Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1028) → Протоиерей Андрей Канев: Одна из причин бед и неудач в духовной жизни – это незнание или непринятие основ Православной веры

Протоиерей Андрей Канев: Одна из причин бед и неудач в духовной жизни – это незнание или непринятие основ Православной веры

№35 (1028) / 9 сентября ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №34 (1027) 2019

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем серию передач «Страсти и борьба с ними» и сейчас разбираем письма, которые вы присылаете на адрес электронной почты. Еще раз отмечу, что они очень интересные: видно, что наши авторы пишут с душой, им интересно разобраться в своих вопросах. Давайте попробуем это сделать – Бог даст нам рассуждения, разума это сделать нормально, правильно.

Итак, спрашивает сестра – служитель храма (как она пишет) в одном из городов нашей бескрайней Родины, у нее есть много послушаний: поет на клиросе, ведет сайт, странички в соцсетях (наверное, имеется в виду – приходские), занимается выпечкой просфор и, как у нас обычно бывает, еще разными другими послушаниями по храму. У нее такой вопрос: «Считается ли страстью увлечение компьютерными играми в свободное время не в ущерб себе и семье?». Вот, человека, который кроме выпечки просфор и пения на клиросе (что, наверное, занимает много времени) участвует в таинствах, то есть это человек церковный – и у него вопрос: нормально или нет развлечение компьютерными играми? Ясно, что она спрашивает о себе и объясняет, что в течение дня сделала все послушания по храму (по работе), все сделала по дому, а вечером, чтобы не смотреть телевизор...

Понятно, что любой внимательный человек, присмотревшись к передачам на наших светских каналах, задумывается: «Какой там смысл? О чем там говорится?»… С первого взгляда видно, что там речь идет не о христианских вещах, а, как правило, о страстях (что людей в основном и интересует). И сестра не может смотреть передачи, которые смотрит ее муж: «Он невоцерковленный, и все, что связано с Православием и моим служением в храме, у него вызывает негатив. Хотя, слава Богу, подвижки есть, пусть и очень медленные, у мужа».

Тут возникает первый вопрос к сестре. Если мы правильно понимаем устройство христианской семьи, нужно принимать, что муж должен быть главным. Например, если вы занимаетесь служением в храме, а муж против, возникает вопрос: каковы ваши взаимоотношения с супругом – кто у вас в семье главный? Наверняка все-таки нужно устраивать свою жизнь в соответствии с решениями мужа, супруга. И неважно, воцерковленный он или нет: Бог дал вам мужа и через него вами руководит – послушание мужу никто не отменял, даже если это человек невоцерковленный.

Давно известны границы этого послушания. Если муж (неважно, воцерковленный или нет) будет требовать от жены исполнения каких-то грехов (смертных грехов), тогда, конечно, послушание невозможно. А что касается обыденности, тем более таких важных вещей, как то, чем занимается жена, где она работает, то их надо обязательно согласовывать с супругом.

В моей приходской практике бывает, что сестры приходят и говорят: «Можно мне чем-то другим заняться?». Я спрашиваю: «А глава семьи в курсе, что вы занимаетесь поисками места отдыха или работы?». Некоторые говорят: «Нет-нет, не в курсе». А зачем это у священника спрашивать? Священник не будет влезать в вашу семейную обстановку как еще один глава семьи; есть муж – надо у него спрашивать, особенно если это сделать правильно: помолившись, сказать Господу: «Господи! Ты дал мне этого мужа, значит, через него я должна спастись. Укажи через него, что мне делать». Иначе этот внутренний разрыв, когда жена живет своим умом, а мужа за невоцерковленность или еще за что-то оставляет в стороне, приводит к возникновению проблем в семье.

Сестра об этом разрыве и пишет. У мужа это форма отдыха то, что ей интересно (православные каналы, православная музыка), он не может смотреть и слушать. Живут они в стесненных условиях, телевизор и компьютер в одной комнате, и получается так, что общего досуга нет, общения нет. А если глубоко посмотреть – почему нет?

Не так давно в храме меня остановил мужчина, попросил пообщаться и задал такой вопрос: «Мы живем с супругой уже 10 лет, но у нас нет общих интересов». Я часто подобное слышу, и у меня возникает вопрос: а какие должны быть интересы в семье? Семейная жизнь – это же не клуб по интересам или клуб единомышленников. Все гораздо глубже, чем просто совместное проведение досуга: сидим вместе и читаем книжки. Есть ли это где-то вообще в наше суетливое время? Зачем мы рисуем какой-то несуществующий образ, обманываем сами себя, что можно вместе с мужем читать Никодима Святогорца или какие-нибудь благочестивые истории, смотреть православные фильмы и передачи?

Ведь семья – это что? Это жизнь… Мы же не говорим: «Левой руке скучно с правой»? Вовсе нет! Если мы говорим, что семья (муж и жена) – это одно целое, то они должны жить вместе – вместе должна быть жизнь, а не совместные развлечения. Редко когда можно встретить одинаковые интересы в жизни у мужа и жены – это же разные существа, они по-разному могут мыслить, у них могут быть разные вкусы, но объединяет не это – объединяет семейная жизнь (жизнь!). А мы хотим, чтобы у нас было какое-то совместное развлечение... Мне кажется, это самообман. Надо жить вместе, – а этого не получится, если супруга постоянно идет куда-то в другую сторону, пусть и под благочестивыми причинами.

Здесь надо, конечно, понимать: в наше время уныние современного человека (я уже не одну беседу посвятил унынию) – в том, что мы развлекаемся, находясь в информационном шуме, в каких-то обрывках информации, которая зачем-то попадает нам в голову. Нам некогда подумать, проанализировать, мы перегружены стрессами. Для современного человека отдых – это возможность сесть, чтобы никто тебя не трогал, а перед глазами что-то было на экране телевизора. А на самом деле – это тот же информационный шум и та же нагрузка на душу. Какую информацию мы там получаем? Какие впечатления? Надо понимать, что это все серьезно... Если в деревне ты все равно вынужден подвигаться, поработать в огороде, у тебя есть какие-то обязательства (по пословице: дом невелик, да лежать не велит), то в городской квартире человек поел – и смотрит телевизор. Это, конечно, крайне печально.

А что делает православная супруга? Она организует свой досуг отдельно от мужа. Как мы видим, она и работает отдельно – хотя мужу это не нравится, она все равно так делает. И получился разрыв… Я не говорю, что ей нужно бросать свое церковное служение, хотя, может быть, это надо тоже переоценить. Бывает, по горячности такие женщины привыкают жить по своему уму (то есть по гордыне). Они, приходя в церковь, не обращая внимания на мужа (может быть, даже презирая его мнение – такое тоже бывает), начинают активно заниматься служением в храме, думая, что тем помогают Богу (или служат Богу, Церкви). Конечно, мне как священнику очень интересно, что такие люди появляются; но, к сожалению, они появляются ненадолго – такой человек выгорит быстренько, поскольку у него нет корней правильной духовной жизни: он и просфорки печет, и на клиросе поет, и еще чем-то занимается – силы заканчиваются, и потом, бывает, такой человек совсем пропадает из церкви (и из духовной жизни тоже). Чтобы не было такой горячности, надо все делать с рассуждением и проверять свои желания и стремления: не только у священника спрашивать (как я вам говорил), а в первую очередь – у мужа, ибо он – глава вашей семьи.

И вот два разделенных человека, у которых, как им кажется, ничего общего нет (а на самом деле много общего), разбредаются по разным аппаратам. Один смотрит телевизор (боевики какие-то), а православная супруга, понимая, что у нее уже никаких обязательств якобы нет, садится и играет в какие-то сетевые игрушки. Что происходит? Она входит в эту игру с командой единомышленников (правда, интересно?); что за единомышленники? То есть, получается, ближе люди, которых ты не знаешь, которые под никами (псевдонимами в сети) зашли в эту «игрушку» и что-то там делают – они тебе ближе, чем родной муж, сидящий в нескольких метрах от тебя? Когда с женой хорошие отношения, просто молча посидишь рядом, и это получается – общение, этого достаточно. А у женщины «семья» (то есть компания) оказалась в этой виртуальной игрушке: «Мы общаемся, недолго играем по вечерам» (как бы оправдание: недолго же!).

«А еще у меня возникает чувство вины: если я не зайду в игру, то подведу команду». Братья и сестры, почему семья – не наша команда? Почему нет чувства вины, что удалилась от мужа, что потеряла к нему интерес, что его мнение не так важно, не важно, как он провел день? Может быть, он просто устал и ему нужна какая-то женская забота, внимание? Это не важно, здесь чувства вины нет, а если не зайти в команду, которая занимается ерундой, оно есть – здесь на первое место выходит искаженное чувство долга, когда мы его применяем не к семье, а к игре, к команде.

«Я поговорила со своим приходским священником, но не объяснила ему, что я играю не целыми днями, забросив все и всех. Поэтому, конечно же, он мне посоветовал бросить все игры». Очень правильно, с этим вопросом, конечно, надо идти к приходскому священнику: он вас знает. И дело не в объяснениях – мы не должны использовать священника как человека с властью, с которым должны «согласовывать» какие-то наши немощи и слабости.

Кстати, очень часто люди так поступают, прячась за решение священника от своего собственного. Вы, братья и сестры, свободные люди, и на Страшном Суде каждому придется отвечать за себя – за свои поступки и решения. А когда человек хитрит (что, к сожалению, бывает часто), эта хитрость так действует, что обычный человек (мы же не прозорливцы) начинает хитреца жалеть – мы жалеем друг друга, и часто жалеем неправильно. И ситуацию можно объяснить так – «меня священник благословил играть по вечерам, не обращая внимания на мужа»... Так вот, священник вам ответил правильно, абсолютно верно…

Супруга послушалась священника, ушла из команды и по сей день не заходит в игру. «Но по вечерам я не могу себя никуда применить, и меня угнетает это безделье» – тут уже показано, что вы попали в духовную ситуацию, которую осуждаете в своем супруге: он не знает другого способа отдохнуть, кроме как посмотреть какие-то боевики или ток-шоу, и вы тоже. Исподволь осуждая мужа, вы попали точно в такую же ситуацию: у вас тоже пустота, ощущение уныния (оно и дает пустоту), вы не знаете, куда себя деть.

Именно так рождается тяга к алкоголю, зависимость от наркотиков, другие виды зависимости (кстати, игромания – тоже один из видов социальной зависимости, она сейчас распространяется очень серьезно, как и зависимость от интернета – планшета, смартфона, компьютера, когда человек буквально не мыслит себя комфортно, если не залез посмотреть почту или какие-то предлагаемые в интернете новости, как правило, совершенно пустые и бестолковые).

У меня недавно произошел случай. Ехал по важным, интересным, красивым историческим местам и вез пассажира – знакомого, а он, вместо того чтобы смотреть по сторонам, смотрел в телефон и всю дорогу, по сути, ничего не видел… А мы с малых лет приучаем детей к смартфону, оплачиваем интернет, а потом сами начинаем страдать и мучиться: «Почему у нас дети ничего не хотят? Мы им предлагаем какие-то интересные вещи, а они этого не хотят…». Но ведь мы их сами уже «подсадили» на другое.

Пустота, о которой говорит сестра, – зависимость от страсти уныния, и это очень серьезно. Объяснения «я все выполнил»... Где выполнил-то? Долг перед мужем – бесконечный здесь, на земле: как ты можешь сказать, что выполнил долг перед ближними? Обед сварили, прибрались, постирали одежду, погладили, но это не означает, что вы выполнили долг супруги – ее подвиг, предназначение гораздо больше: это не обслуживающий персонал – можно и служанку нанять. Стиральная машина, микроволновка, можно сказать, совершенно спокойно заменяют руки супруги. Ведь жена – не чтобы обслуживать быт, это же духовное единство! К сожалению, у нас в семьях оно теряется, когда мы разбредаемся каждый в свой угол, не общаемся, не чувствуем друг друга и не чувствуем долг друг перед другом посвятить себя близким.

И человек попался – уже сидит на крючке, все благочестиво себе объяснил: «Я все выполняю, у меня все нормально, я только отдыхаю». А тут еще и команда постоянно предлагает вернуться… Смотрите, как интересно действует лукавый: он не оставляет человека без борьбы, тут же начинает ему снова подкидывать дровишек в его костерок страсти. И опять чувство долга: «Как же? Я же подведу команду! Там толпу орков не победят без меня, мир разрушится!»

«В игре я хоть отвлекаюсь от телевизора с его вульгарностью, развратом и пошлостью. Но правильно ли это будет?» Конечно, неправильно, сестра: вы один вид страсти уныния (получение впечатлений от «вульгарности, разврата и пошлости» в телевизоре) поменяли на другой вид проявления страсти уныния – развлечение в компьютерной игре – там нет прямой пошлости, разврата и вульгарности, но это тоже форма зависимости.

Что такое игра? Она предназначена, чтобы человек побеждал. А что такое стремление к победе? Это азарт – тоже впечатление: какая разница для страсти, как человек получил впечатление? Он получил его от боевика (его захватило, и он получил какое-то эмоциональное возбуждение) или посмотрел чемпионат по футболу и не спал от возбуждения, или он играет в игрушку и так же душевно возбужден, его чувства обострены (желание победить и азарт). Это все относится к страсти уныния. Поэтому, уйдя в этот виртуальный игрушечный мир, вы не сделали что-то доброе.

Сестра пишет, что муж у нее – хороший человек (слава Богу, что вы это видите, замечаете), «но общих интересов у нас нет». Еще раз скажу: общий интерес у вас – семейная жизнь. Вы можете разные книжки читать, но это не означает, что в семье нет чего-то общего (значит, мы его потеряли?).

Дорогая моя сестра, я вас очень прошу (и вас, братья и сестры) обратить внимание, подумать: что такое семейная жизнь и как проводить досуг? Понятно, что в связи с техническим прогрессом мы не таскаем воду, не топим баню, не рубим для нее дрова, у нас хлеб готовый – пошел, купил. Поэтому у нас появляется такой досуг, которого наверняка не было у наших предков – им нужно было работать, выживать… Но это вовсе не означает, что у наших предков не было единства в семье (понятно, что люди, семьи, обстоятельства разные, но единство надо искать в другом).

Допустим, у христианина появился досуг. Чем заняться, чтобы не лезть в компьютер и не пропадать в этом виртуальном мире?

Супруги, женщины, сестры, разве кто-то отменил рукоделие? Одна из форм борьбы с унынием (если говорить о борьбе со страстями) – это рукоделие. Почему, например, мы читаем жития святых и видим монахов монастырей трудящимися? Они что-то делают, выполняют своими руками – кто-то для продажи, чтобы потом купить что-то необходимое для монастыря, а кто-то – просто так. Женских видов рукоделия много – можно действительно интересно и полезно провести время, не тыкаясь в компьютер, не изучая этот виртуальный пустой несуществующий мир, а делая что-то своими руками (что, придумайте сами, но, я думаю, таких способов много).

Очень важно все-таки обратить внимание на мужа – время летит, жизнь у нас быстро пройдет. Попробуйте понять, что муж от вас хочет, какой он вас видит, настройтесь служить ему – вы будете отвечать именно за то, как вы мужу служили – и потом, Бог даст, увидите, что он медленными шагами идет в Церковь! А если вы будете его слушать, ставить его на первое место как своего главу, как руководителя, которого Бог поставил для вашего спасения, то увидите, что его шаги к Христу могут быть и гораздо быстрее.

Дорогие мои, все связанное с компьютерными играми – это страсть уныния, и давайте на этом поставим точку, особенно для взрослых людей. Все эти «благочестивые» объяснения не работают. Что делать, если мы хотим искренне покаяться? Вот, например, сестра заметила, что в душе пусто, что это некомфортно и доставляет страдания. Нужно начать рассматривать это как страсть – не поиск средств, как это сделать комфортным или под благовидной причиной зайти в игру и удовлетворить страсть. Нет, именно увидеть в этом недостаток, серьезный грех, зависимость и начать с этим бороться: начать каяться на Исповеди без оправданий – если мы оправдываемся, Господь нам не простит ни этот, ни любой другой грех… Мы не убеждаем священника стать нашим союзником в наших бедах (это еще больший грех!), а именно начинаем и каяться сами, и свой досуг (если он есть) направлять на семью. Может быть, нужно найти какое-то рукоделие, чтобы с его помощью бороться с этим пустым времяпрепровождением.

Что касается детей – на мой взгляд, надо быть крайне внимательными, дорогие родители и взрослые, чтобы не подсаживать детей с малолетства на эту форму развлечений. Если мы будем посвящать свое свободное время ребенку (гулять с ним, заниматься с ним рукоделием, обучать чему-то полезному в игровой форме), то и время вместе пройдет интересно, и общение будет, и душевное общение, и в семье будет единство.

Я смотрю на жизнь знакомых, прихожан: мама не умеет готовить, дочка тоже не умеет готовить… А кто нам мешает научиться? Но у каждой есть смартфон. Включают интернет – и каждый сидит в своем телефоне, и все считают себя христианами, думают, что это благополучное духовное состояние. На самом деле это – ужас.

Картинка была бы другая, когда мама (она устала, хотела бы отдохнуть, но это правильная жертва, принесенная для семьи и близких) вместе с дочкой готовят какое-то блюдо – пирог, тортик – для папы, ждут его, вместе ищут рецепты. Это и подготовка дочери к будущей жизни, и совместный досуг, общение: общаясь, вы хотя бы поймете, чем ребенок дышит, что его интересует, волнует. И как, наверное, будет рад папа, когда увидит, что его женщины заботятся о нем… Умилительная картинка, но почему мы так не делаем, а каждый сидит в своей игре?м

Мне часто приходится спрашивать у сестер: «А вы пироги дома печете?». Очень удивляются. А на самом деле это не смешно. Если мы теряем свои традиции, свою кухню (она тоже входит в рамки национальной традиции), питаемся фаст-фудом, это ничего хорошего не даст: как муж увидит, что вы его любите? Поэтому бросайте эти игры, на все попытки заманить вас в них смотрите как на попытки людей, которые пытаются вас соблазнить и убить – прямо так, жестко! И спланируйте свой досуг, чтобы он был и полезным, и не греховным – стал бы формой борьбы с этой духовной пустотой, которая у нас возникает.

Спасибо, дорогая сестра, за письмо: вы открыли одну из сторон нашей современной жизни – я думаю, что не только вы так страдаете. У меня тоже есть знакомые христиане, которые этим страдают и мучаются. Будем надеяться, что кто-то что-то полезное для себя из сегодняшней передачи вынесет.

Спасибо вам, дорогие мои, что смотрите наши передачи, что неравнодушны к теме борьбы со страстями. Какое-то время мы еще будем разбирать ваши вопросы, а потом будем изучать то, что давно уже назрело: повторим основы веры, ведь одна из бед и причин неудач в духовной жизни – это незнание или непринятие основ Православной веры. Если у вас будут какие-то вопросы, замечания, рекомендации, может быть, что-то непонятно, я прошу вас писать на адрес электронной почты kanev@tv-soyuz.ru – мы рассмотрим все ваши письма. Помоги вам Господь, дорогие братья и сестры! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс