Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (1008) → Антониево-Сийский монастырь

Антониево-Сийский монастырь

№15 (1008) / 15 апреля ‘19

По святым местам

Продолжаем знакомить вас со святыми местами Архангельской митрополии. Эта земля вообще интересна тем, что здесь очень много озер, их называют жемчужинами этого края. Так вот, на одном из озер на полуострове располагается Антониево-Сийский монастырь. О нем и пойдет наш рассказ.

Игумен Варлаам (Дульский), наместник монастыря: – Одно из самых живописных мест на Русском Севере – Сийский монастырь, десятки озер вокруг, это очень красиво.

Год основания нашей обители – 1520-й, в следующем году мы будем праздновать пятисотлетний юбилей. Не так далеко отсюда деревня Кехта, откуда родом преподобный Антоний (в миру Андрей). Пострижение он принимал в монастыре Пахомия Кенского. По тем временам это был известный монастырь, который управлялся старцем Пахомием, и в послушании у старца Антоний провел несколько лет. Из всей братии он сразу выделялся, был рукоположен в иеромонахи, ему доверяли, его любили, но, видимо, по своему складу, он тяготился такими отношениями.

Желая уединенной жизни, Антоний с двумя учениками стал искать место для монастыря. И вот по лесным рекам он уже с шестью учениками постепенно сплавился к этому полуострову.

Игумен Варлаам: – Они повстречали крестьянина, охотника и промысловика, история даже имя его сохранила, это был крестьянин Самуил. Он рассказал Антонию, что неподалеку есть место, которое, наверное, подойдет для обустройства монастыря.

Местные жители и охотники, забредавшие сюда, не селились здесь.

Игумен Варлаам: – По той причине, что те охотники слышали колокольный звон. Некоторые рассказывали, что даже видели видения, как монахи заготавливают лес. Антоний, когда услышал этот рассказ, видимо, понял, что Господь указывает данное место, и с этого началось обустройство обители.

В самом начале XVII века сюда в ссылку был отправлен боярин Федор Романов, отец будущего первого царя из династии Романовых. Опальным он стал потому, что Борис Годунов считал его своим соперником и основным претендентом на русский престол. В то же самое время здесь продолжалось возведение Свято-Троицкого собора. Руководил работами московский мастер, которого сюда направил царь Федор Иоаннович, но удаленность святой обители, междуцарствие и Смута растянули процесс стройки на долгие 20 лет.

Игумен Варлаам: – Это архитектура того времени. Вообще, на Севере немного сохранилось каменных храмов такого вот масштаба – Соловецкий монастырь, остатки Николо-Карельского монастыря на территории «Севмашпредприятия» (это оборонные предприятия в городе Северодвинске). Антониево-Сийский монастырь – это узкие окна, очень мало света в храме, некая камерность. У этого есть свои практичные цели – сохранить тепло. Самый любимый наш – главный Свято-Троицкий собор, по причине того, что основатель преподобный Антоний погребен в Троицком соборе. В документах сохранилось описание, чтобы его погребли справа от алтаря Троицкой церкви.

Перед своей кончиной преподобный составил завещание, сейчас оно хранится в Архангельском краеведческом музее. В завещании святой Антоний написал братии увещевание о духовной жизни.

Игумен Варлаам: – Он бывал по делам в разных местах, в том числе и в Первопрестольной. Его очень уважали и любили разные люди, в том числе и те, кто впоследствии оказывал помощь монастырю. Это и Иван Грозный, и разные бояре. Несмотря на такое почитание, он был очень скромным, нелицемерно скромным, и современному человеку подчас даже это непонятно и не очень в это верится. Он завещал себя не погребать, не оказывать ему никаких почестей, просто оставить на съедение диким зверям в лесу. Братия ему ответила, что это единственное, чего они из завещания не выполнят.

Под спудом мощи святого пребывают и по сей день, но если эта святыня сохранилась, то мощи других праведников были осквернены. Там, где пребывали останки сийских святых, в советское время установили дизель-генераторы, а для этого вырыли фундамент и выкинули мощи.

Игумен Варлаам: Рядом с Троицким собором усыпальница, а в усыпальнице погребены четверо особо почитаемых насельников монастыря. Один из них – игумен Феодосий. Другой – инок Паисий, он был пострижен в нашем монастыре, но когда был по делам в Москве, его заприметили как человека активного, хозяйственного, толкового и оставили при Патриаршем дворе. Он становится патриаршим казначеем (лет тридцать он был казначеем Патриарха, это очень серьезный чин с серьезным ресурсом). И родной обители оказывает очень большую поддержку. Паисий завещал похоронить его в Сийском монастыре. Митрополит Новгородский приезжал возглавить отпевание. Такая история сложилась с нашим Паисием. Также там погребены еще двое. Мало что известно об их жизни, но очень почитаемы на Севере два инока – Никанор и Исаия. Поморы их почитали как покровителей мореплавателей и рыбаков. В настоятельство игумена Феодосия эти мощи были перенесены в Сийский монастырь для большего прославления.

Игумен Феодосий – личность для монастыря значимая. Он родился неподалеку, в Холмогорах, и в 18 лет пришел в Сийский монастырь, а уже в тридцать стал настоятелем святой обители. Он заложил Благовещенскую церковь, стал строить колокольню, но дальше не все шло так гладко.

Благовещенская церковь интересна тем, что там располагались поварня, пекарня, а также многочисленные складские помещения, где хранили картошку, капусту, а в больших деревянных бочках соленую семгу. Наверху, в шатре, был еще один храм, его посвятили небесному покровителю первого царя из династии Романовых. Но если первые Романовы благоволили святой обители, то XVIII век стал для монастыря непростым периодом – книжный центр Русского Севера постепенно приходил в упадок.

Игумен Варлаам: – XVIII век – это уже секуляризация, реформа церковно-государственных отношений. Монастырь постепенно захиревал, но кто-то отмечает все-таки его ухоженность, он долгое время сохранялся.

А в декабре 1730 года здесь побывал Михаил Ломоносов по пути в Москву. У историков есть данные, что здесь стряпчим трудился его дядя, и он подарил племяннику тулуп.

Игумен Варлаам: – В XIX веке монастырь внес свою лепту в миссионерское служение на Севере – один из наших настоятелей, архимандрит Вениамин (Смирнов), несколько лет проповедовал ненцам (самоедам) на побережье Белого моря. Достаточно успешная была миссия, 80 лет сийские архимандриты возглавляли Архангельскую семинарию. Я хочу сказать, что монастырь внес серьезный вклад в развитие церковной жизни.

Труд и молитва – две главные составляющие монастырской жизни. Труд сосредоточенный, а молитва в тишине древних храмов. На этот раз познакомимся с храмом, который первым встречает паломников. Надвратная церковь посвящена Святому Преподобному Сергию Радонежскому. Батюшку Сергия очень почитают в этом монастыре, можно проследить своеобразную духовную связь между ним и основателем этой обители.

Игумен Варлаам: – В грамотах нередко отмечается: «Молитвами Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия…». Неоднократно упоминается преподобный Сергий. Ученики преподобного Сергия – Кирилл Белозерский, Александр Ошевенский. Александр Ошевенский был наставником Пахомия, который потом постриг Антония, то есть это школа духовного подвига преподобного Сергия Радонежского, память о самом преподобном Сергии как о подвижнике, который вдохновлял своих последователей, в том числе и Антония хранилась и имела очень важное значение.

В период советской власти святую обитель закрыли и устроили здесь пионерский лагерь.

Игумен Варлаам: – Монастырь был возвращен Церкви в 1992 году по прошению местных жителей и по решению управляющего тогда епархией епископа Пантелеимона. Епархия тогда была огромная – это Архангельская область, Мурманская область, Республика Коми. Для управления монастырем Владыка Пантелеимон выбрал иеромонаха Трифона (Плотникова), который служил под Сыктывкаром (приход села Ыб). И в июле 1992 года отец Трифон приехал принимать обитель. Он очень трогательно об этом рассказывает: как ехал в монастырь, как подъезжал к монастырю... Постепенно он и его друзья (еще по приходу по Сыктывкару) начинали приводить монастырь в надлежащий вид. Поначалу у него был один послушник. Я в монастырь приехал в 1993 году, через год после передачи, когда братии было уже человек восемь-девять, еще все послушники. Но скуфья была только у одного: это Леонид, раб Божий – сейчас он игумен Леонтий. Мы ему все очень завидовали. Простые молодые люди… Даже читать по-церковнославянски никто не умел, мы «Господи, помилуй!» учились петь. То есть все начиналось с самых-самых азов – по-своему блаженное время, хотя разных трудностей тоже хватало. В первую зиму, как мне рассказывали, здесь по территории бегали лисы, зайцы, горностай жил, волки приходили. Летом здесь был до этого времени пионерский лагерь, а зимой никто не жил, поэтому такое дикое было еще по тем временам место.

Так начиналась вторая жизнь монастыря. Тогда же, в 90-е, сформировался основной костяк братии.

Игумен Варлаам: – Наш монастырь принимает паломников, но этот приезд складывается из двух дней, как правило, то есть субботнего и воскресного. Вот из всего нашего сложившегося опыта мы считаем, что для большинства тех, кто приезжает в монастырь помолиться, к святыням, получить какое-то наставление от братии, достаточно двух-трех дней. Длительное проживание не дает, как правило, больше. И для монастыря это более приемлемый вариант…

Кстати, если вы живете в Санкт-Петербурге, то можете посетить подворье Антониево-Сийского монастыря, его адрес: Выборгский район, улица Ольги Форш, 5. Здесь регулярно совершаются богослужения, есть воскресная школа и библиотека, стало традиционным проведение рождественских и пасхальных праздников. Ну а если вы соберетесь в Архангельскую область в сам монастырь, то хотим напомнить, что рождественские морозы давно миновали, а вот белоснежная пустыня и неброская красота Русского Севера ждут своих пилигримов.

Записала:
Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс