Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1017) → Архимандрит Савва (Мажуко): С чего начинается Исповедь?

Архимандрит Савва (Мажуко): С чего начинается Исповедь?

№24 (1017) / 24 июня ‘19

Свет невечерний

Народ православный есть соль земли: он хранит Православную веру своим ободряющим, благословляющим взглядом на мир, хранит своими молитвами и, самое главное, своими поступками.

Как человек, служащий не первый десяток лет у престола Божия, я очень часто исповедую людей и заметил одну особенность (наверное, советского) человека, которая обнаруживается, когда спрашиваешь о его поступках, его грехах.

У священника такие печальные обязанности – очень деликатно, очень осторожно задавать на Исповеди вопросы: иногда надо помочь человеку раскрыться, и священник – это своего рода повивальная бабка, он просто участвует в «родах»: это не его ребенок, это совсем не его дело, человек перед Евангелием и исповедуется Богу, и это происходит между ними двумя – Богом и человеком, а моя задача, как священника, помочь этим «родам» состояться. Поэтому искусство исповедника, духовника – одно из самых сложнейших. Например, в Греческой Церкви не все священники имеют право исповедовать, а только наиболее опытные, которых так и называют – духовники; они даже редко служат, не являются приходскими священниками, а только принимают Исповедь. Это их высокое искусство (майевтика, повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования): помочь человеку разродиться Покаянием, помочь ему раскрыться на Исповеди.

И вот мы задаем вопросы… Для священника бывает достаточно болезненно и сложно эти вопросы задавать, но меня иногда поражают ответы советского человека, который совсем не чувствует уникальности того, что он сказал. Например, отвечая на вопрос, были ли в его жизни случаи воровства, человек говорит: «Нет, что вы! Я никогда в жизни не воровал – разве что вот у государства или на работе… Но это же не воровство, ведь от этого никто не пострадал, не так ли? Какой же это грех – взять у государства?» (один старичок даже сказал: «Оно же у нас больше берет! Так что ничего страшного, если мы тоже свое возьмем, чье бы оно ни было!»). Но, друзья мои, это очень серьезная проблема. Можно шутить и смеяться по этому поводу, вспоминать массу историй, особенно из нашего советского прошлого, но ведь это неправильно – это очень плохо: если вся страна дружно ворует и врет, разве ее ожидает светлое будущее? Ответьте сами на этот вопрос.

На самом деле, это проблема болезни целого общества: весь социум заражен определенными недугами, которые нужно врачевать если и не в широком общественно-политическом объеме, то хотя бы в себе, своей семье, объясняясь со своими близкими, друзьями, детьми.

Мы позволяем себе «такие мелкие вещи», которые, резонируя в едином большом народном теле, приводят к нехорошим последствиям. У нас считается совершенно нормальным ругать власть, которая не ремонтирует дороги, – и при этом мусорить; самим воровать – и хвалить человека, который, мы знаем, работает на стройке, но подворовывает.

А как же – мы даже говорим, что «человек может устроиться в жизни», «он вертится»: тот работает на таможне и, видите, построил хороший дом и пристроил детей. Почему? «У него связи»: он умеет договориться, ладить с нужными людьми. Вот у этого и сыр есть, и санкционные напитки водятся, и все у него хорошо. А этот начальник работает на такой-то базе или занимает должность декана (или ректора) и поэтому он каждый год делает ремонт на своей даче – хорошо человек устроился!

При этом люди, которые берут взятки и обворовывают друг друга, считают совершенно незазорным говорить с высоких трибун, что у нас идет духовное просвещение, мы стараемся, трудимся и так далее…

Друзья мои, это ведь вранье. И когда оно распространяется на все общество, то приводит к совершенно диким последствиям: это убивает нас в совершенно буквальном смысле слова. Министерство видит, что в нашей стране статистика смертей от сердечно-сосудистых заболеваний зашкаливает, и принимает решение не разгрузить врачей, не помочь им более творчески работать со своими пациентами, а рекомендует ставить несколько другие диагнозы смертей… И смотришь – статистика выровнялась.

Кого же мы обманываем? Это не только в медицине – мы видим такое и в школе, и в культуре: люди рапортуют, врут, привлекают к этой лжи детей, приучают к ней. И что же получается? Потом мы говорим, что власть плохая, народ плохой, страна не та, но если мы сами себе позволяем такие вещи, кто же виноват?

Поэтому и начинать нужно с самих себя.

У замечательного русского писателя Владимира Галактионовича Короленко отец работал судьей. Зарплата у судей во времена Российской империи была небольшая: все знали, что они «берут», поэтому нечего государству тратиться на них. Но отец Владимира Короленко принципиально никогда не брал не только взятки, но даже подарки, поэтому его семья жила очень скромно – он даже не смог накопить достаточно средств, чтобы выучить детей, чтобы дети поступили в университет и были обеспечены.

Он внезапно рано умер, не дожив до пенсии, и никаких накоплений он не оставил – после него осталось честное имя, и его коллеги знали, что это справедливый человек, который никогда не врал и не шел на сделки с совестью. Но справедливость, жизнь по правде, по совести всегда требует жертв и, мне кажется, мы не идем на эти жертвы из трусости, боязни: мы не хотим жить, бросая вызов другим людям. Но христианин – это человек, который должен бросать вызов другим.

Надо жить по совести, по правде, надо честно об этом говорить. Никогда не надо врать – лучше, может быть, вы потеряете друга (хотя бывает очень грустно от этого), карьеру, может, у вас не будет такого достатка, который вам хотелось бы иметь, но ваша совесть будет чиста и вы будете тем человеком, который хотя бы чуть-чуть оздоровит наше общество: хотя бы на одного человека.

И самое главное, друзья мои, никогда не надо оправдывать вранье, воровство, всякие карьерные безумства: первое, с чего должен начинать христианин, – это с честности. Грех нужно называть грехом. Именно с этого начинается таинство Покаяния – когда грех обнаруживается и называется таким, какой он есть. Поэтому, друзья мои, начнем с честности и начнем с себя.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс