Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1027) → Протоиерей Андрей Канев: Суть поста в том, чтобы мы увидели, что в нас не то

Протоиерей Андрей Канев: Суть поста в том, чтобы мы увидели, что в нас не то

№34 (1027) / 2 сентября ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №33 (1026) 2019

Дорогие братья и сестры, мы продолжаем цикл бесед «Страсти и борьба с ними», и я пытаюсь отвечать на очень интересные, глубокие и, честно говоря, многочисленные вопросы, которые вы присылаете.

Приступим к разбору следующего письма – сестра пишет о своих проблемах, давайте разбираться в них вместе: «Смотрю на себя и вижу, что пост у меня прошел недостойно, бесполезно: ничего мною за это время не приобретено – скорее потеряно. Нет желания читать Евангелие, не могу заставить себя молиться, на правилах не понимаю, что читаю. Чувствую лень. Есть и другие грехи, но не чувствую сожаления: знаю, что грешу, а грешницей себя сейчас не считаю и не чувствую – нет сожаления. Это очень опасный период моей жизни?».

Дорогая сестра, мы уже разбирали вопрос о посте, но разберем еще раз: эта тема интересная. Бывает, нужно много раз что-то повторять.

Каков смысл поста? Смысл православного поста в том, чтобы человек увидел свои страсти, а не чтобы он мог сказать: «Вот, я встал еще на одну ступеньку, добился всего, чего хотел, сделал все правильно». Если вы с таким подходом подойдете к концу поста, то точно попостились неправильно, ведь пост – лакмусовая бумажка для проявления страстей.

Вы не пишете, как постились, но делаете выводы, что это было бесполезно. А в чем? Вы увидели, что вы грешница, что попостились плохо, что ничего не приобрели? На самом деле это приобретение важного опыта, что мы спасаемся не своими усилиями, не своими добрыми делами, а милостью Господа Иисуса Христа, и этот опыт правильный, показывающий, что мы ничего не можем без Бога – Он так и говорит в Евангелии: без Меня не можете сделать ничего. Но часто у верующего человека бывает соблазн начать оценивать себя с точки зрения какого-то результата или выполненного процесса, получения каких-то плодов. Рано еще. Мы должны понимать, что тема борьбы со страстями – пожизненная, а суть поста – как раз в том, чтобы мы увидели, что в нас не то.

Давайте разберем, что вам показал этот пост, какие страсти тут проявились. «Нет желания читать Евангелие» – что это такое? Это вообще вражье нападение. Евангелие – это основа основ, мы его должны читать регулярно, изучать с толкованием святых отцов. Нужно его понимать, а если непонятно – идти к священникам и искать толкования. Мы должны относиться к этому очень живо: изучать Евангелие – это живое и очень глубокое, интересное, полезное дело.

Если человек регулярно читает и изучает Евангелие, то легко увидеть прямую связь: ты что-то прочитал сегодня – и какой-то случай сегодня же и попадет, чтобы можно было это применить к жизни (не всегда так бывает, но бывает: бывает, читаешь Евангелие – и там есть ответы на наши вопросы, только их надо увидеть). И очень горестно, когда человек не читает Евангелие совсем, не знает его, или ни разу в жизни не брал в руки, или брал, почитал, ничего не понял и закрыл. Для этого есть святоотеческие толкования, их много – берем, открываем, читаем. Сейчас найти это – вообще без проблем: можно выписать по интернету, можно читать в интернете на компьютере, можно купить в церковных лавках крупных храмов, в конце концов – в библиотеке взять, у друзей попросить. Неужели в наше время современный человек не найдет толкований? Этого только ленивый не хочет сделать.

Так вот, есть страсть, которая не дает человеку заниматься духовными делами – нормально поститься, молиться, читать Евангелие, думать и вообще идти к теме покаяния. Эта страсть называется унынием.

Есть непонимание, что это за страсть. Мы понимаем: сблудил – понятно, поругался – понятно, убил кого-то (не дай Бог!), украл – понятно. Это на уровне Ветхого Завета, 10-ти заповедей («не убей, не укради»...), и дальше-то, получается, мы страстей не знаем и ходим – такие мнимые праведники: страсти печали, уныния, тщеславия, гордости не знаем. А раз не знаем, то и не боремся с ними, поэтому и не страшно. Вот сестра пишет: «Не чувствую сожаления о грехах». А почему? Знаете, не страшишься тех болезней, которых у тебя нет. А получил человек какую-то болячку, узнал о ней – и ему стало страшно, он начинает лечиться.

Что делать? Первое: появилась страсть уныния, нежелание читать Евангелие. Лукавому очень нужно, братья и сестры, чтобы мы с вами не любили Евангелие. Мы скажем: «Да не может быть! Мы любим его». Да где же любим-то? Любим – это когда читаем. Вот любит человек Дарью Донцову, он все эти 500 000 000 книжек перечитал. Любит человек свою жену – будучи в отъезде, каждое письмо, каждую строчку и даже то, что между строчек, понимает, любит и перечитывает, сохраняет: это же любимый человек.

А если Евангелие – не Книга для повседневного нашего чтения, хотя бы понемножку? Я не говорю, что надо, как преподобный Серафим, прочитывать его за сутки, но давайте хотя бы немного, хотя бы главу? Нет возможности главу, прочитайте хотя бы часть стихов (одну притчу), почитайте толкование – посвятите этому время, чтобы следующий пост не прошел у вас бесполезно и, как вы пишете, недостойно, поставьте такую цель: изучить Евангелие. Это ваш постный труд – маленький, посильный, но крайне важный. Ведь Бог нас будет судить на Страшном Суде по Евангелию: это Книга нашего суда, – а мы ее не читаем.

Почему так? Страсть уныния такова (а через эту страсть на вашу душу действует лукавый) – «не хочется, скучно». Смотреть какой-нибудь сериал, «Дом-2», бесконечно сидеть в интернете, в соцсетях – пожалуйста, сил прибавляется. Человек сел читать Евангелие – все, зевота: «Скучно, неинтересно, глаза слипаются!». Отложил, сел за компьютер – снова бодрый. Надеюсь, обращали на это внимание? Откуда это берется? Это и есть воздействие бесов на душу человека. Это не сказки, не какие-то теории, которые касались только персонажей житий святых, – это конкретная жизнь сегодня.

Если ты не можешь читать Евангелие, не знаешь его, не знаешь заповедей, как ты будешь жить по этим заповедям? Конечно, никак (это же элементарно)! Смотрите, сестра. Вы говорите: «Как начать духовную борьбу?» Надо начать изучать Евангелие с толкованиями. «Не могу заставить себя молиться» – это тоже признак воздействия той же очень сильной страсти уныния, которую мы подпитываем.

Часто путают страсть печали и страсть уныния. Это разные страсти – они между собой связаны, но разные. Кратко расскажу, в чем разница. Печальный человек огорчен, недоволен, ропщет, ему все не нравится – ему не нравится то, что ему дает Бог. Эта страсть тесно связана с гордыней: «Я себе что-то запланировал, а Бог этого не дает, поэтому я недоволен – Промыслом Его о себе, недоволен ближними, погодой (сегодня жарко, завтра дождик – все плохо, все не слава Богу). Ближние не такие, я не такой – всё не так, не по-моему»; такой человек вечно недоволен.

А унылый человек – как раз противоположность печальному. Это, наоборот, веселый человек, развлекающийся, который легко находит себе досуг. Он, например, Евангелие не будет читать, но тут же себе найдет миллион интересных, развлекательных дел – это человек развлекающийся. И наш окружающий мир – очень унылый. Человеку предлагается очень много развлечений, много сериалов, развлекательных программ; в большом городе можно найти кучу развлечений.

Но суть страсти уныния – она многогранна: одна из ее граней –развлечение, а другая – духовная пустота. Они между собой связаны, и лукавый бросает человека из одной крайности в другую. У него на душе пусто – Евангелие читать не хочу, молиться не могу себя заставить, а что делать? Тащит куда-то человека. Куда? Пошел к друзьям, нахохотался, навеселился – вроде бы успокоился. Приходит домой. Какое у него ощущение? Снова пустота. И вместо того, чтобы начать борьбу, то есть прервать этот круг подпитки страсти (а каждый раз, когда мы ее напитываем, она становится все сильнее, превращается в навык), человек идет к другим друзьям (к этим неинтересно – надо пойти к другим). И пошел дальше: это уже неинтересно, снова пустота появилась, снова пошел развлекаться. Еще раз скажу: мир наш предлагает очень много разнообразий для подпитки этой страсти.

Как выйти из этой ситуации? «Не могу заставить себя молиться. На правилах не понимаю, что читаю». Надо испугаться, сестра: страсть уныния тяжела тем, что она, постепенно беря силу над человеком, отрывает его от Бога в буквальном смысле слова, когда он реально перестает ходить в храм, участвовать в таинствах – он не может собраться, у него тут же появляется куча проблем (лукавый же подкинет миллион проблем, только предложи ему такой вариант). Человек начинает оправдывать себя, со временем начинает впадать в более тяжкие прегрешения и отпадает от Церкви совсем – это очень страшное заболевание, такая «духовная онкология», которая сначала не проявляется, а потом раз – и 4-я степень.

Это состояние называется нечувствием. О нем подробнее можно прочитать у святителя Игнатия в томе «Проповеди» («Поучение в Неделю жен-мироносиц»). С состоянием нечувствия можно бороться, но надо приготовиться к длительной борьбе и понимать, что сначала это нужно делать вхолостую, всухую: легко молиться, когда Бог тебе помогает, у тебя молитва идет, есть внимание, покаяние, – тяжелее, когда ты всухую произносишь слова молитв: они не откликаются в твоем сердце. Но это не значит, что надо их бросать, это как раз и есть самый пик борьбы – нельзя сдаваться, нельзя!

Смотрите, что нужно делать. Нужно понять, что привычное правило в молитвослове нужно менять (конкретно вам нужно менять) – здесь мы должны бороться вообще за молитву, а не за выполнение буквально каждого прочитанного слова в молитвослове. А может быть, пока отложить молитвослов, выбрать на время короткие молитвы, начать их делать с земными поклонами – это очень помогает сосредоточиться на молитве, оживить ее.

Чтобы это началось, помогает и ограничение телесное – попробуйте, например, взять на себя небольшую, но приносящую интересные плоды епитимью в виде отказа, например, от выпечки, сладостей, сахара. Через какое-то время вы почувствуете, что перестали себя травить: это – отрава.

Страсть уныния может прийти из нескольких источников. Один из них – когда человек реально закормил, затравил свое чрево всякими сладостями, сладострастием и у него нет сил бороться, а страсть-то есть! И когда человек начинает брать себя в руки, начинает брать небольшие аскетические правила (отказаться от сладостей нетрудно, никто и не заметит), это очень полезно: человек может бодрее себя чувствовать. Необязательно ждать поста, услышали сегодня – можно сегодня и начинать.

Начнется работа над собой, начнется небольшое аскетическое правильце для тела – борьба с чревоугодием, с которым уныние связано очень тесно. Поменять молитвенное правило, например, на правило с земными поклонами, Иисусовой молитвой, или «Боже, милостив буди мне, грешному (грешной)», или какие-то короткие молитвы, которые вам ближе, чтобы молитвенное правило было не просто тупым вычитыванием.

Чтобы молитва была молитвой, нужно внимание и покаяние – это два крыла молитвы, как говорят отцы. Нужно действительно поменять правило (отношение). Не надо этого бояться.

Если мы внимательно посмотрим творения святителей Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), мы увидим, что в письмах, конкретно кому-то адресованных, они рекомендуют составить какое-то свое правило: это дело живое. Я не говорю, что молитвослов плохой, он хороший, и молитвы там замечательные, но когда молитва, условно говоря, на одну, две, три страницы, а вы на пике уныния и, прочитав три строчки, не помните, с чего начали молитву, это не моление вовсе. Надо оставить на время молитвослов – и делать земные поклоны, причем делать не спеша: не превращать молитву в физкультуру, а со вниманием к себе, с покаянием просить именно того, что вам надо сейчас. Параллельно надо начать изучать Евангелие.

«Чувствую лень. Есть и другие грехи, но не чувствую сожаления…» Понимаете, уныние страшно как раз тем, что не дает человеку увидеть и другие грехи – как бы пелена, туман ложится на ум. Что делать, я уже рекомендовал и еще буду рекомендовать (это общие ошибки): надо взять более подробное пособие для подготовки к Исповеди (их много – например, можно взять книгу «Нравственное богословие для мирян», где очень много примеров грехов; есть и другие пособия), и попробовать увидеть себя с точки зрения страстей, посмотреть на себя внимательно – и тогда, поверьте, не будет «не знаю своих грехов и не сожалею о них». Ты увидишь реальную обстановку, увидишь, что страшно становится от того, какой ты, что представляешь собой сейчас… Неужели человек, который увидит, что он болен, будет говорить: «Да, я больной. Ну и ладно, так и буду»? Да в больницу побежит – еще всех обгонит! Так же и здесь: увидим наше состояние – тогда и сожаление появится. Увидим, что мы вообще, можно сказать, находимся на грани духовной смерти – испугаемся… Ведь страх Божий нам нужен.

Вы спрашиваете: «Это очень опасный период моей жизни?» Сестра, я вам честно скажу: «Это очень опасный период вашей жизни. Можно очень легко духовно умереть». Сколько у нас таких примеров? Человек активно начинал ходить в храм, к таинствам готовился, участвовал в них, а потом потихонечку, не замечая эту страсть уныния, подпитывая ее всевозможными проявлениями, теряется – и пропадает из Церкви. Это очень печально.

Дальше сестра пишет: «Мы всей семьей заболели. Эта болезнь дана не просто так – как понять, для чего это дано? С чего начать? Как себя оживить и начать сподвигать на борьбу? Понимаю головой, что грешница». Смотрите, сколько вопросов сразу.

Итак, для чего это дано? Я не знаю, но могу предположить. Очень часто унылому человеку нужно потрясение, чтобы взбодриться и выйти из морока, тумана, лени, отравления этой страстью. Что мы любим больше всего? Тело свое мы любим больше, чем душу – если бы душу любили, мы, конечно, не писали бы, что страсти у нас вроде есть, но мы это только головой понимаем. Мы бы это чувствовали, болели бы об этом, переживали. Раз тело больше любим, то Господь нам и попускает какую-то телесную болячку, чтобы мы, пострадав немножко, ограничив себя в развлечениях, перестали подпитывать эту страсть и взбодрились.

С чего начать, я уже говорил: поменять молитвенное правило, сделать себе небольшие ограничения (аскетическое правило) в пище, ограничив сладости, выпечку и сахар, и настроиться на длительную борьбу, изучив, какие страсти есть в тебе, и просить Господа в своей покаянной молитве, чтобы Господь дал покаяние, укрепление в вере, силы бороться со страстью. И терпеливо (именно терпеливо) заставлять себя.

Сначала это будет очень тяжело. Сначала будет хотеться сладостей, ведь тело привыкло так себя травить; не будет хотеться читать Евангелие, тем более – делать поклоны. Но постепенно, если это продолжать, будет процесс оживления, когда на какую-то долю секунды (может быть, на какое-то мгновение) сердце оживет – и ты согласишься: «Да, я грешник. Да, Господи, я хочу спасаться!»… На какой-то момент родится внимание… И если это искренне делать, то, я абсолютно уверен, в какое-то ближайшее время вы почувствуете, что действительно надо исправляться, надо бороться – и продолжите это делать. Главное, не надо сдаваться.

Как себя оживить и поднять на борьбу? Понять, что умираешь уже! Очень часто люди, которые вели разболтанный образ жизни (пили, курили и так далее), заработав какую-то серьезную болячку, оставляли все сразу: жить хочется. Вы поймите, что это состояние страшное – это смерть: Евангелие ненавидим, молиться не хотим, с Богом общаться не хотим – понимаете, это очень страшно.

Дальше сестра пишет (получается, много вопросов в одном письме): «Как быть, если я постоянно ссорюсь с дочерью, злюсь, если она мне говорит что-то поперек моего характера. Еще я болезненно отношусь, когда она ссорится с братом. Я заступаюсь за него. Между нами начинаются ссоры, мы все переругаемся. Как мне научиться спокойно относиться к ссорам детей? Как научиться не злиться и не орать? Как отучить детей обзывать друг друга? Возрастание духовное пока только в мечтах».

Сестра, мечтать вообще нельзя: мечты – опасное действие ума, в котором можно просто запутаться, тот же туман, то же уныние, когда человек мечтает: «Кабы я была царица, весь бы мир накормила...».

Надо не этим заниматься. В этих вопросах, особенно что касается детей, я не особо разбираюсь, у меня нет практики, поэтому я не считаю себя вправе что-то конкретное советовать. Но точно понимаю и знаю на примере наших прихожан: если христианин начнет по-настоящему заниматься собой, начинает исправление с себя, то по-настоящему видит, что в нем есть гордыня, и эта гордыня не дает принять своих близких такими, какие они есть.

«Орать и злиться» – это может быть и продолжением вашей страсти. Раз уныние действует и вы за собой не следите, то любой раздражитель вызывает гнев. Если вы начнете (давайте начнем с малого) бороться за себя (повторюсь: посильное телесное ограничение, изучение Евангелия, изучение веры, обязательно повторение основ веры, изучение страстей и уже осознанное отношение к ним, попытки покаяния в виде молитвы, измененное молитвенное правило), это должно привести к тому, что вы начнете лучше себя видеть. Начнете лучше себя видеть – поймете, что ваши дети – это продолжение вас. Не вашего характера (вы пишете: «поперек моего характера»), а продолжение вас. Но если они – продолжение вас, а вы начнете бороться с собой, то это обязательно будет влиять и на них. Конечно, не сразу, не как по волшебству. Но нужно терпеливо настраиваться на борьбу.

Дорогая сестра, желаю вам заняться главным, потому что решение этих вопросов (как не злиться, не орать, не обзываться) будет последствием решения самого главного вопроса – отношения к вере, к Богу, к спасению. Если главные вопросы вы решите, то постепенно разберетесь и с остальным. В рамках нашей получасовой передачи трудно уложиться в ответ на такое длинное письмо и такое количество вопросов. Поэтому я желаю, дорогая сестра, все-таки разобраться с самым главным. Спасибо вам за доверие, за такое глубокое и непростое письмо. Видно, что вы писали от сердца, хотите разобраться. Я желаю вам не сдаваться, трудиться. И желаю вам Божией помощи, чтобы со всем этим разобраться и все изменить со временем.

Еще, дорогие братья и сестры, напоминаю, что если есть желание пообщаться таким образом, то можно присылать письма; может быть, какие-то замечания, недоумения, рекомендации на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru. Желаю вам от Господа всех благ. Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс