Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (997) → Ирина Анатольевна Горячева: Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

Ирина Анатольевна Горячева: Учимся читать, писать и любить мир по книгам РКШ

№4 (997) / 28 января ‘19

Образование

Фрагмент видеоролика, архив 2010 г.: – Здравствуйте, с вами программа «У книжной полки». Сегодня, 1 сентября, нас ждет знакомство с книгой, полностью соответствующей главному событию дня – дети пошли в школу. Сколько волнений, приятных и не очень, с этим связано! Особенно тревожатся родители первоклашек: «Готов ли ребенок к школе? Как сложатся его взаимоотношения с одноклассниками и педагогами? Успешно ли он будет учиться?»...

В 2010 г. вышла в эфир эта программа, фрагмент которой мы только что вам показали. 8 лет спустя мне посчастливилось познакомиться с автором книги «Учимся читать, писать и любить мир» и произошло это знакомство в работе над циклом передач о Русской классической школе. Сперва наше общение было заочным, а сегодня я с радостью приветствую в студии телеканала «Союз» разработчика филологического блока образовательной системы «Русская классическая школа»...

– Здравствуйте!

Константин Дмитриевич Ушинский явил сочетание (на книге даже написано: педагог и христианин) глубокой веры и глубоких знаний, и свою любовь к Богу он выразил через любовь к людям и, как, следствие – через любовь к своему Отечеству. Это очень убедительно, но все же я Вас спрошу: почему именно Ушинский?

– Да, были и именитые предшественники, и последователи – В.П. Вáхтеров, В.А. Флёров, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров (первые после Ушинского), но мы избрали именно К.Д. Ушинского: он – первопроходчик, и он неподражаем. Я бы сказала, что он вроде А.С. Пушкина, но в педагогике: он единственный и неповторимый. Уже вслед за ним пытались создавать такие же книги, но то, как он построил свои произведения, ярко отличает его от последователей и предшественников. Эти книги у них представляют собой сборники литературных образцовых произведений, но у К.Д.Ушинского внешняя композиция преобразует эти книги в целостность более высокого порядка и там присутствуют некоторые подтексты, которые читаются между строк, которые отличают все последующие книги, духовные составляющие, которые не разглядели его последователи, присутствуют.

Мы сейчас с вами увидим, что книги К.Д. Ушинского действительно не ножницами скроены – в них глубокие смыслы. Начнем с азбуки, и вы сможете убедиться, что Ушинский неподражаем и неповторим. Азбука состоит из 3-х частей. Первое – это образцы рисования по клеткам. Я буду задавать вам вопросы. Что вы здесь видите?

Домик, лесенка, цветок в горшке, стол и стул, комод, молоток...

– Как это обобщить? Домашнее окружение ребенка.

Да. Бабушкины очки, мамина шляпка...

– То есть через это уже просматривается окружение семейное. А далее мы видим листочки, бабочки, змейку, рыбку, сачок для ловли бабочек: нас из дома выводят на просторы природы. Далее после растительного мира мы видим животных. И венчает эту картину человек. Мы видим мальчика с палкой. Не раз нас упрекали: уберите у мальчика палку из рук.

Я тоже хочу спросить: почему он с палкой?

– Ребенок играет, у него – игра воображения. Как вы думаете, что он под ней подразумевает? Видите, крепкий мальчик, бойкий, в его руках палка – это что?

У него еще фуражка на голове – наверное, гимназическая. Вполне возможно, в солдаты играет.

– Совершенно верно, в солдаты играет. Либо у него это лук, либо ружье – то есть он герой; для мужчины это совершенно естественно – он должен быть героем. Но здесь еще такой момент: посмотрите, рядом птица – орел, и он равновеликий. А почему здесь орел, а не собака, не кошка? Орел – символ чего?

Орел здесь сидит, сложив крылья, а может и воспарить.

– Орел – символ духа. Вот это все читается буквально на подсознании. То есть здесь заданы основные архетипы: человек главенствует, он взирает на этот мир изнутри, из своего дома. Ребенок еще только-только становится учеником.

«Печатная азбука». Здесь мы тоже видим: дом, хозяйственные картинки, животные, растения, милая мама, которая читает ребенку книжку, Саша, который сам написал слово, – то есть домовитость. И к концу «Печатной азбуки» появляются названия городов. Какую ассоциацию рождает, например, это: «Киев стоит на Днепре, а Одесса – у Черного моря»? Тверь, Тула, Кострома. Там ребенок был в пределах дома...

Мы расширяем границы.

– Да, мы расширяем границы его кругозора, мировосприятия. Постепенно, постепенно К.Д.Ушинский водит ребенка за руку из книги в книгу. Дальше идут имена: Екатерина, Федор, Николай, Сергей. Это какие имена? Христианские, канонические.

Это повод поговорить о Небесных покровителях. И в центре написано: «У Бога милости много». А после этого: «Столица России – Москва. Киев стоит на Днепре, Одесса – у Черного моря...», то есть мир создан Богом...

– И совершенно понятен ребенку: мы не сразу выкидываем его в какое-то неведомое пространство, как это у нас порой принято в программах, когда ребенку начинают какие-то диковинки рассказывать, а он еще не определился по месту и по времени. Когда даны христианские имена, как я люблю говорить, единственный раз в азбуке (вообще в книгах для чтения) присутствует Христос «лично», и Он благословляет детей: «Мир вам». Какой это праздник?

Вознесение.

– Вознесение. Значит, Господь обещает Свое покровительство и помощь. Но когда мы перелистываем «Азбуку письменную» (которую дети тоже читают, и она помогает им учиться писать курсивом), мы видим, что все повторяется, но без иллюстраций. А в конце мы читаем другую пословицу. Какую?

«Люди живут в мире, да не в мире».

– И говорится здесь о чем? Что мир поврежден.

Это как с образом и подобием. Господь говорит: «Сотворим по образу и подобию Своему», – но образ у нас есть, а до подобия надо дойти.

– Совершенно верно. Значит, чтобы дойти до подобия (это некий мостик), мы переходим к другой книге – «Первой книге для чтения». Она вообще уникальна по сравнению с тем, что было создано. Не дотянулись до этого уровня – композиционного построения, содержательного. В этой книге 36 тем, но какие? Вот та клеточная основа, которая была в рисовании по клеткам, те архетипы, которые заложены были в азбуке: они все повторяются, причем в той же логике. Так, постепенно-постепенно, расширяющимися кругами, сознание ребенка вырастает и накапливает опыт житейский, жизненный. И во всем расставлены правильные приоритеты. Это та правда жизни и последовательность мировосприятия, которую открывает детям К.Д.Ушинский. Аналогов этой книге вообще нет.

Это как раз подтверждение мудрости, что если Бог на первом месте, все остальное на своем. Видимо, христоцентричность К.Д. Ушинского позволяет выстроить и педагогику в соответствии с этим принципом?

– Несомненно! Он еще и сам ведет так: ведь можно христоцентричность выстраивать с помощью назиданий, но это касается не сердца ребенка, его внутреннего мира, а его ума. У К.Д. Ушинского, кстати сказать, есть жесткая фраза: «Если вы хотите вырастить негодяя, говорите ему постоянно моральные сентенции». Чтобы не было этого, чтобы ребенок полюбил нравственный поступок, ему надо показать красоту этого поступка и показать, как это в мире преображается и как в нашем поврежденном бытии можно получить правильное мировосприятие и научиться работать над собой.

Посмотрим, какая канва есть в «Первой книге для чтения», какие темы. «Учебные вещи и игрушки». То есть мы опять вспоминаем домик, столик, цветочек, которые были в рисовании по клеткам. «Мебель и посуда; кушанья и напитки; платья, обувь и белье». Мы вспоминаем шляпки...

Потихонечку из дома, из детской комнаты, выходим в общее пространство, за пределы своего дома...

– Совершенно верно. Это уже поле. «Хоровод». «Строительная артель». «Здания, суда, экипажи». Ребенок просматривает все то, что видно из его дома и в ближайшем окружении. И переходим к кому?

К животным.

– «Животные четвероногие и птицы; животные травоядные и плотоядные; рыбы» – мы уже видим логику. И переходим к растительному миру: «травы, цветы, грибы, растения хлебные, огородные». Причем названия здесь детские, они еще приспособлены к детскому восприятию, они не терминологические, как у нас принято в учебниках естествознания.

А это же как раз принцип природосообразности, да?

– Совершенно верно: ребенка нужно знакомить с миром исходя из его опыта, исходя из его возможностей... Далее мы видим темы: «Металлы и камни (драгоценные и простые), земли» – названия не научные, но они для ребенка понятны: лопаткой он роет песок, камни, землю, для него это совершенно естественное явление. Он понимает, что, в отличие от ромашки, камни, песок – это природа неживая. Далее идет генеральная тема – «Люди, животные, растения и минералы». Художник изобразил здесь Адама, первого человека, в окружении природы, и этот человек как на троне восседает.

Нарекает имена животным.

– И он представлен кем здесь?

Царь природы. Как ни странно, эта тема заканчивается очень драматичной сказкой «Медвежья лапа», в которой медведь, как олицетворение зла, восстает на человека. Эта сказка символизирует грехопадение и состояние нынешнего бытия: когда природа повреждена, она страждет, и человек должен уже в этом поврежденном состоянии учиться вживаться. А как? Во времени: «Части суток, дни недели, времена года, месяцы». «Деньги»; «меры времени, длины, тяжести». Идея раздробленности бытия главенствует в этой теме: «Части дома, экипажа...». Как это просматривается? Только между строк, только духовным оком можно увидеть, что здесь идет именно такая духовная градация. Далее – что же делать-то? Надо познавать и мир, и себя. Ребенок обозревает себя, всматривается в свой телесный организм. «Части головы, лица; ступни...» И далее какая тема? «Христианские имена». То есть ребенок рассматривался как существо телесное, а теперь как существо духовное.

Далее опять какие-то парадоксы, странные переходы: «Родство и свойствó; люди по возрастам и занятиям; города и реки». То есть уже какая-то человеческая общность вырастает из этого в восприятии ребенка. Дальше смотрим: «Пять чувств» (чувства телесные); «что хорошо и что дурно» (это уже чувства духовные). И мы уже предполагаем, какая страница сейчас будет открыта: что мы видим в Церкви? Вот теперь ребенку, уже готовому, самоопределившемуся, понимающему, что было задумано Творцом и в каком состоянии пребывает сейчас мир, открываются врата храма. И здесь не столько говорится о храме, о человеке, сколько через произведения народного творчества, фольклор, образцово-художественные произведения, пословицы открываются истины жизни – нет ни одного назидания. Врата храма открыты, праздник. В общем, ощущение Пасхи.

Но опять перелистываем – парадокс: темы «Чем что делают? Кто что делает?». Для чего эти темы? А праздность порождает пороки; человек призван трудиться, и труд, как говорит К.Д.Ушинский, – это самое главное счастье. И последняя тема вообще парадоксальна.

«Голоса и движения животных».

– Странная какая-то, да? А если мы понимаем, что мы открыли ребенку мир для познаний, это одна из тропинок, которую можно познавать: изучать голоса и движения животных. Эта книжечка заканчивается стихотворением о пойманной птичке, которую дети выпускают. А это что за праздник?

Благовещение.

– Благовещение. И вся книга – это некое благовещение; а этот раздел заканчивается молитвами. Книга дает полноту мира через родное слово.
(Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс