Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1016) → Протоиерей Андрей Канев: Бог ждет покаяния каждого человека

Протоиерей Андрей Канев: Бог ждет покаяния каждого человека

№23 (1016) / 17 июня ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №22 (1015) 2019

В предыдущих беседах мы начали изучать статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О покаянии», прошло уже много бесед о ней – статья очень глубокая, серьезная, интересная, имеющая практическое значение: святитель Игнатий делится как своим духовным опытом, так и опытом других святых отцов. Будем продолжать – это важно, чтобы настроиться на духовную жизнь. Тема борьбы со страстями непростая – это не просто какая-то механика: она охватывает всю жизнь христианина.

Продолжим не спеша. Я постараюсь переводить на современный язык то, что написал святитель Игнатий, насколько это в моих силах. В предыдущей беседе мы разбирали строчку в статье святителя, где он описывал, что значит пребывать в постоянном покаянии: что такое сокрушение духа, борение с помыслами, с чувствами, свидетельствующими о присутствии страстей в нашем сердце – это и умеренное ограничение плоти, наших чувств, и смиренная молитва, и частая Исповедь. Нам дан дар покаяния, мы должны о нем знать и его использовать. А что будет, если человек его не использует? Попробуем продолжить чтение святителя Игнатия и вместе с ним разобраться, почему это дар и нужно или не нужно им пользоваться (хотя, наверное, все поняли, что нужно).

«Братия! мы потеряли произвольным грехом святую непорочность, неприкосновенную не только делу греховному, но и познанию зла, – непорочность, в духовном сиянии которой мы явились в бытие из рук Создателя. Мы потеряли и ту непорочность, которую получили при воссоздании Крещением; мы запятнали на пути жизни различными грехами наши ризы, убеленные Искупителем. Осталась нам еще одна вода для омовения – вода покаяния. Что будет с нами, когда мы пренебрежем и этим омовением? Придется нам предстать Богу с душами, обезображенными грехом, – и грозно воззрит Он на душу оскверненную, осудит ее в огнь геенны».

Святитель Игнатий имеет в виду все человечество и в первую очередь, конечно, Адама как праотца всех людей. В словах «непорочность, в духовном сиянии которой мы явились в бытие из рук Создателя» речь, конечно, идет о райском состоянии Адама, о времени, когда он находился в раю и был непорочен: таким создал его Господь – в нем были добродетели, была чистота и не было никакого намека на зло, в нем было все чистое от Бога, незапятнанный образ Божий, были свобода, разум, святое рассуждение. Но, к сожалению, Адам не воспользовался дарами, которые у него были, и согрешил.

Святитель Игнатий говорит, что мы – наследники всего привнесенного в существо человека после грехопадения (есть такое выражение, что мы все согрешили в Адаме): страстей, грехов и последствий их – страдания и смерти. Это духовная грязь, которая в нас тоже есть, с которой мы, к сожалению, живем и к которой привыкаем, и очень часто мы не то что не видим эту греховность, страстность, грязь, а даже любим ее – более того, думаем, что это и есть смысл жизни. Страшно смотреть на окружающий мир: куда он катится! Ставятся ложные цели, согласно которым человек должен обязательно быть успешным, богатым, сытно есть, дорого одеваться, ездить на дорогих машинах, жить в роскоши... И люди тратят силы, время, чтобы достигать этих ложных целей… Это ужасно! Возникает перевертыш, когда грех считается (условно) добродетелью и человек ставит целью своей жизни удовлетворение своих греховных помыслов.

Святитель Игнатий пишет, что все мы потеряли, к сожалению, эту святую непорочность в результате совершения произвольного (добровольного, осознанного) греха: Адам ведь не случайно надкусил плод с древа познания добра и зла. Здесь произошел целый процесс (позже, когда мы будем говорить об основах веры, разберем это более подробно) – Адам и Ева захотели «стать как боги», сами захотели этого, а не просто их обманули («шел, упал, очнулся – гипс»). Нет, сами захотели! Поэтому святитель Игнатий и говорит, что «мы потеряли греховным произволением святую непорочность, неприкосновенную не только делу греховному, но и познанию зла». Это ведь было когда в раю не было зла, как не было его и в самом Адаме – он был бы недоступен злу, если бы сам не подпустил его к себе.

«Мы потеряли и ту непорочность, которую получили при воссоздании Крещением; мы запятнали на пути жизни различными грехами наши ризы, убеленные Искупителем.» Да, был период, когда человек был непорочен в раю. Потом он согрешил, стал порочным. Мы проходим таинство Крещения (я с этого начал и, наверное, буду это регулярно повторять, но важно, чтобы человек подходил к Крещению с оглашением – если этого нет, он не понимает смысла таинства: не понимает, какое сокровище получает – таинство Крещения смывает все грехи, и человек снова становится непорочным), но мы, конечно, не становимся такими непорочными, как Адам в раю, у нас все-таки нет таких условий, чтобы жить в условиях рая: мы живем в окружении бесов, среди грешников, сами будучи грешниками – и в культуре, которая буквально пронизана грехом. Нужно понимать, что если человек не готов к Крещению, не готовился, то он и не оценит его, но Крещение тем не менее очищает человека от всех грехов.

«Мы запятнали на пути жизни различными грехами наши ризы, убеленные Искупителем.» О каких ризах идет речь? Это образ христианской души, которая отреклась от греха, от сатаны.

Напомню, что перед погружением в святую воду, в купель крещения человек отрекается от сатаны, от его дел, от грехов, и когда он погружается в святую воду – воду Крещения, Господь очищает его от всех грехов. «Ризы, убеленные Искупителем», – это душа, очищенная Крещением. Если помните, после Крещения, после Миропомазания священник берет крест и вместе с крещающимся обходит небольшим крестным ходом купель или икону, лежащую на аналое (на специальном столике), с таким песнопением: «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Переведу своими словами: «Сегодня мы во Христа крестились, Христом облеклись (оделись)» – так понимается, что Христос является одеждой нашей души (такой красивый образ). Святитель Игнатий пишет правду: мы запятнали на пути жизни различными грехами наши ризы, мы выходим из купели Крещения – и, к сожалению, начинаем снова грешить.

А как очиститься? Святитель Игнатий пишет: «Осталась нам еще одна вода для омовения – вода покаяния»; неслучайно в древности святые отцы писали о таинстве Покаяния как о втором Крещении.

Второй раз креститься мы не можем, крестимся раз и навсегда, – человек не повторяет Крещение дважды, трижды. Бывают такие безумные истории, когда человек по незнанию (а священники не разбираются в людях) 2–3 раза крестится. Но это больше исключение из правил, грех людей, которые так поступают: кто-то даже намеренно так делает, думая, что он очистится, а обмануть Бога невозможно, хотя человек думает, что обманет, крестившись во второй раз.

Так вот, получается, мы можем снова очиститься – покаянием. Почему вода? Тоже интересный образ. И почему Крещение? Крещение без воды не совершается. Вода в покаянии – сокрушение, внутренние слезы (у кого-то о внешние, но я вам говорил, что ориентироваться на них не надо, не надо выдавливать их из себя, если они не текут). Здесь имеются в виду душевные чувства, переживания, – сокрушение, которое есть при покаянии: это и есть слезы, или вода покаяния.

«Что будет с нами, когда мы пренебрежем и этим омовением» – когда мы перестанем принимать дар покаяния, подаваемый нам Богом, и жить по нему? «Придется нам предстать Богу с душами, обезображенными грехом, – и грозно воззрит Он на душу оскверненную, осудит ее в огнь геенны». Строгие слова. Можно сказать, жестокие, но это слова правды.

Неужели, братья и сестры, при наличии серьезной беды вам скажут: «Да нет-нет, все нормально, все хорошо. Живи как жил раньше?». Вот, скажем, живете вы в аварийном доме, пришли специалисты, строители, обследовали все и сказали: «Да все хорошо, живите дальше», – а на самом деле небольшое дуновение ветра – и этот дом развалится, задавит вас. Что бы вы выбрали? Наверное, правду? И решили бы, что нужно бросать этот дом, переезжать: лучше в палатке жить, но быть живым, чем в доме, который скоро развалится и может тебя погубить. Или болезнь – ты хочешь лечиться, но тебе говорят: «Да все хорошо», а ты тяжело болен. Это же нечестно! Пусть лучше будет правда.

А мы, современные христиане, почему-то начинаем этой правды бояться… Святые отцы и пастыри Церкви говорят: «Братья и сестры, ад существует!», а мы отвечаем: «Нет, нет, не надо на эту тему – это ввергает нас в уныние». А зачем же вы в Церковь пришли? Чтобы «барбарисками» питаться? Такого ведь в Церкви нет.

Вы пришли спасаться. Церковь – это больница, и в этой больнице есть условия для выздоровления, есть диагнозы. Так вот, нам поставлен диагноз. Пришел человек с тяжелым заболеванием, и врач ему говорит: «Если не будешь лечиться, то будут последствия». Так же и здесь… Но там мы нормально, адекватно воспринимаем и благодарим, что к нам честно отнеслись, – так почему же слыша слова святых, которые говорят про геенну, суд, ответственность, ад, наполненный нерадивыми христианами, и что мы легко можем туда попасть, нас не пугают? Лукавому не надо, чтобы мы это знали, ему надо, чтобы нас просто гладили по головке – и никто ничего не говорил про ад, про ответственность и про покаяние. Это же для него беда страшная! Ему надо, чтобы слово «покаяние» даже не звучало в нашей жизни: «Занимайтесь чем угодно, во всем помогу, – он даже так говорит, – но лишь бы не спасались, не думали об аде, о суде, о рае, об ответственности».

Получается так: рай человечество потеряло в лице Адама, сами мы теряем чистоту Крещения и не пользуемся, что называется, последним шансом – очиститься покаянием. Так чего же нам ждать? Суда Божия.

Но ведь мы предупреждены, а есть такая пословица: «Предупрежден – значит, вооружен». Вот, мы вооружены этими святыми, важными знаниями, и надо об этом постоянно помнить. Человек может подумать: «Бог есть любовь, как-нибудь “прокатит”, Он все равно простит». Господь очень честен с нами: Он честен полностью, ничего от нас не скрывает. Да, конечно, Он – любовь. Но любовь, которая сочетается со справедливостью. Это любовь не слепая, не «слюнявая», как нам, может быть, кажется – это любовь очень мудрая, чистая, святая, которая нам дает все, что нужно для жизни, спасения, но если человек не обращается к ней лицом, то она не навязывается ему.

Если человек не хочет идти к Богу, ко Христу, это уже его выбор. Если человек, христианин не хочет слушать о покаянии и хотя бы пытаться так жить, то он сам избирает этот путь. Бог любит свободу человека, не насилует его никогда: обращаешься к Нему – будешь пользоваться дарами Его любви, не обращаешься – тогда, значит, ты сам отвернулся. Это надо понимать и помнить. Как ни ухитряйся, все равно предстанешь перед Богом. А что будет с нами, когда мы предстанем с душами, обезображенными грехом? Если человек покаялся, то очистился от греха – Господь Сам говорит, что не помянет потом этих грехов. Нужно об этом помнить.

Святитель Игнатий цитирует пророка Исаию, из Ветхого Завета: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим. И дальше пишет: «Чем же оканчивается этот суд Божий, суд покаяния, на который Бог непрестанно призывает грешника, во время его земной жизни? Когда человек сознает грехи свои, решится на искреннее покаяние и исправление: то решает Бог суд Свой с человеком следующим решением: „Аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю, аще будут яко червленное, яко волну убелю” (Ис.1, 16, 18)».

«Чем же оканчивается этот суд Божий, суд покаяния, на который Бог непрестанно призывает грешника во время его земной жизни?» Тут имеется в виду суд, когда человек сам себя судит – не осуждает себя на казнь, на смерть, а рассуждает о себе: «Согрешил я или нет, грех или нет то, что я делаю? Не грех ли то, что я чувствую?» – то есть человек сам себя укоряет, судит. Это суд своей совести, своего ума, который уже знает, как отличить грех от добродетели – суд, на который Бог непрестанно призывает грешника во время его земной жизни. Чем заканчивается этот суд? «Когда человек сознает грехи свои, решится на искреннее покаяние и исправление, то решает Бог суд Свой с человеком следующим решением»...

Немного упростим это. Человек начинает каяться, осуждать себя за грехи, приносить покаяние Богу, – это святитель Игнатий называет судом человека над собой. И что Бог решает на этом суде? Опять цитируется пророк Исаия: Если будут грехи ваши как багряные, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как волну убелю. Смотрите, как удивительно: если человек сам себя осуждает за грехи, просит милости, прощения, то получит это прощение, Бог это обещает. Что значит «багряные» или «красные»? Представим образно, что у человека была белая одежда – он крестился, и душа у него была одета в белую одежду, но своими грехами запятнал ее: как скатерть после долгой пьянки бывает вся в каких-то пятнах, в кетчупе, разлитых напитках – как поросята пробежали. Вот образ того багряного и красного. А как говорит Господь? «Покаешься, и Я это убелю (то есть Сам очищу) – ты только покайся, только признай эту свою неправоту, Я Сам очищу». Обещает это, понимаете?

А мы принимаем разные уловки лукавого или сами начинаем хитрить: «Не пойду на Исповедь, не буду каяться. А вдруг это не грех? А я его еще пока люблю. А вдруг Бог не простит?» Да все Он простит! Он хочет прощать грешников! Нам не надо обманываться, что это не про нас, что это будет только для праведников. Это для каждого человека, потому что каждый человек, каждый христианин Богу дорог. Он ждет покаяния каждого человека.

«Если же христианин окажет пренебрежение к этому последнему, многомилостивому призванию Божию, то возвещается ему от Бога окончательная погибель.»

Представляете, как страшно? Разберем эти горькие слова. Дары даются – бери, пользуйся, учись: есть время, силы, есть у кого поучиться (я имею в виду святых отцов). Церковь обладает такими знаниями и даром очищать человека от грехов, учить его вере. А если человек этого не захочет, если он начнет бегать от Церкви, от Бога, то его ждет окончательная погибель: после кончины уже нет изменения.

Это такая обманка, которая, к сожалению, встречается и в церковной литературе, у современных проповедников: представление, что когда ты умрешь, Христос тебя помилует, скажет: «Вот, брат, в рай иди – ты вроде неплохой парень». Нет такого! Откуда мы это взяли?

Святоотеческое, церковное учение о загробной участи человека говорит: с тем, что ты набрал в этой жизни, приобретя определенный опыт, ты и идешь туда, на Суд Божий – и там нет кардинального изменения, что здесь ты был убийцей, а там станешь ангелом непорочным, любящим всех людей: каким здесь был, таким и там будешь. Более того, если здесь ты не получил навыка общения со Христом через покаяние, молитву, таинства, то далеко не факт, что там ты увидишь Христа на Суде и скажешь: «Господи, я всю жизнь там с Тобой жил!».

Помните, как говорится в Евангелии: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Это очень серьезно, и нечего тут гадать. Мы должны принять как основу основ, что изменение возможно только здесь, на земле, – когда душа разлучается с телом, изменения уже невозможны. Только здесь мы можем поменять свою жизнь, исправить грехи, замолить их, принести Богу покаяние, а Он нас очистит. А иначе человеку возвещается от Бога окончательная погибель.

Благодать Божия, говорит апостол Павел в Послании апостола к Римлянам, на покаяние тебя ведет. Замечательные слова. Мы должны помнить и понимать, как действует благодать, – это отдельная, очень глубокая и серьезная тема, но ее все равно надо касаться, и мы периодически будем это делать.

Благодать Божия (как говорят апостол и святые отцы) ведет тебя к покаянию: благодать – это не наслаждение, особенно первое действие благодати, которое мы, как грешники, ощущаем: она действует, ведя человека к покаянию, когда человек начинает осознавать всю меру своего грехопадения, множество своих грехов, ужас от этого, когда он приобретает страх перед Богом, перед своей гибелью в аду. Это ощущения не комфортные – ты не будешь наслаждаться этим. Такие ощущения, может быть, незнакомы человеку.

Оказывается, желание спастись, желание исправить свою жизнь – это первое действие благодати. Поэтому святитель Игнатий и цитирует апостола Павла, который говорит, что благодать Божия ведет на покаяние. Когда у нас есть мысли, что надо каяться и исправить свою жизнь, братья и сестры, понимайте: это не просто так, не само по себе появилось в вашем сознании – это и есть действие благодати, ведь она действует не только на святых.

Мы можем сказать: «Вот, они чудотворцы. Куда нам до чудотворцев? Мы не будем ими никогда». Но это ведь не самоцель жизни христианина – стать Марией Египетской или преподобным Серафимом Саровским: это уникальные люди. А у нас с вами путь простой, средний – путь мирянина, который верит в Господа Иисуса Христа и идет путем спасения.

Но осознание необходимости покаяния – это дар, к нему надо относиться с великой благодарностью Богу: если бы этого дара не было, если бы благодать не действовала на нас именно так, как она действует, то мы бы вообще не задумывались ни о чем – ни о спасении, ни о том, что надо спасаться. Это очень и очень серьезно.

Давайте еще раз об этом задумаемся, будем помнить и ценить те дары, которые Бог дает нам ежедневно, ежечасно, где бы мы ни находились, чем бы ни занимались: надо не отвергать эти дары, не выбрасывать их из сердца и ума, не превращать в повод для уныния, печали, а благодарить Бога, что Он не оставляет нас – несчастных и падших людей.

Дорогие братья и сестры, мне хочется поблагодарить тех зрителей, которые пишут письма с вопросами: они очень серьезные, глубокие – бывает, даже непростые, над которыми надо будет подумать. Я принял такое решение: мы закончим изучать статью «О покаянии» (может быть, еще урок или два), обсудим мысли, которые нам предлагает святитель Игнатий, чтобы мы правильно настроились, – и я начну отвечать на ваши вопросы. Если у вас будет желание, пожалуйста, пишите на адрес: kanev@tv-soyuz.ru – все ваши вопросы автоматически приходят на мою личную электронную почту, я их получаю, собираю и буду отвечать на них.

Спаси вас Христос! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс