Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (998) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 132 и 133

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалмы 132 и 133

№5 (998) / 4 февраля ‘19

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№48 (993) 2018, №4 (997) 2019

– Псалом 132 имеет преднаписание: песнь степеней, 132. Это 14-я ступень – любовь к Богу и ближнему. «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» – он пророчествует о времени христианском, где христиане, во главе с нашим Господом, должны жить в дружбе и согласии. Сам Господь говорит: «Идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их». В христианском обществе с нами постоянно пребывает Христос, и наша жизнь должна быть наполнена миром, любовью и согласием – не просто жить вместе и терпеть друг друга. Сейчас людей приучают к весьма своеобразной терпимости – можно кого-то ненавидеть, но терпеть. А Господь через Псалмопевца говорит удивительные слова: мы должны жить вместе – в любви, согласии, единомыслии, и этого должны искать в своей жизни. Почему? У нас одна, единая цель, и вместе мы сильнее. Конечно, враг рода человеческого будет выступать против нас, что показывают разные события в христианском мире, – христианские Церкви разделяются, и даже Православная Церковь. Мы видим, как враг рода человеческого пытается нашу православную семью разделить по национальному признаку. Если такое происходит, значит мы где-то не услышали Господа, то есть что-то в нашей жизни не так. А Господь призывает: се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе. Лучше этого ничего нет. А почему мы должны жить вместе? Есть такая поговорка: вы одним миром мазаны. Мы действительно одним миром мазаны, и это миро необыкновенное, миро благоухающее, которое сообщает нам благодать Святого Духа.

Псалмопевец продолжает: «Яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды eго». Вот такое братское согласие должно присутствовать в каждом из нас. Если оно присутствует, тогда христианское общество будет озарять весь мир. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваши добрые дела и прославят Отца вашего, иже на небесех». Будет такой живительный пример, и многие потянутся за светом, который будет озарять путь в Царствие Небесное. «Яко миро на главе». О чем говорится? О священническом елее. Это особый елей, миро, который варится в Церкви Божией из разных ароматов: каждый отдельный аромат скуден, а когда они соединяются вместе, получается благовоние, которое наполняет все окружающее особым запахом. Миром помазывали священство – Аарона и других священников, царей на царство помазывали миром, благоуханным миром помазывается каждый человек при Святом Крещении и через это ему сообщается благодать Святого Духа. Миро всегда возливалось на главу священника, затем с главы стекало на бороду, а с бороды на ометы одежды его – на верхнюю часть одежд, украшения на одеждах священнических. Таким образом, священник весь пропитывался благоуханным миром, благоуханным елеем из разных ароматов и становился приятен для всего человеческого общества. С миром сравнивается единодушие и согласие в христианском обществе и в христианской семье, конечно же, – где есть мир, любовь и согласие, там всегда присутствует Господь: «Там Я посреди них» (как говорил преподобный Амвросий Оптинский, где есть мир, там и ангелы летают, а где мира нет, ангелы покидают это общество людей). Вот такое удивительное сравнение дает нам Псалмопевец.

«Яко роса Аермонская сходящая на горы Сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века». Аермон – это высокая гора в Палестине; на ней выпадает обильно снег, и когда наступает летнее жаркое время, тогда снег испаряется и росою выпадает на Сионе, – с крыш домов начинает капать, как будто прошел дождь, и от этого и земля наполняется влагой, и приятно становится людям, ведь не ощущается жаркого воздуха. Эта же приятность бывает, когда люди живут в мире, любви и согласии, и эта благодать очень многих привлекает к себе. Господь сегодня и говорит именно об этом единении: мы получаем благодать Святого Духа через таинство Крещения, через таинство Миропомазания становимся одной семьей. Поэтому Господь призывает: каждая семья, которая хочет иметь силу, должна быть вместе, и каждое общество, которое хочет идти по пути к Царствию Божию, тоже должно быть вместе, не должно быть никаких разногласий – у нас есть более высокие цели. Есть цели политические, цели экономические, границы, но это все земное – это все служит земле, нашей гордыне, тщеславию, высокомерию. Но есть более высокая цель в жизни христиан – приобретение Царствия Небесного. Если мы хотим приобрести Царствие Небесное, то должны жить в мире, любви и согласии, не замечая политических, экономических, социальных целей: не это самое главное. Для нас самое главное – обрести Христа здесь, на земле, и, конечно же, удостоиться обителей, которые Он нам приготовил в вечности: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Неужели душа меньше тела? Душа не больше ли пищи, и тело – одежды? Мы не должны служить телу, ведь тело временно, а душа вечна – вечному мы и должны стремиться служить в течение всей своей жизни. Вот Господь и говорит: если вы крещены – рождены от воды и Духа, – вы помазаны благодатью Всесвятого Духа, Который, как роса аермонская сходит на Сион, сходит на вас, освящает вас, то вы должны стремиться жить в мире, любви и согласии. Дальше Господь говорит: «…яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века». Вот такие люди будут благословляться, и жизнь их будет благословенной всегда: в этих семьях, в этом обществе все будет получаться. Если мы будем стремиться к разделению, то ничего не достигнем в этой жизни – разделение, вражда между христианами будет приводить к тому, что мы будем страдать, не получим никакого благосостояния – ни экономического, ни политического, ни твердости наших границ и наших устоев: мы все разрушим.

Получит от Господа благословение тот, кто живет в мире и согласии. Оно должно начинаться внутри нас, мы должны иметь мир и любовь внутри себя, с Господом, затем распространять его на свои семьи, а потом передавать и распространять в нашем христианском обществе: ничто не должно нас разделять. Когда мы будем так жить, мы будем благословенны, говорит Псалмопевец, до века.

Переходим к 133-му псалму, заключительному псалму всех ступеней, о которых мы с вами говорили. 15 ступеней вели к Иерусалимскому храму; все эти ступени – те добродетели, которых мы должны достигнуть. Псалом имеет преднаписание: песнь степеней, 133. 15-я ступень – самая высокая: благодарение Богу.

Это особая добродетель: чтобы научиться правильно благодарить Бога, нужно научиться и кротости, и смирению, должны быть и ревность, и любовь к ближнему, и любовь к Богу – ногое должен человек приобрести, чтобы научиться благодарить.

Мы очень часто страдаем от того, что человеческое общество неблагодарно: дети забывают благодарить своих родителей, родители часто не замечают любовь к ним детей, мы забываем благодарить своих благодетелей, более того, мы ожесточаемся и совершаем акты зла, насилия и предательства по отношению к ним. А ведь общество христианское должно быть наполнено благодарностью. Как говорил один святой старец, «благодарность – удел людей смиренных». Конечно, мы к этому должны стремиться. А если благодарность – это совершенная добродетель, то неблагодарность – это, конечно, уже кончина века сего (апостол Павел говорит: в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра). Неблагодарность – свойство души человека последних времен жизни на земле.

К благодарности нужно приучать себя, и в первую очередь мы должны благодарить нашего постоянного Благодетеля – Господа Иисуса Христа: Он пострадал, отдал Себя в Жертву ради спасения всего рода человеческого – за каждого из нас Он пролил Свою Божественную Кровь, мы получаем оправдание даром, по благодати Его – мы знаем, что нам нечем оправдаться: если Господь покажет все наши грехи, то мы замолчим и ничего не сможем сказать, но Господь Своею милостью и Своим искупительным подвигом покроет наши грехи и исправит все наши беззакония.

«Се, ныне благословите Господа вси раби Господни». Раб Господень – тот, кто служит Господу. Мы уже говорили, чем отличается раб Божий от раба человеческого: последний – тот, кого лишили свободы. А раб Божий сам, по своему желанию, отдает свою волю и исполняет волю своего Любимого – мы исполняем волю нашего Господа. И ничто, что нам дает Господь, не насилие над нами: мы готовы это нести, терпеть, радоваться вместе с Господом, ведь Господь дает все благое нам – Любящий не может обидеть любимого. Бог нас любит настолько сильно, что мы порой Его любовь не можем вместить внутри себя – сердце наше слишком мало, чтобы понять всю милость и любовь, которую Господь направил нам. Вот такие люди, кто посвящает себя Богу, кто становится христианином, и становятся рабами Божиими. Всех нас призывает Псалмопевец, чтобы мы воздали благодарение Господу.

«Стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего». Конечно, благодарить Господа можно на всяком месте, но есть особое место для нашей общественной молитвы, где молитва имеет огромную силу, – это храм Господень. Очень часто люди говорят: «Зачем идти в храм? Я и так Господу могу помолиться, мне не нужно никуда идти, Бог меня везде слышит». Бог тебя везде слышит, но есть особые места, отведенные для определенных дел. Например, ресторан – для еды, кинотеатр – для просмотра фильмов, поликлиника и больница – для лечения, и так далее. А храм Божий – место молитвы, особого внутреннего сосредоточения, место отсечения себя от этого мира. В храме ты как бы опускаешься в Божественный мир – храм это Небо на земле: ты уже входишь в Царствие Небесное, чтобы пообщаться с Богом. Святые отцы говорят, что мы не только должны ходить в храм Божий, но и понимать, в каком состоянии идем: в храм Божий должны входить люди, освященные высотой духовной жизни, а кто немало согрешил, да принесет вначале достойное покаяние, а потом уже войдет в храм Божий. С таким великим благоговением святой Иоанн Златоуст относится к храму Божьему и передает глубокую мысль, которую выражает в этом псалме Псалмопевец. Мы должны внутренне подготовиться, понять, куда мы идем, зачем, и как мы должны вести себя в храме. Мы приходим в храм, чтобы в первую очередь воздать благодарение.

В современном мире мы привыкли к тому, что идем в храм, чтобы что-то у Бога попросить. Один из известных святителей нашей Церкви сказал, что люди в храм нынче идут не Богу послужить, а себя обслужить: мы постоянно что-то у Бога просим. Но прежде, чем что-то попросить, всегда воздай благодарение. А если ты чувствуешь свои грехи, принеси покаяние, попроси у Бога прощения, а потом воздай благодарение Ему за то, что Господь являет тебе столько любви, столько милости и никогда тебя не забывает.

Благодарность – удел совершенных. Нам есть за что благодарить Бога – за каждый день. Мы видим, что происходит в мире, что происходит с человеком: вроде бы человек сегодня жил, цвел, все у него получалось, а завтра он лежит больной или Господь его призывает к Себе, или что-то случается в его жизни такое, что переворачивает его жизнь. Но мы видим, как Господь относится к нам, как Он сохраняет нас, наших детей, наших близких, что Господь помогает нам: не оставляет нас ни нищими, ни убогими, но всегда питает нас хлебом насущным – на каждый день что-то у нас есть, и мы не ходим голодными. Господь настолько заботится о нас, что мы просто живем в каких-то особых условиях: ты встал, ты цел, все твои близкие целы – и ты понимаешь, что, хотя бы раз в неделю, нужно прийти в храм Божий и воздать благодарение Отцу Небесному за Его великие и непрестанные благодеяния к нам. Псалмопевец особо обращает внимание на это: чтобы благодарить Бога мы не забывали. «Вси раби Господни», все без исключения. Ведь на каждого из нас светит солнце, Господь дождит – Он каждого любит, Он переживает и за грешника, и за человека праведного. За каждого болезнует Его сердце: Господь всем хочет спасения, чтобы каждый пришел в разум истины. Вот такая любовь Бога, за это и нужно благодарить Господа.

Далее Псалмопевец Давид говорит: «В нощех воздежите руки ваша во святая и благословите Господа». Опять слова о молитве, о благодарении не только днем, когда мы идем в храм Божий, но и ночью мы должны вставать, возносить свои руки к Небу и благодарить Бога за все Его непрестанные благодеяния к каждому из нас. Кроме молитвы дневной, должна быть еще и ночная. Святые отцы говорят, и Псалмопевец говорит о высоте ночной молитвы. Мы знаем, что такая молитва есть, особенно в монастырях, да и раньше были всенощные бдения, которые сейчас из-за немощи нашей перенесены на вечерний час. Раньше люди молились по всей ночи – сейчас осталась только ночная молитва на Рождество, на Пасху, когда мы испытываем особое чувство подъема, вдохновения и благодарности Богу, что Господь пришел на землю, воплотился, пострадал и Воскрес и каждому из нас даровал жизнь вечную. Но должна быть еще и домашняя ночная молитва, когда мы сами ночью встаем и возносим молитву. Неслучайно, когда мы, обращаясь к священнику, говорим, что страдают наши дети, или что-то неладное происходит в семье, священник всегда рекомендует встать в 12 часов ночи и хотя бы кратенько, но помолиться, или в ночное время встать, почитать Псалтирь. Ночью происходит особая молитва: весь мир спит, и ничто тебя не отвлекает – ты действительно можешь отключиться от всего мирского, от мыслей, помыслов, мечтательности о земных проблемах: ты погружаешься полностью в молитву, ум твой полностью погружен в общение с Господом. Эта молитва, конечно, сильная. Святые отцы говорят, что если ночью не встаешь, то хотя бы погрузи очи свои в темноту. Каким образом? Встань на колени, закрой глаза твои, чтобы они не видели этого мира, и погрузись в чистую, светлую молитву без примеси разных помыслов, которые одолевают нас во время молитвы.

Святые отцы говорят и что, если человек призывается в домах своих к ночной молитве, то как ты живешь, если ты вообще не молишься, если ты вообще не просишь и не благодаришь Бога? Что ты можешь победить, что ты можешь преодолеть в своей жизни, если не воздеваешь руки свои к Небу? Посмотри на Аарона, который воздевал руки, когда Моисей шел воевать: он воздевал руки – и оружие еврейского народа побеждало, а когда руки опускались, враг наступал на них. Когда какие-то трудности, проблемы, мы всегда должны воздевать руки свои к Небу. Каким образом? Именно таким образом, как говорит Псалмопевец, в нощех воздежите руки ваша во святая, и благословите Господа.

«Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю». Что же такое благословение и благодарение Бога? Ты благословляешь, ты славословишь, ты благодаришь Господа, а взамен получаешь Божие благословение. «Благословит тя Господь от Сиона». Почему от Сиона? Истинный Бог, Который поселился на Сионе. Но Господь не ограничен. Это Тот Бог, Который сотворил небо и землю – ты благодаришь Истинного Бога, сотворшего Небо и землю, Бога, Который Своей любовью окружил и покрыл тебя. Господь будет благословлять тебя за то, что ты пришел в такое состояние, что можешь благодарить Господа не только днем, но и ночью, и не только в своем доме, но всегда найдешь возможность переступить порог храма Господня и там воздать благодарение Отцу Небесному.

15 ступеней, о которых мы с вами говорили, закончились. Они открыли нам высоту и красоту нашего духовного пути. Сколько нового мы узнали! И Господь неслучайно, особенно в наше время оскудения любви и преимущественно материальной жизни, приземленности, открывает все необходимые ступени добродетели, к которым мы должны стремиться. Каждый из нас хочет иметь глубокое счастье здесь, на земле, но без Божьего благословения у нас ничего не получится. А чтобы все получилось, мы должны восходить по этим ступеням и дойти до ступени благодарения Господа, благодарения непрестанного и упования на Господа тоже непрестанного. Отныне и до века, говорит Псалмопевец, мы должны уповать на Господа: не на свои силы, не на свой разум, ум, не кичиться ничем, не говорить, что мы лучше всех, – но должны с кротостью и смирением уповать на Господа, иметь любовь к Богу, жить в мире, в согласии со своими ближними, как подобает: мы все во Христе братья и сестры, мы объединены единым Телом Христовым, мы причащаемся от единой Чаши и, конечно, не должны забывать воздавать благодарение Богу. А за это будем получать благословение от Отца Небесного на нашу земную жизнь и труды, на наш духовный путь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс