Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1002) → Протоиерей Андрей Канев: Можно быть Лазарем на помойке богача и спастись, а можно быть Лазарем, который свою нищенскую сумку так ценит, что и не спасется

Протоиерей Андрей Канев: Можно быть Лазарем на помойке богача и спастись, а можно быть Лазарем, который свою нищенскую сумку так ценит, что и не спасется

№9 (1002) / 4 марта ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №8 (1001) 2019

– Дорогие братья и сестры, продолжаем цикл бесед «Страсти и борьба с ними»: мы настраиваемся изучать эту тему, и в качестве учебника (ориентира, камертона) взяли творение святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» (это «Аскетические опыты», том I). Было бы замечательно, если бы вы читали вместе со мной. Мы говорили, что мешает человеку спасаться, следовать за Богом и исполнять Его волю. Одна из таких «запинок» – сребролюбие и связанные с ним самолюбие и гордыня: то, что в Священном Писании называется мамоной – Господь говорил, что невозможно работать Богу и мамоне. Святитель Игнатий в своем творении как раз разобрал, что такое «имение» (имущество), как к нему относиться правильно, по-христиански, и как спастись человеку, имеющему какое-то свое имение.

Продолжим дальше, раскрывая тему «Что такое самоотречение». Святитель Игнатий пишет: «Отречемся от славолюбия и честолюбия! Не будем гоняться за почестями и санами, употреблять к снисканию их способы непозволительные и унизительные, сопряженные с попранием Закона Божия, совести, блага ближних. Такие способы наиболее употребляются для приобретения земного величия искателями его».

Нам предлагается путь очень важный и опять же очень несовременный, не стыкующийся с духом времени, ведь сейчас люди очень часто теряют время, погружаются в социальные сети – и разыгрываются целые человеческие трагедии (реальные трагедии!), когда доходит до самоубийства у каких-то девиц, увидевших, что их фотографии получили меньше откликов (лайков, как это сейчас называется), настолько человек зависит от мнения других!

Мы можем сказать: «Да мы не тщеславные». Это неправда. Все люди тщеславные, без исключения. Одно дело, когда человек с этим борется как с хронической болезнью, а другое – когда он эту болезнь развивает. Наше общество построено на стремлении к славе, и неважно, чем ты прославишься: что-то я не слышу, чтобы у нас восхваляли и чествовали комбайнеров, рабочих, инженеров, которые создали что-то новое, полезное. Кто у нас в основном известен? Какие-то звезды эстрады. Причем считают: чем похабнее выступишь, тем больше привлечешь внимания, – лишь бы ты был известен. Или развитие в современном искусстве? Про три сложенные палки человек говорит: «Я раскрыл мировоззрение всего человечества». А другие говорят: «Великолепно!»...

Что-то с нами вообще не то происходит... Мы стремимся получить известность во что бы то ни стало и получить славолюбие и честолюбие, которые удовлетворяют человека, насыщают душу сладостным ощущением того, что ты известен, тебя знают. И как страдает человек, когда перестает быть известным, когда его забывают, – как будто бы цель жизни только появиться в телевизоре или смотреть, сколько у тебя миллионов подписчиков в Instagram. Просто страшное безумие!

Святитель Игнатий, конечно, жил, когда интернета не было, поэтому об этом он ничего не пишет, но он пишет про саму страсть (повторю снова): «Не будем гоняться за почестями и санами, употреблять к снисканию их способы непозволительные и унизительные, сопряженные с попранием Закона Божия, совести, блага ближних. Такие способы наиболее употребляются для приобретения земного величия искателями его», когда человек через грех пытается получить себе должность: через страсть, через головы других пробиться к сиюминутной славе. Еще римляне говорили, как быстро проходит слава мира. Но почему мы это забываем? Почему человек ставит целью жизни стать именно известным? Понятно, что слава тут же приносит деньги, какую-то известность, но как это быстро проходит: щелчок пальцами, миг, секунда – и человек уже снова неизвестен и никто, потому что исток – греховный: он обязательно приводит к такому позорному последствию. И еще известно из Евангелия: кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится – нередко человек, стремящийся к славе, потом бывает опозорен (в новостях можно увидеть, что человек, который еще вчера был на вершине славы, сегодня сидит за решеткой, ибо потерял связь с реальностью). Грех приносит такие последствия.

«Такие способы наиболее употребляются для приобретения земного величия искателями его», потому что само дело – греховное: вся эта среда честолюбия, славы, власти пропитана грехом, и невозможно (особенно если стремительно продвигаться) не напитаться, не пропитаться этой средой, находясь в ней. Не будь у тебя такого настроя, эта среда тебя просто выплюнет, не примет.

А если человек – искатель ее, он, как пишет святитель Игнатий, пройдет этими ступенями греха. Зараженный и увлекаемый тщеславием ненасытный искатель человеческой славы неспособен к вере во Христа. Вот он – один из страшных диагнозов! Его сердце занято другим – в нем невозможно празднование «Дня Победы», оно занято «фашистами» (такая картинка, чтобы было понятно).

Тщеславие – это страшное состояние. Помните притчу о мытаре и фарисее? Фарисей стоит в храме и молится: «Господи, благодарю Тебя...» – вроде бы хорошие слова, благодарственная молитва, но чем она заканчивается? «Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…». Но этот человек ушел, униженный Богом: кто себя превозносит, унижен будет.

Почему фарисеи и все иудейские духовные предводители, священнослужители, архиереи отреклись от Христа, не приняли Его? Они были пропитаны славой – им нравилось, что их почитают духовными руководителями, знатоками Закона Божия, людьми, от которых зависит судьба других. А к чему они пришли? Видя чудеса Христа, слыша Его удивительные, живительные слова, они все это обращают во грех и Христа называют бесноватым.

Это состояние тщеславия. К этому человек приходит, он не рождается с этим ощущением. К этому он стремится с малолетства. Мы учимся тщеславию, жаждем его, страждем, оно нам нравится. В итоге оказывается, что человек может прийти к такому состоянию: он неспособен к вере – страшные и потрясающие слова: неспособен к вере! Казалось бы, Христос пришел всех спасти, а человек неспособен: он любит другое, любит славу.

Святитель Игнатий цитирует Евангелие: Как вы можете веровать... когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете? Вот страшный диагноз, о котором Господь говорит в Священном Писании. Опять же: невозможно работать Богу и славе (здесь уже не мамона, а слава, тщеславие). Святитель Игнатий пишет дальше: «Если Промысл Божий предоставил нам земное могущество и власть: то соделаемся при посредстве их благодетелями человечества. Отвергнем лютый яд, столько опасный для духа человеческого: глупый и презренный эгоизм, претворяющий человеков, зараженных им, в зверей и демонов, соделывающий этих человеков бичами человечества, злодеями самим себе».

Ведь люди разные, у нас же общество очень расслоенное; мы же не говорим, что нужно быть бомжом, что только это состояние спасет, – нет, конечно. Можно быть Лазарем на помойке богача и спастись, а можно быть Лазарем, который свою нищенскую сумку так ценит, что и не спасется. И можно быть богачом, который может спастись через милостыню. Тут важно понимать, что не социальное положение важно. Да, бывают начальники, и наше общество настолько структурировано, что даже и не надо мечтать, что все будут равны. Такое невозможно. Всегда будут руководители и подчиненные, всегда будут генералы и рядовые, и это нормально в нашем падшем мире.

У Христа все будет по-другому, если мы будем помилованы Им в Царствии Его. А в мирском обществе все иначе: бывает, человека ставят на какую-то руководящую должность или, допустим, по каким-то обстоятельствам он становится богатым человеком или рождается в богатой семье и приходит к вере. Это огромная ответственность. Один из ярких примеров, когда человек был при власти и богатстве, – это жизнь Страстотерпца Николая, нашего Императора: человек, будучи Царем России – на тот момент одной из богатых, могущественных стран, – христианин. Как он воспитывает дочерей, какое у него отношение к подчиненным? Удивительно, чему можно у него поучиться – почитайте его письма, жизнеописания: удивительно, как можно сохранять веру, быть благочестивым человеком и управлять огромной, богатой страной...

Смотрите, какая задача у человека, находящегося на каком-то властном, могущественном положении: «…соделаемся при посредстве их благодетелями человечества». Бог не дает человеку то, что ему повредит: если человека поставили чем-то управлять (неважно, кто он – маленький начальник, начальник завода, мастер, хозяин этого предприятия, президент), он должен при своих возможностях стать благодетелем человечества – не губителем его, не превращать своих подчиненных в рабов и крепостных, а, оказывается, быть благодетелем, использовать то, что тебе дано, как средство к спасению.

«Отвергнем лютый яд, столько опасный для духа человеческого: глупый и презренный эгоизм, претворяющий человеков, зараженных им, в зверей и демонов, соделывающий этих человеков бичами человечества, злодеями самим себе.

Возлюбим превыше всего волю Божию; предпочтем ее всему; все, противное ей, возненавидим ненавистью благочестивою и Богоугодною. Когда восстанет поврежденное грехом естество наше против евангельского учения, выразим ненависть к естеству отвержением пожеланий и требований естества».

Сколько у нас рассказов про дурных начальников, про то, как человек, имея власть, унижает других, подчиненных, – это страшные истории, это разрушает; такие перегибы, к сожалению, бывают и в приходских общинах, в церковном общении – это очень плохо (когда, допустим, человек получил чуть-чуть власть и начинает измываться над другими людьми). Печальны истории христиан, пострадавших от духовенства, еще от чего-то, которые решили: Церковь вся такая.

Братья, это не Церковь такая, а мы, населяющие Церковь, такие. Но Церковь-то не такая: Церковь – это Христос, Он – Глава Церкви. Поэтому нужно не на человеческие ошибки смотреть – давайте посмотрим, как правильно нам поступить самим, понимая, что у нас в окружении что-то может быть не так. Если один, другой, третий, четвертый, пятый научится поступать правильно, имея какую-то власть и какое-то положение, то не исключено, что потихонечку, постепенно ситуация может измениться (хотя это, может быть, мечта несусветная, но, по крайней мере, мы должны понимать, что является истиной, а что ложью, принесением человеческого греха, человеческих страстей).

«Отвергнем лютый яд»... Что святитель Игнатий называет ядом, столь опасным для духа человеческого? Глупый и презренный эгоизм, когда человек любит только себя, ставит свою волю выше воли Божией, измывается над людьми. А ведь эгоизм построен на гордыне: человек считает, что он – нечто, что судьбы этих людей в его руках. Такая глупость – и она ведь видна: он вроде бы возвышает себя в своих глазах, а в глазах окружающих? Плюют ему вслед и говорят: «Фу, какой человек страшный!»...

Какой страшный самообман: он живет в каком-то иллюзорном, виртуальном мире своей страсти. Причем это – «эгоизм, претворяющий человеков, зараженных им, в зверей и демонов, соделывающий этих человеков бичами человечества, злодеями самим себе». Это вообще страшно звучит: если человек будет эгоистом при власти, положение может его превратить в лютого зверя и демона. Таких примеров, я думаю, тоже много, далеко ходить не надо (то же самое в исторических глобальных событиях, когда глава государства становится таковым). Да что далеко ходить – мы, может быть, в своих семьях, на своей работе (если мы какие-то начальники) можем за собой такое увидеть.

«Возлюбим превыше всего волю Божию; предпочтем ее всему; все, противное ей, возненавидим ненавистью благочестивою и Богоугодною. Когда восстанет поврежденное грехом естество наше против евангельского учения, выразим ненависть к естеству отвержением пожеланий и требований естества. Выражение ненависти чем будет решительнее, тем решительнее будет победа над грехом и над естеством, которым обладает грех; тем духовное преуспеяние наше будет быстрее и прочнее».

Братья и сестры, хочу вас немножко предупредить, чтобы мы не превращали святые слова просто в шум, в звуки. Вот сейчас мы снимаем передачу, и на улице слышно движение машин – мы эти машины не видим, но шум слышно. Так вот, очень часто, когда мы употребляем святые слова без должного внимания и должного контекста, они превращаются в шум, который ничто не трогает – ни ум, ни сердце. И как бы это слово святителя Игнатия «Возлюбим превыше всего волю Божию» не превратилось в шум... Сколько на проповеди говорят: «Надо по воле Божией жить», а человек задумывается? Подойди к священнику: «А как это сделать? Научи меня, подскажи» – вот тогда бы мы и разобрались конкретно, а не просто шумели словами: хотя и святыми, но пустыми из-за того, что не вкладываем в них смысл.

«Предпочтем ее всему» – волю Божию. Представляете? Всему! Ибо она – самое ценное (еще раз повторюсь: исполнение воли Божией не означает – с работы уволиться, в институте не учиться, в армию не ходить или не работать, семьи не создавать, детей не рожать. Речь идет про внутреннюю работу, про то, как ты это делаешь, как живешь; про твои ценности – что тебе дороже всего?)… Насколько все у нас, к сожалению, не так.

«Все, противное ей, возненавидим ненавистью благочестивою и богоугодною»: тут тоже надо правильно понимать – это важный духовный термин. Есть ненависть, когда мы ненавидим человека, который нам неприятен, доставил нам какие-то неудовольствия, обидел нас – и и мы видеть его не хотим, здороваться с ним не хотим: он нам просто противен. Бывает, от ненависти совершаются даже убийства, когда человек терпеть не может того, что другой живет на земле.

А есть ненависть благочестивая, когда человек не может видеть грех в себе (в себе!), не может терпеть это состояние, соглашаться, смиряться с ним: что грех в нем живет и свободно дает свои плоды. С благочестивой, богоугодной ненавистью, со святым гневом нужно отнестись к нашему равнодушию к воле Божией – к Евангелию, к тому, что мы читаем и не понимаем (и, к сожалению, не хотим понять). К этому надо отнестись с ненавистью благочестивой.

«Когда восстанет поврежденное грехом естество наше против Евангельского учения, выразим ненависть к естеству отвержением пожеланий и требований естества». Оказывается, есть такое святое настроение, когда человек настраивается бороться: видит в себе эти проявления и не согласен их выполнять – как, например, заставляют нас на работе дополнительную работу выполнять, а мы не согласны, противимся. Понимаем же, что это за чувство: не хотим это делать (даже есть люди, которые говорят: «Я не буду...» – например, дома говорят: «Вынеси мусор», а я устал, я себя люблю и говорю: «Не буду! Не хочу! Не пойду!»).

Это состояние противления тому, что мне навязывают, а я не хочу, нужно обратить на грех. Тогда у нас бы получилось совсем по-другому в борьбе с грехами; не просто их фиксация. Человек говорит: «Насобирал грехи для Исповеди – хочется причаститься, но не знаю, в чем каяться. Терпел-терпел: грехи собирал». Если бы он по-настоящему относился к борьбе со страстями, за доли секунды мог бы заметить проявление своих грехов – так они в нас свободно живут и плодятся, а мы думаем, что ничего нет. Только наша слепота не видит этого, но если бы мы видели (и правильно ненавидели), мы бы еще больше, ярче увидели насилие греха над нашим естеством, то есть над нами. Что такое «естество»? Это мы сами.

«Выражение ненависти чем будет решительнее, тем решительнее будет победа над грехом и над естеством, которым обладает грех; тем духовное преуспеяние наше будет быстрее и прочнее» – вот еще один духовный закон, братья и сестры. В Евангелии об этом тоже есть несколько историй, случаев – помните фарисея, к которому Господь пришел в гости? В его дом пришла женщина – известная блудница этого города, покаявшаяся, оплакивающая свои грехи и омывающая слезами ноги Христу. Фарисей говорит: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» – у правоверных иудеев в традиции было, что если ты прикоснулся к нечистому (якобы нечистому!) человеку, ты тоже стал нечистым на какое-то время. А Господь говорит этой женщине: «Прощаются тебе грехи». И, обратившись к фарисею, говорит: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит».

Успех (удачные попытки) борьбы с грехами зависит от решимости, а решимость зависит только от нас. Если человек лежит в луже, как поросенок, – так и будет лежать. А если человек, например, говорит: «Уронил меня лукавый в это болото, но я буду подниматься, карабкаться, царапаться», – это уже совсем другое состояние, и он получит помощь. Вот тонут в болоте два человека – один молчит, а другой зовет на помощь; люди не увидят молчащего человека, упавшего в трясину, а подбегут к тому, кто просит о помощи. Так же и здесь, оказывается, существует закон: чем решительнее ненависть к греху, тем решительнее будет победа над грехом, над естеством – то, что нам обещает святитель Игнатий, основываясь не только на своем опыте, но и вообще на святоотеческом опыте Церкви.

«Выражение ненависти чем будет решительнее, тем решительнее будет победа над грехом и над естеством, которым обладает грех; тем духовное преуспеяние наше будет быстрее и прочнее» – как замечательно и хорошо святитель Игнатий пишет это и укрепляет нас в борьбе с грехом: если лукавый нам говорит, что бесполезно бороться, и мы этому поверим, то никогда не поднимемся. И святитель Игнатий не говорит: «Поститесь до изнеможения!» – он говорит о ненависти ко греху. Если мы правильно отнесемся к цели своей жизни, своего существования, к тому, к чему стремимся, если будем относиться к своим страстям по-взрослому (как к яду) и с ненавистью будем их отвергать, то получим победу. Это закон.

Лукавому, конечно, не надо, чтобы мы поднимали голову, боролись с грехами. Какое-нибудь очередное веселье нам придумает... Но мы-то должны, читая святителя Игнатия, читая Евангелие, знать, куда идти и как правильно. Пусть Господь поможет нам в нашей жизни, в нашей борьбе, поможет нам и приобретать, и усваивать, и хранить эти правильные Евангельские понятия и применять их в своей жизни.

И еще раз прошу – если у вас есть возможность, желание помочь мне в создании этой передачи, присылайте ваши отклики, какие-то вопросы – допустим, что-то было непонятно, что-то нужно пояснить еще раз. Может быть, я в чем-то заумничался и ушел не туда (что со мной бывает, естественно)? Или вам непонятно, как применить то, о чем мы говорим, в своей жизни? Ваши вопросы мне очень нужны, чтобы правильно дальше построить нашу передачу. Жду ваших вопросов и отзывов, откликов – их можно присылать на адрес электронной почты: kanev@tv-soyuz.ru. Помоги нам всем Господь! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Вторая половина

«Ее много лет ангелы вели»

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс