Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1012) → Протоиерей Андрей Канев: Христианство – про то, что человек верит в Бога, Который протягивает ему рук

Протоиерей Андрей Канев: Христианство – про то, что человек верит в Бога, Который протягивает ему рук

№19 (1012) / 27 мая ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №18 (1011) 2019

– В предыдущей беседе мы прервали разговор на очень важном моменте: святитель Игнатий говорит, что недостаточно покаяться только словами, только раз, недостаточно лишь внешне выполнить то, что положено для таинства Покаяния: сходить на богослужение и соблюсти формальные требования к подготовке. Нужно еще принести очень важный плод – изменение жизни: изменить жизнь греховную на жизнь Евангельскую. Мы говорили, что нужно изучать Евангелие; если же что непонятно, то обращаться к пастырям (священникам).

Многие из вас на себе испытали, как порой человек стесняется обратиться к священнику. Казалось бы, что в этом особенного? Батюшка ведь назначен именно этим заниматься – это его профессия, он этим живет, «зарплату получает» (говорю утрированно) за то, что должен отвечать на ваши вопросы, должен для вас, прихожан, трудиться: служить, проповедовать, учить. А христианин стесняется подойти и о чем-то спросить, рассказать про свою беду или отдельно договориться об Исповеди, чтобы задать вопросы, рассказать о своих проблемах.

Почему? Тут есть духовная подоплека, это связано с духовной борьбой. Враг наш, лукавый, прекрасно понимает, что если человек начнет реально каяться, обличать свои грехи (пусть даже у какого-нибудь неопытного, совсем молодого священника, не похожего на проповедников «из телевизора»), если он задаст свои вопросы и получит ответы, это вполне может стать началом духовной жизни, когда человек сам с помощью Божией обличает свои грехи. Он, враг нашего спасения, это понимает и не желает этого допустить, поэтому он дает человеку ощущение смущения, стеснения, и тот реально стесняется подойти к священнику и спросить. Ему проще спросить у свечницы, а свечница сама порой бывает дама не очень просвещенная. Так и получается, что легко распространяются различные церковные суеверия. Так бывает тогда, когда человек обращается не к священнику, а к кому попало.

Дорогие мои! Знаете, на чью сторону вы встаете в тот момент, когда у вас есть вопросы, но вы стесняетесь к нам подойти? Это можно сравнить с такой ситуацией. В больнице есть врач, он ведет открытый прием, а мы говорим: «Да нет, я стесняюсь подойти и сказать, что у меня что-то болит. Лучше буду болеть, мучиться, умру от этого». Никто ведь так не делает! Мы почему-то ищем врачей – часто с помощью знакомых ищем тех, кто примет нас как-то по-особенному, обратит на нас внимание, окажет особое к нам расположение, внимательно выслушает: с этим сейчас сложно – придешь в больницу, а там тебя и не выслушают толком, но быстро поставят диагноз.

Нам не нравится такой подход. Почему же в духовной жизни мы это допускаем? Ведь у священника есть время, возможность выслушать нас – только надо это делать не во время службы или Исповеди. Попросите, скажите: «Отец Андрей! У меня есть вопросы, я хочу их задать». Преодолевая смущение и стеснение, надо все-таки подойти и спросить. И потом это смущение проходит, когда человек видит, что священник – это не грозный палач, не барин, а пастырь, который реально сочувствует, понимает, молится вместе с человеком. Тут начинается настоящее христианское общение и христианская духовная жизнь. Не нужно слушаться лукавого, эту оскорбленную гордыню, которая смущается и боится показаться какой-то глупой, неопытной – это надо отбросить: все мы глупые, неопытные и мало что знаем, но если начнем искать, то обязательно получим ответ!

Итак, переменим жизнь на Евангельскую: будем изучать Евангелие, смотреть, какие у нас есть заповеди, и пытаться с духовным усилием, основываясь на вере во Христа, молясь Богу, прося о помощи, выполнять эти заповеди в нашей жизни.

Это не просто теория, красивый лозунг: «Идем в светлое будущее!» Вот сейчас, завтра, сегодня, через полчаса нам придется исполнить какую-нибудь заповедь: мы среди людей живем, и от них нам все время бывает какое-нибудь искушение: кто-то досаждает, кто-то чего-то просит, требует. Надо просто быть внимательным.

Дальше святитель Игнатий цитирует ветхозаветного пророка: «„Вскую умираете, доме израилев!” (Иез. 18, 31) Зачем вы гибнете, христиане, от грехов ваших вечною смертью? зачем наполняется вами ад, как бы не было установлено в церкви Христовой всемогущего покаяния? Дан этот бесконечно благий дар дому израилеву – христианам – и в какое бы ни было время жизни, какие бы ни были грехи, он действует с одинаковою силою: очищает всякий грех, спасает всякого, прибегающего к Богу, хотя бы то было в последние, предсмертные минуты».

Зачем вы умираете, христиане? «Зачем вы гибнете, христиане, от грехов ваших смертью вечною?» – вопрос, на который очень сложно ответить. Казалось бы, мы – христиане, верующие люди, веруем, что по прошествии какого-то времени мы все умрем; по прошествии этого периода нашей земной жизни, после смерти, там, за гробом, откроется для нас вечная жизнь, где есть только две возможности: ад и рай. Или мы себя обманываем, что нас простят? Что раз Бог есть любовь, то Он нас непременно простит? Это неправильная, ошибочная позиция. Он есть любовь, – но любовь, которая ждет дел. Евангелие говорит: «Иди тернистым путем, а не лежи на диване, ничего не делая, или в интернете сидя с утра до вечера, или пиво попивая и мечтая, что в Царство Божие непременно попадешь. Не думай, что будешь лежать и не трудиться духовно и спасешься!».

Речь идет о работе над собой, о борьбе: христианство некомфортно, – а комфортная версия христианства сейчас, к сожалению, распространяется и проповедуется. Это очень опасно. Опасно, когда идет эпидемия чумы, говорить: «Давайте устроим дискотеку…» Это пир во время чумы. Помните произведение Пушкина? Так же получается и здесь. Если бы мы правильно все понимали, тогда бы действительно думали: «А почему мы погибаем? Почему совершаем грехи? Почему мы о них не знаем? Почему тех, кто об этом говорит, не слушаем? Почему нам не нравятся писания, где сказано про грехи? Это обличает нас в том, что мы верим неправильно. Значит, мы верим в то, что из-за одного Крещения нас вытащат из ада – только из-за того, что мы когда-то крестились без подготовки, без понимания, не зная веры!».

Братья и сестры, христианство не про это. Христианство – про то, что человек верит в Бога, Который протягивает ему руку, и сам тоже должен протянуть руку Христу. Этим протягиванием руки будет то, что человек начинает бороться… Так что на вопрос, почему мы умираем от грехов вечной смертью, нужно ответить: «Наверное, потому, что верим плохо».

«Зачем наполняется вами ад, как бы не было установлено в церкви Христовой всемогущего покаяния?» Если перевести на простой язык, святитель Игнатий нас спрашивает: «Возможность спастись дана – почему вы не пользуетесь ею?». Знаете, это подобно тому, как во время потопа мимо человека, сидящего на крыше затопленного дома, идет спасательный корабль, с которого ему говорят: «Руку протяни! Прыгай в наш корабль и спасешься», – а человек отвечает: «Да нет, у меня свои проблемы, мне надо что-то доделать». Это все равно как у нищего лежали бы на счету огромные средства – ему их подарили, он об этом знает (где-то слышал), но не идет в банк и не говорит: «Дайте мне мои деньги, я буду жить по-человечески». Мы, христиане, к сожалению, так и живем: делаем то, что не должно, и забываем о покаянии.

Помните притчу о сеятеле? Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Господь Сам растолковал эту притчу, сказав, что лукавый слова веры и истины украл из ума человека. Так и мы: сегодня почитали, что-то запомнили, а вышли за ворота храма – и забыли, и живем как все, а потом люди говорят, позоря нас (и, к сожалению, из-за нас позоря и Христа, и Церковь): «Вот они, христиане, какие: в церковь ходит, а дома у него война, конфликт»... Беда, дорогие мои! Нам же все дано! Нам эти дары просто даны даром; не надо денег, чтобы покаяться, не надо каких-то специальных условий. Почему же мы не пользуемся этим? Можно, допустим, оправдаться тем, что этого не знаем, но сейчас-то уже прочитали и знаем...

«Дан этот бесконечно благий дар дому израилеву – христианам – и в какое бы ни было время жизни, какие бы ни были грехи, он действует с одинаковою силою: очищает всякий грех, спасает всякого, прибегающего к Богу, хотя бы то было в последние, предсмертные минуты». Братья и сестры, это для тех, кто считает писания святителя Игнатия несовременными, немодными, ненужными, унылыми... Вот что он пишет: этот, который Господь дал Церкви и христианам, «действует с одинаковой силой» в любое время жизни: если человек в юности к нему пришел – это очень хорошо, в зрелом возрасте – прекрасно, если он вообще престарелый и ему осталось жить, может быть, несколько мгновений и в этот момент он покается в своих грехах, то получит прощение. Представляете? Какое удивительное чудо!

И не надо думать, что нас этому не учили. Мы не ценим тех даров, которые Бог нам дает. Объясню: представьте нищего – он родился на помойке, жил среди нищеты, объедков, крыс, бомжей. И вдруг неожиданно ему приходит наследство, он становится состоятельным человеком, у него появляется дом, он живет как все обычные люди, но вместо «слава Тебе, Господи, что Ты вынул меня из помойки, одел, причесал, помыл, накормил, – я сейчас веду пристойный образ жизни» начинает роптать: «Господи! Как плохо, что я живу в этом достатке не с самой юности. Как жаль, что я с детства не приучился есть ножом и вилкой, не знаю правил этикета». Безумно, правда?

А почему же мы это говорим, когда речь идет о духовной жизни? Ты родился в безбожной среде. И вот по прошествии весьма значительной части твоей жизни (например, в 60 лет) Господь даровал тебе веру. И ты начинаешь говорить: как жаль, что этот дар тебе не дали в детстве. Где логика? Где благодарность? Благодари, что ты в 60 (70, 80) лет получил этот дар.

Почему ты не получил его раньше? Ты был неспособен его принять. Понимаете? Это не так просто, как вступить в какую-нибудь партию – написал заявление, Устав принял, и все – ты член партии. Чтобы быть членом Церкви, вера должна быть – это чувство. А если его нет? Если человек говорит: «А я не верю!», сколько ни говори ему о покаянии, его это будет только раздражать. И насильно крестить и причастить его нельзя. Это бесполезно и греховно, потому что он не верит. И вдруг у такого человека лет в 60 или в 40 родилась вера – Бог дал, и зажегся этот огонек веры. А он не благодарит, что ему в темноте дали свет, говорит: «Как плохо, что этот свет не дали давно»...

Благодарить надо, ведь это дар. Не надо печалиться, что вы в юности не пришли к вере, расстраиваться, что вы что-то не смогли сделать или совершили какие-то грехи, которых якобы не сделали бы сейчас – это все самообман. Давайте каяться в том, что есть, и не придумывать того, чего нет. И будем благодарить Бога, что у нас есть этот дар веры и возможность каяться.

Вы, наверное, знаете Евангельскую притчу о работниках в саду? Я перескажу – вдруг кто-нибудь не слышал или, может быть, не так понял. Наступило время собирать виноград, а это надо делать очень быстро, ведь плоды испортятся; дальше из него надо делать вино или какие-то другие продукты, иначе, если не соберешь урожай вовремя, плоды скиснут – жарко, виноград быстро скисает. И вот некий хозяин виноградника, которому были нужны работники, чтобы быстрее убрать урожай, с утра нашел их и говорит: «Я вам хорошо заплачу за день труда». Они обрадовались, что сегодня заработают, пошли трудиться. Через несколько часов хозяин вышел, смотрит – еще какие-то рабочие стоят... Он их спрашивает: «Пойдете работать?». Они говорят: «Пойдем, все равно работы нет». И так он выходил несколько раз. И вот остался час работы… Выходит хозяин на улицу, видит: еще стоят незанятые люди. Он говорит: «Поработайте, пожалуйста». Они говорят: «Да без проблем! Поработаем». И когда закончился день, хозяин выстроил этих людей и стал им вручать плату за день. Начал он с последних (с тех, которые лишь час поработали) и дает им точно такую же плату, как и тем, кто начал работать с утра, трудился в поте лица, перенес жару, зной... Те стали возмущаться. Он говорит: «Ребята, в чем проблема?» – «Ты им дал точно такую же плату, как и нам». – «А разве мы с вами не об этой плате договаривались?» – «Об этой». – «Тогда чем вы недовольны? Мы с вами договорились, я честно к вам отнесся. Это мое право хозяина награждать людей так, как я хочу. Почему вы-то злые? Почему вы завидуете моему добру и милосердию?».

О чем эта притча? К вере человек может прийти в любом возрасте – и в юности, и в 25, и в 40, и в 80 лет, и в последний год жизни, и если он искренне потрудится, получит точно такую же плату. Оплата этого труда – спасение: он получит спасение точно так же, как человек, который трудился с юности. Щедр наш Бог, понимаете? Поэтому не надо говорить, что «мы жили в советское время», что «нас не учили»... Мы все грамотные, нас учили в школе – можно читать, изучать. Проблем с этим нет.

Есть другое смущение, когда человек говорит: «У меня такие тяжкие грехи, что Бог меня не примет». Это вообще бесовские слова – христианин так думать не должен! Бог принимает всякого кающегося человека, со всякими грехами, а вы идете и думаете: а что священник скажет о моих грехах? Вы же не думаете, идя к стоматологу, что врач скажет по поводу ваших зубов? Знаете, сколько он наших больных зубов насмотрелся (здоровые же не ходят к стоматологу; разве только провериться) – его не удивишь болезнями: это профессионал, который выбрал направление жизни, своего труда, даже можно сказать – творчества (в некотором смысле), врачебного искусства, чтобы лечить людям зубы. Он знает, как выглядят наши больные, изъеденные кариесом зубы, как мы страдаем. Он для того и делает все, чтобы человек выздоровел.

Священник – это тоже профессионал, который должен не только улыбаться, получать поздравления с днем рукоположения или днем ангела, но и разбираться в болезнях души. Его удивить какими-то грехами очень сложно. Почему? Набор грехов и страстей у всех людей, в общем, одинаковый. Бывает так, что проявления грехов не совсем одинаковые или мера падения разная, но набор-то один и тот же. Поэтому часто бывает так, что Исповеди у людей похожи: у них одинаковые страсти, одинаковые условия жизни. Мера может быть разная – например, гнев проявился: один только внутри вскипел, а другой не стерпел, выразил это словами, но страсть одинаковая.

Если человек думает, что придет исповедоваться, а священник будет его осуждать: «Как? Ты пришел ко мне на Исповедь не святой? Ты пришел ко мне с грехами?» – это вообще про христианство ли речь? Пародия какая-то. Лукавый здесь очень хорошо работает, всеивает в наш ум помыслы, чтобы мы не ходили каяться или от духовника убежали каяться к другому, чтобы священник не подумал о нас плохо… Это вообще неправильное представление, это просто беда.

Все совершенно наоборот, братья и сестры! Если человек приходит и искренне кается Богу в присутствии священника, при его свидетельстве, пускай в самых мерзких грехах (например, блудных, в которых люди каются тяжелее всего), то священник ведь не презирает его, не брезгует им! Откуда это взялось, что не надо на священника что-то валить, он из-за этого будет страдать? Он на работе, он понимал, куда идет. Будет страдать – значит, заслужил; не надо об этом думать – это какое-то ложное понимание милосердия. Вы к себе милосердно отнеситесь: если нам необходимо искреннее покаяние, то и надо покаяться.

Так вот, священник, видя искреннее раскаяние человека, наоборот, начинает хорошо к нему относиться. Ведь как говорится в Евангелии? На Небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии – представляете? Евангелие-то про другое, давайте его читать! Мы Священное Писание не читаем, имеем какие-то очень смутные представления о христианстве, не знаем основ нашей веры. Между кающимся человеком и священником устанавливаются духовная связь, духовные отношения, духовное доверие. Это не всегда бывает, но если это выстроится, то замечательно: тогда человек приобретает помощника. На этом тернистом пути мы порой бываем если не поводырями, то, по крайней мере, костылями, на которые хоть опереться иногда можно. Вот это бы выполнить хорошо!

Какие бы грехи человек ни совершил в безумной юности, в своем прошлом, это поступки неверующего – с такого какой спрос? Поэтому надо прийти и покаяться, не стесняясь. Какой бы грех ни совершил человек, как говорит святитель Игнатий, покаяние, «этот бесконечно благий дар дому израилеву – христианам – и в какое бы ни было время жизни, какие бы ни были грехи, он действует с одинаковою силою: очищает всякий грех, спасает всякого, прибегающего к Богу, хотя бы то было в последние, предсмертные минуты».

Да, конечно, хорошо с юности быть верующими, благочестивыми, соблюдать заповеди, христианские правила жизни. Но что делать человеку, который жил в безбожии? У нас ведь много таких людей. Оказывается, и у них принимаются молитвы, в предсмертные минуты обращенные к Богу, и они прощаются Богом. Другой вопрос, что не надо ждать этого момента, потому что не факт, что у нас будет возможность покаяться. Сейчас такая возможность есть – сейчас и кайся, не надо откладывать.

Дальше святитель Игнатий пишет: «„Вскую умираете, доме Израилев”! От того окончательно гибнут христиане вечною смертью, что во все время жизни земной занимаются одним нарушением обетов крещения, одним служением греху, они гибнут от того, что не удостаивают ни малейшего внимания Слово Божие, возвещающее им о покаянии. В самые предсмертные минуты они не умеют воспользоваться всемогущею силою покаяния! Не умеют воспользоваться, потому что не получили о христианстве никакого понятия, или получили понятие самое недостаточное и сбивчивое, которое должно быть названо скорее полным незнанием, нежели каким-нибудь познанием».

Вот ответ на вопрос, почему мы, христиане, погибаем в аду: во время земной жизни занимаемся одним нарушением обетов Крещения. «Что это такое? Мы понятия не имеем об этом!». Обет – это обещание – клятва, данная при Крещении. «Нас крестили в толпе, мы не помним. Я что-то говорил, меня о чем-то просили, – так мы обычно рассуждаем. – Я ничего не помню, ничего не знаю».

Мы все образованные люди, умеем читать – давайте почитаем об этом. Что за обещания, и когда именно дает их человек во время Крещения? Это очень интересный и важный вопрос. Перед самим Крещением, погружением в святую воду (даже перед освящением ее) бывает чин об оглашенных. Священник, поворачивая людей в сторону запада (она символизирует сторону сатанинскую), спрашивает: «Отрекаешься ли ты от сатаны и всех дел его, от всех ангелов его и от всей гордыни его?» И мы с вами (кто-то лично, за кого-то крестные) трижды сказали: «Отрекаемся». Потом священник спрашивает: «Ты точно отрекся?» (Я своими словами говорю.) Мы отвечаем: «Отрекся». Это признак уже свершившегося действия: «Я уже отрекся, уже это сделал – там, внутри, порвал с сатаной, со служением ему». А что такое «служение ему»? Действие страстей в нас. Они в нас добровольно проявляются, мы спокойно получаем эти греховные помыслы, развиваем их, считаем своими, следуем им, и вся наша жизнь показывает, что мы живем по «ценностям» лукавого; получается, мы нарушаем обещание, которое дали при Крещении.

Потом священник поворачивает людей, желающих креститься, в сторону востока, в сторону алтаря, иконы Господа, и говорит: «Сочетаваеши ли ся Христу?» Сочетаться – значит, соединяться (при крещении обычно разъясняют, что значит это слово). В современном русском языке есть выражение «сочетаться браком» – здесь то же самое слово и фактически то же самое значение. Когда мужчина и женщина по любви соединяются в браке и становятся одним целым, мы говорим: «Муж и жена – одна плоть». Так вот, человек, желающий принять Крещение, приходит ко Христу и обещает стать с Ним одним целым. Представляете? И человек говорит: «Сочетаваюсь» – «сочетаюсь, хочу быть со Христом». А если потом, крестившись, он начинает жить как обычно, как жил до этого (есть, пить, веселиться, совершать всякие грехи, всевозможные непотребства), то с кем же, получается, ты соединился? Кого обманул? Вот о чем говорит святитель Игнатий.

Давайте будем внимательнее к себе, будем дальше изучать творения святителя Игнатия, вникать в свою жизнь. Если у вас есть вопросы, пишите, пожалуйста: Бог даст, все рассмотрим и потом сделаем беседу специально с ответами.

Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс