Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (1048) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О жертве

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: О жертве

№7 (1048) / 17 февраля ‘20

Архипастырь

Владыка, еще одна непростая тема – очень интересно узнать Ваше мнение: о жертве. Совершенно различное восприятие этого термина в церковной и светской жизни: в церковной сфере мы слышим, что жертва – добродетель, а в светской видим приглашения на курсы «Как не стать жертвой». Как Вы думаете, почему такие разные взгляды?

– Все очень просто. Когда тебя хотят сделать жертвой, это самое настоящее преступление. Другое дело, когда, движимый заботой, любовью, желанием прикоснуться к чужой боли, помочь, ты идешь на какие-то жертвы – это настоящая добрая жертва: не когда тебя делают жертвой, а когда ты чем-то жертвуешь ради другого.

Почему Иисус Христос должен был принести Себя в Жертву? Почему нельзя было без Его страданий?

– Каждый раз, когда подхожу к престолу и начинаю совершать Литургию, бескровное жертвоприношение (ведь Литургия – собственно, есть повторение крестной жертвы Христа Спасителя), задаюсь этим вопросом, зная на него ответ. Из Писания мы знаем, что Господь Своею Кровью обновляет кровь человека. По-другому скажу: Бог Своею Человеческой Жертвой возвращает человека Себе. Проще говоря, инфицированного грехом человека наполняет Самим Собой, чтобы уничтожить в человеке инфекцию греха.

Жертва, которая была совершена Им и совершается каждый раз ради каждого из нас, – самое убедительное свидетельство любви. Ведь любовь – не только когда тебя жалеют, утешают; любовь – это когда становятся рядом: когда плачут с плачущим, болеют с болеющим. Христос, чтобы исцелить человека от болезни вечной смерти, Сам делается горьким лекарством – отдает Себя в жертву, отдает Себя человечеству: став Человеком, Он умирает на Кресте ради любви к человеку.

В современной жизни нужны Богу жертвы? Если да, какие?

– Да. В 50-м покаянном псалме, который мы каждый день читаем, есть такие удивительные слова: жертва Богу – сокрушенные дух и сердце, и Господь их не отвергает.

Наша жертва – это наше сердце, наполненное любовью к Врачу, Который однажды дал нам это живительное лекарство, благодаря чему мы продолжаем оставаться людьми. Мы получили живую надежду на вечную жизнь (и не только на вечную жизнь). Это еще и сокрушенный дух, продолжение благодарности к Нему, по отношению к другим людям: я жертвую Богу свое смирение, выражающееся в моем внимательном, достойном отношении к нуждам других людей.

В этом году мы будем праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сколько жертв – сколько жизней люди отдали, чтобы мы сейчас жили! Как вообще этот подвиг возможен?

– Эти люди становились между смертью и жизнью своих родных и близких. Наши деды и прадеды, которые поднимались из окопов, бросали на нас, своих будущих потомков, не тень, а в себя принимали все ужасы проклятой войны, в том числе и горькую мучительную смерть, чтобы своей жизнью заслонить нас от того, что принесло бы нам погибель, несвободу: потерю своего дома, своего языка, своих традиций, своей веры, своей земли.

Это еще, если хотите, зов нашей собственной крови, в которой присутствует и Кровь Искупителя, – она зовет нас к тому, если понадобится, и жизнь свою положить ради других людей.

В современной жизни Вы часто встречаете настоящие жертвы?

– Да, каждый день. Разве это не жертва, когда мама встает раньше всех, всем готовит завтрак, каждому находит какое-то доброе слово, несмотря на свое самочувствие, на вчерашний день, на проблемы, с которыми нужно будет столкнуться, придя на работу? Разве это не жертва, когда пожилые люди с необыкновенной заботой, любовью, относятся к своим внукам? Разве это не жертва, когда человек нуждается в помощи и совершенно незнакомые люди начинают собирать какие-то средства для него, совершенно его не зная? Такое происходит каждый день.

Разве не жертва, когда после долгой ссоры кто-то из поссорившихся первым улыбнется и скажет: «Знаешь, если не получится все начать сначала, то, во всяком случае, давай прекратим злиться друг на друга»? Это тоже жертва – отдать часть себя самого, или по-другому скажу – уступить в себе место для другого: не просто в пространстве (например, в трамвае, сказав: «Садись» ), а именно в себе – в своем сердце. Это тоже жертва – постоять внутри себя, что называется, на ногах: потрудиться, чтобы другому было легче.

Почему в ветхозаветное время приносили в жертву животных, что это означало тогда?

– Спасибо за этот вопрос. Традиция жертвоприношения животных относит нас к тому времени на заре человеческой жизни, когда Адам и Ева, нарушив заповедь Божию, были изгнаны из рая. Но Бог не просто затворил за их спинами двери рая, а как раз сказал, что Сам исправит в человеке то, что тот в себе испортил (Адам и Ева испортили своим выбором душу грехом, а Христос исправил эту испорченность на Кресте). И чтобы не забывать об этом обетовании и каждый раз к нему возвращаться, было повелено приносить в жертву животных как напоминание о грядущей великой Жертве. А когда Сам Христос принес Себя в Жертву, надобности в тех жертвах уже больше не было.

Какой жертвы в нашей жизни быть ни в коем случае не может?

– Нельзя отдавать других в жертву своим амбициям, желаниям, надменности, гордости, плохому настроению (например, пришел с плохим настроением и давай всех направо и налево «ласкать» колкими словами). Нельзя делать других людей жертвами своих собственных слабостей и пороков: когда кто-то очень привязан к винопитию, это становится очень большим горем для всей семьи; человек должен понимать, что он в жертву приносит то, чем стоило бы не жертвовать, а, напротив, дорожить как даром Божиим: благополучием собственной семьи, доверием в ней, любовью супруги.

Распространенное словосочетание – «жертва домашнего насилия». Как Вы считаете, терпеть его стоит?

– Ни в коем случае нельзя: это никакая не жертва в том смысле, о котором мы говорим. Это ложная жертва. Бесконечное терпение неправды, жестокости или даже ненависти не жертвой, добродетелью. Более того, подобного рода неправильным отношением человек даже может еще больше провоцировать другого на подобного рода поступки.

Как я уже сказал, жертва – не то, что у нас отбирают, вырывают из наших рук, сердца, жизни. Жертва – то, что я сам достаю из своего сердца, что я добровольно, с любовью отдаю другому – и не чтобы получить собственное удовольствие, а когда этой жертвы ждут, когда она как глоток холодной воды после долгой пустыни или рассвет после страшной ночи. Тогда она нужна и действительно благоприятна и полезна и на земле, и на Небе.

Бывают случаи, когда человеку нравится роль жертвы. Иногда женщине говорят: «Уходи, мы тебе поможем». Нет, она терпит тирана. Что это – боязнь ответственности, безволие, страх? Что Вы такому человеку сказали бы?

– Я спросил бы: а если случится наводнение, ты так и будешь жить в том мусоре, что нанесет? Не возьмешься за уборку? Будешь терпеть, говоря: «Ну что ж, значит, судьбинушка – другого не бывает». Нет! Ты возьмешься за уборку. Если самой будет не под силу, позовешь родных и близких, чтобы вместе это сделать.

Но что делать, если ты понимаешь, что источник бесконечных наводнений и грязи здесь, рядом с тобой? Нужно переселиться жить в другое место. Это ведь вполне понятно. Бесконечно терпеть это пространство грязи и ничего не менять преступно – обязательно сделать все, чтобы пространство жизни оставалось пространством жизни для тебя, родных и близких, детей.

Владыка, большое спасибо за нашу беседу. Не могу не задать вопрос, на который Вы, быть может, ответите в заключительном слове: можно ли вообще прожить без жертв?

– Отвечая на вопрос, обращаюсь к вам, дорогие братья и сестры. Жертва – это не то, что мы вырываем с мясом, кровью и болью, но то, что мы дарим. Ведь мы же можем подарить другому улыбку, протянутую руку дружбы, подарить другим как жертву свое настоящее слово, которое дали и сдержали, свою любовь и молитву – это тоже будет большой жертвой. Без них наша жизнь станет совсем мрачной. Дай Бог всем нам света в нашей жизни, храни вас Господь!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Смело и рассудительно свидетельствовать о Христе и о том, как в свете Его истины преломляются общественные процессы

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!Рад приветствовать всех вас на пленуме Межсоборного Присутствия – совещательного органа, который уже более десяти лет оказывает реальную помощь Архиерейскому Собору и Священному Синоду в подготовке решений, имеющих большое практическое значение в жизни Церкви. Особые слова приветствия обращаю сегодня к тем, кто вошел в состав Межсоборного Присутствия в течение последних трех лет, то есть со времени предыдущего заседания, состоявшегося в январе 2017 года.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): О молитве

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс