Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №1 (994) – №30 (1023) 2019
– Дорогие братья и сестры! Мы продолжаем передачу «Страсти и борьба с ними», и у нас идет цикл передач, где мы отвечаем на вопросы, которые вы прислали, за что я вас благодарю (за искренность, отзывчивость). Для меня очень важно, чтобы у нас была обратная связь, чтобы я не был «говорящей головой», которая что-то вещает, не зная, нужно это кому-то или нет.
Итак, продолжим разбирать наши вопросы. Пишет нам сестра Надежда, что есть у нее проблема – противоречивость, спорливость (как бы в пику). Я говорил, что нужно читать труды святителя Игнатия, поскольку он дает точные знания, понимание и термины духовной жизни. Она пишет: «А я в уме парирую словами преподобного Паисия Святогорца (слушала аудио, шестой том, поэтому не дословно передаю), где он, отвечая на вопрос, сказал, что это личный духовный опыт святителя Игнатия. И я услышала, что не все так однозначно или категорично. Как мне побороть свой недуг высокоумия, спорливости, придирчивости? Спасибо».
Давайте приведем пример с врачом. Мы пришли в больницу и хотим получить точный диагноз, потому что нам плохо, мы страдаем. И врач говорит: «А ты знаешь, это может быть такая болезнь, а, может быть, и нет. А, может, это вообще не болезнь». И что мы скажем? Мы скажем: «Наверное, перед нами непрофессионал, потому что он диагноз не поставил, лечения нет, а нам плохо».
В духовной жизни очень опасно выбирать позицию (когда нам не нравится, когда говорят правду), что не все так однозначно, поэтому мы можем выбрать что-то другое. Конечно, можете! Мы же свободные люди. Вы можете выбрать что угодно. Нам говорят: «Не прыгай с высокого здания, разобьешься», а мы можем сказать: «Да мы ангелы, поэтому полетим». А на самом деле ведь не полетим. Есть определенные законы духовной жизни, которые нужно соблюдать. Нравятся они нам или не нравятся, но они есть.
Святитель Игнатий часто пишет категорично, потому что поглаживание по голове часто не работает. Он же писал не для всех подряд. Он писал проповеди для насельников монастыря, где был настоятелем. Кстати, он так и пишет, что многие его проповеди написаны адресно для людей, которые просили его об этом, просили его слов. Для них его слова были важными, нужными. Конечно, есть люди, которым точность в понятиях не нужна. Но это не означает, что они идут правильно.
Смотрите, с одной стороны, вы говорите, что услышали аудио. Это ненадежный источник на самом деле. И что тут имел в виду преподобный Паисий, я тоже не знаю. Давайте ограничимся в наших рассуждениях конкретным вопросом: что это за свойства – противоречивость, спорливость, высокоумие? Это свойства гордости. Гордый человек уверен в своей правоте. Гордый человек знает, что один он прав, все остальные не правы. Гордый человек надеется только на себя, на свой ум, свои рассуждения. И раз он прав, ощущение этой правоты, уверенности в себе дает спорливость: «Я докажу! Я вам всем докажу свою правоту!». Придирчивость тоже основана на этом: «Я-то знаю, как правильно! А вы не знаете, поэтому я вам докажу, покажу, окуну вас в ваши ошибки, чтобы вы знали и стали лучше, чтобы не досаждали мне своими глупостями». Так думает гордый человек, мы с вами, братья и сестры.
У кого есть эта гордость? Гордость есть у всех. Мы должны понимать, что гордость как страсть есть у каждого человека. Эта страсть очень сложная. Она сложнее, чем чревоугодие, гнев, блуд, которые явно видно. Эта страсть действует очень тайно, но есть признаки ее проявления. Как раз то, что описывает сестра (противоречивость, спорливость), – это дух гордыни, дух сатаны, который спорит с Богом. А противоположный Дух – Дух Христов – совсем другой. Он тихий, мирный, спокойный.
Что делать, узнав, что это гордость? Как побороть этот недуг? Опять начнем с основ. Нужно, чтобы сестра проверила себя на знание основ веры. Это надо делать обязательно, потому что если в нашем гордостном уме есть спорливость и противоречивость, то не исключено, что какие-то основы веры этим человеком или не принимаются, или он спорит с ними. Это очень тяжелое состояние. То есть это проблемы в вере.
Если человек проверил себя на знание основ веры, согласен со всем, то следующее, что нужно делать, – изучать свои страсти. Когда человек начнет это делать, перед ним откроется множество его неблаговидных поступков, мыслей, чувств, сказанных слов. И тогда произойдет большой удар по гордыне, тогда человек начнет каяться конкретно в своих грехах. Если он будет заставлять себя слушаться старших (под старшими я имею в виду мужа, начальников, священников, в итоге – Церковь), то опыт послушания тоже очень хорошо будет помогать бороться с гордостью.
Как побороть спорливость? Перестать спорить. Есть такая пословица: в спорах рождается истина. На самом деле в спорах рождаются ссоры. Мы не такие мудрецы и смиренные, чтобы пытаться в наших спорах, дебатах рождать истину. Нам, христианам, это вообще не нужно, потому что Истина – это Христос. О чем нам спорить? Смотрите, дорогая сестра. Перестаем спорить, доказывать свою правоту близким, пытаемся слушаться, перестаем учить кого-либо чему-либо вообще (что касается веры или поступков), начинаем изучать себя (потому что за поступки близких мы не ответим, а за себя ответим) и принимаем основы веры. Тогда со временем будет трещинка в гордыне, удар по гордыне (один, другой, третий) в виде раскаяния. А гордость ведь не признает себя виноватой, и, если человек будет раскаиваться, видеть свои грехи, постепенно дух сатаны будет из него уходить.
А на что нам нужно ориентироваться? Нам нужно ориентироваться на заповеди блаженств, которые открыты в Евангелии. Помните самую первую заповедь? «Блаженны нищие духом». А нищий духом не руководит другими, не учит других, потому что прекрасно понимает, что не имеет на это права, поскольку сам грешник. Он видит свои грехи, глубину своего падения. Ему не до того, чтобы с кем-то спорить и что-то доказывать. Зачем? Ведь другой человек свободен, и каждый человек – сын Божий или дочь Божия, дети Божии. Господь Сам определит и даст им то, что нужно. Если не спрашивают, тем более не лезь с советами. Тут, братья и сестры, очень важно внутренне воспитывать себя в исполнении этой заповеди. Она очень сложная. Чтобы ее осознать, нужно трудиться, понять, что это не просто так: поизображали сегодня смирение и все. Нет, это именно глубокое состояние, основанное на вере во Христа Спасителя и на покаянии.
Следующая заповедь блаженств такая: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Видите, не говорится же: «Блаженны спорливые». Нет, конечно. О чем плачущие? О своих грехах, своей немощи, своем незнании, о том, что мы не можем ничего сделать без Бога. Это плач-молитва, плач-сокрушение. Если человек освоит хотя бы эти две ступенечки лестницы, то у него начнется уже другое духовное настроение. Надо видеть большую беду в спорливости, потому что это признак очень тяжелого состояния. Надо признать это за грех, за тяжкий грех. Мы часто говорим, что убийство – тяжкий грех, блуд – тяжкий грех. Да, так и есть. А когда человек говорит: «А я ничего этого не делал», так гордыня-то – это такой же грех, не менее тяжкий. От гордыни погибло и находится в аду не меньше людей, чем от блуда или убийств, потому что блудник видит себя соблудившим и кается, и убийца может покаяться, а гордость этого не может. Вот в чем суть. Помните, кто к Господу пришел первым? Как Он говорил в Священном Писании – блудницы и мытари. А те, что считали себя хорошими (фарисеи, первосвященники), не пришли, потому что гордыня не дала им принять Христа такого, им хотелось кого-то другого.
Что делать, сестра? Мы это с вами уже разобрали, поэтому я желаю вам терпения в этом труде. Бороться с гордостью – это очень тяжелый труд, но все не безнадежно. Гордыня есть у всех нас. Просто у кого-то она проявляется явно (как у сестры) и человек это замечает, у кого-то – тайно. Будем благодарить Бога, что вы увидели признаки этой страсти в себе. Желаю вам Божией помощи, чтобы побороть эту страсть.
Следующий вопрос. Сестра пишет: «Смотрю вашу передачу (спасибо вам за то, что смотрите, и за то, что у вас есть отклик, для меня это очень важно). А как быть, если нет страха смерти, а есть только окамененное нечувствие и равнодушие? Что будет после перехода в вечность? А еще – уныние, угождение своим страстям и потакание прихотям. Воцерковляюсь восемь лет, читаю, слушаю, а толку никакого, ничего не понимаю».
Дорогая сестра! Тот диагноз, который вы себе поставили, очень распространенный, вы не одна такая. Что такое окамененное нечувствие? Это и есть уныние. Страсть уныния, как и страсть гордости, о которой мы сейчас говорили (что ее плохо замечают), тоже опасная. Она проявляется не в таком открытом, явном виде, как убийство, блуд, чревоугодие, пьянство, наркомания. Это такая страсть, которая действует как яд. Паразиты, для того чтобы напиться крови у какого-нибудь живого существа, сначала впрыскивают ему анестезию, а потом сосут кровь. Так же страсть уныния. Она часто не замечается христианами, а действует. То, что ты не замечаешь паразита, который где-то сидит и пьет твою кровь, не означает, что его нет. Так вот, особенность этой страсти в том, что она выпивает из человека духовные соки (духовный интерес, духовные силы), и человек начинает больше интересоваться земным, больше развлекаться.
Мир вокруг нас очень унылый. Посмотрите, сколько у нас телеканалов, сколько на них сериалов, пустых передач, основанных вообще ни на чем, но завлекающих, сколько возможностей в индустрии развлечений (например, в большом городе). И человек начинает заполнять пустоту, рождающуюся от действия этой страсти, пустотой развлечений. Развлекся, потом дальше чувствует пустоту. И дальше-дальше... Поскольку страсти, как мы раньше с вами говорили, не имеют своего финала, насыщения, то со временем человек все больше и больше погружается в уныние, развлечение, и ему не хочется (у него просто нет никакого желания) ни молиться, ни идти на Исповедь, ни читать, ни изучать Священное Писание. Он как пустой барабан. Это как раз свойство уныния.
Что делать? У святителя Игнатия есть проповедь на день жен-мироносиц. Мы привыкли, что это православный женский день, но святитель Игнатий тогда еще не знал об этом, поэтому написал проповедь о нечувствии. Прочитайте, пожалуйста. Очень хорошая проповедь. Он говорит, что духовная сухость, духовная пустыня – как раз от действия этой страсти. Но безнадежно ли это все? Он говорит, что не безнадежно.
Как быть с тем, что нет страха смерти? Сестра, когда страх смерти есть, это очень-очень серьезно (поверьте, люди так делятся). Плохо ли, что его нет? Плохо. Страх смерти – некомфортное состояние, но без него тоже нельзя. Без него человек умом чувствует, что умрет когда-то, но он к этому равнодушен. Что делать, дорогая сестра? Страх смерти, страх попасть в ад – нужнейшее в духовной жизни впечатление, ощущение и опыт. Как говорит святитель Игнатий, этот самый камень нечувствия надо потихонечку разбивать. Разбивать молитвой.
Не мы первые болеем этой страстью, есть духовный опыт Церкви, и он говорит, что христиане борются с унынием насилием над собой. Вот ты не хочешь, а заставляй себя, не хочешь, а понуждай. Выключи телевизор, перестань копаться в соцсетях. Начни! Трудно только начать. Допустим, нет желания читать молитвы, отложите молитвослов, начните делать земные поклоны с Иисусовой молитвой или любой другой короткой молитвой (например, с молитвой мытаря «Боже, милостив буди мне, грешному»).
Поменяйте молитвенное правило, отношение к посту. Каким образом? Допустим, пост стал привычным. Чтобы душа ожила, очень часто нужно начать поститься. Может быть, не ждите какого-то наступающего поста, начните себя ограничивать сейчас. В Священном Писании, в псалмах как раз очень часто об этом говорится. Царь Давид пишет: «Я постился, и молитва моя в чрево мое возвратилась (перескажу своими словами)». Под чревом имеется в виду не живот, а сердце. Пост позволяет оживить душу. Но поститься надо не на пряниках и варенье. Надо себя действительно нормально ограничить, чтобы это было посильно, но без того, чтобы потакать своему сладострастию. Взять пост, например, без сладостей, тем более Церковь нам постоянно предлагает возможности попоститься. И надо с поклонами просить, прямо умолять Бога: «Господи, дай мне покаяние, спаси меня. Видишь – я погибаю!». У нас скоро будет Петров пост. Может быть, кто-то посмотрит эту передачу в преддверии другого поста, неважно. Пожалуйста, давайте потрудимся. Не вы первая находитесь в этой болячке, но ведь опыт-то Церкви есть, берите.
«Слушаю, читаю, а толку никакого» – это только потому, что вы еще не взялись за это по-настоящему. Проверьте себя снова по основам веры, начните изучать Евангелие. Начните просить Бога по-настоящему, не просто так: встал, что-то отчитал, а именно с работой, с насилием над своим сердцем, прямо с трудом. И увидите, что в ближайшее время сердце оживет. Оно оживает понемножечку, потихонечку, но оно оживет обязательно. Такова борьба с этой очень тягучей, очень опасной страстью, не явной, а подпитываемой в миру, в светской культуре. Разумное самоограничение, отказ от развлечений, посильный пост и насилие над собой в молитве дают плоды по оживлению нашего сердца.
В общении с нашими прихожанами я сталкивался с тем, что страх смерти некоторыми современными христианами воспринимается как что-то негативное, тяжелое, ненужное, некомфортное. Страсть уныния и наша гордость не дают человеку ощутить этот самый полезный дискомфорт. Мы стремимся к комфорту, нам нужна комфортная машина, жилье и так далее, но не все комфортное полезно, особенно в духовной жизни. Человек не должен отвергать мысли о покаянии, о смерти, о своей конечности здесь (на земле), о том, что нужно будет давать отчет о своей жизни, страх Божий, страх смерти... Это очень полезные (неприятные, но полезные) вещи. Бывает, лекарства горькие, но они нужны, без них никак не спасешься. Тут нам надо разбираться и порекомендовать этой сестре, что надо начинать трудиться. Мало слушать, мало читать, надо начинать делать, работать.
Надо проверить себя. Может быть, уныние подпитывается какой-то другой страстью, так бывает. Не случайно же в святоотеческом учении в раскладке страстей страсть уныния стоит за страстью печали. Кстати, очень часто страсти уныния и печали путают. На самом деле это очень разные страсти. Страсть печали – тоже мало замечаемая, недооцененная страсть, но она очень серьезная. Она напрямую связана с гордыней, когда мы с вами (люди) недовольны тем, что Бог нам что-то дает. И человек начинает огорчаться.
Скажу по примерам, как бывает. Например, сестра хочет выйти замуж, а ее никто не приглашает... И это из года в год рождает такое состояние печали: я хочу этого, а Бог не дает. Человек не признается прямо: «Я недоволен Богом, потому что Он не дает мне замужество (или что-то еще, что я хочу)». Но отрава печали потом сказывается на том, что у человека появляется страсть уныния.
Бывает уныние от перегрузки, когда человек, например, много работает, не дает себе отдыха. Это часто бывает, особенно когда набрали кредитов, пытаются их оплатить, находятся в денежном банковском рабстве, начинают много работать. А потом нет сил для того, чтобы что-то почитать, подумать, оценить себя, человек крутится как белка в колесе, и постепенно духовные ростки, духовные ощущения уходят из его души.
Надо посмотреть, чем подпитывается уныние, это интересно само по себе. Ответить теоретически, конечно, очень сложно. Я бы посоветовал сестре в этом поразбираться, ориентируясь на творение святителя Игнатия – проповедь на день жен-мироносиц, где он говорит: бей потихонечку, бей. Сначала будет сухо, сначала молитва будет как бы ненастоящая (но молитва не бывает ненастоящей, если она искренняя). Господь наш Всеведущий и Вездесущий. Он везде находится и все знает, и даже нашу маленькую, крошечную молитовку, которую мы пытаемся делать, Он слышит. Не надо кричать, чтобы Он услышал. Он слышит и немощные попытки человека бороться с состоянием омертвения в душе. Надо трудиться, и потом все постепенно начнет изменяться.
С этим можно прийти на Исповедь и искренне покаяться Христу в присутствии священника, попросить помощи в таинстве Покаяния. Это состояние тяжелое, гнетущее, поэтому, конечно, нужно не сдаваться. Здесь хочется порекомендовать человеку не закрываться, а идти в храм на богослужение. В своей приходской практике я видел много раз, когда человек, приходя в храм в трудном, тяжелом духовном состоянии, уходил после богослужения с совсем другим настроением – светлым, облегченным. Потому что это не просто некое сборище: мы собрались, попели, почитали молитвы, это дом Божий, богослужение (особенно Литургия) связано с таинством. Ведь священник молится не только о себе, он молится вообще о народе. И во время Литургии, перед тем, как будут претворяться приготовленные дары в Тело и Кровь Христовы, говорит такие удивительные и страшные слова (перескажу своими словами): «Господи, пошли Духа Твоего Святаго на эти дары и на всех здесь предстоящих и молящихся людей». И это же происходит! И если человек искренне (да, в таком состоянии, такой подраненный, такой тяжелый, тугой на сердце, которое ничего не чувствует) будет все-таки хотя бы умом просить: «Господи, оживи мое сердце, прости меня», то я абсолютно уверен, что Господь откликнется, потому что Он ждет такого обращения от каждого человека.
Но это состояние на самом деле очень тяжелое, сестра. Но вы не отчаивайтесь, трудитесь. Я абсолютно уверен, что Господь вам поможет в этом, тем более что вы же увидели эту болячку. А это уже очень много значит, так как человек не просто плывет по течению (что тоже свойственно страсти уныния), не задумываясь ни о чем, а его это начинает беспокоить. А раз так, значит, Господь на эту болячку уже показал. Значит, Он и лекарство даст. Хочу пожелать Божией помощи. И те братья и сестры, кто узнал себя в этом описании, тоже давайте начнем трудиться, потому что это болезнь. Как мы принимаем любую телесную болезнь и начинаем лечиться, так и здесь надо лечиться. Это одна из распространенных духовных болячек нашего унылого времени.
Спасибо вам, дорогая сестра. Вы заканчиваете свое письмо словами: «ничего не понимаю». Нам надо не так много понимать для спасения: понимать, что Бог есть, что Господь ради нас пострадал на Кресте, искупил нас от плена зла и смерти, ждет нашего покаяния, что у нас впереди вечность, что наше покаяние в грехах необходимо для спасения. Все это вы ведь знаете, это же простые вещи, простые основы нашей веры. Уныние отравляет вашу жизнь и говорит, что вы ничего не понимаете. Основы вы понимаете, знаете, значит, Господь будет с вами. Трудитесь, сестра. Я думаю, вера и труд все перетрут (так перефразируем пословицу).
Дорогие братья и сестры! Если у вас есть вопросы, недоумения по моим ответам, пишите. Видите, у нас получается так, что одно письмо мы разбираем долго. Бывает так, что и целая передача состоит из разбора одного письма. С одной стороны, не хочется прыгать (как я уже говорил вам). А с другой стороны, вопросы ведь непростые, они связаны вообще с духовной жизнью. Нельзя ответить: делай так-то, и все. А если человек, например, не знает основ веры? Что толку, если он будет, например, поститься, а веры не знает или «криво» верит. Так это все будет не на пользу. Мои ответы на вопросы, наверное, часто будут одинаковыми: «Братья и сестры! Изучите основы веры, изучите Священное Писание, начните трудиться над собой в духовном плане». Потому что все, с кем я регулярно встречался, часто этого не делают. Получается: что толку в том, что мы будем разбираться в каких-то тонкостях, когда, например, не разобрались в самом главном – с принятием основ веры.
Дорогие мои, я все-таки буду ждать ваших вопросов, писем. Замечательно, что вы пишете не просто один вопрос, а делаете еще и какое-то описание, помогающее за что-то зацепиться, как-то ответить на ваш вопрос. Спасибо вам всем. Помоги вам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.