Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (1015) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: О вере и сомнении

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: О вере и сомнении

№22 (1015) / 10 июня ‘19

Архипастырь

Владыка, мы записываем это интервью в преддверии праздника апостола Фомы, одного из Небесных покровителей Среднеазиатских православных епархий: он проповедовал в этих землях. Апостол Фома известен прежде всего тем, что выразил сомнение, недоверие свидетельствам о Воскресении Христа. И уже от Самого Господа получив уверение в этом, дальше до конца дней своих не сомневался и был верен Христу даже до смерти. Вот как раз о вере и сомнении я хотела бы попросить Вас побеседовать с нами.

Святитель Феофан Затворник в письме одному из духовных чад говорил, что не надо принимать сомнение в вере за чистую монету – надо его отвергать, а потом, если такая необходимость возникнет, уже искать доводы против этого сомнения. Сейчас посредством и сети интернет на людей обрушивается множество сомнений – даже верующие люди в результате отходят от Церкви. Что Вы скажете об этом?

– Да, мы сталкиваемся с явлением, когда люди приходят к нам с большими сомнениями в своих умах, сердцах. Мы видим, что люди меняются прямо на глазах, видим, как очень сильно действуют на сознание людей сомнительные слова, которые произносятся в сетях.

Удивительно. Человек получает большое количество информации о правильном понимании тех или иных церковных, богословских, вероучительных истин, но какой-то маленький вброс сомнения сразу человека меняет: он становится как будто безвольным, готов принять эти сомнения и становится расслабленным, не может преодолеть их в своей душе.

Причина этого – во-первых, слабая вера: когда у человека вера крепкая, сильная, он не сомневается ни в чем. А эти ситуации – показатель, что в нашем народе, в некоторых людях слабая вера: малейшие сомнения сразу задевают человека – и он начинает сомневаться, иногда даже отходит от веры, Бога, Церкви, пока не произойдет что-то, что его образумит.

В современном обществе нет той сильной веры, которая была когда-то – даже взять ХХ столетие, когда испытывали веру православных христиан не сомнительными мыслями, а страданиями, мучениями, унижениями, оскорблениями, к людям относились очень непочтительно и неуважительно. Все равно народ стоял твердо в вере и Бога не предавал, в Бога верил – люди не думали: «Почему Бог допускает такие страдания, мучения? Разве Он не видит, что я за веру во Христа столько терплю?».

Таких мыслей даже не было у человека: понимали, что это испытание нашей веры, и если сможешь выстоять, значит, ты настоящий православный христианин, который не предает своей веры, не предает Христа и готов за Него отдать все, до последнего, даже жизнь свою. Вот такая вера у нас когда-то была.

К примеру, возьмем такое: на тех, кто учился тогда в семинариях, родственники нажимали, близкие и родные – когда они туда поступали, смеялись над ними, считали их сумасшедшими, неразумными: «Куда ты идешь? Что ты делаешь? Там никакой перспективы нет. Вот есть институты, есть работа. А ты куда пошел? Видишь, что Церковь гонима, а ты идешь быть гонимым! Только неразумные могут так делать». Так нам говорили. Но мы шли, ибо верили и считали, что мы на правильном пути, и ничто не могло нас уклонить с этого пути, даже унижения, оскорбления от самых близких, родных людей. Мы стояли в этой вере и на этом пути, который Господь для нас избрал.

Сейчас часто верующий человек ходит в церковь и даже причащается, ходит по Святым местам, чувствует благодать Божью, которая особенно обильно изливается на каждого из нас в Святых местах, в том числе в Иерусалиме, на Гробе Господнем, – но вбрасывается грязь сомнения, и человек сразу реагирует и не знает, что делать дальше. Это показатель, что вера очень слабая.

Чтобы укрепить свою веру, нужно молиться. Господь через апостола Иакова сказал: если нет веры или вера слабая, то просто молись, чтобы Господь ее умножил, и Господь это сделает – даст веру. Чтобы укрепить ее, нам и дано читать утренние и вечерние молитвы; так мы молимся как раз об умножении веры, об укреплении в вере, благочестии, молимся, чтобы Господь дал нам смирение – это как раз и есть укрепление нас в вере, то есть испытание в ней.Смирение – если мы переносим скорби, трудности, испытания на основе нашей веры, то вера в нас укрепляется и преумножается, мы становимся смиренными, кроткими, послушливыми, терпеливыми, любвеобильными.

Ради чего мы это делаем? Чтобы Господь дал нам вечную блаженную жизнь…

Вот это устремление нашего сердца к вечности сейчас ослабло. Мы больше думаем о земных утехах, о земных наслаждениях, благах. Порой можно сказать, что большое количество наших верующих, даже прихожан, – это люди, которые верят в Бога, чтобы Господь дал им хорошие работу, зарплату, жизнь земную: блага земные. Как только какие-то скорби начинаются, человек перестает ходить в церковь: «Господь ничего не дает мне – зачем я буду ходить?».

Такие примеры я знаю из своего опыта жизни в Церкви. Есть такие люди: чуть-чуть какая-то скорбь – и сразу кончается их вера. А вера именно в том, чтобы устоять во всех трудностях жизни и этим самым показать: «Да, я действительно верующий – и когда мне хорошо, и когда мне скорбно я не предаю своей веры: я не предатель своего Спасителя, я верю в Спасителя, Который спасает меня от вечных мучений, дает мне вечную блаженную жизнь». А страдания – как раз путь, что ведет нас в Царство Небесное, ведь Господь сказал, что путь в Царство Небесное – узкий, тернистый, скорбный путь, который Сам Он и прошел.

Мы недавно прошли Великий пост. И особенно в последнюю Страстную седмицу окунулись в жизнь Спасителя, увидели, как Он терпел и унижения, и оскорбления, и предательства, и бичевания, и крестные страдания, и издевательства. Богочеловек Христос Спаситель не совершил греха – наоборот, Он воскрешал мертвых, исцелял больных, помогал людям, бедным; но в таком святом, чистом Богочеловеке нашли вину. Несмотря на все это, Господь не отрекся от нас, грешных, – ради нас Он готов был пойти на смерть, чтобы искупить нас от греха, от проклятия смерти и даровать нам вечную жизнь.

Вот такая преданность своему делу, своей вере, Христу должна быть и у нас при всех скорбях, при всех трудностях, – а у нас как трудности, так сразу вера пропадает. Нет твердости, чтобы мы стояли за веру, как стояли наши предки: до крови, до смерти, до конца своей жизни.

Конечно, нас радует, когда человек приходит в церковь, – даже когда он приходит получить какие-то земные блага от Бога. И мы видим, как люди приходят в церковь (мы их называем захожанами), поставят свечку, помолятся, поплачутся перед иконами, перед святынями нашей Церкви… Господь по Своему милосердию помогает им, дает то, о чем они просят. И они говорят: «Нам больше ничего не надо» – участвовать в богослужениях, участвовать в таинствах церковных, причащаться, исповедоваться им даже и не нужно.

Мы думаем, что это хорошо, но это не совсем хорошо. Мы считаем, что это первая ступень человеческого развития, но, к сожалению, человек остается на этом уровне и не хочет подниматься дальше. Человек получил от Бога какую-то милость – выполнил Господь его просьбу. С какой целью? Чтобы он благодарил Бога за то, что Он так милостив: несмотря на наши грехи, немощи и слабости, Он все равно помогает нам. Но Он требует, чтобы мы возвышались, развивались и укреплялись в вере, благочестии, церковной жизни, в исполнении воли Божьей. А для нас так: Господь дает – Он хороший, а немного нас испытывает – уже нехороший, «не нужен нам такой Бог и не надо нам вообще ходить в храм». Вот такая у нас слишком приземленная вера. И это не делает нам чести.

Сейчас сильно развиты информационные технологии. И мы должны быть готовы устоять перед всеми этими искушениями: будут забрасывать много сомнительных мыслей, сомнительных слов. И мы должны стоять твердо в искушениях, испытаниях нашей веры. Это только начало, а если начнут в полной мере работать с новыми технологиями, то, конечно, будут стараться менять наше сознание, наше понимание и направление и так далее. И мы тогда останемся вообще без веры, мы будем просто рабами: что скажут, куда направят, туда и пойдем без особого сопротивления или понимания, что мы делаем и для чего.

Мы живем (с точки зрения православного христианина) ради Царствия Христова, которое дал нам Господь Своим славным Воскресением и ценой Своей Крови, Своих страданий на Кресте. То есть Он взял на Себя наказание за грех всего человечества. И мы должны благодарить Бога за это. Чем? Тем, чтобы прийти к Нему, благодарить Его, слушать Его, исполнять Его святую волю, исполнять Его заповеди. И благодарить не только одним языком (прийти в церковь и сказать: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне помогаешь, защищаешь меня, что я здоров, что даешь возможность заработать средства для существования», – это тоже нужно).

А чем еще благодарить? Делами своими, поступками, верой, преданностью Богу и полной отдачей себя Ему: раз Господь отдал Себя полностью за нас, то мы полностью должны отдаться Ему. Так мы получаем себе (не Богу) то, что нам необходимо для вечного блага. Такая логика должна быть у нас в отношении Бога. А когда мы относимся к этому поверхностно, то получаем расслабление, ослабление нашей веры, которая может быть поражена или побеждена по щелчку пальцев. Поэтому дай Бог, чтобы мы смогли устоять и укреплять свою веру.

Сейчас мы в преддверии праздника Антипасхи, памяти святого апостола Фомы. Он действительно, когда услышал, что Спаситель Воскрес, сказал слова, которые и мы всегда говорим (он выразитель нашей испорченной природы): «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Господь по Своему милосердию дал ему потрогать раны, чтобы тот удостоверился, что Он действительно Воскрес. Можно сказать, что от лица всего человечества он удостоверился и сказал: «Господь мой и Бог мой…».

С того времени почти 2 000 лет мы уверены в истинности Воскресения Христова благодаря апостолу Фоме, который сказал всем нам, что он это увидел и что действительно было Воскресение Христово. Поэтому нельзя сказать, что он неверующий. Мы выражаемся не совсем корректно: Фома неверующий – он очень верующим был человеком. Но он поверил для нас, чтобы нас в этом удостоверить. И в то же время мы должны услышать голос Христа Спасителя, Который сказал Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Мы должны иметь веру в то, что Господь говорил, что совершил. Благодаря вере Господь называет нас блаженными – и дай Бог, чтобы блаженство у нас действительно было: нам открыта дорога вечного блаженства Царства Божия, если мы постараемся жить по Его святым заповедям. Тогда мы будем иметь счастье и здесь, на земле, ибо жить в Боге, с Богом на земле – это большое счастье, это и ведет нас к вечному счастью, к вечному блаженству.

Очень важно, чтобы мы это понимали и не прилеплялись сильно к земле, которая нас так сильно приземляет. Царство Божие дано нам таким необычным средством для нашего избавления, искупления (то есть через страдания, через мучения). Господь нам дал блаженную вечность – это показатель особой любви, особого милосердия Бога Творца к Своему созданию. В нашей жизни такого почти не бывает, чтобы кто-то нам делал зло, совершал против нас беззакония, а мы за них пошли бы на смерть, чтобы их защитить. Такого не бывает. Мы можем в крайнем случае пойти на такие жертвы: если это друг, благодетель – за него можем пожертвовать собой, и то не до конца и не всегда. А тут за нас, врагов, грешников, тех, кто Его распинал, бил, за все человечество, которое имеет несметное множество грехов, Он пошел на Крест.

И почему Его не любить? Почему не любить Бога, Который так нас полюбил и так много пострадал за нас? Как раз такие мысли, рассуждения должны быть, они тоже укрепляют нас в вере.

Это тоже идет на умножение веры, и мы должны в дни после Святой Пасхи, после праздника Воскресения Христова (мы празднуем Воскресение Христово 40 дней) об этом думать. Не случайно Церковь дала нам возможность праздновать столько дней: это событие имеет основополагающее значение для каждого человека, и Господь этим дает нам возможность 40 дней глубоко размыслить, углубиться в смысл великого события.

Что дал нам Христос Спаситель? Что значит Воскресение? Почему Он взял на Себя такую миссию? Может быть, мог быть и другой путь, но Он избрал этот путь страдания, узкий, тернистый: обвинение во всех тяжких грехах, что существовали тогда на земле. И Его во всем этом обвиняли, хотя Он не был виноват. Его распяли на Кресте (это страшная, ужасная, позорная смерть), а Он сказал: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Видите, какие милосердие, любовь Божию к нам всем, спокойствие, смирение Он показал!

Господь победил смерть, Воскрес – и никого не обвинил, не осудил, пришел и сказал: «Мир вам!». Понимаете, мир пришел принести – не раздражение, недовольство, ропот, осуждение. Он сказал: «Мир всем!». Вот такой у нас Господь, такой у нас Спаситель.

И почему Его не любить? Почему Ему не верить, почему не следовать Ему? Он так много блага и добра сделал нам. Прошло 2 000 лет, и я думаю, что люди должны были уже так проникнуться темой Божественного Искупления всего человечества, что в XXI веке все стать верующими во Христа и говорить: «Слава Тебе, Господи, что Ты нас так любишь, мы тоже Тебя любим, мы тоже следуем за Тобой».

Но, к сожалению, у нас все хуже и хуже становится с нашей верой – она ослабевает, и есть такие слова Спасителя: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?». Такая беда с нашим сознанием, с нашим пониманием. Слава Богу, что у нас есть телеканал «Союз», который говорит нам об этих важных сторонах жизни нашего общества и призывает всех нас глубоко подумать о всемирной Жертве Христовой, о великом событии Воскресения Христова, которое дало нам возможность воскреснуть со Христом и получить вечную блаженную жизнь. Господь Воскрес, восстал из мертвых и больше умирать не будет – и мы тоже со Христом воскреснем и больше умирать не будем, это будет вечная жизнь.

Владыка, иногда сомнения всеваются внутрицерковной жизнью – с моей точки зрения, наметилась определенная тенденция: «Что мне комфортно и нравится, – это и есть православие. А если вы говорите, что надо идти путем, указанным святыми отцами, то вы фарисействуете, а говоря о покаянии, просто формируете у человека невроз и комплекс вины, и так далее»… Есть ощущение, что идет пересмотр фундаментальных традиций, канонов, и это носит противоположный Евангельскому духу характер. Что Вы скажете об этом?

– К сожалению, есть такая тенденция: верить в Бога, чтобы жить на земле хорошо, – и больше ничего (а Царство Небесное, вторая часть нашей жизни, упускается), не надо никаких трудов, подвигов, ничего не надо делать: в этом нет смысла. На самом деле это имеет очень большой смысл, ведь мы смотрим на наших отцов, матерей – это богатейший опыт нашей Церкви. И почему этот опыт мы должны устранить, а что-то новое внести? Мы лучше, чем те?

Я вижу (многие видят), что мы расслабились очень сильно. Забросили какую-то мысль – и сразу человек сомневается. Это чтобы показать, что вера очень слабая. Есть такая тенденция: Господь милосерден, Он все даст, у нас все хорошо. Но это все будет не так долго: Он Сам сказал, что благодать и милость Божия бывает на благо человека, пока человек живет благочестивой жизнью. Когда вера и благочестие ослабевают, начинается пагуба. Что и было до революции – то же самое говорили: «Зачем нам Церковь? Зачем молиться, поститься? Зачем все это делать? Это все не нужно – и креститься вообще не надо, можно верить и без этого. Нам ничего не надо» – мы уже на эти грабли наступали. Хотим еще? Я думаю, вразумления большие были. И почему? Отступили от Бога, ослабла вера (хотя вера тогда была сильнее, чем сейчас) – и Господь, видя тенденцию падения, немножко дал нам встряску. И те, кто действительно верил, показали свою веру по-настоящему – до крови, до смерти через мучения, страдания. И они это не воспринимали как Божие немилосердие. Наоборот, они Бога любили еще больше, ибо считали, что это милость и любовь Божия к нам: через испытания дать нам Царство Небесное, которое мы потихоньку теряли.

Сейчас такая же ситуация начинается в какой-то степени: что покаяния не надо – можно причащаться и без Исповеди, это все лишнее. Но нужно помнить слова Священного Писания, которые Господь сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». Эти слова очень важны, чтобы мы осознавали, что мы – больные и грешники, и только больных и грешников Господь спасает: Он так сказал. Если хочешь спасаться – иди по узкому, тернистому, скорбному пути, подвизайся, осознай свою греховность и кайся в ней. Если мы хотим нашу испорченную природу исцелить с помощью Христа Спасителя, восстановить с помощью благодати Христовой, то надо трудиться, подвизаться: без труда, без подвига ничего не будет. Когда Господь видит, что мы трудимся, осознаем, что мы больные и грешные, тогда Он спасает.

У нас две стороны осознания греха. Одно дело, что мы должны осознать грехи, которые сами совершили – и совершили много тяжелых грехов, их надо искупить, то есть принести плоды покаяния – добрые дела. Это тоже подвиг большой. А другая ситуация: нужно осознать, что у нас греховная природа, греховность постоянно течет как ручеек, и мы должны это видеть и оплакивать, как делали наши отцы, матери и подвижники. И тогда Господь, видя наш духовный плач и трепет, приходит и совершает наше исцеление – через таинство Покаяния, через таинство Тела и Крови Христовых. Тогда это имеет действие, силу очищения нашей души. А когда причащаешься, но не осознаешь, что грешный, Господь и не совершает действие, необходимое для нашего Искупления. (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Храмы строятся людьми и для людей в ответ на выраженное ими желание

27 мая 2019 г. завершился визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Страсбург (Франция). В аэропорту Страсбурга Святейшего Владыку провожали митрополит Корсунский и Западноевропейский Иоанн, Чрезвычайный и Полномочный посол России во Франции А.Ю. Мешков, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановский, генеральный консул России в Страсбурге Ю.А. Соловьев, представитель Московского Патриархата в Совете Европы и настоятель прихода Всех Святых в Страсбурге архимандрит Филипп (Рябых).

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Игорь Петров: Внутренняя жизнь

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс