Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1047) → Протоиерей Андрей Канев: Вера – это знание о Боге, которое Он Сам о Себе открыл Церкви через Священные Писание и Предание

Протоиерей Андрей Канев: Вера – это знание о Боге, которое Он Сам о Себе открыл Церкви через Священные Писание и Предание

№6 (1047) / 10 февраля ‘20

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) 2019 – №5 (1046) 2020

Уже много наших бесед мы отвечаем на ваши вопросы; я предлагаю и далее знакомиться с письмами – разбирать обстоятельства, которые встречаются нам в жизни. Это нужно, чтобы поучиться на примерах (и своих, и других людей): понять, как непросто вести духовную жизнь, увидеть, какие встречаются трудности и как можно с ними разобраться.

Вопрос нашего телезрителя: «Можно ли прощать человека и одновременно (без вреда как для себя, так и не обижая того человека – тихо и мирно) пресекать отношения с ним, если эти отношения тянут в болото? Как это должно быть на практике?».

Очень хороший, жизненный вопрос. Когда человек, особенно взрослый, начинает приходить к вере, понятно, что его старый круг общения начинает сильно ревновать человека к Церкви, видя, что человек меняется, у него меняются интересы и со временем общение, раньше бывшее дружеским и веселым, больше христианину не интересно – внутренне человек понимает, что ему оно не нужно, и старые знакомые потихоньку исчезают.

Бывают еще очень близкие отношения, когда человек терпит вред от своего близкого. Вот здесь возникает как раз такой практический вопрос: можно ли, прощая человека, пресекать с ним отношения?

Я думаю, можно и нужно, если вы явно видите, что они тянут вас в болото. Но здесь важно условие – речь не о супругах и близких родственниках, а именно о друзьях – знакомых, приятелях – тех, кто общался с вами, но потом принес вам какие-то скорби, страдания или соблазны. Часто, бывает, старые приятели соблазняют, и возникает вопрос, продолжать отношения с ними или не продолжать?

Я думаю: не продолжать.

Вспомним Евангельскую историю, когда другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

О чем здесь речь? Это не значит, что мы должны плохо относиться к нашим родным и близким – не о том речь: нельзя возвращаться в прежнюю жизнь.

Это особенно актуально для тех людей, которые приходят в Церковь фактически из реанимации: еще немножко – и они бы погибли в страстях, грехах, каких-то тяжелых состояниях, скорбях, трудностях. Они из скорбей, мрака пытаются заползти ползком в Церковь (я говорю образно, но фактически так и получается).

И если старый товарищ ему говорит «пойдем выпьем, развлечемся», – каким должен быть выбор для христианина? Он понимает: страсти настолько сильны, что если он пробочку от алкоголя понюхает, у него будет запой на месяц.

Что делать? Конечно, тут нужно предоставить это дело мертвецам (мертвецами здесь называются не умершие, а духовные мертвецы – те, которые еще не пришли к вере: они мертвы духовно, они еще не родились для новой жизни. Пусть они замечательные, образованные, милые, но они духовные мертвецы).

Если мы именно с точки зрения Евангелия должны все оценивать, на все смотреть, это не означает, что мы должны кого-то презирать, превозноситься, – нет. Нам не предписано такое отношение к близким. Просто мы не идем на общение с ними – блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, правда?

Тут надо нам понимать: не человекоугодничаем ли мы? А человекоугодие – очень тяжелый грех. Очень трудно старому приятелю или родственнику отказать в грехе, в том, чтобы не делать с ним грех. Дружеская связь, связь кровного родства – такая сильная, что человеку очень трудно перестать общаться.

Тут мы должны понимать, что главное – спасение человека. И если мы видим, что нас кто-то тянет в болото, надо с этим человеком расстаться. Как? Тихо и мирно прекратить отношения.

Безусловно, прощать. Мы должны понимать: человек пока не ожил, но он может ожить – Господь находится над всеми нами, и Он этого человека может оживить. Как и когда – мы не знаем, но сейчас он – камень, который может нас утянуть на дно болота, и мы можем погибнуть, поэтому тут речь идет уже о спасении.

Мы человека прощаем, понимаем его состояние, но сами идти на общение с ним не должны.

Бывает очень много историй, когда близкий человек предает христианина. Да, мы прощаем его, но как могут восстановиться отношения?

Понимаете, какой это сложный вопрос? Прощение не означает восстановление отношений: мы прощаем, но дружеских отношений уже не будет – нет злобы, нет греха, но на предательстве ничего доброго не вырастает. Мы не обижаемся, молимся за этого человека, но ничего общего нет, никаких отношений нет.

Человек пишет: «Вопрос на грани парадокса». Нет тут никакого парадокса, просто нужно решиться и понимать, что без этого никак – иначе нас тоже утянут. Знаете, сколько таких печальных примеров? Священнику радостно наблюдать, что человек меняется, воцерковляется. Я думаю, это замечательно – по моим наблюдениям, это самое радостное в священнической работе: много рутины, однообразия, а когда видишь, что человек (как Евангелие говорит о блудном сыне) духовно был мертв и ожил, – это действительно радость, ради этого и стоит служить.

Но еще у нас есть потери – они бывают с христианами, которые начинают христианскую жизнь очень горячо; им кажется на первый взгляд, что все здорово. Человек оставил прежнюю жизнь – но это все непросто. Лукавый очень часто играет в поддавки, отпуская человека и говоря: «Да-да, иди ко Христу». Человек идет к Богу, начинает жить христианской жизнью, пытается не делать старых грехов… Но это только начало борьбы: она начнется, когда утихнет чувство новизны духовной жизни, интереса, душевности – и наступит момент, когда начнется реальная борьба, когда лукавый начнет снова соблазнять человека (а делает он это хитро и ловко). Вот тут важно христианину быть к себе внимательным. Если христианин скажет: «Все, победа за нами, мы победили, можно расслабиться», – тогда следует самый главный удар лукавого.

К сожалению, в моей практике есть такие примеры. И когда вспомнишь таких людей, горюешь чисто по-человечески. А как ему поможешь? Он снова впал в грех.

Лукавый начинает ему подбрасывать мысли, что стыдно перед священником, стыдно прийти в храм – на тебя все будут смотреть: гордыню подпитывает... Человек потихоньку скисает и попадает в состояние еще более худшее, чем он был до прихода в Церковь. Еще раз напомню Евангельскую историю о человеке, из души которого был изгнан бес. А он потом вернулся, посмотрел: душа чистая, прибранная – и притащил туда злейших себя...

Это не притчи, дорогие мои, а пример того, что если мы, придя к Богу, не будем продолжать бороться, не будем помнить, что мы грешники, которым дан шанс, то вся эта бесовщина вернется – и будет всемеро хуже. Наивно думать, что мы пришли в Церковь, послушали концерт, пообщались за чаепитием – и этого достаточно; нет, это все тоненькая обложка духовной жизни. А дальше – внутренняя работа: то, что ты своим сердцем делаешь. Если ты с ним ничего не делаешь, если тебя Бог очистил Крещением или глубокой Исповедью, а ты не будешь чистоту сохранять, то будет то же, что бывает с квартирой, где регулярно не моют посуду, не застилают постель – она превращается в бомжатник. Хуже будет, понимаете?

Дело спасения такое: или ты идешь, скребешься, ползешь на коленках в сторону спасения, или так катишься, что потом будет крайне тяжело возвращаться...

Но такие потери тоже есть. Поэтому надо быть крайне к себе внимательными, братья и сестры. И такому человеку нужно сказать: не надо с этими товарищами общаться – с «друзьями», которые тянут тебя на гулянку. Тут и наступает выбор человека и парадокса нет – Евангелие говорит нам однозначно, что мы должны прекращать отношения с такими людьми не потому, что они плохие, а потому, что мы слабые. Если мы будем говорить, что они плохие, – это превозношение, гордыня: чем они плохие, чем от нас отличаются? Такие же грешники.

Если мы не будем спасаться, мы будем еще хуже их, ибо нам дан дар веры, а им пока еще нет. А дар веры – это ответственность: не бабочки и цветочки, а борьба.

Будем внимательны и не будем человекоугодничать. Помогать людям надо, но если мы видим, что они пользуются добротой христианина, предают его, то надо простить их и тихо удалиться.

Давайте к следующему вопросу приступим, тоже очень непростому – сестра написала письмо (эти случаи могут коснуться и нас, и нам надо тоже глубоко проработать эту тему). Сестра пишет по поводу передачи, где приводились слова святителя Игнатия, что сердце должно быть холодным ко всему.

Имеется в виду, что не нужно к чему-то привязываться. (У нас так не получается, но мы должны хотя бы это понимать и знать. Холодно – значит «неравнодушно, без привязанности».) Понятно, что у нас так не получается, но стремиться к этому нужно.

И вот сестра пишет, какая у нее проблема: «Сколько бьюсь над своим сердцем, оно не хочет отпускать от себя дочь» – понятная проблема родителей. Она в том, что родители очень часто присваивают себе детей, хотя есть пословица «Бог дал, Бог взял».

Но особенно в наше благополучное время родители начинают рассматривать детей как свою собственность и так их любят, что готовы задушить в своих объятиях, и вот сестра не может отпустить от себя дочь. Она пыталась над своим сердцем трудиться. «Мне что-то мешает, какая-то страсть, но не могу понять – какая», – пишет она.

Давайте прочитаем, а потом вернемся к вопросу, какая это страсть. Читаем: «Сердцу страшно потерять ее. Уже скоро год, как она ушла в сторону далече» – тут можно понять по-разному: то ли уехала от такой любви подальше, то ли в тяжкие грехи впала. Давайте предположим, что ушел человек.

Как вы думаете, сколько лет дочке? Ей не 12 лет, а 42 года.

Продолжаем читать: «Когда я об этом узнала, всю надежду возложила на Бога, но ждала быстрых результатов. И тогда в одно мгновение произошло что-то страшное: я внутри стала пустой, мертвой и начала выговаривать Отцу Небесному все, что вырывалось из моего сердца. Это было надменное, холодное обвинение. Единственное, что осталось, это рассудок. Я стала лихорадочно брать, открывать Евангелие, молитвослов, но внутри все было как выжженная земля. И тогда Господь послал мне мужа – он был на работе и позвонил. Его звонок был как ушат холодной воды. Я рассказала ему, что со мной происходит. Полились слезы, мир внутри ожил, потом пришло спокойствие, мне стало страшно от той пустоты. Теперь учусь молиться, но в сердце есть сомнение – как приобрести веру, о которой в Евангелии Господь сказал: вера твоя спасла тебя. Мне во многом помогает Царица Небесная, Господь (она видит эту помощь, чувствует; мужа заботливого Бог послал). Но веру дает только Господь. Очень надеюсь разобраться с этим случаем».

Давайте попробуем разобраться. Действительно, случай очень распространенный сейчас: как я начал говорить, мы часто рассматриваем близких как свою собственность, и это большая ошибка – мы ведь живем здесь временно, мы все равно умрем, уйдут из жизни наши близкие. Это печально, но это закон нашего несовершенного мира. И когда мы не помним о смерти (своей, близких), то даже мысль о потере близкого человека выводит нас из состояния мира.

Что это за страсти? Сестра правильно говорит, что проблема в вере: чтобы у человека была крепкая вера, нужно несколько условий.

Вера – это не просто «захотел и верю», а знание о Боге, которое Он Сам о Себе открыл Церкви через Священные Писание и Предание.

Поэтому нам с вами нужно, приходя к вере или уже находясь в Церкви, выполнять одно простое правило – изучать основы веры. Это «не сухие истины, прописанные святыми отцами в IV–V веках и нас не касающиеся» – они очень даже нас касаются: это правила жизни. Да, они в сухих формулировках, но так и должно быть – формулирование знаний.

Но что за проблема? Вроде сестра верит, что Бог есть. Но у нее нехватка знаний о Боге: она привыкла, что верит в Бога, но не доверяет Ему. Понимаете?

А как можно не доверять? Что живет в родительском сердце, когда родитель говорит: «Я не готов отдать Богу своего ребенка»? А тебя кто спросит? Никто не спросит.

Вот это состояние («Не отдам – буду переживать и заботиться о ком-то так, что буду чувствовать, что это моя собственность») – свойство гордости: именно гордыня не дает человеку довериться Богу.

А довериться обязательно надо: что это за духовная жизнь, если ты Богу не доверяешь? Доверие – очень важное свойство, это одно из качеств веры.

Получается, у сестры вера есть. Но надо изучить основы веры. Например, одно из свойства Бога – всемогущество.

Мы верим в Бога, Который одним Своим словом создал вообще все, что в мире есть (и духовный мир, и человека), и продолжает нас содержать на земле. И Господь наш Иисус Христос говорит: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены».

А что касается жизни вообще, тем более 42-летней дочери, она совершенно взрослый человек: в это время уже у некоторых внуки появляются. А сколько матери? Прибавим 20 – ей 60 с лишним лет. И за это время не родился опыт, что нужно доверять Богу?

Гордость не дает доверять Богу – она говорит: «От меня все зависит, я все сделаю». Тут надо бороться с гордостью, разобраться, что это за страсть такая, что с ней делать.

Гордыня не дает Богу действовать в нас. Нам нужно сказать: «Господи, я ничто перед Тобой, я прах и пепел – на все Твоя святая воля, что касается моей жизни и жизни моих близких. Мы только от Тебя зависим, только от Тебя – вся наша жизнь в Твоих руках».

Понятно, что бороться с гордостью непросто. Когда нападет такое состояние по отношению к своим близким (а оно еще будет, от одного раза оно не проходит), есть святые правила.

Ведь часто бывает так, что ребенок пошел в школу, а мать стоит у окна и беспокоится: дошел или не дошел, а вдруг машина сбила, злые люди вред нанесли, хулиганы встретились... Беспокойство, немирность не дают человеку спокойно себя осознать и следить за собой – страсть гордыни и печали, которая также отравляет человеку жизнь. Что делать? Молиться. Но какой молитвой? «Господи, на все Твоя святая воля, все зависит только от Тебя. Научи меня доверять Твоей святой воле».

Это тяжелое состояние – гордыня. Смотрите, что сестра начала делать: она начала Бога обвинять. Почему? Он не соизволил выполнить ее каприз: «Я же помолилась? Давай результат» (нажал на кнопку – получи результат). Но Бог ведь – не кнопка, Он «так не работает»…

Он дает что-то только когда посчитает нужным: когда мы сможем принять то, что просим. И это состояние очень тяжелое. Это, быть может, вы отдаленно почувствовали состояние бесов, которые предали Бога, находятся в злобе, пустоте и не-жизни.

И как милостив Бог, смотрите: человек обвиняет Бога, хулит, но Он все равно помогает – мужу дает почувствовать, что надо позвонить жене. Он звонит, и что сестра делает? Она начинает каяться, жаловаться на себя – говорит: «Я рассказала ему, что со мной происходит». И что получилось? Облегчение: сердце ожило, и сестра начала молиться по-настоящему.

Вот такое состояние гордыни… Господь этой доброй, хорошей женщине показал, как действуют страсти, какова гордыня.

Если мы будем жить по гордыне, как взрослые капризные дети, то ни о какой духовной жизни, спасении речи нет. Так вот, дорогие мои, подведем итоги. Наша вера – это не только теория, знания, но и практика. Поэтому нам надо ее изучать, а кто изучил уже – повторять основы, ведь такие истории случаются потому, что человек не совсем знает Бога и практику благочестия: как бороться с такими состояниями. Вот и у сестры возник вопрос: «Какая это страсть? Не могу понять».

Это страсть гордыни, связанная со страстью печали – эти тяжелые страсти не борются единовременно. Это надолго. Возможно, на всю жизнь. Но сестре нужно понять, что это ее особенности, и терпеливо, молитвенно пробивать эту корку печали о дочери, учиться доверять Богу и свою жизнь, и жизнь своих близких.

Спасибо вам за серьезный, глубокий вопрос, который вы подняли и который многих касается. Часто люди волнуются о будущем: как с пенсией, что будет со мной, вдруг я заболею… От этих мыслей бывает тяжело, но это можно победить с помощью изучения веры, Евангелия, с толкованиями святых отцов и с молитвой об укреплении веры, чтобы Господь научил нас принимать Свою святую волю. Спаси вас Христос, дорогие братья и сестры.

Если есть вопросы, недоумения, прошу вас писать на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru – Бог даст, мы еще встретимся с вами в этой студии и будем продолжать создавать передачу «Страсти и борьба с ними». (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс