Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1019) → Протоиерей Андрей Канев: Так говорит Бог – это самое главное

Протоиерей Андрей Канев: Так говорит Бог – это самое главное

№26 (1019) / 8 июля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №25 (1018) 2019

Дорогие братья и сестры, мы начали отвечать на вопросы, которые вы присылаете. Перед этим мы изучили 2 статьи святителя Игнатия (Брянчанинова): «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» и «О покаянии». Вопросов много, и мы будем в них не спеша разбираться; я уже начал разбирать письма и говорил, что ответ на вопрос – это очень непросто: не знаешь человека, его историю, образ жизни, реальное отношение к своим ближним. Поэтому в моих ответах могут быть какие-то неточности, если применять их к конкретному человеку, но истории интересные – и могут оказаться поучительными и для других людей.

Наш зритель пишет: «Здравствуйте! Хотел задать Вам вопрос: почему Православная Церковь и Священное Писание (Библия) отрицательно относятся к богатству и богатым людям? Если можно, объясните. Заранее благодарен за ответ». Чтобы правильно понять вопрос и правильно на него ответить, нам надо понимать, что не сама Православная Церковь или Священное Писание плохо говорят о богатстве, что это беда (вернее, беды, связанные с наличием богатства у человека). Так говорит Бог – это самое главное. Давайте перефразируем вопрос так: «Почему наш Бог – Творец Неба и земли – в Священном Писании и в учении Православной Церкви говорит, что богатство очень опасно?».

Что говорит Библия: когда появилось богатство? Когда появились излишества и роскошь в истории человечества? Во времена Каина. Мы как-то говорили уже, что мы живем в цивилизации Каина. Был один из сыновей Адама – Каин, который убил своего брата Авеля. У Адама было много других сыновей и дочерей, о которых мы не знаем, кроме Сифа. Дети Адама разделились: одни остались с Богом и занимались кочевничеством, другие стали строить города, крепости, добывать золото, вгрызаться в землю, изобрели искусство и экономику, которая у нас сейчас есть – ставящую целью добывание материальных средств, земных благ.

Почему первые потомки Адама были кочевниками? Это не означает, что образ жизни кочевника лучше, чем образ жизни строителя или городского жителя, нет, – это же образ, символ. Кочевник не привязывается к конкретному месту: ему нужно постоянно перегонять свое стадо на другое пастбище, на другую территорию, чтобы его прокормить, – это образ человека, который проживает жизнь, но не привязывается к тому, что его окружает. Нет у него сегодня, например, роскошных палат, ну и ладно: можно и без них прожить спокойно.

Мы читали в первой статье святителя Игнатия «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», как следует относиться к миру, к богатству (если таковое у человека есть), к материальным благам в этом мире: как странник, который живет в гостинице. Например, мы путешествуем, сняли гостиницу, проводим там сутки или несколько суток. Мы этим пользуемся, но к этому не привязываемся, это не наше – нам завтра-послезавтра уезжать, уже есть билет, мы едем домой, нас там ждут. Такое же отношение к материальным благам было у потомков Адама, которые не предали Бога. А потомки Каина, поскольку грех утвердился в самом Каине (правда, он уже родился от Адама-грешника, но и сам своим грехом братоубийства усилил это повреждение грехами и плен сатане), стали жить так же, как он, развивать каинитскую цивилизацию.

Во все времена – и сегодня, и тогда, когда жили наши предки, люди сталкивались с проблемой богатства. Давайте разделим богатство и достаток. Достаток – это когда у человека все есть: квартира или дом, какой-то участок, какие-то средства передвижения; семья у него не голодает; он работает, ему хватает на жизнь в умеренном смысле – не ориентируясь на глянцевые журналы и жизнь сверхбогатых людей. Я имею в виду обычную, скромную жизнь обычного человека.

Теперь – что касается богатства. Если человек поставил своей целью именно обогащение, то в душу его входит много искушений, у него появляется немало серьезных духовных проблем – помните, в Священном Писании Господь говорит: «Невозможно работать Богу и мамоне»? Мамона – это кошелек. Если человек ставит своей целью получать сверхдоходы, то у него происходят внутренние изменения. Если сравнить двух людей, не зараженного каким-нибудь вирусом и зараженного, внешне они могут выглядеть одинаково, но внутри у зараженного болезнь уже действует, и со временем этот человек будет болеть и страдать.

Господь с болью говорит, что невозможно работать Богу и мамоне: если человек поставил своей целью жизнь не ради спасения, а ради богатства, то у него начнется внутреннее гниение, изменение души. Человек начинает руководствоваться другими заповедями, другими ценностями, противоречащим заповедям Евангелия, Господа Иисуса Христа. Получается как у потомков Каина.

Или, например, сколько в Священном Писании описывается бед, случающихся у богатого человека! Не надо думать, что богатые не плачут (в 1990-е гг. был известный сериал «Богатые тоже плачут»): они плачут не только от каких-то любовных драм, но много от чего еще – в жизнь богатого человека привносится не только доступность каких-то благ, но еще и множество различных проблем. Пользование легко добытыми благами может развратить человека – вслед за богатством в душу приходит тщеславие, гордость. Стяжание сверхдоходов обязательно связано с какими-то нарушениями нравственных правил жизни, и в итоге человек реально обогащается, но что же происходит с его душой? Мы получаем развращенного во всех смыслах человека.

Вспомните притчу о богаче и Лазаре. Богач живет и ни в чем себе не отказывает. Что в итоге? Он оказывается в аду – причем об аде в этой притче рассказывает Сам Господь. Или, опять же в Евангелии, Господь говорит: «Трудно богатому войти в Царствие Божие». Почему? Богатый человек с помощью денег, золота или каких-то материальных средств может легко реализовать свои греховные мечты, – что его развращает, делает слабым, а потому человек, даже если сильно захочет, очень трудно выходит из ситуации, в которой оказался… А сколько реальных человеческих трагедий происходит, когда человек теряет свое богатство – вплоть до самоубийств, когда богатого, например, постигает банкротство! Эти истории не новы…

Проблема – не в богатстве, золоте и бриллиантах и разных других материальных ценностях, а в том, какое мы придаем этому значение. Если для человека цель – они, то он поклоняется мамоне, золотому тельцу как богу. А если для него это средство?.. Можно привести пример Святого Царя Николая Александровича, последнего российского Императора, «хозяина земли Русской» (как он это написал в «Переписи населения»). А как воспитывались его дети? Очень воспитывались строго – в разумном аскетизме, без всякой роскоши и излишеств, от отсутствия которых часто страдают наши сегодняшние знаменитости.

Так в чем сложность? В том, что человек с любовью к богатству набирает много грехов и ему очень трудно избавиться от них. Вспомните Евангельские слова Господа: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царствие Божие». Казалось бы, что в этом такого? Богатый же – настроил храмов, наделал благих дел…

Оказывается, этого недостаточно: нужно и самому трудиться, нельзя надеяться лишь на деньги. О чем Господь говорит в приведенном отрывке? Что за игольные уши такие? Понятно, что любой верблюд в игольное ушко не войдет. Конечно, это образ. В каждой крепости, строящейся в те времена, были таможенные ворота; таможня должна была проверить, что везут на рынок города. Ворота были узкие и назывались «игольные уши», поэтому караван верблюдов, груженных товаром, с ним войти не мог: нужно было разгрузить их, сначала провести скот, показать таможенникам, что ты везешь, заплатить пошлину и только потом пронести товар через эти ворота. Так вот, будет «таможня» – Суд Божий. Откупиться там нельзя – Бога купить невозможно, благодать, прощение грехов, кусочек рая купить невозможно. Здесь материальные ценности не работают: перед лицом Страшного Суда тебя не выручат ни золото, ни алмазы, ни положение в обществе – нужно будет отвечать только за свои дела, мысли, свое сердце.

Как же быть христианину, если он все-таки рождается в богатой семье или Бог ему дал какой-то материальный успех (то, что мы называем богатством)? Неужели отказываться от всего этого? Нет.

Оказывается, в Священном Писании тоже не всякий раз говорится, что богатство – это плохо. Царь Давид говорит в псалмах (подчеркну, царь – человек, который обладает многими средствами, материальными благами): «Если богатство течет (идет), не прилагай к нему сердца» – снова принцип странника в гостинице: если у тебя что-то есть, пользуйся, но помни о Боге, о своей душе, ее спасении, о том, что тебе нужно давать отчет о своей жизни.

Еще в Евангельской притче говорится о богаче, у которого уродился богатый урожай (казалось бы, как замечательно, что Бог тебе дает богатый урожай). И что же он делает? Он не говорит: «Построю богадельню, соберу нищих, буду их кормить много лет». Он говорит другое (понимаете, у него проблема!): «Проблема у меня: мой урожай не вмещается в те амбары, которые есть. Поэтому я их разрушу, построю новые, большие, сложу туда весь урожай – и буду много лет веселиться». Вот иллюстрация жизни человека, который живет ради богатства. И чем заканчивается притча? Господь ему говорит: «Безумный! В эту ночь душу твою истяжут» – возьмут, отберут: мы даже собой-то не владеем!

Часто задают вопрос: неужели Бог дал такое богатство, такой урожай этому человеку во вред? Да нет, конечно: он же свободный человек. Если бы он был богобоязнен, желал спастись, он наверняка употребил бы все это на милостыню: замечательно, когда милостыня сочетается в душе с покаянием, – а этот богач уже заранее спланировал, что он не будет ни с кем делиться, творить милостыню и тем более – каяться в грехах; он видит себя хорошим.

Богатство тут же привлекает людей, которые хотят погреть на этом руки, и человек обретает льстецов, ложных друзей, которые сразу же его бросят, если он потеряет свое богатство – таких примеров из жизни можно привести много (я, по крайней мере, видел, да и люди рассказывали, как быстро теряются такие друзья, когда человек во время кризиса утрачивает свой бизнес или еще что-то в этом роде).

Если человек ставит своей целью богатство и приобретение материальных благ, то он теряет Христа – это закон, это надо признать. Богатство необязательно может быть счетом в швейцарском банке, автопарком или какими-то другими «заводами-пароходами» – им могут быть и нищенская торба, если относиться к ней как к богатству, и маленький кусочек земли, если ты ради возделывания этого кусочка забыл о Боге. Необязательно быть долларовым миллиардером, чтобы быть богатым – богатством может быть та материальная вещь, которая для нас является ценностью: если мы к ней привязаны (к машине, к нашей «хрущевке», к какой-то вещи, потеря которой приносит нам боль в душе), то это уже наше богатство – ложное, получается. Поэтому давайте будем внимательны: будем понимать, что окружающая человеческая культура – не такая простая. Не надо к ней относиться так: все, что есть, – то и хорошо.

Надо всегда к этому относиться с рассуждением, ведь мы живем в мире, где процветает культ денег, и нам, христианам, очень важно на это не попадаться. А мы попадаемся. Сколько, например, христиан на сегодня попали в тяжелую ситуацию, взяв кредиты? Это же тоже любовь к богатству. Какая нужда в этом? Я понимаю, иногда бывают такие ситуации, что нужно занять денег. Я сам находился в таких ситуациях, и возможно, еще когда-нибудь в них попаду, если Бог именно так будет меня смирять, – но какая нужда человеку приобретать вещь какого-то премиум-класса, когда ты, например, простой рабочий (давайте только без обид, по-простому); у тебя зарплата 30 000, а ты покупаешь телефон за 70 000. Зачем? Вот ты и есть богач, хотя у тебя счетов в банке нет: живешь не по средствам. А потом, взяв кредит, мы выплачиваем за этот телефон не 70, а 170 (в лучшем случае). Или, например, покупаем огромный телевизор – «у всех такой есть» или это рекламируется, и еще какие-то вещи, без которых можно спокойно прожить (но они ведь рекламируются, и нам их хочется!). Вот мы уже и попались, стали частью этой каинистской цивилизации, – цивилизации потребления. Зачем нам в нее попадать? Большой вопрос. Подумайте, пожалуйста, сами.

Дело не в том, что Православная Церковь негативно относится к богатым людям. Мы к людям нормально относимся: какая разница, кто пришел в церковь – в идеале, мы должны одинаково относиться и к бомжу, и к богачу. Да, есть человеческий фактор, есть человеческие немощи, но учения плохо относиться к богатым людям у нас нет. В Церкви все равны перед Христом. Приходит человек, мы же не спрашиваем: «Какой у тебя счет? Какая у тебя зарплата?» (я, к своему стыду, в какой-то момент осознал, что даже фамилий прихожан нашего большого прихода не знаю – имена-отчества знаю, – не говоря уже, где и на что человек живет, богатый он или нет).

Давайте будем обращать внимание на себя: нет ли у нас такого богатства? Не оказывается ли, что мы не можем распределить средства, которые Бог нам дает для жизни (например зарплату), а живем за счет каких-то кредитов или кредитной карточки, от которой, мне кажется, надо избавиться: это тоже ловушка, в которую люди попадают и становятся несвободны, работают потом уже на банки. Поэтому, братья и сестры, будьте, пожалуйста, внимательны.

Еще раз хочу подчеркнуть, братья и сестры, почему Господь так много говорит о богатстве: в Его времена было (да и сейчас есть) искушение, что с помощью денег или большого пожертвования якобы можно что-то купить. Та же самая история о вдовице: Господь с учениками пришел в Иерусалимский храм, и ученики восхищались объемом пожертвованных богатыми людьми средств: они думали, что самое важное – это сколько жертвуется денег и золота... При этом мы помним, что в Иерусалимском храме были специальные деньги, которые чеканил храм – их нужно было поменять у меновщиков, что в погоне за прибылью стали это делать внутри храма – их Господь потом веревочным бичом выгонял оттуда. Так вот, какой-то богатый человек наменял много этих храмовых денег и прилюдно (раз это было видно)их жертвовал. Ученики Христа его похвалили: «Вот какой благочестивый богатый человек!» А как Господь поправил их? Он показал на бедную вдову, которая тайно клала маленькую монетку. И сказал, что богатые жертвовали от своего богатства – они, по сути, ничего не потратили: у того богача был, грубо говоря, миллиард, он потратил 100 000 – для нас огромные деньги, а для него это ничего не значит, он их проест в ресторане за вечер. Для вдовы же ее маленькая копеечка оказалась ее дневным пропитанием…. И кто здесь более верующий человек? Чья вера больше, сильнее? Понятно, что Господь обращает внимание на жертву вдовы, которая последнее жертвует Богу в искренней надежде, что Он не оставит ее. Поэтому важно не количество: если говорить о жертве на храм, важно качество.

Есть истории, когда святому праведному Иоанну Кронштадтскому, который был человеком прозорливым, Господь открывал, что тот или иной богатый человек нес на пожертвование деньги, но они было нечестно заработаны. Такие жертвы на храм не нужны, это нечестные, грязные деньги – они им отвергались, он их не брал и тем научает нас, что лишь честно заработанная копейка, принесенная как жертва, даст тебе духовную пользу, даваемую милостыней...

А если человек, например, награбил, наворовал или сделал еще что-то незаконное, приобрел огромные деньги и думает, что спасется без внутреннего исправления, что-то сделав для Церкви, то, конечно, надо понимать, что сначала надо исправиться внутренне, очистить свою жертву и не приносить в храм не твое – нечистое. Это мы с вами должны точно знать и понимать.

У преподобного Симеона Нового Богослова есть слова, которые с экрана, наверное, будут звучать вообще очень жестко: он говорит о богатых людях, которые, не исправляясь внутренне, нравственно, пытаются строить храмы, жертвовать на какие-то церковные нужды и надеются, что этим они будут спасены.

Итак, мы разобрались с богатством. Давайте оценим это с точки зрения страстей. Когда человек пытается жить ради денег, привязан к деньгам, вещам, материальным благам – это страсть сребролюбия, то есть любовь к деньгам. Понятно, что страсть сребролюбия всегда будет связана с другими страстями: и гордыней, и тщеславием, и печалью, и гневом, легкий доступ к благам рождает чревоугодие, в душе человека легко рождается блуд – это целый клубок страстей, почему Господь и говорит, что невозможно служить Богу и мамоне: это совершенно другой путь, ведущий в ад.

Дорогие мои, вопрос интересный – не хотелось бы его быстро проскочить, особенно в наше время, когда Церковь начинают упрекать в роскоши, в богатстве. Знаете, что еще любопытно? В советское время священников обвиняли в богатстве – и в наше либеральное время обвиняют в том же. Может быть, отчасти мы сами даем какой-то повод, но, с другой стороны, вся Церковь – это же не несколько человек, которые, может быть, сбились с истинного пути. Давайте, братья и сестры, будем внимательно следить за собой, чтобы в нас эта зараза сребролюбия, любовь к материальным средствам не появилась и не помешала нашему пути к спасению.

Я благодарю вас за письма, дорогие мои: спасибо, что вы неравнодушны, смотрите нашу передачу. Еще раз приглашаю писать на электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru – все вопросы мы обязательно рассмотрим. У меня к вам единственный вопрос: нужно ли так долго объяснять? Надеюсь, вы мне на него ответите. Если нужно – слава Богу: будем разбираться дальше. Помоги вам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс