучшее, что есть у этих двоих, и один плюс один будет три или четыре, а может, и больше. Он будет красивым и умным, как эта счастливая мама, и мужественным, добрым, как папа. Он будет лучше их, ведь отсчет его жизни начался с этого ослепительного и безмерного счастья, которым наполнены их глаза.

А бывает наоборот, когда вместо любви горячая темная страсть, сжигающая все на своем пути и выпивающая другого без остатка. От нее рождаются несчастные поэты и тираны с разрывающими душу страстями. Они потом мечутся по миру, всюду неся хаос и разрушения и, не умея любить, требуют лишь одного – любви к себе. Это они изобрели самые сложные машины, нашли философский камень и познали самое невероятное наслаждение. Но обычная, забывающая себя, отдающая без остатка святая в своей простоте любовь, лежащая в основе этого мира, осталась для них недоступной. Чтобы вытащить руку из коробки, нужно из руки выпустить апельсин, но людям, считающим, что они произошли от обезьяны, невозможно что-то отдать другому. Они привыкли только брать и, стоя на берегу океана, умирают от жажды.

А эти двое на остановке рядом со мной ничего этого не знали, а просто отдавали себя друг другу влюбленными глазами. Когда подошел трамвай, мужчина, как самое дорогое сокровище, бережно взял свою спутницу под руку, повел в салон и усадил возле открытого окна. К ним подошел кондуктор, мужчина протянул деньги за проезд, тот оторвал билет и вместе с ним половину денег вернул обратно. Удивленный мужчина сказал: «Забыли про женщину, она же со мной». На что кондуктор с улыбкой ответил: «Посмотрите, как она улыбается. У этой женщины проездной». Потом я шел на работу и вспоминал улыбку кондуктора, заразившегося чужим счастьем, и всю дорогу тоже улыбался.

Взгляд Пресвятой Богородицы

Когда знаменитый русский искусствовед, историк, культуролог, муж Анны Ахматовой Николай Николаевич Пунин, осужденный в 1949 г. на 10 лет лагерей как открытый и злобный враг реалистического искусства и сосланный в Воркуту, находился в лагере, туда же прибыл с этапом его младший коллега – известный советский историк, искусствовед, профессор Московского государственного университета Виктор Михайлович Василенко. Он был осужден на 25 лет лагерей с последующим поражением в правах на 5 лет. Но в отличие от старшего коллеги, который умер от сердечного приступа в лагерном лазарете и был похоронен в безымянной могиле с номером Х11, он после 9-и лет лагерей (в 1956 г. ) был освобожден, вернулся в Москву и долгие годы снова преподавал на кафедре искусствознания МГУ.

Впоследствии он вспоминал один разговор со своим старшим товарищем. Однажды после работ, когда заключенные были в бараке, Н.Н. Пунин спросил у него: «А знаете, чем различаются Владимирская Божия Матерь и Сикстинская Мадонна?». Тот немного смутился, понимая, что на такие вопросы должен отвечать вопрошающий, и приготовился слушать. Николай Николаевич сказал со значением: «Так вот, милостивый государь (так он обращался к своему младшему товарищу, и эти слова очень странно звучали в бараке, где вокруг слышались крики, ругань и сонное бормотание), разница в том, что когда Сикстинская Мадонна смотрит на Вас, она видит Вас таким, как я Вас вижу в Вашем бушлате с Вашими голубыми глазами. Видит физически. А Владимирская Божия Матерь смотрит на Вас и видит только Вашу душу без плоти, сущность, а не физическую оболочку: вот почему эта икона приписывается святому Луке – не за ее внешние художественные достоинства, а за сверхчеловеческое прозрение».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-zaglyanut-v-svoyu-starost;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-proezdnoy;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-vzglyad-presvyatoy-bogoroditsy

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс