Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (994) → Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Святые угодники Божии переходят границу человеческого и живут уже другой жизнью

Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий: Святые угодники Божии переходят границу человеческого и живут уже другой жизнью

№1 (994) / 5 января ‘19

Архипастырь

Мы находимся в Успенском кафедральном соборе города Ташкента. 23 ноября за всенощным бдением сюда были торжественно принесены на вечное пребывание мощи святого мученика Виктора. Их поместили рядом с честной главой святого мученика Викентия. Символично, что именно здесь, накануне дня их памяти, эти святые встретились: оба эти угодника Божии – Небесные покровители митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия, главы Среднеазиатского митрополичьего округа. Владыка, человек, приняв монашество, не отказывается и от того святого, который был дан ему при Крещении в младенчестве?

– Да, конечно, мы почитаем имена и святого, которого приняли при Крещении, и того, которого приняли в монашестве. Так получилось, что эти два святых почитаются в один день. И у меня есть икона с этими двумя угодниками Божиими, мучениками Виктором и Викентием. Мы за службой поминаем их обоих, почитаем их, и слава Богу, что сейчас у нас даже есть святые мощи этих святых угодников Божиих. Главу святого мученика Викентия мне передали наши благодетели уже давно, а частицу мощей мученика Виктора мы получили от наших благодетелей из Москвы накануне праздника памяти этого святого и торжественно принесли их в храм, совершая крестный ход перед началом вечернего богослужения. Они будут здесь находиться для постоянного поклонения наших верующих, чтобы люди могли приобщиться той благодати Божией, которая исходит от святых мощей мучеников Виктора и Викентия.

Мы знаем, что мученик Виктор был полководцем, воином, служил в римской армии. В то же время он был глубоко верующим человеком. Император заставлял всех своих воинов в знак преданности власти поклоняться языческим богам. Виктор был верным своему императору, своему долгу воина, но в то же время был верным и Небесному Отцу, истинному Богу. И он считал, что должен кланяться только истинному Богу, не раздваиваться, почитая и языческих богов, и истинного Бога. Он был твердый воин, – воин своего земного Отечества и воин Отечества Небесного. Но он предпочел почтение Небесному Отечеству; для сегодняшнего времени очень хороший пример, чтобы мы не раздваивались, как это бывает в нашей жизни: когда мы бываем в церкви, делаем одно, а когда выходим из церкви, то мы совсем другие – мы растворяемся в этом мире, и не знают, православные мы или неправославные, верующие или неверующие. Мы живем как все, – а он был тверд в своей вере и когда нужно было исповедовать свою веру, не постеснялся, не побоялся, а мужественно сказал, что он христианин и языческим богам кланяться не будет.

Конечно, за это он претерпел страшные мучения, но терпел их с благодарностью и любовью к Богу и даже с желанием пострадать за Христа, ради Христа: он глубоко понимал, что за нас Христос пострадал, Он дал нам блаженную вечность. И чтобы получить вечность временными страданиями, он и решился на такой подвиг, потерпел и получил венец мученичества: сейчас он находится в Царствии Божием и все его сегодня почитают – и вся Небесная Церковь прославляет его подвиги, его мученичество, и мы на земле его тоже почитаем.

Владыка, рядом со святыми мучениками Викентием и Виктором – праведный Симеон Верхотурский, любимый уральский святой. Он буквально сам, простите меня, нарывался на оскорбления (что, может быть, сейчас нам не очень понятно): он что-то не доделывал.

– Специально, чтобы его поругали.

Как воспринимать его подвиг? Он во многом непонятен: человек, в общем-то, провоцировал по отношению к себе агрессию.

– Это непонятно нам, ведь мы привыкли жить как будто бы (как будто бы!) по правде: честно выполнять свой долг. Он тоже жил по правде, только это – Божественная правда. У нас есть две правды: земная (или, как мы еще говорим, мудрование плотское) и Божественная (мудрование духовное). У него как раз мудрость была духовная: он специально делал так, чтобы его поругали, чтобы через это потерпеть. Его не хвалили, а, наоборот, ругали, и он через это упражнялся в том, чтобы смирить свою гордыню: он чувствовал, что есть гордость, есть самолюбие. У нас такое самолюбие, что чуть-чуть скажут слово не совсем приятное, и мы сразу обижаемся. А он с этим боролся, чтобы не обижаться, радовался, что его оскорбили. Его ругали, выгоняли – было по-всякому. Вот у нас святой праведный Симеон Верхотурский. Мы очень рады, что он здесь, в Ташкенте, в Средней Азии, с нами находится частицей мощей: он и для нас тоже большой пример для подражания, чтобы жить мудрованием не плотским, а духовным. Нам надо расти до этого. Не то чтобы он был ленивый и не хотел работать – он хотел получить укор, чтобы упражняться, чтобы совершенствовать свою духовную жизнь, чтобы бороться со своей гордыней, самолюбием, честолюбием. Он так делал сознательно.

Владыка, получается, что он все время вводил в искушение людей – взялся сшить полушубок, сшил, но воротник или карман не сделал, незначительные части, которые хозяин и сам может сделать. Но он в людях провоцировал какие-то вспышки гнева – хорошо ли это было с его стороны?

– Эти люди тоже должны были упражняться в смирении и духовной жизни – я думаю так, и я так себе представляю праведного Симеона: он был очень хорошим проповедником духовной жизни и веры Христовой, потому в том месте, где он жил, до сих пор огромное количество храмов. Это плод трудов праведного Симеона: он не просто жил в доме, где шил какие-то одежды, – он с людьми беседовал, их учил, и давал возможность теоретическое учение применять на практике. Прямо сразу делал такой ход, что надо смиряться, не гневаться и не раздражаться: «Ну ладно, не совсем дошил. Слава Богу, что сшил хотя бы!» – вот так, если по-христиански. Если человек не готов к этому, то он, конечно, будет гневаться, раздражаться, хулить всякими нехорошими словами. Это уже плод мудрования плотского. Я думаю, он им так и говорил, готовил их к тому, чтобы они правильно отнеслись к этому его делу. И делал это для того, чтобы они упражнялись в смирении.

Мы знаем, что было у нас много таких блаженных, Христа ради юродивых, – они делали, казалось бы, шалости, но те, кто знал, понимал, в чем суть этих шалостей, на них не обижались. Кто-то бросал в них всякими предметами, а другой понимал, что это Божий человек и он делает что-то такое, что мы сейчас не понимаем, но потом поймем, – а неподготовленные гневались, раздражались, кричали и так далее. Думаю, праведный Симеон вел такую работу со всеми, с кем сталкивался, и доводил их до какой-то степени духовности, а потом уже испытывал их, как они это поняли на самом деле.

В Узбекистане мы почитаем пророка Божия Даниила. В Бухаре есть источник Иова Многострадального. И есть предание, что он проходил по этим местам, по этой земле, освятив ее своими стопами. Проходил здесь в Индию и тоже проповедовал апостол Фома – мы считаем, что эта земля была просвещена апостольской проповедью апостола Фомы, апостолов Варфоломея и Андрея Первозванного. Так что много святых апостолов, которые просвещали светом Евангельского учения землю Средней Азии.

Получается разговор, как друг с другом встречаются святые разных веков. Вот – святые мученики Виктор и Викентий. И Вы говорите об Иове Многострадальном, а он фактически тоже Небесный покровитель Государя Николая II: в день его памяти Государь родился...

– Здесь как раз установили такую икону, люди уже привыкают, становятся ближе к Царской Семье.

Такого почитания в Средней Азии не было?

– Не совсем. Слава Богу, сейчас уже узнают более подробно об их подвигах, их трудах и, конечно, к ним относятся уже с большей любовью. Это очень приятно.

Владыка, Государь родился в день памяти Иова Многострадального, но его Небесный покровитель – святой Николай Чудотворец?

– Да, святитель Николай Чудотворец. Икону святителя Николая Чудотворца подарил Святейший Патриарх АлексийI как дар этому храму в 1958 году в день освящения храма. Тогда архиепископ Гермоген совершил такое чудо: маленький храм так расширил, что храм стал большим.

Владыка, 1958 год – этопериод борьбы с Церковью. Уже окончилась военная и послевоенная волна милосердия к Церкви – и опять Церковь воспринимается как классовый враг. А архиепископ Гермоген сумел построить вот такой огромный храм – как же это вышло?

– Вот такой он молитвенник и труженик на ниве Церкви Христовой. Конечно, очень много ему помогали простые люди – они работали здесь день и ночь. Было получено разрешение реставрировать старый храм – действительно он был старый и сделан не из кирпича, а из сырца (как говорят сейчас, из глины), и когда сюда пришла комиссия, одна стена упала как раз прямо перед их глазами или над этими людьми. Они говорят: «Да, тут надо обязательно что-то делать – это опасно». Он сделал большой забор вокруг и начал работать: заложил большой фундамент и начал кладку. И каждый день множество людей здесь было, очень много народу – каждый что-то делал: кто-то подавал кирпичи, кто-то разгружал, кто-то поднимал их наверх. Работа кипела, и очень быстро, за очень короткое время подняли стены, поставили купола.

Надо было успевать, пока советская власть не опомнилась?

– Да. И когда опомнилась, тогда посмотрели...

...и разрушать не стали.

– Здесь есть еще ковчег с мощами святителя Иоанна Шанхайского. Это нам благочестивые люди привезли из Америки. И тоже мы рады. Этот святой, можно сказать, почти наш современник, современный святой нашей Церкви. Его жизнь для нас – особый пример. Находясь в Китае, потом в Европе, потом в Америке, он не потерял свое лицо как православный христианин, он был ревностным пастырем и архипастырем, служителем Церкви везде, где бы ни был. Хотя его и осмеивали за особенности его характера и жизни – он немножко юродствовал, – но это юродство было вразумлением для многих.

Владыка, у нас в Храме-на-Крови икона святителя Иоанна Шанхайского – он в полный рост и босиком. Внучка воспринимает его как «святого Иоанна, который босиком», а теперь еще спрашивает: «Почему?». Говорю: «Он свою обувь отдал бедным». – «Почему?». – «Потому что у них не было». И она огорчилась – видимо, к себе приложила. В принципе, детская реакция свойственна и нам, взрослым: я понимаю, что на это не совсем способен, и прикладываясь к этой иконе, думаю: «Святитель Иоанн, я тебя прошу о помощи, но не собираюсь повторять твои подвиги». Что Вы на это скажете? Мы ко многим святым обращаемся за помощью, но мы не даже и не намереваемся пытаться делать так, как делали они.

– Мы имеем мудрование светское, мирское, а святитель Иоанн имел духовное. У него понятие совсем другое – он это делает сознательно, с пониманием дела, чтобы тем смирить себя: может быть, навлекая на себя осмеяние, недовольство или ропот. Каждый человек воспринимал по-своему: посмотрел на архиерея, что он босиком ходит по Нью-Йорку. Что такое с ним случилось? Некоторые: «Ты нас позоришь». Другой говорит: «Что-то с головой». Но для него, с духовной точки зрения, это хорошо, ибо он хочет ради Христа потерпеть некоторые обиды, укоры: поскольку он любил Христа Спасителя, он хотел в чем-то Ему подражать. Ведь Христа Спасителя тоже называли бесноватым, говорили, что Он с ума сошел, еще что-то – по-всякому, и раз Христос Спаситель терпел такие укоры, то тем более он как простой человек тоже хотел так себя поставить, чтобы ради Христа потерпеть эти укоры, унижения, оскорбления. Это – особая психология православного христианина, и духовность тоже особая – она как будто немножко не входит в наш светский, мирской разум. Святые угодники Божии переходят границу человеческого и живут уже другой жизнью, совсем по-другому, поэтому бывает, что нам непонятно, зачем так делать, – а он делает это с пониманием и осознанием, что хочет пройти путь скорбный, страдальческий, ведь это путь, ведущий в Царство Божие.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который был архиереем на этой кафедре, – святой, к которому сейчас обращаются за помощью многие и многие. Даже люди другой веры, как было и при его жизни, и, наверное, люди, в результате тяжелой болезни понявшие, что «Кто-то там есть».

– Да, мы очень благодарны святителю Луке (Войно-Ясенецкому), ведь он совершил подвиг исповедничества здесь – в Ташкенте и Ташкентской епархии. Он был здесь главным врачом городской больницы – преуспевающий врач, профессор, прекрасный хирург. Его любили, уважали: он все это делал бескорыстно.

Как раз началась революция (здесь тоже бушевали всякие направления, были всякие перепалки, стрельба и клевета – чего только не было), а он всех принимал, всех лечил. И в то же время был по-настоящему глубоко верующий человек – он ходил в церковь постоянно, участвовал в жизни Церкви: здесь было общество православных христиан, «Православное братство», и он был одним из лидеров этого братства, выступал на собраниях. Интересно такое из его жизни: он выступал на одной из встреч, и архиепископ Иннокентий (Пустынский), когда тот закончил, сказал: «Уважаемый врач, вам надо быть священником». А он просто сказал: «Буду».

Но ситуация так усложнилась, что нашего архиепископа Иннокентия выгнали и кафедра осталась без Правящего архиерея. Здесь очень сильно бушевали раскольники, обновленцы, захватывали храмы, и православным людям негде было даже молиться, – и вот врач взял на себя такой подвиг: стал священником, проповедником слова Божия и защитником православных христиан, которые не хотели идти в раскол. А потом даже стал епископом града Ташкента, Правящим архиереем Ташкентской и Туркестанской епархии.

Вся территория Средней Азии была тогда полностью под его архиерейской властью. Он был здесь очень мало времени, но сделал очень много. Во-первых, защитил Православие, сохранил Православную веру, хотя было очень сложно. Большую роль сыграли его вера и его авторитет, его слово: народ был готов все выполнить, что он скажет. Он сказал: ни в коем случае не ходите к раскольникам, не ходите на их богослужения, – и он так строго сказал такие слова, что прямо дрожь берет… И действительно, люди туда не ходили. У нас было несколько храмов, но не было ни одного храма, где можно было молиться, и люди на Боткина, где сейчас наше кладбище, молились под навесом. Народу там было битком. Рядом храм типовой, нормальный, красивый, хороший, – но туда никто не ходил: там были раскольники.

Так что он сыграл большую роль для нашей Церкви, для нашей епархии в те самые тяжелые годы для Русской Православной Церкви. Раскольники, Москва и Патриарх Тихон далеко, трудно разобраться в ситуации, а он разобрался, твердо встал в вере и не отступал от канонической Церкви. Слава Богу, что все-таки он все это перенес и остался в нашей памяти, в нашем сердце...

И мы почитаем его, имеем перед собой икону святителя Луки, которая была написана на Афоне, в одном из афонских монастырей. Она была освящена потом на гробнице с мощами святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе. Оттуда мы получили частицу мощей и торжественно привезли ее сюда, и до сих пор она у нас есть. Здесь тоже совершается много чудес: слава Богу, люди получают большую помощь от святителя Луки.

У нас тут были большие работы – мы убрали потолок: он был плоский, а потом сделали его куполообразным. Когда сняли, тут проходил дневной свет, грело солнце, падал дождик. И когда я занимался здесь с рабочими, подошла одна женщина, плачет и говорит, что ее мама прошла рентген, УЗИ, и нашли раковые метастазы по всему телу. Плачет: «Не знаю, чем помочь!». А я говорю: «Подойдите к святителю, так же поплачьте, как передо мной плакали, скажите ему, чтобы он исцелил». Она пошла, долго плакала. Может быть, еще приходила, а потом через некоторое время приходит ко мне радостная: «Мы прошли рентген, нет ничего». Вот такое интересное чудо. Их много. Просто многие еще не рассказывают – это тоже один из наших предрассудков: не скажу никому, чтобы не сглазить, не потерять благодать, не возвратилась болезнь – вот такое есть у нас маловерие. Но наде-емся, что люди будут говорить, рассказывать о чудесах, которые получают от святителя Луки в нашем соборе у этой святыни – его святой иконы с мощами.

Владыка, у вас чудеса просто не должны переводиться – здесь столько мощей святых, что очередь должна стоять, отовсюду должны приезжать. Как Вы думаете, почему если мощи стоят в храме, то их перестают замечать, а стоит их привезти куда-то и очередь стоит много часов?

– У нас такая ситуация сложилась с блаженной Матроной. Есть икона с ее мощами, они здесь постоянно находятся, многие знают, что есть такая икона, приходят, смотрят, прикладываются, но очереди нет. А вот привезли из Москвы частицы мощей и объявили, что из Москвы привезли, так здесь была около 10-ти дней очередь до вокзала – день и ночь люди шли. Мы радуемся, что люди приходят к святыням, которые мы привозим из других мест, но мы говорим: «Как же так? У нас тут постоянно они на месте, а люди не приходят!». Такой менталитет, что ли (и это не только здесь).

Мы призываем всех к святыням приходить, получать исцеление, помощь, защиту, наставление, вразумление и много-много помощи, в которой нуждается человек в этой жизни.

Спасибо, Владыка, мы присоединяемся к этому призыву и Вас сердечно благодарим.

– Спаси Господи!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Записала:
Татьяна Муравьёва

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс