Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (1041) → Гениальный искатель новых путей

Гениальный искатель новых путей

№48 (1041) / 16 декабря ‘19

Этот день в истории

Музыкальное дарование будущего композитора проявилось в ранние годы. Еще не зная нотной грамоты, мальчик проводил за роялем дни напролет, так, что его родная тетя сокрушалась: «Так и горят подошвы». Маленький Саша с пяти лет стал посещать оперный театр, который вызывал у него восторг. Однако Саше нравились музыкальные импровизации, а нотной грамотой он заниматься не хотел. В возрасте семи лет мальчика показали русскому композитору Антону Рубинштейну, который сказал «Не троньте ребенка, дайте ему развиваться свободно, со временем все придет само собой». Так и случилось. Способности Скрябина не могли не вывести его на творческую стезю, и уже заканчивая школу, в возрасте 16 лет, юноша поступил в консерваторию, чтобы к 27 годам стать ее профессором.

Еще на курсе его преподаватель, пианист Василий Сафонов, не переставая восхищаться учеником, воскликнул: «Что вы смотрите на его руки. Смотрите на его ноги». Так его восторгало использование фортепианной педали учеником. А знаменитый виолончелист К. Давыдов в экзаменационной ведомости написал: «Гениальные задатки».

«Уже лет в 20 у меня было твердое убеждение, что я сделаю нечто большое», – признавался Скрябин много лет спустя. И это не было просто ощущением. За годы учебы им было написано около 50 сочинений. Это его раннее творчество – вальсы, мазурки, ноктюрны – прошло под знаком влияния Шопена. Однако директор консерватории и тут нашел место для комплимента: «Скрябин не Шопен. Он умнее Шопена».

Была у композитора еще одна способность, сильно повлиявшая на позднее творчество, так называемая «синестезия». Скрябин в буквальном смысле видел музыку. Любой звук для него сопровождался зрительной вспышкой определенного цвета. И он искренне полагал, что все люди, так или иначе обладают такой способностью. Все могут видеть музыку как и он.

Надо сказать, такая убежденность, рождала некоторые казусы. Как-то Скрябин музицировал для своих близких. Вдруг он спросил: «Какой цвет вы сейчас представляете?» «Белый», – сказал чей-то сомневающийся голос. «Какой же белый, если синий. А сейчас?» – «Желтый наверное…» – «Разве? Это красный!» Скрябин расстроился, в конце этого самого вечера насупился и ушел.

Благодаря этой своей способности Скрябин стал новатором в совершенно новом виде искусства – цветомузыке. Он грезил использовать для своих последних произведений некое световое и цветовое сопровождение. Кое-что из задуманного воплотить удалось, однако и это было частью еще более грандиозного проекта.

Скрябин мечтал создать некое произведение, которое произвело бы «революцию духа» в людях, как он сам говорил. По задумке Скрябина оно должно было включить в себя симфонию звуков, красок, танца и даже запахов и озвученной архитектуры. Что это должно быть в точности, вряд ли знал сам автор. Но что-то грандиозное. Так он планировал, что это самое произведение будет исполнять все человечество одновременно. Конечно, эти планы так планами и остались.

P.S. Правды ради скажем, что на последний этап творчества композитора и на его грандиозные задумки сильно повлияла тяга Скрябина к мистицизму. Некоторые христианские мыслители были так обеспокоены его философскими измышлениями, что распространили негодование и на его музыку. А.Ф. Лосев писал: «Христианину грешно слушать Скрябина, и у него одно отношение к Скрябину – отвернуться от него, ибо молиться за него – тоже грешно». Другую точку зрения высказал священник Василий Некрасов, уже у гроба композитора: «Помолимся же, да воспарит его светлый дух к Богу, Которому он служил своими художественными взлетами, в неземную высь, и, как на крыльях серафимских, нашими молитвами да вознесется его душа в царство вечной красоты…» Весной 1915 года странный, идеалистичный, но гениальный русский композитор А.Н. Скрябин ушел из земной жизни.

 

В других номерах:

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Этот день в истории

Византия не умерла

№11 (956) / 13 марта ‘18

Этот день в истории

«Дни и ночи у мартеновских печей...»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс