Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1014) → Протоиерей Андрей Канев: Бороться с грехами – это, по сути, и означает следовать Богу

Протоиерей Андрей Канев: Бороться с грехами – это, по сути, и означает следовать Богу

№21 (1014) / 3 июня ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №20 (1013) 2019

Дорогие братья и сестры, в рамках беседы «Страсти и борьба с ними» мы разбираем статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О покаянии». Предыдущую беседу мы закончили на замечательных словах святителя, что признак истинного покаяния – ненависть к грехам. Теперь можно задать вопрос: а откуда появится эта ненависть, если мы (хотя и пытаемся бороться с грехами), как показывает опыт, вновь и вновь впадаем в них – раз от разу готовимся к Исповеди, а получается одно и то же. Когда же начнется истинное покаяние?

В прошлый раз мы рассуждали (и, думаю, еще не раз это повторим), что борьба с грехами – не сиюминутное, не мгновенное дело. Оно занимает всю нашу жизнь. Ненависть к грехам ведь не предполагает, что они не мучают человека. Представьте, что боец попал в плен к врагам: он их ненавидит, но это же не означает, что они куда-то исчезли, что он перестал находиться у них в плену. Нет, хотя он их ненавидит (их идеологию, действия, поступки), но пока физически находится у них в плену, ничего не может сделать. То же и с нами: грех, который прилепился к нам в силу привычки (то есть регулярных повторений) или в силу врожденной склонности к каким-то конкретным грехам, непременно будет в нас проявляться. Это закон, к этому надо отнестись спокойно – как к факту, который мы должны знать и учитывать в нашей жизни.

Еще раз повторю: ненависть к грехам не означает, что человек избавился от своей страсти. Ненависть начинается с правильного отношения к своим поступкам и правильной оценки того, что мы делаем, чувствуем, думаем, говорим. Поэтому святитель Игнатий и дает нам ориентир, который не сразу «срабатывает». Но если у нас есть ненависть к грехам (не любовь, а именно ненависть – это, как известно, противоположные понятия; необходимо знать, что если человек любит свой грех, он, конечно, никогда от него не избавится), если человек ненавидит грех или учится его ненавидеть, то со временем борьба станет привычкой, и сила греха постепенно начнет утихать.

Так пишут отцы, и святитель Игнатий в дальнейших словах тоже это подтверждает. Он пишет: «Душа, знающая, что она обязана исповедать грехи свои, (…) этою самою мыслью, как бы уздою, удерживается от повторения прежних согрешений; напротив того, неисповеданные грехи, как бы совершенные во мраке, удобно повторяются.

Исповедованием грехов расторгается дружба с грехами. Ненависть к грехам – признак истинного покаяния, – решимости вести жизнь добродетельную.

Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, – и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу». Вот конкретный совет нам – современным людям, которые пришли к вере с опытом грехов, с определенными духовными болячками, порой очень серьезными (в том числе с беснованием и всякими подобными бедами).

Закрыто ли для нас – современных, духовно изуродованных христиан – Царство Божие? Конечно, открыто! Все зависит только от нас. Как же воспитать в себе эту ненависть к грехам, если ты стяжал, приобрел навык к ним? Откуда появляется этот навык, тоже известно – если человек начинает делать какое-либо дело регулярно, то оно у него превращается в привычку.

Это относится и к нашим мирским делам. Допустим, человек не умел ездить на машине, но учится – и со временем начинает ездить как бы «на автомате», не обращая уже внимания, что надо переключить какую-то передачу или включить поворотник: он это делает автоматически, уже приобретя этот навык. Подобным же образом обстоит дело и в духовной жизни. Если, например, человек, подчиняясь обману лукавого, все время совершает какой-то один грех, подпитывает страсть (сначала повторяет это несколько раз, затем делает регулярно), то со временем этот грех превращается у него в привычку. У человека, даже если он захочет избавиться от своего греха, сразу это может не получиться, нужно время.

Допустим, кто из людей, курящих долго, смог бросить курить моментально, пообещав себе однажды, что больше этого не будет? Такое бывает очень редко. Нужна особая помощь Божия, чтобы это произошло быстро. Необходим труд. Так же с алкоголем и другими грехами. А с гордостью и тщеславием все еще сложнее. Короче говоря, это непросто, – но не надо опускать руки.

Скоро мы будем разбирать вопросы, которые вы прислали в ответ на мои просьбы. Среди них часто встречается такой: как увидеть свои грехи? Если человек будет внимателен к себе, это не так сложно – особенно если он изучил, какие вообще есть грехи – для этого у нас есть пособия, книги, о которых мы поговорим позже, когда начнем разговор о страстях, но найти некое «зеркало» (пособие, где подробно описаны грехи, страсти, как они проявляются) можно, сейчас это реально.

Внимательно изучив свою жизнь, ты потихоньку научишься различать проявление разных страстей в своих делах, поступках, мыслях. А если этого не делать, то мы, конечно, не преуспеем в покаянии. Если современный человек приходит в церковь и не проходит оглашения, он и не знает, что хорошо, что плохо – кроме, конечно, каких-то общих (общечеловеческих) понятий. Но ведь эти понятия меняются! Это легко доказать. Например, какая нравственность была у людей в позднее советское время, которое застали многие из нас (в 70–80-е годы прошлого столетия)? Она не была христианской, но была построена на определенных ценностях, – а насколько изменились эти ценности сейчас (не религиозные, а так называемые общечеловеческие)? Очень сильно изменились – меняется человечество, меняются земные цели жизни человека: как легко сейчас распространяется разврат, стяжательство, философия потребления, когда человек воспринимается просто как некое существо, которое должно потреблять и приносить доход!

Да, все это есть. И чем дальше, тем будет хуже. Поэтому если мы будем приходить в Церковь напитанными этими ложными понятиями и не будем их пересматривать, то, конечно (и называя себя христианами), будем жить по тем же понятиям, по которым жили до прихода в Церковь. Если мы углубимся в себя, станем внимательно изучать святоотеческое учение о грехах, использовать различные пособия, в которых рассказывается, как готовиться к Исповеди, и будем непрестанно себя проверять, то со временем увидим, в чем заключается наш плен.

Что же делать, когда мы обнаружили в себе те или иные грехи?

«Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, – и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу». А лукавый говорит по-другому: «Да не ходи! Зачем? Тебя там не ждут!». Мы разбирали эти заблуждения (что «священник устал», «ему не до тебя», «зачем ему слушать твой бред» или что «всякий раз, кто ни придет на Исповедь, слышишь ото всех одно и то же»). Об этом и говорит святитель Игнатий: хотя грехи у всех, в общем, повторяются, тем не менее их все равно необходимо всякий раз исповедовать. То, что тебя больше всего мучает (например, такие страсти, как раздражение, гордыня, тщеславие или же несколько близких страстей), все это и надо приносить на Исповедь – что обнаружил в себе, то и неси, только искренне: не воспринимай как некую повинность или формальность (если мы так будем относиться к Исповеди, конечно, она не будет «работать»: напомню, что есть святоотеческое понимание, когда таинство Покаяния «работает» (когда Дух Святой сходит на человека и очищает его от грехов) – необходимо видение греха, раскаяние в нем (человек не должен быть равнодушным, не должен это делать формально) и решимость бороться). Даже если не получится сразу победить страсть (как обычно и бывает), ни в коем случае не следует терять решимость.

Это я всегда объясняю тем нашим друзьям, братьям, которые говорят: «Не получается у меня бороться со страстью, ну и ладно. Исповедь не помогла». Нет, дело не в этом. Необходимо иметь правильное понятие о таинствах: грех может быть тебе прощен, но при этом ты не очищен. В этом случае я привожу пример – может быть, он будет звучать несколько наивно, но уж ладно, как получается (у нас же с вами простой разговор, правильно?). Представьте, что вы надели на ребенка праздничную одежду, собрались идти на день рождения или в храм на праздник. Выпустили его во двор, и он приходит весь по уши заляпанный грязью – в какой-то луже кораблики пускал, вот и испачкался. Он чувствует свою вину, говорит: «Мама, папа, простите, я виноват». Что вы будете делать? Конечно, простите (я надеюсь). Простили – греха нет. Он очищен. А брюки-то кто будет стирать? Ботинки кто отчистит? Процесс прощения как раз и есть процесс очищения от страсти, когда грязь, въевшуюся в чистую белую одежду, нужно замачивать, кипятить, обрабатывать специальными средствами – и не факт, что потом этот костюмчик будет белоснежным. Нужно много потрудиться, чтобы он стал блистать первозданной чистотой. Так же и с душой. Одно дело – прощение греха, когда человек покаялся, а другое дело – очищение от греха. Оно идет долго.

Сравним со спортсменами, занимающимися единоборствами. Атлет понимает, что есть более опытные, более сильные спортсмены, но это же не означает, что он бросает тренировки. Он тренируется, чтобы потом выйти на ринг и победить. То же и с Исповедью – мы идем на Исповедь как спортсмен, который знает, что есть кто-то сильнее его, но при этом не бросает тренировки, не опускает руки, не говорит, что раз другой сильнее, то он не будет бороться. Нет, он тренируется, зная, что потом непременно победит… И нам надо идти на Исповедь, обличать себя в грехах, несмотря ни на что. Необходимо решительно бороться со своими грехами. Даже если у тебя сегодня не получается, «тренируйся».

Святитель Игнатий пишет: «И вскоре освободишься из плена греховного». Но когда это – «вскоре»? От чего оно зависит? Оказывается, тут тоже есть некоторый секрет (образно говоря) духовной жизни, от которого зависит успех.

Святоотеческие писания говорят (I том «Добротолюбия», слова преподобного Антония Великого), что Дух Святой дается тому, кто сразу, быстро, решительно пытается бороться с грехами. Оказывается, нужна решимость. Не вялотекущее: ну есть – и есть; ну да, каюсь... И если у человека есть решимость и он искренне пытается это делать, то достигнет успеха раньше. От чего зависит успех? От решимости кающегося. Ответ на эту решимость, на попытки человека бороться со своими грехами – в благодати, в помощи Божией. Через благодать человек освобождается от насильства страсти. Это же обещание – «вскоре освободишься», но это вскоре бывает разное. Еще раз скажу: не надо думать, что если вы три раза в течение поста сходили на Исповедь, то у вас прекратятся страсти. Нет. Вскоре – это может быть и через несколько лет. Еще раз повторю, что все зависит от решимости.

Каков же плод этой решимости? «Легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу». В этих словах раскрыто очень многое. Понятно, что мы хотим, чтобы все было легко, радостно и беззаботно. Но тут речь о другом, потому что духовные понятия расходятся с нашими земными понятиями, хотя слова вроде бы одни и те же. О чем говорит святитель Игнатий? Он не обещает, что у тебя не будет скорбей, болезней, что ты никогда не умрешь или близкие твои не пострадают – все это будет. Другое дело, как человек переживает это внутри себя. Он не летает на крыльях, ни о чем не думая, и только как бабочка собирает нектар, нет. В нем происходят глубокие внутренние изменения: прежде всего изменение ума (когда у человека появляются новые понятия о жизни) и, соответственно, новая реакция сердца, когда оно уже не так захвачено нашими духовными врагами, а уже очищено от наглого действия страстей. Человек получает определенную свободу, он уже не подобен рабу, которого дергают за цепь – и он идет. Это сейчас мы такие: начинаем гневаться – у нас тормозов нет, начинаем печалиться – весь свет не мил, начинаем роптать на то, что не по нам, – и вообще забываем, что мы верующие люди. Бывает такое? Еще как бывает!

Говоря эти простые и вроде бы краткие слова, святитель Игнатий показывает нам огромную глубину изменения человека: что человек, решившись каяться, возненавидеть грехи, начинает следовать Господу Иисусу Христу. Мы разбирали эту статью – «О последовании Господу Иисусу Христу» в предыдущих беседах, с нее и начали, как с некой вводной части. На вопрос, как следовать Христу, святитель дает простой ответ: бороться с грехами – это, по сути, и означает следовать Богу.

Мы должны понимать (напомню очень нужные, важные истины), что борьба с грехами, страстями, изменение жизни – это процесс, в котором участвуют двое – Бог и человек. Здесь есть и попытки человека, и обязательная помощь Бога и в очищении, и в получении опыта борьбы, и в спасении. Борьба с грехами ведется не только самим человеком – это не только его собственные волевые усилия (напрягся – и победил грехи), тут еще все зависит от Бога, поэтому надо верить и бороться.

Дальше святитель Игнатий говорит очень интересные слова: «Кто постоянно предает друзей своих, тому друзья делаются врагами, удаляются от него, как от предателя, ищущего их верной погибели: кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества, не терпят обличения и позора.

Кто в надежде на покаяние позволяет себе согрешать произвольно и намеренно, тот поступает в отношении к Богу коварно. Грешащего произвольно и намеренно, в надежде на покаяние, поражает неожиданно смерть, и не дается ему времени, которое он предполагал посвятить добродетели».

Смотрите, нам открыт секрет духовной жизни – святитель Игнатий приводит пример, давайте его разберем. Пример простой, но к разговору подходит. В кругу друзей есть человек, который становится предателем. Естественно, к нему будут относиться очень плохо – особенно если он постоянно предает своих друзей: никакой дружбы, никаких теплых отношений не будет между такими людьми. Этот пример святитель Игнатий приводит для иллюстрации, что такое подлинная Исповедь. Пока грехи нас мучают, они нам еще «друзья» – они легко входят в наше сердце, легко побеждают наш ум, затягивают нас в болото страстей. Что же нам делать? Исповедать, предать их, сказать: «Мое сердце любит все это, но я, Господи, все равно каюсь. Мое сердце предает меня, желает грешить, но я хочу раскаяться в этом. Научи меня, Господи, поддержи!»

И это обращение к Богу с покаянием для лукавого есть предательство, тот самый огонь, который его попаляет. Конечно, ему это не нравится. Нам нужно это делать регулярно, не обращая внимания на мысленные ловушки, которые он нам расставляет. Еще раз напомню, что он нам внушает не ходить на Исповедь, не делать это регулярно, думать, что «это однообразно», что «у всех все время одни и те же грехи», что священник скажет: «Что ты с одним и тем же ходишь?» Много этих ловушек, поэтому будьте внимательны. Нам нужно предать своего «друга» – лукавого.

Пока он нам еще друг. Как мы можем это увидеть? Внимательно понаблюдай за собой и увидишь, что он пока очень близок нашему сердцу… Не будем огорчаться, просто оставим это как важный диагноз нашего духовного состояния: как легко мы осуждаем, гневаемся, чревоугодничаем, принимаем нечистые мысли... И много еще всякого. Разные страсти по-разному действуют, но легкость их появления в нас, легкость, с которой мы, живя в рассеянности, поддаемся им, попадаемся на эту удочку, показывает, что лукавый, можно сказать, пока еще наш друг, если не хозяин («хозяин» еще жестче звучит).

Нам предлагается исповедать свои грехи: «Кто исповедует грехи свои, от того отступают они, потому что грехи основываются и крепятся на гордости падшего естества», – пишет святитель. Что такое «падшее естество»? Разберем это духовное понятие. Нам снова нужно вспомнить Адама и что Господь сотворил его без греха: Адам был совершенный по сравнению с нами человек, у него не было грехов и страстей. Но когда он согрешил и страсти вошли в его сердце, зло исковеркало человека – и все, что было в нем хорошего, стало плохим – так или иначе смешанным со злом. И то, что раньше не было свойственно человеку, теперь стало ему свойственно: страстность, легко проявляющиеся грехи, смерть, болезни, страдания, скорби – все это пришло к нему и, самое главное, вошла в его сердце духовная слепота, когда человек хочет не спасаться, а жить здесь, на земле, питая свои страсти. Это и есть проявление падшего естества.

Легко проверить, есть в нас это падшее естество или нет. Тянет нас на грехи, легко мы в них впадаем – значит, падшее естество в нас есть, проявляется. У падшего естества (то есть у наших страстей) есть фундамент, на котором основана вся гроздь (может быть, дерево, густой куст) страстей, их разновидности.

Это гордыня. Порой бывают такие наивные христиане, которые говорят: «Нет, у меня гордости нет». Это первый признак того, что гордость у него есть, и в немалой степени, раз он ее не видит. Гордый человек не хочет и не будет каяться, не считает для себя нужным покаяние: он считает себя вполне хорошим, не очень греховным. А когда человек начинает ломать свою гордость, исповедовать свои грехи, фундамент гордыни начинает трещать по швам, разбиваться – грехи (как пишет святитель Игнатий) «не терпят обличения и позора». И постепенно (когда Исповедь повторяется регулярно, когда человек обличает свои грехи не только в момент Исповеди, но и сам в себе, когда видит их, раскаивается, молится, искренне переживает о своих грехах) фундамент гордыни начинает шататься, трещать и со временем может рухнуть, если мы не оставим нашу борьбу.

Пойдем дальше. «Обличение и позор», – говорит святитель Игнатий. Видите, какие условия, чтобы гордыня стала потихонечку уменьшаться в человеке? «Обличение и позор».

Господь говорит в Евангелии: «Кто будет унижать себя, будет возвышен». Как это применять в практической жизни (мы говорили об этом, но давайте еще раз повторим)? Укорять, смирять себя: кто себя смирит, возвышен будет. Смирять – это напоминать себе о том, что ты – грешник; это очень важный опыт, и необходимо всегда помнить об этом, чтобы, согрешив когда-то и помня свой грех, вновь не согрешить. Это подобно тому, что человеку, болеющему какой-то тяжелой болезнью, следует помнить, что он болен, так что нечего ему смотреть на здоровых спортсменов, которые поднимают огромный вес, бегают кросс и т.д.: у больного другая жизнь, и он должен помнить, что надо смотреть на себя – помнить, кто ты. Если он забудет об этом, то вновь заболеет и, может быть, даже умрет от своей болезни. Чтобы этого не случилось, необходимо помнить о ней, стремиться к излечению. И не надо обличать себя публично. Зачем эта показуха?

В Евангелии говорится, что мы должны это делать тайно: и молиться, и поститься, и добрые дела творить так, чтобы никто не видел. Что это за добрые дела? Одно из важнейших добрых дел – укорение себя. Это надо делать в молитве, когда мы увидели себя согрешившими, когда нас мучают страсти. Это очень важное универсальное оружие (более подробно мы поговорим об этом позже). Не надо ждать обличений откуда-то со стороны, когда нас будут ругать, позорить. Давайте будем сами это делать: перед собой, перед совестью, перед Богом. И тогда гордыня – этот фундамент всех страстей – начнет трещать, колебаться как от землетрясения.

Я хочу вновь и вновь напомнить, дорогие мои, что я жду ваших вопросов. Мы будем на них отвечать, когда разберем статью «О покаянии». Нам осталось не так много, скоро она закончится и мы начнем разбирать вопросы, которых накопилось уже довольно много. Я благодарю вас, что вы неравнодушны, присылаете вопросы, доверяете мне ответить на них – постараюсь отнестись к этому очень внимательно, насколько смогу. Надеюсь, что отвечу на них, постараюсь сделать это неспешно. Тем не менее вновь и вновь буду просить вас присылать ваши письма на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru.

Желаю вам Божией помощи в освоении темы борьбы со страстями, не унывать, если что-то не получается: это тяжелый, скорбный тесный путь. На первый взгляд, он не победоносный, и не надо огорчаться, что сейчас что-то не получается: это путь правильный, единственный, которым надо идти христианам. Поэтому давайте понемножку осваивать эту тему, не сдаваться.

Не огорчайтесь, братья и сестры, приславшие вопросы, что я на них не отвечаю. Я в один день записываю несколько программ, поэтому и не получается сразу, оперативно отвечать на вопросы. Но мы будем их собирать и каждый вопрос разбирать, поэтому не огорчайтесь. Помоги вам Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс