Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (994) → Протоиерей Андрей Канев: Страсти и борьба с ними

Протоиерей Андрей Канев: Страсти и борьба с ними

№1 (994) / 5 января ‘19

Аскетика

Мы начали новую передачу, которая будет называться «Страсти и борьба с ними». Для чего? Давайте обсудим. У всякого дела должна быть цель, и у нас цель – показать и рассказать, как действуют страсти и как с ними бороться. Передача создается в первую очередь как отзыв на ваши просьбы, на ваши письма: «Да, телеканал “Союз” призывает нас в Церковь – мы пришли в храм. А что дальше?».

Мы попробуем вместе с вами разобраться, что дальше делать христианину, когда он уже освоился в Церкви, уже, может быть, даже несколько лет ходит в храм? Это очень закономерный и правильный вопрос. Если мы будем изучать Евангелие, то увидим, как юноша подходит ко Христу и спрашивает: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Этот вопрос – «как спастись и что делать?» – на самом деле очень важный и далеко не праздный.

Почему именно я пока веду эту передачу? С одной стороны – это долг перед вами, дорогие телезрители: много лет с Ольгой Валентиновной Баталовой мы вели передачу «Уроки Православия» и обещали, что этой темы коснемся, но только сейчас дошли руки начать об этом говорить. Действительно, разговор очень важный. Если мы говорим о христианской жизни именно как о пути к спасению, то не говорить о страстях, о принципах духовной жизни, ее законах просто невозможно. Это все равно что обучать водителя на какую-либо категорию, не обу-чая правилам – что с ним будет, когда он выедет на улицу? Можно представить, какие несчастья его ждут… Так и здесь: если христианин не знает основных принципов духовной жизни, борьбы с грехами, вообще не знает этой темы, то очень трудно представить, как он живет и куда его приведет эта жизнь.

В наше время очень часто можно встретить и в храмах, и в интернете, и в каких-то публикациях, в публичной среде высказывания людей, что они попытались жить духовной жизнью, пришли в Церковь, не увидели там того, что искали, и разочаровались. Интернет просто пестрит публикациями людей, которые говорят: «Мы разочаровались в вере. Мы ходили в храм, исповедовались и причащались, а потом потихонечку это все сошло на нет». Почему происходит охлаждение? Человек, приходя в Церковь, не изучает правила духовной жизни. Не соблюдая их, он легко оказывается в состоянии опустошения, когда даже теряет веру, а образ его жизни порой становится не только не похожим на христианский, но даже антихристианским...

Так вот, почему именно я это делаю? Я сразу хочу сказать вам, дорогие мои: то, о чем мы с вами будем говорить, это не прославление отца Андрея и его жизни – это не мой личный опыт побед над страстями. Я бы сам с удовольствием еще поучился у кого-нибудь и побывал бы в роли не говорящего, а слушающего, но послушание есть послушание, а обещание есть обещание. Я вам обещал об этом говорить – и мы будем говорить о святоотеческом опыте борьбы со страстями: реальном опыте отцов, опыте Церкви.

Что бы мне еще хотелось предложить в этой предварительной беседе? Мне бы хотелось, чтобы мы с вами общались не в одностороннем порядке. Я думаю, что мы технически сделаем так: в каждой передаче у нас будет проходить адрес электронной почты, на который вы можете написать свои вопросы и недоумения (может быть, будет что-то непонятно), ведь цель нашей передачи – не просто занять эфир, а попытаться передать этот опыт, пересказать его, адаптировать к современному языку, и моя роль – переводчик со святоотеческого языка на простой, доступный язык. Мне бы очень хотелось услышать и ваш голос: проблем много, и когда мы говорим о страстях, это все равно схематический разговор, схема. А жизнь – сложная. Допустим, вам что-то непонятно (например, как применить святоотеческий совет конкретно к своей жизни), – вы пишите. Мы эти истории будем озвучивать (конечно, без имен и обстоятельств) – мы могли бы такие примеры обсуждать, и это было бы очень интересно.

На практическом уровне приходской работы я очень хорошо знаю, что таких вопросов должно быть очень-очень много, ведь если человек задает вопросы «как спастись?» и «что делать?», то конца и края нет им, а самому найти ответы человеку очень трудно. Так что давайте попробуем это сделать вместе.

Чему еще может поспособствовать наш разговор о страстях? Вашей подготовке к Исповеди, – ведь если человек подходит к Исповеди формально, это как раз и приводит к его охлаждению в вере – он становится равнодушным, не оживает. Представьте такую картину: по пустыне ползет человек, он уже идти не может, у него нет сил, жара, он вот-вот погибнет, и вот он видит источник воды. Он из последних сил подполз к этому источнику, пьет из него. Вопрос: он от этого источника поползет куда-то дальше? Я очень сомневаюсь. Он уже почувствовал дыхание смерти...

А что происходит с христианином, который пытается участвовать в церковных таинствах и потом от них отпадает? Разве источник не живой – или вода не настоящая? Проблема другая: мы оказываемся не очень способными принять эту воду, ожить. Проблема в нас.

Как священник-практик (я уже 20 лет служу на приходе), я замечаю причину этого явления: мы подходим к церковным таинствам не совсем готовыми… Как раз знание о страстях, об их действиях (и вообще, и в нас конкретно), может помочь нам в подготовке к таинствам, в применении этого опыта в своей жизни, в борьбе со страстями, с грехами, которых великое множество.

Поэтому, дорогие мои, когда человек, приходящий на Исповедь, говорит, допустим, «грешен во всем», – это на самом деле не глубина покаяния, а, наоборот, незнание своих грехов (а когда человек приходит на Исповедь и знает, в чем кается, реально переживает об этом, сокрушается, хочет исправить свою жизнь, то это уже очень похоже на настоящую Исповедь). Поэтому будем трудиться.

А примеров очень-очень много. Когда меня послали служить на приход и стало появляться достаточно прихожан (я долгое время был один священник в храме), я помню, как исповедовал людей – и порой исповеди затягивались надолго. Мне было понятно, что надо очень много сил вложить конкретно в человека, чтобы он начал хорошо готовиться, ведь это явление нашего мира – человек не понимает, в чем его грех. Почему? Мы – современные люди, живем в современной культуре; хотим мы или не хотим признавать, но дух времени всех нас захватывает и захлестывает, и когда мы приходим в Церковь, мы приходим с багажом, который имеем. Соответственно ему и пытаемся жить и по-своему представлять, что такое христианская жизнь, христианство вообще.

Если мы в своей жизни до прихода в Церковь не знали, что такое грех, а придя в Церковь не изучаем этот вопрос, то неудивительно, что мы и на Исповеди не можем сказать, в чем грешны (хотя если внимательно пожить с нами денек-другой, то, думаю, большой список грехов можно увидеть и написать).

Почему это происходит? К сожалению, потому, что у нас в храмах нет оглашения – это беда, и я очень хочу, чтобы вы восприняли мои слова не как попытку обличать всех, а просто как диагностику причины: почему так происходит.

Прежде чем человек крестится, он должен изучить веру, понять, для чего и почему он сюда пришел. Если он этого не делает, то с каким багажом он приходит, с таким потом и уходит. У нас по статистике крещеных, кажется, 80%, – а реально воцерковленных людей, тех, кто причащается? Это малый процент населения России… Мы можем себя убеждать, что те, крещеные, – наша паства, но правда ли это? Паства ли наша именно: Церкви, Христа?

Простой пример. Если мы говорим, что это христиане, почему у нас огромный процент абортов? Почему у нас коррупция процветает? Почему преступления? Дела показывают, верует человек или нет. Если это были бы действительно воцерковленные люди, верующие во Христа и живущие ради Христа, то я сомневаюсь, что эти негативные явления нашего общества были бы настолько распространенными, как сейчас.

Дорогие мои, отсутствие оглашения как раз и приводит к тому, что человек называет себя христианином, становится членом Церкви, но внутренне он не Христов. Я знаю множество примеров, когда люди, без оглашения приходя ко Крещению, тут же предавали Христа. Это звучит грубо, но это правда.

Чтобы разобраться, для чего люди приходят ко Христу, я провел у себя в храме небольшой эксперимент. Я и мои сотрудники-катехизаторы спрашивали каждого, кто хотел принять Крещение, о цели прихода в храм. Спрашивали: «Для чего ты хочешь креститься?». Например, бывает, спрашивают: «Для чего ты пришел в медицинский институт?». – «Учиться. Хочу быть врачом» (нормальная цель). «Для чего ты пришел в пед-институт?». – «Хочу стать педагогом» (замечательно!). «Для чего ты пришел в “Ашан”?». – «Продукты закончились» (нормально). «Для чего ты пришел в церковь?». – «Креститься».

Этот эксперимент я проводил 2 года – не маленький срок. Что получилось в итоге? Очень интересные данные. В итоге 60% людей, которые приходили креститься (вернее, заявляли о своем желании креститься и я предлагал им огласительные беседы), – это пришедшие потому, что их послали это сделать экстрасенсы.

Дорогие мои, это очень страшно: 60% людей пришли потому, что обратились к знахарям, экстрасенсам – им нужно было решить свои проблемы, а экстрасенсы и бабки говорят: «Вы сначала идите креститесь». Экстрасенсы, колдуны, знахари и разного рода такие «товарищи» – это противники Христу, противники Богу. За обращение к ним в Ветхом Завете вообще полагалась смертная казнь. «Если они таковы, то почему посылают человека креститься?»

Лукавый, путеводитель этих людей (одни, может быть, искренне заблуждаются, а кто-то и знает причину своих действий), еще больше хочет посмеяться над Христом: ему некрещеный человек неинтересен – он и так его, и так ему принадлежит, он и так его законная жертва. Ему хочется погубить христианина: он не может напрямую Богу навредить, а осквернить образ Христа в человеке может. Поэтому все знахари, экстрасенсы посылают человека креститься только чтобы посмеяться над Христом. И этот человек, так просто получив Крещение, уходит. Я предлагал таким людям оглашаться – они после первой беседы не возвращаются: они понимают, что Христос им не нужен. Им нужно достичь своей цели: кто-то хочет здоровье поправить, кто-то хочет кого-то приворожить, отворожить, снять венец безбрачия, и так далее...

15% – люди, которые хотели поправить здоровье, как бы это странно ни звучало: человек думает, что он придет ко Христу, крестится – и у него решатся вопросы со здоровьем. А это совершенно не так: если мы с вами будем изучать жития святых, то увидим, что почти у каждого святого были болячки. Он, чудотворит, по его молитве исцеляются другие, но он сам – очень больной человек: посмотрите жития преподобных Амвросия Оптинского, Серафима Саровского (я думаю, нетрудно найти такие примеры). Крещение не дает человеку здоровье. Цель не та, неправильная.

Еще 15% – люди, которые пришли принять Крещение из-за того, что у них в жизни что-то не складывается (как говорится, «крокодил не ловится, не растет кокос», проблемы с работой). Крещение не решает эти вопросы.

10% – люди, которые пришли креститься, «ведь Крещение – это старая русская традиция, как говорят», «креститься – модно». Особенно в «нулевых» годах так говорили – сейчас я не слышу такого (может, я не слышу, может, продолжают). «По моде» (скажем так) крестятся всего лишь 10%, а те, кто попадают во все остальные проценты, имеют очень конкретную практическую земную цель.

И ни один человек не сказал: «Я хочу креститься ради Христа или ради вечной жизни». Ни один. Это катастрофа.

Поэтому я стал развивать огласительную систему в храме. Сначала это были 2 беседы – и они не приносили никакого эффекта: после 2-х бесед человек крестился и так же пропадал. Потом 4 беседы – результат тот же… 6 бесед. А что такое 6 бесед? Раз в неделю встретиться с человеком – это уже получается больше месяца, то есть ты уже с ним знакомишься, понимаешь, кто перед тобой. Тем более что к нам толпы не ходят: выбор, где можно покреститься без проблем, большой; остаются те, кто действительно захотели изучать веру. Но после 6-ти бесед тоже эффект небольшой получался.

Я не мог понять, в чем суть вопроса. Ведь я же говорю человеку о вере, мы даже экзамен придумали (беседу по результатам услышанного), и человек его сдает хорошо – он теорию знает, а «на выходе» опять получается косо: опять человек ко Христу – Источнику вечной жизни – не привился.

Тогда мне стало понятно, в чем проблема: мы даем теорию, но не даем практики. И пошел многолетний поиск, эксперимент: как новоначальному человеку дать возможность изучать христианскую жизнь… По прошествии определенного времени была создана 2-я часть огласительных бесед – «О страстях и добродетелях», и на практике мне стало понятно: это и нужно давать человеку, прежде чем он крестится; он должен понять, с чем должен расстаться, – с какими недостатками и грехами. Ведь если вспомнить даже крещение, описанное в Евангелии (крещение Пророка Иоанна Крестителя), те, кто приходил к пророку, крестились в покаянии (крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои).

Сейчас то же должно быть: человек должен креститься во оставление грехов, в очищение от страстей. А если, допустим, человек грехи считает нормой и, более того, неким своим достоянием, целью жизни, то неужели кто-то поменяет ему ум, когда он крестится, если он сам не хочет меняться? Ведь он таким же и останется. Да, таинство совершается. Да, на какую-то секунду, минуту, на день-два (у каждого по-своему – у кого-то, может, на месяц, год) очищается душа от грехов. Но любовь ко грехам остается – и потом этот человек совершенно свободно идет и грешит: я знаю очень много таких примеров, с оглашаемыми мы знакомились.

Наиболее потрясла меня одна история, я о ней как-то говорил, но давно. История такова. Пришел креститься один знакомый нашей прихожанки, у которого были проблемы в семье: он завел себе любовницу. Причем в огласительных беседах он об этом откровенно говорил, не скрывая, он даже считал это достоинством – он говорил, что повышает рождаемость, борется за Россию («патриот»), имея 2 жены (что совершенно невозможно для христианина!). Мы познакомились с ним, изучали веру, узнали вот эту беду, стали с ним об этом говорить. Он пообещал, что оставит любовницу, вернется к своей жене, что после Крещения все будет хорошо, честно, благородно, красиво – так, как он услышал. И что происходит? Я его крещу, и он в тот же день (в тот же день!) уходит к любовнице и бросает жену. Что толку, что он обещал? К чему все эти обещания?

Мне стало понятно, что надо не просто дать теорию – нужна практика. Поэтому мы исходили из необходимости обучать народ (и себя, конечно же: под «мы» я понимаю священников и моих помощников, прихожан, которые откликнулись на мою просьбу, во-первых, изучать эту тему и этим самым помогать другим). Практика показывает, что на самом деле все очень непросто и невесело. И вот когда с человеком позанимаешься, когда с ним поизучаешь его страсти, поможешь ему подготовиться к Исповеди, человек становится другой, у него глаза другими становятся. Это правда. Он к Исповеди уже начинает готовиться по-другому, и Исповедь не превращается в такой «следственный эксперимент», когда священник говорит: «А делал ли ты это? А делал ли вот то?». Ведь Исповедь – это не расследование, и священник – не представитель прокуратуры, не следователь, который должен тут же, стоя у аналоя, исследовать человека, а человек тут же, стоя у аналоя, у креста, начинает думать: «Грешил я или не грешил?». Исповедь – результат твоей работы: ты должен ее дома сделать, а на Исповедь лишь принести, покаяться. Священник – свидетель твоего покаяния, а не следователь. (Такая проблема существует – я думаю, священники подтвердят: такая проблема есть).

На чем мы будем учиться? Ведь наш разговор – это учеба. Нашими учебниками будут святоотеческие писания – общедоступные, их легко найти сейчас в книжных лавках, а у кого нет – выписать в интернет-магазинах. Эти тексты есть в интернете – это общедоступная литература.

Мы будем пользоваться трудами святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника и других святых отцов – если нужно будет, будем давать ссылки, чтобы вы могли их проверить; было бы очень неплохо, чтобы важные темы мы с вами изучали вместе – вы, допустим, держали бы эту книгу у себя на столе.

Еще в нашей первой беседе мне бы хотелось сказать, что мы это будем проходить неспешно. Мне кажется, спешка здесь не нужна. Будем изучать постепенно, вдумчиво. И, еще раз повторюсь, было бы замечательно, если бы ваши вопросы помогали выстраивать дальнейшие занятия. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс