Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (1055) → Протоиерей Андрей Канев: Мы должны видеть в христианстве путь к Богу, спасению – узкий и тернистый путь борьбы

Протоиерей Андрей Канев: Мы должны видеть в христианстве путь к Богу, спасению – узкий и тернистый путь борьбы

№14 (1055) / 6 апреля ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №13 (1054) 2020

Дорогие друзья, мы продолжаем встречаться с вами на телеканале «Союз» в рамках передачи «Страсти и борьба с ними». У нас уже появилась такая традиция: вначале рассказывать об интересных книгах, и я хотел бы вам представить книгу архиепископа Аверкия (Таушева) – писателя, которого мы, можно сказать, не знаем. Книга называется «Святые – жатва Духа Божия».

Я предложил вам для чтения уже несколько книг архиепископа Аверкия – он замечательный, глубокий, духовный человек, и эта книга интересна тем, что позволяет по-новому посмотреть на жития святых.

Почему? Часто мы читаем жития святых – само по себе это очень интересное чтение. Бывает, что мы слышим имя какого-то святого, но не очень знакомы с ним, и имя его проносится мимо нас – в одно ухо влетело, в другое вылетело. Мы не молимся ему, не просим о помощи, не зная его. Насколько важен сам факт встречи, знакомства?

Чтобы познакомиться со святым человеком, нужно познакомиться с его жизнеописанием. Есть замечательные «Четьи Минеи» святителя Димитрия Ростовского – я всячески рекомендую: увидите, какое разнообразие святости в Православной Церкви – и русских святых, и представителей других народов.

Замечая, как мои знакомые читают жития святых людей, могу сказать, что их в основном интересуют чудеса. Это, конечно, хорошо: видеть, что Бог действует в людях, как какой-то святой становится прозорливым, чудотворцем или постится так, что ест финик в неделю. Это все так, но меня всегда интересовало в житиях святых (и не хватало, честно говоря), где бы увидеть опыт: как вчера обычный человек на следующей страничке чудотворит. И понимаешь, что за этими скупыми строками – десятилетия борьбы, падений, когда человек падал, вставал, полз ко Христу.

К сожалению, это показано скупыми строками; надо читать внимательно, не только чудесами интересоваться. Если человек только чудесами интересуется, для него христианская жизнь – это только ожидание чудес, что совершенно неправильно, братья и сестры.

Мы должны видеть в христианстве путь к Богу, спасению – узкий и тернистый путь борьбы. Надо карабкаться по этим камням: где-то ты оборвешься, поскользишь животом по острым камням – и снова ко Христу. А если будешь ждать, что вокруг нас будут летать ангелы, щебетать птички, будет весело, замечательно светить солнышко, и мы веселой прогулочкой дойдем до Христа, – так не будет, нам никто этого не обещал.

Когда мы читаем жития святых, надо вчитываться в опыт, а он очень разнообразный и интересный.

Архиепископ Аверкий в книге «Святые – жатва Духа Божия» (это в основном проповеди на праздники, память святых) показывает нам интересные особенности этих святых. Такие, что на житие можно по-другому посмотреть: не только как на источник чудесных историй, а как на историю людей, которые боролись, страдали, мучились (как мы с вами) от страстей, грехов, но не сдавались, получали опыт и пришли ко Христу.

Всячески рекомендую это замечательное чтение: изучение житий святых позволяет нам получить много духовных друзей, отцов, наставников в лице святых нашей Церкви. Поэтому знакомьтесь, читайте. Дай Бог, чтобы с этими святыми, которые за нас, конечно, молятся, у нас было духовное общение.

Приступим к очередному письму. Пишет брат: «Воцерковляюсь в храме с 2014 г. Удивляюсь, какими путями Господь привел в храм… У мамы была очень тяжелая жизнь, для себя не жила. Она из старообрядцев, но не успела принять Православие, ушла от нас».

Сразу хочу прокомментировать, что это большая трагедия нашей Русской Православной Церкви, когда часть Церкви откололась по несущественным причинам. Как это страшно, когда люди отпадают от истины по второстепенным причинам, политическим или из-за того, что поменялся обряд: причиной появления старообрядчества стали попытки Патриарха Никона навести порядок в богослужебных книгах, в богослужении. Мы должны понимать, что богослужение важно, но имеет второстепенное значение по отношению к вероучению Церкви. Богослужение не всегда было таким, как сейчас, оно меняется.

Если бы мы вдруг оказались (представьте) в общине апостола Павла или апостола Андрея, апостола Петра, то мы бы поняли, что не знаем богослужения – оно было совсем другим, постепенно складывалось, имеет свою историю (кому интересно, предмет называется «литургика» – это история становления чинов, церковно-богослужебных уставов, это предмет не секретный: его можно найти, почитать в интернете).

Становится понятно, что богослужение – живое явление Церкви. Оно и сейчас меняется, но не в худшую сторону: появляются новые богослужебные чины – святым новомученикам или новоканонизированным святым; это тоже дополнения, которых раньше не было, и это правильно, это дело неплохое. А во времена появления старообрядчества, к сожалению, ревность о спасении была применена не к тому. Поэтому когда о старообрядцах говорят «староверы» – это некорректно, неправильно: старообрядцы исповедуют такой же Символ веры, как и православные. Другое дело, что они остались на позиции, что их могут привести к спасению сами по себе обряды, священнодействия.

Это отпадение – не просто «не понравилось – ушли», а страшный, смертный грех, который называется раскол. Попасть в состояние раскола очень страшно: когда даже наши православные христиане (у меня есть несколько таких знакомых) проанализировали своим умом действия Священноначалия, увидели бездуховность наших современных священников (и меня – чем я отличаюсь особо?) и сказали: «Все, в этой Церкви благодати нет – мы уходим». А куда уходим? Ушли в раскол.

В прошлой передаче я говорил о ереси, а в этой передаче мы кратко коснулись раскола. В 4-м томе Полного собрания сочинений святителя Игнатия есть статья «Понятие о ереси и расколе» – тоже рекомендую вам внимательно почитать и посмотреть, каково духовное действие раскола – это очень страшно, это тоже отпадение: хотя человек верит, исповедует Бога правильно, он не принадлежит Церкви. То, что человек хотел присоединиться к Православию (это же как возвращение домой), но не успел, – трагедия.

Брат пишет о себе: «Я присоединился к Православной Церкви уже после ее ухода». Можно порадоваться за брата, что он вернулся домой, в духовный свой дом – Церковь Православную.

«Главные мои трудности (если не считать главного корня – самолюбия): отсутствие ревности в вере, граничащей с теплохладностью, отсутствие настоящего страха Божия, повторяющиеся грубые грехи, такие, как чревоугодие (съедаю больше, чем нужно). С начала воцерковления очень похудел из-за постов, и тщеславие зачастую заставляет съедать немного больше, чем нужно. Близкие резко негативно относятся к вере – приходится непросто».

Хочется посочувствовать, брат: это довольно частая история, когда в семье неверующих людей (или, может, формально считающих себя христианами) человек действительно начинает воцерковляться, а близкие начинают его ревновать, говорят: «Ты в секту попал, ударился в церковь». Или говорят другие безумные вещи… Не надо обижаться, они просто пока не знают истины.

«Посоветуйте, пожалуйста, как не отпасть от веры. Если коснутся нас последние страшные гонения, как устоять в ней? Я боязлив по натуре, а у архимандрита Рафаила (Карелина) прочитал, что это самый опасный грех, из-за него может произойти отречение в любой момент».

Давайте разберем. Я думаю, если человек говорит: «У меня такая крепкая-крепкая вера, что сейчас начни меня, как Георгия Победоносца, жарить на костре, я так же мужественно буду себя вести», – он заблуждается. Мы не были в такой обстановке – перед нами не было страха смерти, ощущения мучений. Поэтому придумывать, что «я буду героем в этот момент», нельзя. Но в то же время воображать, фантазировать, что тебя сейчас заставляют отречься от веры, а ты сдаешься, – тоже не надо: это просто фантазия.

Архимандрит Рафаил (Карелин) – замечательнейший писатель, книги которого мы тоже, даст Бог, рассмотрим, в этом моменте писал о другом. Смотрите, как он пишет: теплохладность – самый опасный грех, из-за него может произойти отречение в самый неожиданный момент. Вот самые главные слова: «В самый неожиданный момент». В чем он? В теплохладности. А она выражается в том, что человек может не знать своей веры, считая себя верующим.

Когда происходит такой момент? Не когда тебе неожиданно приставили пистолет ко лбу и сказали: «Отрекайся от Христа» – совсем нет. Оно происходит, когда мы не следим за собой, не знаем, что такое грех, не знаем заповедей.

Неожиданный момент происходит по попущению Божию, когда близкие начинают хулить Церковь, а человек не отражает: что там говорят? Или, стесняясь, говорит: «Да, да» – вот уже отрекся, а никто тебя не мучил, не расстреливал. Ты находишься в мирной обстановке, только близкие твои хулят Церковь, Бога, а ты взял и быстро согласился.

Не надо с ними драться, на кулаках выяснять истину. Просто можно сказать: «Ребята, вы говорите сейчас о вещах, которые мне дороги, и мне больно это слышать». Если они продолжают, встань и уйди – будь мужчиной. Это же мужской поступок, правильно? Молчанием, кроткой, но твердой просьбой показываем, что не согласны с этим. А если человек расслаблен и ему важно мнение общества, происходит быстрое отречение от веры. Или когда кто-то призывает к какому-то греху – и человек с легкостью идет на грех, а ему говорят, соблазняя его, искушая: «Ты же христианин, как ты поступил так?».

Отец Рафаил пишет не про гонения, когда христиан реально будут мучить, убивать, а про жизнь: что гонения на веру всегда были, есть и будут, но они хитрые – лукавые, тайные, неожиданные, поэтому внутренне надо быть начеку. Не думать, что мнение людей для нас важнее мнения Бога.

Вопрос у брата: «Как не отпасть от веры?». Не отпадай – и не отпадешь.

Но понятно, что это не ответ. Чтобы не отпадать, мы должны понимать, что Бог не дает нам непосильных скорбей: Он, как самый лучший аптекарь, взвешивает до миллиграмма лекарство. Если Он видит, что я слабый в вере человек, Он не пошлет такого искушения, которое меня размажет, отправит в ад. А с другой стороны, нужно понимать, что не изучая веру, покаяние как практику христианской жизни, не изучая заповеди, не читая святоотеческую литературу, не имея в уме правильных понятий, легко упадешь. Это слепой человек: он в любой момент споткнется, упадет (ладно, если расшибет просто нос, а не голову).

Что надо понимать? Брат написал об отсутствии ревности в вере. Тут непонятно, что он имеет в виду. Какую ревность? Если ревность, как у святителя Пантелеимона или новомучеников и исповедников Российских, которых расстреливали, то, еще раз скажу, не надо брать такую ситуацию: мы сейчас не в ней.

В Евангелии Господь говорит: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас».

Все наши мученики не были мужественными от рождения. Посмотрите, какой состав мучеников в нашей Церкви: это же не только закаленные воины, но и простые женщины, и немощные старики, и даже дети. Кто им дал мужество веры? Бог.

Поэтому, брат, Господь – наш Источник веры, надежды, всякого блага. Если недочеты в знаниях, то бери, читай, изучай, сравнивай и знай правильно: «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина, «Катехизис» святителя Филарета (Дроздова). Проверь себя по святоотеческому учению. Сейчас в интернете есть опыт анкет (мы у себя в храме применяем), составленных по вероучению – проверь себя. Знание веры – это просто надо не лениться, а взять и изучить, чтобы знать.

А чувство веры дается Богом. Что делать? Просить: «Верую, Господи, помоги моему неверию». В 9-й главе Евангелия от Марка есть история – к Господу подошел человек и сказал: «Сын мой беснуется, а ученики Твои не могут его исцелить». И Господь сказал: «Ты-то веришь?». А он ответил: «Верую, Господи, помоги моему неверию» – он понимал недочеты своей веры, свою слабость и просил у Бога веры – нам никто не мешает включить в свое молитвенное правило земные поклоны и просить: «Господи, помоги моему неверию». Знания веры изучить просто, а веру надо у Бога просить.

Что брат понимает под «ревностью в вере», он не расписал, поэтому мне трудно понять, что он имел в виду.

«Граничащая с теплохладностью». Человек перешел из старообрядчества в Православие, вернулся в Церковь, он говорит, что воцерковляется, изучает эту тему – это само по себе важное спасительное действие.

Бывают искушения – ошибка (я в самом начале передачи говорил о святых), когда человек по своей неопытности говорит: «Я не такой, как преподобный Серафим, Николай Чудотворец, значит, я плохой и я Богу не нужен».

Дорогие мои, Христу нужен не чудотворящий (святые чудотворят не своей силой, а Христовой), Христу нужны мы: нужно наше сердце, а не наши мнимые чудеса и духовные состояния. Богу нужен каждый, кто к Нему приходит.

Ревность не в том, что человек чудотворит и строго постится, а в том, что сохраняет веру, изучает святоотеческое наследие, ходит в церковь, участвует в таинствах: это не просто. Уныние тут же поднимет свою голову: «Отдохни, ты устал, полежи, не ходи, в другой раз», а человек понимает, что это заповедь, и идет – берет себя за шиворот: «Ну-ка, марш в церковь». Это тоже признаки верности, насилие над собой – они не такие, как у святых, но у каждого своя мера и свой уровень. Если мы в детском саду, то в детском саду свой уровень (я имею в виду духовный детский сад).

Брат пишет: «Отсутствие настоящего страха Божия». Как ты можешь судить о том, чего у тебя нет? Настоящее это или не совсем настоящее, если у тебя этого нет?

Есть у тебя маленький страх Божий, какие-то начатки, проблески – уже хорошо. Надо изучить, что такое страх Божий. У святителя Игнатия по этому поводу замечательные статьи (чтобы не оказалось так, что мы оцениваем, придумываем для себя то, что вообще не является нашими ориентирами). Страх Божий нужен, но надо понимать, что это такое, и разбираться в этих понятиях. В этом нам помогают писания святых отцов.

«Повторяющиеся грубые грехи»? Так они и будут повторяться: мы здесь находимся в периоде духовной войны, нашей личной битвы с собой, своим сердцем, лукавым, который через наш ум, плоть, сердце действует. Никто не застрахован от того, что шел-шел и споткнулся. Наша задача вставать и изучать эту тему: как ты споткнулся, почему?

Смотреть, анализировать, думать – это важно. Каяться – это длинный путь: он будет занимать всю жизнь, а не «с 2014 года пришел в церковь – и за 6 лет дайте мне результаты». Еще не может быть больших результатов. Что будет результатом?

Если человек веру изучил и у него не повторяются смертные грехи – это уже результат, уже хорошо. А грубые грехи будут повторяться, ведь мы изменчивы. Сегодня мы с одним настроением, завтра с другим. Сегодня отвлекся, завтра лукавый какую-то мысль дал – и мы уже забыли о покаянии. Мы все так живем, все барахтаемся. Что надо делать? Повторяются грехи – каяться. Упал – встал, упал – встал и иди дальше.

Вы пишете, что побеждаетесь чревоугодием, с начала воцерковления очень похудели из-за постов. Я понимаю, что вы берете некоторые вещи, которые вам не соответствуют: если вы сильно похудели, значит, где-то взяли на себя слишком строгий пост. Если человек постится и тело немного усыхает, становится более бодрым, – это нормально. А когда человек сильно худеет, что-то не так. Рекомендация вам: идти к священнику, духовнику и пробовать вместе с ним разобраться, как вы поститесь, чтобы не оказалось, что вы взяли чрезмерный пост для себя. Чрезмерный пост сначала удовлетворяет человека, ибо он берется по гордости, и силы вроде даются: кажется, что можешь, от этого получаешь удовольствие. Потом происходит надрыв здоровья, и человек говорит: «Зачем эти посты, зачем это нужно? Это все во вред, я такой некрасивый, худой, на себя не похож, значит, что-то неправильно, пост неправильный». Пост правильный – это ты взял не ту меру.

Судя по всему, у вас проблемы; вы пишете, что корень – самолюбие. Скорее всего, там корень. Если христианин возлагает на себя подвиги, которые ему не соответствуют, то надо найти опытного священника и сверять свои опыты с ним: как поститься, молиться, как и что читать? Обсуждать с ним вопросы. А то у вас получается: «Слишком похудел, не нравлюсь себе и съедаю намного больше». Скорее всего, вы неправильно поститесь, надо подобрать для вас подходящую меру поста.

Поэтому, брат, вопросы хорошие, но надо разбираться. В этих случаях помогают общение с опытным священником, чтение святоотеческой литературы, сравнение себя – и обязательно проверка, чтобы не ошибиться: такие ошибки мы часто делаем по гордости, самолюбию (даже вопрос «как не отпасть от веры во время гонения?» – от гордости, мне кажется). Давайте займемся собой и обратим внимание на послушание. А послушание – важное средство в борьбе с гордостью.

Спасибо вам, братья и сестры. Если есть вопросы, замечания, комментарии, прошу писать на электронный адрес канала «Союз»: kanev@tv-soyuz.ru . До новых встреч! Помоги вам всем Господь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Наталья Культяева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс