Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (1022) → Архимандрит Савва (Мажуко): Христианство призывает человека к свободе

Архимандрит Савва (Мажуко): Христианство призывает человека к свободе

№29 (1022) / 1 августа ‘19

Свет невечерний

Друзья мои, самые расхожие вопросы, которые адресуют христианам, обычно начинаются словами: «Как Церковь относится к …» – например, к такому-то роману, такому-то фильму или политическому течению (монархии, демократии, либерализму), к разного рода научным исследованиям и так далее. И этот тип вопросов всегда приводит меня в некоторое замешательство: мы – я, как священник, или вы, как христиане, – должны дать ответ на него, но сам по себе он – недоразумение. Самое настоящее недоразумение, ведь выдает определенный портрет Церкви, сформировавшийся не только у светского общества (внешнего по отношению к Церкви), но формируемый нами, христианами, превращающими христианство в одну из политических сил, философий, мировоззрений или этик и так далее, хотя христианство на самом деле – вовсе не об этом. В этом как раз противоречие и сложность ответа на подобные вопросы, ведь у христианства нет какого-то особого отношения, например, к монархии или роману «Мастер и Маргарита» и т.д.: это все совсем не о том.

Один из таких вопросов связан, например, с курением: «Православные люди курят или не курят? Можно им курить? Можно ли православному человеку после курения подходить к Причастию? Что это такое? Как аттестовать сам опыт курения?».

В 1990-е годы, когда я только-только начинал свое священническое служение, печаталось множество брошюр нравственного, нравоучительного содержания, где в категорической форме перечислялись грехи или же давалась оценка тем или иным явлениям нашей нравственной жизни. Одна из брошюр называлась «Курить – бесам кадить» и с последней очевидностью доказывала, что курево – это изобретение демонов и когда ты куришь, то привлекаешь нечистую силу, которая вьется вокруг тебя. Давались описания их количества (сколько слетается на этот дух), то, какие сигареты больше привлекают бесов и какие именно типы, и так далее. Хотя среди этих брошюр были и вполне глубокомысленные размышления, связанные, например, с культурой стыда (действительно есть некоторые наблюдения, доказывающие, что курение, особенно в молодом возрасте, бывает, способствует более тяжким преступлениям). Но наши люди, начитавшись этих брошюр, в развитии не остановились – они стали углубляться в историю Церкви, путешествовать, открылись пути паломничества в Грецию, Грузию, на Афон: в другие Православные Церкви.

Я вспоминаю свою первую поездку за границу, когда мы с другим священником оказались в Болгарии, и местные болгарские священники повели нас в кафе и на радостях угостили кофе и сигаретами – так у них было принято, болгарские священники курят и этого не стесняются. Курят и греческие священники и не стесняются этого. И потом мы стали вдруг узнавать, что курили некоторые священники до революции, и православные русские священники за границей тоже курили, курят некоторые грузинские священники и епископы и совершенно не воспринимают это как «каждение демонам».

Говорить такие вещи очень опасно – тут же найдется человек, который скажет: «После ваших безответственных слов, отец Савва, народ потянется к папиросам! Сколько вам, батюшка, заплатили табачные компании, чтобы вы пропагандировали здесь курение?!». В действительности дело вовсе не в этом. Если кто-то потянулся за сигаретами, то прошу вас остановиться: курение вредит вашему здоровью! Единственное, о чем я хочу сказать, что нет никакой богословской санкции на то, чтобы аттестовать курение как некое сатанинское предприятие.

Нам очень полезно путешествовать, бывать в других странах с древней христианской культурой, чтобы понять, что типы благочестия очень разные. Почему греческие христиане не воспринимают курение как нечто зловещее, а священника, у которого есть проблемы с выпивкой, наоборот, воспринимают как нечто совершенно жуткое? У нас, на Руси, пьющий батюшка – это добродушный образ, почти фольклорный, мы воспринимаем его спокойно, но курящего священника тут же верстаем в списки масонов, разрушителей, предателей веры и так далее. Видите, в Болгарии и Греции все по-другому. О чем это говорит? О том, что типы благочестия очень разные. С течением времени все меняется. Когда мы говорим о курении, то должны сказать, что это очень вредная привычка, которая разрушает здоровье, но не нужно впутывать в борьбу с этой дурной привычкой церковную этику или церковное богословие.

Это говорит о том, что есть такие сферы жизни, которые мы не должны впутывать в церковное сознание. Политика может быть очень разной. Нет единого типажа христианского поведения, как нет единого типажа христианской прически или дресс-кода христианской одежды. Нет единого свода политических взглядов, которые позволены христианину, – то же касается и привычек.

Конечно, любая привычка делает нас объектом манипуляции, пусть даже очень мелкой, и тем она опасна. Курение относится как раз к таким привычкам – ты становишься рабом курения. У меня есть приятель, который пытается бросить курить уже многие годы и не может этого сделать, ведь он находится в зависимости. Христианство призывает человека к свободе, поэтому, конечно, лучше всего избавиться от зависимостей. Но курение не хуже и не лучше зависимости от сплетен, нечистых удовольствий или зависимостей от шопинга, игровых автоматов и тому подобного – зависимостей очень много, чтобы преодолеть их, требуется действительно очень большое аскетическое усилие.

Я ни в коем случае не призывают вас курить: курение вредит вашему здоровью, – но не нужно сюда впутывать Церковь, впутывать в объяснение явлений совершенно другого порядка богословие, Священное Писание и т.д.: эти вещи не стоят внимания, которое мы к ним привлекаем. А потом возникают разного рода недоразумения, как например, в ХХ веке, когда Православие, отождествив себя с монархическим строем, едва не покончило жизнь самоубийством, когда монархический строй вдруг исчез. Но это, конечно, уже совсем другая история…

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс