Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (992) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 121

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 121

№47 (992) / 10 декабря ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№17 (962) 2018, №20 (965)–№43 (988) 2018

– Мы продолжаем говорить о Псалтири, и сегодня будем изучать 121-й псалом. Мы уже говорили, что вступили в круг псалмов, которые имеют преднаписание «Песнь степеней, 121». Каждая ступенечка приближает нас к Богу: как древних евреев она вела из Вавилона в Иерусалим, так нас она ведет от земной жизни к жизни вечной, в Царствие Небесное. И каждая – ступенечка добродетели, к которой мы должны присоединиться в своей жизни, которую мы должны полюбить и исполнить. Этот псалом – о благочестии, и это третья ступенечка, или третья степень благочестия. Очень для нас важная, ведь если человек не имеет благочестия, то он не может почитать святыни и тогда отсутствует святость в его душе – отсутствует благоговение перед святынями. А когда у человека нет ничего святого, тогда он творит беззаконие. И не случайно в нашей жизни есть такое выражение– «нет ничего святого в душе»: тогда это страшный человек.

А что у нас самое святое в жизни? Это Господь. Это, конечно мать, которая родила нас, наши родители. Это Родина-мать, это наша земля, на которой мы родились и которая открыла нам свет Христовой истины. Это Божья Мать – наша Покровительница и Заступница. Это сама Церковь Христова, о которой святые отцы говорят: «Кому Церковь не мать – тому Бог не Отец». Есть нечто непререкаемо святое в нашей жизни, чему мы никогда не должны изменять, и это не просто чувство патриотизма, а именно чувство святости, благочестия. Это рассуждение берется не из светской жизни, а из знания Священного Писания, из чтения Псалтири и других Книг Ветхого Завета, где очень четко раскрывается красота и необходимость благочестия в душе каждого человека. И зародиться оно может только от воспитания – его, опять-таки, дают родители своим детям и дети развиваются по жизни через видение того примера, который дарят им самые дорогие, самые близкие люди в их жизни. А кто они? Это наши дедушки, бабушки, папы, мамы, дядюшки, тетушки и крестные родители: вся жизнь человека есть некий пример для подрастающих поколений, это открытие им их внутреннего стремления видения святости и святынь, которые необходимо почитать в течение всей своей жизни. И об этом говорили нам наши предки, и мы все помним своих бабушек и дедушек, рассказывавших нам, как нужно жить, почитать свое Отечество, родителей, как относиться к Церкви Христовой, что можно делать, а что нельзя, что правда в этой жизни, а что грех, и к чему ты должен стремиться. Этот псалом, очень глубокий, показывает благочестие и то, как в древности старцы учили молодежь и открывали им для них очень важное: богатые города, родную землю – или украшение этих городов, центр притяжения в них.

И вот они как раз говорили – и с этого и начинает псалом сей Псалмопевец: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Как глубоко он говорит – «возвеселихся» о тех, кто говорят: «В дом Господень пойдем». Такая радость открывается от мысли, что евреи возвращаются из вавилонского плена в свой дом, в Иерусалим, но они не говорят, что мы идем найти богатство своих земных домов, посетить свою родину, – они говорят: «Мы в дом Господень идем» – в этом доме есть что-то великое и очень важное. Да, разрушен храм, но возможно его восстановить, возможно приносить жертвы Богу за весь род Израильский – за весь народ, за своих детей. То есть мы возвращаемся к своим святыням, и через это мы можем служить Господу, мы можем опять стать детьми Божиими: опять вернуться к исполнению тех заповедей и того Закона, которые Господь оставил им.

«Стояще бяху ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме». Здесь речь о радости, с которой старцы говорят, что они возвращаются в дом Господень. Да, будет тяжелый, трудный путь, неизвестно, какие будут испытания на этом пути, какие враги встретятся, с кем придется сражаться, чтобы дойти до Иерусалима, но их это не страшит: они уже видят, как ноги их встанут во дворех дома Господня в Иерусалиме. Святые отцы говорят, почему у них такое представление: за 70-летнее пленение еще остались старцы, которые юношами ходили в этот храм и полюбили его – и всю жизнь они жили в вавилонском пленении, а перед глазами их стоял храм Господень, самая великая святыня, которая открывала им возможность общения с Богом. И это приносило глубочайшую радость. Мы знаем об этом: когда верующие люди, оставляя все, бегут в храм Божий, чтобы помолиться, или, оставляя все, встают на молитву, потому что для них это самое важное. Это приносит такую глубокую радость, такое утешение, наслаждение, что не пойти в храм Господень – значит лишить себя самого блаженного состояния, самого радостного состояния, самого любимого занятия. Для верующего человека самое страшное – лишиться храма и возможности молиться и прославлять Господа. И, конечно, старцы вспоминают это состояние и начинают передавать юношам то чувство, что они испытывали, когда были в храме, открывают юношам, какое значение имеет храм, передают свой опыт благочестивого отношения к нему.

«Иерусалим зиждемый яко град, eмуже причастие eго вкупе»; затем они говорят о Иерусалиме. Сказали о святыне, а затем – о том, что за святыней град Иерусалим, где и находится эта святыня. Град великий – не просто град, это зиждемый яко град: он построен как самый настоящий город со всей атрибутикой, построен плотно, совокупно, не прерывается в своих строениях. Но он очень велик, он действительно могущественный, и он красивый, имеющий по тем временам огромное население. И он имел и архитектурную красоту, узкие улочки, малые дворы и плотные строения – все, что подобало древним городам. И когда мы бываем в городах, которые имеют древнюю историю, то обязательно заходим в старый город – с узкими улочками, плотными строениями. Настолько реально все это описывает Псалмопевец, что мы как будто с вами попадаем в древний город Иерусалим.

«Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню» – сюда собирались колена Израилевы по заповеди Божией исполнить свидения, то есть заповеди Божии. И в какие праздники – пасхи, пятидесятницы, праздник кущей: евреи всегда собирались в эти дни в Иерусалим, чтобы принести жертву Богу, помолиться, возблагодарить Его за обетование, которое Он дал людям и исполнил. Он дал Аврааму обетование об этой земле, что Он даст наследство народу, умножит народ, и он будет бесчисленным, как песок морской. И это все дал Господь – и богатство, и Иерусалимский храм. И они приходили в праздники возблагодарить Бога, почувствовать отношение Бога к ним через исполнение заповеди Божией: утвердиться в своей вере и утвердить веру в своих детях. Затем они уходили в уделы, благословленные Богом для каждого колена. И там они, конечно, встречались еще и с другим явлением – идолопоклонством других народов. Оно было наполнено чем-то своим, больше земным, греховным: человеческая душа к этому тоже имеет стремление, и чтобы утвердиться в благочестии, в верности своей вере и своему Богу, им и было необходимо прибывать в храм.

Ну, а что что такое – прийти всем коленам на праздники? Это значит почувствовать особую обстановку радости и веселья. Когда большая семья собирается вместе – это всегда радость, веселье, общение, рассказ о собственной жизни, о каких-то впечатлениях. И раз было меньше греха, то было больше впечатлений о помощи Божией, больше рассказов, как Господь участвует в их жизни, помогает им укрепляться, умножаться через детей – их тоже приводили сюда, к Храму Господню. Было общение, особенно у мужчин, которые собирались на военное дело. И со всех колен собирался народ, и шел защищать свое Отечество или совершать очередные военные действия. Потом они возвращались в свои дома, в семьи, у них рождались дети, они не виделись. И местом встречи был Иерусалимский храм, сам Иерусалим. Поэтому здесь столько и было торжества, веселья, столько благодарности и столько смысла. Конечно, этот город давал огромнейшую силу, надежду на преодоление будущих трудностей.

«Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове». Опять-таки Псалмопевец очень глубоко говорит, что это не просто город – это город царственный. И здесь есть вся атрибутика: престолы царей, которые являются судьями для своего народа, здесь ты можешь обрести правду, здесь тебя покроют и здесь за тебя заступятся. Все необходимое в этом городе есть. И прежде здесь были престолы священников, а сейчас престолы царей, которые и являлись судьями для этого народа.

«Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя». Псалмопевец призывает, чтобы все молились о мире в Иерусалиме – это место благости, молитвы, общения человека с Богом, и оно таково даже до сего дня, ведь здесь совершена Великая Жертва Бога во имя спасения человека. Это град святой, это град великий, это град, который редко когда имел мир, но этот град несет мир духовный, мир Божественный, мир в жизнь, исполняет радостью сердца многих и многих верующих людей. Поэтому он говорит: вопросите мира этому городу, и мира, и обилия любящим тебя, любящим град Иерусалим, живущим в нем, посвятившим себя ему, друзьям Иерусалима, любящим град Иерусалим, – для тех вы просите мира и молитесь, и я уверен, что Господь не просто слышит эти молитвы, но дает мир желающим мира Иерусалиму, даже до сего дня. Тогда во имя святыни в Иерусалиме – древнего Иерусалимского Храма, где был на земле единственный светильник истинного богопочитания, сегодня для христиан Иерусалим – град, где есть Гроб Господень, Голгофа – место искупительной Жертвы нашего Божественного Спасителя, места любви Божественной ко всему роду человеческому, ко всем людям, жившим до и после крестных страданий, живущим сегодня, и тем, кто будет жить во все времена. Из этого места исходит любовь Бога. Там камни засвидетельствовали проповедь нашего Господа, Его хождение по земле, Его страдания. Они пропитаны Кровью нашего Божественного Спасителя, на них возлегало Его пречистое тело после смерти. Они видели неизреченный Божественный свет его Преображения и свет Его Божественного Воскресенья. Это, конечно, глубина. И посещающие этот город всегда остаются восторженными, наполненными, всегда имеющими желание, как древние евреи, вернуться в этот град и поклониться месту Божественной проповеди и месту Божественного страдания, месту искупительной Жертвы нашего Господа. Каждый посещающий этот город всегда желает мира этому месту, и мир сегодняшний дает возможность паломникам со всего мира приехать в этот град и помолиться у этих святых алтарей, построенных на месте страдания нашего Божественного Спасителя.

«Буди же мир в силе твоей и обилие в столпостенах твоих». Буди мир даже и среди народа, и войска Твоего, чтобы оно не обнажало оружие и не шло на битву. Чтобы они находились в Иерусалиме, но пребывали в мире. И чтобы мир был, как говорит Псалмопевец, в столпостенах твоих, – святые отцы говорят, чтобы было еще и изобилие в этом граде. Стены свидетельствует о целостности града, и если есть целый град, то, естественно, в нем мир, в нем и богатство. Любой город – место не только духовного сосредоточения, но и место экономического сосредоточения: в больших городах очень хорошо развивается экономика, много народа, гостей, туристов, производства и так далее – город, если он пребывает в мире, развивается, становится богаче, жители его укрепляются. И вот здесь Псалмопевец говорит, что пусть будет мир и в людях, живущих в этом городе, чтобы в нем было полное изобилие, которое может радовать только когда мир есть. Плохо, если цел город, но в городе – голод, говорят святые отцы. Но если есть изобилие и нет мира, то не может радовать это изобилие… Святые отцы не забывают и о духовной части этого псалма. Ежели мы так молимся и просим, то в этом граде должны быть, конечно же, и духовные богатства: «Не стоит город без святого, а деревня без праведного», – говорит наша пословица. Если не будет и духовного изобилия, то не будет стоять град: благочестие должно обязательно пребывать в этом граде, а оно связано и с почитанием святыни, и с молитвой, что человек творит. И, как Псалмопевец называет исполнение заповедей в этом псалме очень хорошим словом «свидение», с исполнением заповедей Божиих.

«Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе». Вот как глубоко просматривается исполнение заповеди Божией о любви к Богу и ближним: здесь говорится о любви к Храму Божьему, о радости, что мы возвращаемся и можем послужить на месте, где он стоял, и можем восстановить его. Первая часть говорит о любви, которую человек несет к Богу, а вторая часть, вот здесь уже, это о любви к ближним. «Ради братий моих, ради ближних моих» – чтобы все колена могли приходить сюда, в эти праздники, и прославлять имя Божие, приходить и укрепляться в благочестии, передавать глубину и красоту веры истинного богопочитания, укреплять любовь у детей к Иерусалиму как граду, который становится свидетелем общения человека с Богом через Храм, что находится в нем.

«Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе». Благая кому? Благая, конечно, народу этому. Но потому, что этот народ есть, и не сам по себе город и его стены заслуживают внимания, но Храм, который находится в этом городе. «Дому ради Господа Бога нашего» – это единственный Храм. Ради него – любовь, счастье и благосостояние этого народа.

Конечно, глубочайший псалом, который особенно серьезно звучит в наше время, когда нет такой ценности отношения к храму Божиему. Нет храмов Божиих – и нет спасенья и благосостояния человека на этой земле, нет радости, нет глубины, нет богатства, нет мира: строительство храмов Божиих – это великая возможность сохранить свой город в мире, веси и села сохранить в мире, дать будущее нашим детям, дать возможность их духовного развития. Вот что значит благочестие, почитание храма Божиего и служение Господу Богу, желание мира ближним своим. Все утверждение в нашей жизни исходит от общения с Богом, от возможности благочестивого отношения к храмам Господним, где приносится даже до сегодняшнего дня Бескровная Жертва о людских неправдах и о спасении всего рода человеческого. Глубочайшей псалом...

Я думаю, что он должен и читаться в домах наших, особенно нашим детям, и объясняться им: насколько важно хранить любовь к храму Божию, почитать его, молиться в нем, любить его, прославлять святое имя Бога нашего в храмах Господних. И за это Господь будет наделять и миром, и благосостоянием наши семьи. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Татьяна Муравьева

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс