Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Слышал мнение, что молитва о земном противна Богу. Как это понять? Ведь мы молимся о здравии, мире в семье, чтобы работу найти, бросить пить, с коллегами жить в мире, то есть много разных житейских забот. Почему это противно Богу?».
– Я полагаю, что никакая молитва не может быть противна Богу. Молитва – это наша беседа с Господом Богом, это наш с Ним разговор. Образец ее – молитва Господня «Отче наш», которую нам дал Сам Спаситель.
Когда мы молимся Господу Богу, о чем мы должны прежде всего просить Его? В первую очередь мы должны благодарить Господа за все блага, которые Он нам ниспосылает, за сам дар жизни, за все, с чем мы сталкиваемся на своем земном пути. Затем мы должны Господа Бога славословить и восхвалять, и третий вид молитвы – так называемая просительная молитва, когда мы обращаемся к Богу со всем, что нас беспокоит, что находится в нашем сердце – это могут быть как вещи, связанные с нашим духовным развитием, очищением, так и вещи обычные, земные, без которых не может жить человек. Вполне естественно, что человек обращается к Господу с просьбой об успешной учебе, поиске хорошей работы, о создании семьи, земном благополучии.
Господь создал человека для блаженной и счастливой жизни, и нет ничего плохого и предосудительного в наших просьбах к Господу о тех или иных моментах, которые касаются нашего земного бытия. Однако всегда нужно помнить, что земное бытие, земное счастье и благополучие находятся в прямой зависимости от нашего духовного состояния. А потому прежде всего необходимо думать и молиться о счастье своего внутреннего человека: о том, чтобы всегда находиться в гармонии с Господом Богом и самим собой, с окружающими людьми, чтобы всегда на душе был мир и спокойствие, чтобы идти правильной евангельской дорогой, которую указывает нам Спаситель. Но если будет так, то все остальное, земное непременно приложится.
Вопрос телезрителя: «Наши молитвы доходят до Бога через наши грехи и пороки? И еще – Алексей Ильич Осипов говорил: когда просите о чем-то, просите упорно. Это так?».
– Относительно первой части. Безусловно, каждый из нас должен молиться за своих родителей, своих предков, родных и близких. И указание на то мы имеем в самом Священном Писании (как в Ветхом Завете, так и в Новом) – достаточно вспомнить хорошо известные всем нам слова: «Поминайте наставников ваших». В широком смысле все наши наставники – в том числе и наши родители, и предки, и родные и близкие. И вообще, человек призван молиться за всех людей без исключения – даже за своих врагов. Молитва дает нам колоссальную силу.
Исповедник веры и Церкви священномученик Серафим, архиепископ Смоленский, говорил, что молитва – это самое дорогое, что есть у христианина. И когда мы молимся за кого-то, мы тем показываем готовность для этого человека сделать все, что в наших силах, разделить с ним самое ценное, что есть у нас как у носителей христианского мировоззрения.
Слышит ли Господь наши молитвы, невзирая на то, что мы подчас очень много грешим? Конечно, слышит. Достаточно вспомнить Евангелие, где говорится о молитве грешного мытаря, который действительно имел много злых поступков на своей совести. Но сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и мы знаем, что его покаянную молитву (молитву, чтобы Господь проявил к нему милость) услышал Всевышний, и грешный мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей, который занимался самовосхвалением. Свои грехи мы должны осознавать и в них каяться, но при этом они не должны служить для нас препятствием или сомнением относительно того, стоит ли нам молиться и слышит ли Господь нашу молитву.
Что касается второй части вопроса – думаю, Алексей Ильич Осипов совершенно прав: Господь любит твердое намерение человека. И если мы у Господа чего-то просим, то должны просить об этом твердо, должны общаться в молитве с Господом Богом благоговейно, с полным пониманием, что мы действительно нуждаемся в том, о чем просим. Если, конечно, у нас порой не бывает уверенности, нужно ли нам то, о чем мы Господа просим, или же через неделю вдруг появятся иные интересы и просьбы, тогда, наверное, наша молитва и бывает вялой, неуверенной.
Когда же у нас есть конкретная добрая цель, к которой мы стараемся идти, то молитва наша должна быть непреложной, регулярной и, безусловно, со значительным сегментом твердости. Тогда Господь слышит все, с чем мы к Нему обращаемся, и видит наши ясные и четкие намерения.
Вопрос телезрителя из Белгородской области: «В Книге Бытие есть слова: «И увидел Господь Бог, как велико развращение человека на земле», а в конце Он говорит: «Истреблю человеков с лица земли, которых Я сотворил, ибо Я раскаялся, что создал их». Раскаиваются обычно в ошибках, и получается, что сотворение человека было ошибкой? Но Бог сохраняет Ноя, а потом появляются Содом и Гоморра – опять ошибка. И я не уверен, что развращение современного мира меньше, чем допотопного. Это уже третья ошибка? Объясните мне это».
– Господь Бог не совершил никакой ошибки, равно как и не создал зла в нашем мире. Все ошибки, все грехи, имеющие место в нашей жизни, суть результаты грехопадения. Первым создателем зла был Денница – дьявол, который еще до создания земного мира отпал от Бога вследствие своей гордыни, а затем тот же страшный грех гордости совершили наши прародители, первые люди – Адам и Ева.
Почему так произошло? Господь наделил человека свободной волей: свобода воли – один из атрибутов Господа Бога, который Он даровал и человеку, ибо мы – носители Его Божественного образа и в каждого из нас заложен потенциал, чтобы мы достигли в себе раскрытия этого образа, то есть стали богоподобными. А поскольку у человека есть свобода воли, у него есть выбор: жить по Божественным заповедям либо их нарушать.
Первым людям, Адаму и Еве, была дана заповедь не вкушать с древа познания добра и зла. Эта заповедь заключала в себе необходимость любви к Господу Богу со стороны человека, послушания, почтения и всего остального. Но человек, к сожалению, пользуясь своей свободной волей, нарушает Божественную заповедь и совершает грех.
Если бы Господь Бог не даровал человеку свободной воли, а заложил в него алгоритм действий, тот, какой Он хочет Сам, то мы бы не были носителями образа и подобия Божия – венцом творения и имели бы совершенно другое предназначение. А предназначение человека заключается в том, как говорят святые отцы, чтобы он «стал богом по благодати»: Господь сотворил мир и нас – людей и нам вручил в управление окружающий мир. Это подразумевает необходимость заботы человека об окружающей среде, продолжение творения, что было сделано Господом Богом.
Но когда человек стал укореняться в грехах, в пороках (и в упомянутой Вами главе Книги Бытие говорится, что греховность и развращенность достигли своего предела), это стало поводом праведного гнева со стороны Господа Бога.
И слово «раскаялся», которое используется в данном контексте, означает не признание своей ошибки, ибо никакой ошибки не могло быть. Это означает констатацию Господом Богом того факта, что, к сожалению, человек использует свою свободную волю не во благо, а во зло.
Господь уже в Ветхом Завете неоднократно пытался положить пределы злу и наслал потоп во времена Ноя. Это было очень грозное явление, когда действительно все грешники были истреблены и было оставлено лишь семейство праведного Ноя. И мы знаем: после потопа Господь сказал, что более не будет повторять такой кары, ибо она действительно была очень грозной и выразительной для всего человечества.
Так или иначе, Промысл Божий в различных формах полагает пределы злу. Там, где зло превосходит добро, где злые поступки приводят к таким последствиям, которые просто вопиют к Небу, Господь безусловно вмешивается и уничтожает зло – либо делает так, что последствия зла в конечном итоге служат благим целям. А вообще Господь безгранично любит род человеческий, и яркое свидетельство того – Искупительная Жертва, которую совершил во имя спасения всех нас Господь Иисус Христос, Сын Божий.
Вопрос телезрительницы из Калужской области: «Господь Иисус Христос изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. И заповедь „Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам” говорит, что молиться-то мы должны больше о наших духовных грехах, а в остальном Господь Сам знает наши нужды. Стоит ли вообще молиться о материальном? Может быть, нам нужно только и делать, что молиться о духовном? И второе: как не впасть в осуждение, находясь среди неверующих людей, которые только и делают, что осуждают? Если находишься в прямом диалоге с ними, очень часто попадаешь в грех осуждения».
– Первый вопрос очень интересный и довольно распространенный. Мы упомянули, что Промысл Божий действует в отношении каждого человека, искореняет зло там, где оно переходит границы, и делает все для блага человека. В связи с этим у многих людей может возникнуть вопрос: если Господь Сам всем управляет, если Он Сам заботится о людях, то стоит ли нам вообще молиться? Может быть, действительно не нужно ничего у Бога просить – Он все знает, а просто раскаиваться в своих грехах, стараться совершенствовать свою духовную жизнь?
Безусловно, в первую очередь наше внимание должно быть сосредоточено на жизни нашей души, на состоянии, в котором пребывает наш дух. Мы должны просить Господа помочь нам идти по лестнице деятельного восхождения, искоренять в себе грех, злобу, всякую неправду и становиться чище, лучше и идти на вершину святости, как и сказано о том в слове Божием.
Но человек устроен таким образом, что не думать о материальном он не может. Даже если мы сегодня с вами постараемся максимально сконцентрироваться исключительно на вещах духовных, сама жизнь на земле, в обществе, где существуют определенные правила, понятия, установки, связи, будет так или иначе говорить нам о вещах, которые нам необходимы.
Очень часто всякий человек беспокоится по поводу хорошего образования, достойной работы, заработной платы, создания семьи, рождения детей, семейного счастья, благополучия – и в этом нет ничего зазорного. Безусловно, Господь Сам знает, какое лучшее образование каждому из нас получить, на какую профессиональную стезю лучше каждого из нас поставить, кому и в какой момент необходимо создать семью, и так далее. И, конечно, Господь направляет наши ум, сердце, стопы к решениям, которые должны произойти в тот или иной момент нашей жизни.
Но если мы понимаем, что всей нашей жизнью руководит Господь Бог, если верим, что Господь действительно Своим Промыслом управляет нашей жизнью, то в своей молитве о земных вещах мы и выражаем нашу веру, что Господь руководит нашими мыслями, чувствами, нашей жизнью и устрояет все во благо. Если мы молимся Господу о ниспослании тех или иных земных вещей, то, несомненно, делаем это с таким осознанием: пусть Господь подаст нам это, если оно действительно нам нужно, и момент, который будет наиболее благоприятным.
Итак, если подытожить, можно сказать, что наша молитва о делах земных, о вещах материальных должна быть свидетельством выражения нашей искренней веры, что Господь управляет нашей жизнью Своим Промыслом. Это должно быть свидетельством, что все свои желания, связанные с нашим земным благополучием, мы отдаем в руки Божии, склоняемся перед Ним и готовы принимать то, что Господь нам ниспошлет.
Очень важный вопрос, который часто задают: «Хочу исповедоваться первый раз. Естественно, страшно. Что нужно сделать, чтобы Исповедь была полной?».
– Тоже очень важный вопрос, который значим для многих людей, в том числе для тех, кто впервые переступает порог храма либо готовится к приходу в церковь. Исповедь – таинство, в котором Господь Бог вследствие искреннего раскаяния человека прощает все его грехи. Мы знаем, что прощение грехов происходит в таинстве Крещения, когда, погружаясь в крещальные воды, мы крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа – и вся наша предыдущая жизнь, все злые поступки, которые были в нашей жизни, омываются водами Крещения: через Крещение мы способны усваивать плоды искупительного подвига Господа Иисуса Христа.
Но мы все прекрасно знаем, что большинство людей в нашей христианской стране крещены в детстве, и сейчас мы крестим детей. И перед крещеным младенцем стоит целая жизнь, в которой будет много всего, в том числе грехов и пороков.
Как же быть? Неужели нужно еще раз креститься, чтобы омыть грехи? Нет. Для этого и установлено таинство Покаяния, Исповеди, которое нередко именуют малым Крещением. Всякий взрослый человек, который впервые приходит в храм, конечно, сталкивается со страхом: «Как же я расскажу в присутствии священника о своих грехах, о своих злых действиях?». У кого-то возникают угрызения совести, у кого-то – стыдливость: кажется, что священник может тебя не понять, что он плохо подумает о тебе.
Нужно отогнать подобного рода мысли: необходимо помнить, что на Исповеди мы все свои грехи рассказываем Самому Христу Спасителю, Который «невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся»; священник в данном случае выступает лишь в роли свидетеля, он не судья – он не имеет права осуждать человека, порицать его, укорять. Его задача – засвидетельствовать раскаяние человека и дать советы, как человеку дальше следует устраивать свой жизненный путь.
Кроме того, необходимо помнить, что любой священник – такой же человек, как и все остальные: у него есть свои грехи и пороки, и, может быть, у некоторых священников их не меньше, а даже больше, чем у мирян. Так что не стоит смотреть на священника как на человека, который не способен понять тебя на Исповеди, или смотреть на него как на грозного судью. Это ложный стыд, ложный страх, его нужно преодолеть, не стоит обращать на него никакого внимания.
Когда подобного рода стыдливые ощущения возникают у нас, то мы должны задуматься, как тяжело, как стыдно и как горько будет нам в момент Страшного Суда, если мы не раскаемся в своих грехах на земле, ибо, как сказано в Священном Писании, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. А с тем, что останется неразрешенным на земле, человек и предстанет в момент Страшного Суда (что свяжешь на земле, то будет связано на небесах), а там уже будет не один священник в качестве свидетеля, а Сам Господь Бог со всеми святыми, да и вообще будут присутствовать все люди, которые когда-либо жили на нашей земле. Поэтому нужно преодолеть свой стыд в связи с грехами здесь, на земле, в этой жизни, чтобы очиститься от всего этого и предстать пред Господом Богом светлыми, чистыми, с добрыми делами, которые мы могли бы представить в качестве плодов нашей жизни.
Почти у каждого есть проблема: каждую Исповедь говорим одно и то же – можно заготовку сделать и ходить с ней каждый раз. Что делать? Стоит ли все повторять на Исповеди? Как правильно?
– Конечно, необходимо от Исповеди к Исповеди улучшать свое духовное состояние, очищаться и избавляться от грехов и пороков, страстей. Но мы знаем, что существуют разные грехи. Есть грехи смертные – корни для прочих более мелких грехов и пороков, и есть мелкие грехи, которые представляют собой производное от тех или иных основополагающих грехов.
Прежде всего необходимо на Исповеди раскаиваться и затем искоренять то, что больше всего отравляет нашу жизнь и жизнь окружающих нас людей. Если не получается сразу искоренить тот или иной грех, то от Исповеди к Исповеди нужно стараться достигать определенного духовного прогресса: если какому-либо греху ты поддаешься каждый день, то начни с того, что после Исповеди будешь стараться делать все, чтобы эта слабость не повторялась у тебя ежедневно, а становилась все более редкой. И так постепенно можно приходить к полному отказу от того или иного порока, отягчающего нашу жизнь. Но есть и мелкие грехи, часто встречающиеся в нашей повседневной, бытовой жизни. Безусловно, их нужно исповедовать. Очень трудно вообще не подвергаться мелким грехам – наверное, на это способны только подвижники, что пребывают в безмолвии и в каких-либо пустынных и отдаленных местах.
Главное, чтобы Исповедь не становилась для нас машинальным ритуалом, в ходе которого мы перечисляем «стандартный набор» грехов, а после разрешительной молитвы, произнесенной священником, не делаем ничего, чтобы их искоренять из своей жизни.
Попрошу Вас в завершение нашей программы обратиться к нашим телезрителям.
– Хочу поблагодарить всех телезрителей за наш сегодняшний диалог, за вопросы, которые были заданы. Каждый из них имеет большое значение, в том числе и для тех, кто, быть может, впервые переступает порог храма. Пусть все то, что мы сегодня обсуждали, останется в нашем уме, сердце, нашей памяти и послужит делу нашего духовного совершенствования. Пусть Божие благословение и Покров Царицы Небесной пребывают со всеми вами!
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
– Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Александр! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Представители исполнительной и законодательной власти! Дорогие братья и сестры!С особым чувством вступил я сегодня под своды этого храма. Владыка уже рассказал, что произошло здесь в 2011 году, когда только возникала мысль построить этот величественный собор, когда был сделан первый шаг на пути, который привел нас к сегодняшнему дню. Мое первое слово – это слово благодарности. Благодарности всем, кто посвятил этому великому историческому для Брянска делу часть своей души, часть своих средств, часть своего времени.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.