Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (999) → Протоиерей Андрей Канев: Бороться со страстями можно в любом состоянии и в любом месте

Протоиерей Андрей Канев: Бороться со страстями можно в любом состоянии и в любом месте

№6 (999) / 11 февраля ‘19

Аскетика

Продолжение. Начало в №1 (994) – №5 (998) 2019

– Дорогие братья и сестры, в предыдущих беседах мы говорили о цели христианской жизни. Давайте снова повторим, зачем нам это нужно – очень важно обновлять цель наших бесед. Прежде чем мы начнем говорить вообще о борьбе со страстями, о ее практической стороне, как это видят святые отцы, как учит Церковь и Господь в Евангелии, мы должны правильно настроиться, и в этой настройке важна цель: «Зачем это нужно? Зачем мы живем? Зачем мы этим занимаемся, касаемся этой темы?».

Мы начали изучать статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «О последовании Господу нашему Иисусу Христу», где святитель определяет цель христианской жизни и правильный настрой христианина. Давайте продолжим изучение и дальше.

Святитель Игнатий говорит о важном духовном законе. Если в зеркале наше отображение отражается временно, когда мы к нему подходим (или отражаются те предметы, которые находятся напротив зеркала), то при смене обстановки, угла зрения в зеркале ничего не остается. В душе же человека совершенно не так: жизненные впечатления, которые мы приобретаем, получая их через органы чувств, ощущения сердца, через опыт, в том числе и греховный (или у кого-то положительный опыт добродетели), отпечатываются на душе. Святитель приводит этот пример, чтобы особо ярко показать состояние человека при переходе в жизнь вечную – состояние в момент смерти: мы не уносим с собой ничего материального – ни богатств, ни славы, ничего внешнего. Даже тело остается здесь, а душа уходит на суд, и человек уносит с собой тот опыт и те впечатления, которые получает. Поэтому и важно бороться здесь за правильные впечатления, правильный опыт, чтобы не уйти в вечность с опытом негативным.

Давайте продолжим настраиваться на борьбу с грехами. Зачем нужно так долго подходить? Могли бы быстренько разобраться со страстями, и все? Не все так просто. Недостаточно привести несколько примеров проявления грехов или страстей, да и литературы об этом уже немало; мне кажется, если человек ищет, то сейчас он многое легко найдет – издается святоотеческая литература, есть разные пособия для подготовки к Исповеди, но проблема не в том, что человек не знает конкретного проявления грехов.

Проблема в том, что мы – современные люди, зараженные духом времени, мира, страстей, приходя в Церковь, к сожалению, не принимаем святоотеческое учение, а начинаем очень поверхностно, легко говорить о жизненно важных вещах (например, об истинах: спасении, догматах, нравственных принципах христианской жизни, даже о вере, тем более о борьбе со страстями), как будто это очень несущественные вещи. А это же далеко не так. Допустим, изучая правила дорожного движения, мы будем относиться к этим правилам как к какому-то занудству, скучным вещам (лишь бы права получить)... Права получим, а что в итоге? Как ездить будем? Куда приедем?

Мы изучаем эту статью, чтобы попробовать осознать, прочувствовать тот самый дух, который предшествует борьбе со страстями, ведь она не что-то факультативное, неважное. Для христианина – она важнее всего, ведь (как мы сейчас говорили, цитируя святителя Игнатия) с какими впечатлениями ты живешь, какой опыт приобретаешь, с тем и уйдешь в вечность. Это самое главное. Христос ведь не будет нас на Суде спрашивать, достигли ли мы какого-то положения, успеха, славы и так далее, – Он будет спрашивать: похожи мы на Него или нет? Поэтому давайте попробуем вникнуть в эту статью. Я думаю, она займет, если Бог даст, еще несколько бесед, поэтому мы с вами не спеша, вдумчиво об этом поговорим. Итак, продолжим. Это «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова), том I, самая 1-я статья «О последовании Господу нашему Иисусу Христу» (было бы замечательно, если бы вы дома тоже открыли это творение).

Святитель Игнатий пишет, цитируя Евангелие: «“Не можете Богу работать и мамоне”, – сказал Спаситель падшим человекам, обнаружив пред человеками то состояние, в которое они приведены падением». Это очередной закон: невозможно одновременно работать Богу и мамоне. Что такое «мамона»? Это кошелек – не сам кошелек или банковский счет, а настроение, когда человек живет ради страсти сребролюбия, которая сама по себе, конечно же, не существует – страсти между собой связаны. Кто такой сребролюбивый человек? Он также и горд, и себялюбив, то есть за словом «мамона» – целый комок страстей. Мы должны понимать, что духовный закон таков: или одно, или другое. Святитель Игнатий нам открывает, почему так получилось: такое состояние у людей возникло вследствие падения (под падением имеется в виду грехопадение Адама). Мы все, рождаясь на земле, изначально пропитаны этим падением, духом погибели, и важно человеку это осознать и начать идти ко Христу, идти ко спасению.

«Так врач поведает больному состояние, в которое он приведен болезнью и которого сам больной понять не может». По-моему, все понятно: мы, не будучи специалистами, очень часто, когда нам плохо, обращаемся к врачам, какими бы они ни были, – уже не смотрим, курят они или нет, как себя ведут, вежливо или невежливо с нами обращаются, лишь бы помогли. И специалист говорит: у тебя такая-то болезнь, нужно так-то и так-то лечиться, менять образ жизни. Благо тому больному, который послушается и начнет лечиться, и безумен тот больной, который будет сам учить врачей и заниматься самолечением. Так же и здесь – придя к вере, мы должны узнать свой диагноз: что с нами не так, почему мы страдаем, мучаемся, почему наша жизнь состоит из страстей и страданий. Вот с этим и надо разбираться.

«По причине душевного расстройства нашего, нам необходимо для спасения благовременное самоотвержение и отречение от мира. „Никто же может двема господинома работати: либо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет”(Мф.6, 24)». Мы снова пришли к принципам, о которых святитель Игнатий уже говорил ранее: последование Господу, последование Христу нужно начинать с отречения от мира и самоотречения.

Надо сказать, что это очень непопулярные вещи; чтобы даже их понять, нужно еще постараться. Что такое «самоотвержение»? Себя отвергнуться нужно! В беседах, в подготовке к таинствам люди часто задают вопросы, и я снова и снова удивляюсь, насколько мы перестаем чувствовать наш язык и насколько перестаем думать. Очень часто человек, слыша о покаянии, рисует себе какую-то картинку, – допустим, женщина, у которой есть дети, муж, почему-то представляет себе (образно, конечно; вернее, это лукавый вкладывает в ум такую картину): вот она идет, одинокая, где-то в степи или тундре, кругом снег, ветер, она голодна, несчастна, всех бросила – это как бы самоотвержение. Естественно, такая картина навевает уныние, и человек говорит: «Нет, я этим заниматься не собираюсь!». Так вот, речь не об этом.

Самоотвержение и отречение от мира вовсе не предполагает, что человек, допустим, не служит близким, бросает свою квартиру и уходит жить куда-нибудь в лес (или еще что-нибудь). Как мы говорили и в предыдущих беседах, мир – это в первую очередь дух страстей. А бороться со страстями можно в любом состоянии и в любом месте, и неважно, монах человек или мирянин, царь или простой крестьянин.

Каждому человеку нужно бороться со страстями, с этим самым духом мира. Самоотречение – это не теория, касающаяся каких-нибудь подвижников IV века. Это то, что мы должны делать, то, как должны жить даже сейчас, будучи, например, семейными людьми. Допустим, если мать ради детей не спит – это тоже самоотвержение, ведь можно забыть о них, бабушке отдать.

Подвиг матери, отца как раз и есть самоотвержение, но мы в телесном плане это понимаем. Когда ты устал, хочешь отдохнуть, откладываешь свои планы, свой отдых и пытаешься как-то служить своим близким – это тоже самоотвержение, но плотское. А есть еще духовное самоотвержение, когда человек отрекается от своих греховных пожеланий. Это можно делать всегда и везде, главное только – настроиться и понять, что это не какой-то сверхподвиг, который ты не можешь понести. Например, тебе говорят: «Ты должен поститься одним фиником в неделю». А ты говоришь: «Как так? У меня больной желудок, поэтому я не смогу. Значит, мне невозможно спастись?»… Совсем не об этом речь. Самоотвержение и отречение от мира на самом деле нужно нам всем. Допустим, человек перестал смотреть ток-шоу – это уже маленький шажочек к отречению от мира: дух сварливости, беспокойствия хотя бы в микронных, гомеопатических дозах, но уже не будет его заражать.

И если будем так разбираться, можно к этому идти. Но не идти невозможно. При какой-то болезни мы хватаемся за каждую возможность, за каждый шанс выздороветь: покупаем дорогие лекарства, ищем какого-то специалиста, не жалеем денег, чтобы он нас принял. Есть люди, которые при тяжелой болезни обращаются ко всем, милостыню просят: «Помогите, жить хочу!». А почему к спасению не так?

Должно быть так же, даже еще серьезнее: тело, которое останется после смерти здесь, мы лечим, а душу, которая вечно живет? Кстати, это тоже «перевертыш», который произошел с нами после падения Адама, поэтому самоотвержение, отречение от мира нужно нам всем – надо только разбираться, что это, как в нашей жизни проявляется, и делать это.

Дальше святитель Игнатий снова цитирует Евангелие: «Никто же может двема господинома работати: либо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет» (Мф. 6, 24). Это духовный закон, о котором мы с вами говорим: мы устроены так, что в нашем сердце или одно, или другое, – это невозможно сочетать, и цель жизни христианина должна быть четко определенной: или ты ко спасению идешь (соответственно, у тебя такими становятся дела, образ жизни), или хочешь и в миру жить (под «миром» я имею в виду мир страстей), быть современным, всем угождать, еще и Христу заодно. Так не получится – об этом даже мечтать не нужно, в этом случае произойдет полная дезориентация христианина: всю жизнь проживешь, прожжешь, и в итоге останешься ни с чем.

Послушаем святителя Игнатия дальше: «Опыты постоянно утверждают справедливость того воззрения на нравственную болезненность человеков, которое выразил всесвятый Врач в приведенных нами словах из Евангелия, сказанных с решительною определенностью: за удовлетворением суетных и греховных пожеланий всегда следует увлечение ими; за увлечением следует плен, умерщвление для всего духовного».

Тут святитель Игнатий показывает нам, что происходит. Человек говорит: «Сходил на Исповедь и как бы „обнулился” – вышел абсолютно чистым». Как будто греховного опыта у него до этого не было, и он, как наивный ребенок, снова собирает грехи. Даже есть такое понятие – «сдал грехи»: как будто он собирал макулатуру – собрал какой-то объем, пошел и сдал в пункт приема вторсырья, какую-то копеечку приобрел, отложил и дальше снова собирает.

Но это неправильная позиция, братья и сестры! Это позиция человека, который не видит предшествующего. Ведь ты родился с какими-то особенностями, с какими-то страстями, что-то приобрел, и надо к этим страстям относиться как к болезни. Ведь больной сходив к врачу не говорит: «Я пришел, сдал болезнь». Ты получил облегчение от лечения, но понимаешь, что диагноз у тебя такой: хроническая болезнь – ты будешь болеть ею всю жизнь. Твоя задача – поддерживать свой организм, свое здоровье. И образ жизни становится другим, когда человек понимает, что есть серьезная угроза его здоровью: он начинает лечиться, регулярно ходить к врачам, и каждый приход к врачу – это же не новое открытие: «Я сдал болезнь, ушел здоровым и вдруг снова неожиданно заболел», вовсе нет.

У приобретения навыка страстей, грехов тоже есть своя логика. Святитель как раз и рассказывает нам о ней. Давайте попробуем его услышать: «За удовлетворением суетных и греховных пожеланий всегда следует увлечение ими». Давайте разбираться, что такое «удовлетворение суетных и греховных пожеланий»? Когда человек чего-то греховного пожелал, это не само по себе возникло и пропало. Нет, это имеет свое начало… Дальше мы будем разбирать, как эти страсти и грехи у нас появляются и в нас проявляются: есть определенный механизм их действия в нас – допустим, человек увлекся каким-то грехом. Дальше будет обязательно (это просто закон!) увлечение им: не просто ты такой подвижник – тебя соблазнил лукавый, ты упал, встал, отряхнулся и пошел дальше. Ничего подобного! Тебя соблазнили – ты увлекся: ты уже сам это делаешь, ты уже этого хочешь. Ты позволил страсти проникнуть в себя, уже сам заразился и сам это делаешь – увлекаешься.

«За увлечением следует плен, умерщвление для всего духовного»: позволил человек себе грех, увлекся – все, сердце уже изменило ему. Увлекся – в плен попал. В плен попал – все духовные ощущения, духовные стремления умерли в тебе: такой закон. Поэтому важно вообще говорить о борьбе со страстями, пытаться хоть что-то делать с собой, бороться – хотя бы понимать, что с тобой происходит, чтобы не быть «слепым и наивным котенком», который бродит где попало и может погибнуть, попав в опасные условия.

«Допустившие себе последование своим пожеланиям и плотскому мудрованию увлеклись ими, поработились им, забыли Бога и вечность, истратили земную жизнь напрасно, погибли погибелию вечною» – святитель Игнатий опять нам раскрывает тему самоотвержения: это не всегда некий подвиг, когда нужно умереть за что-то (допустим, за веру), это может и не предвидеться и к этому наверняка не надо стремиться, ведь неизвестно, как мы еще себя поведем, когда нам скажут: «Христос или жизнь?» Одна из граней, моментов самоотречения – это когда человек уже понимает, что его тянет на грех. И неправильная любовь к себе начинает говорить: «Да пожалей себя, да сделай, да ничего страшного – разок согрешишь, не будет ничего такого: позлорадствуй, поосуждай, позлословь, удовлетвори свою похоть (или еще что-нибудь)».

А дальше что? Человек удовлетворил свое греховное пожелание. А самоотречение срабатывает тогда, когда человек говорит: «Нет, я не буду этого делать. Отойди от меня, сатана!» И обращается ко Христу: «Господи! Спаси меня, меня бьют!» Вот в этом получается проявление нашей воли, нашей свободы, когда мы, видя, что нас уже загоняют в ловушку, начинаем не вежливо разговаривать со своими гонителями (с лукавым, который хочет нашей погибели), а начинаем звать Того, Кто может нас спасти, то есть Христа звать...

Еще раз повторюсь: это можно делать в любой обстановке – главное, чтобы у человека было правильное настроение. А если у него настроения нет, тогда и происходит то, о чем пишет святитель Игнатий: греховные пожелания, а потом начинается плотское мудрование.

Дальше он пишет то, о чем мы говорили прежде, но сейчас он ярче раскрывает это, чтобы мы поняли, что это у нас есть, братья и сестры. У нас с вами есть плотское мудрование – не надо думать, что речь идет о каких-то фарисеях двухтысячелетней давности, о каких-то еретиках или еще о ком-то. Речь идет о нас. Однозначно есть у всех нас и самолюбие неправильное, и плотское мудрование. Но одно дело – когда ты этим увлекаешься, и другое – когда начинаешь с этим бороться. Если человек все-таки регулярно удовлетворяет свою страсть, увлекается этим плотским мудрованием, порабощается им, то очень легко происходят эти разрушительные процессы – забыли Бога и вечность. Казалось бы, как христианин может забыть Бога и вечность, это же невозможно – он добровольно пришел в Церковь, что-то изучал там...

Знаете, часто бывают такие истории, когда человек говорит: «Да я всех святых отцов прочитал!». Я, правда, не верю в такие истории. Как можно всех святых отцов прочитать? У нас на русский язык-то переведены не все творения святых отцов. Но это ладно, это детали. Вот все-все прочитал, вдруг какое-то искушение – и он пропадает из Церкви. А что произошло? Задним числом оказывается, что он, допустим, в блуд впал – и отпал от Церкви. Почему? Он читал святых отцов, но плотское-то мудрование свое не исправил, и очень легко происходит отпадение.

С человеком разговариваешь, учишь его, как правильно поступать, правильно верить, но стоит пройти какому-то времени (например, год, несколько месяцев), когда мы снова касаемся этой темы (допустим, основ веры), кажется, что человек как будто ни разу это не изучал. Как это происходит – реально прямо пропадают эти знания из ума? Получается, увлечения этими самыми греховными пожеланиями, как пишет святитель Игнатий, легко уничтожают, даже искажают правильные понятия о спасении и человек легко сдает позиции и, к сожалению, снова живет по этим самым страстям. К чему это приводит? К тому, как пишет святитель Игнатий, что истратили эту жизнь напрасно, погибли погибелью вечною.

Дорогие братья и сестры, давайте снова коснемся этих тем, снова подумаем о себе, давайте постараемся слова святых (и в первую очередь – святителя Игнатия, поскольку мы изучаем его творения) относить практически к себе. Не будем думать, что они говорятся про кого-то: мы все, как представители человечества, заражены этим – все без исключения; не важно, какое положение занимает человек в обществе, Церкви – мы все заражены этим неправильным самолюбием (любим себя неправильно), этим плотским мудрованием. Еще хочу напомнить, что мне бы хотелось, чтобы общение было двусторонним: вы можете присылать свои вопросы или истории, с которыми хотелось бы разобраться (или, наоборот, истории поучительные), на мой электронный адрес: kanev@tv-soyuz.ru. Бог даст, мы эти истории попробуем разобрать через святоотеческие творения и привести их как примеры. Помоги нам всем Господь!(Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс