Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (989) → Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Вегетарианство, диеты, вкусная еда

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Вегетарианство, диеты, вкусная еда

№44 (989) / 19 ноября ‘18

Архипастырь

Немного необычная сегодня тема, но, мне кажется, достаточно интересная для многих наших слушателей – вегетарианство, диеты, вкусная еда.

– Актуальная тема всегда. Знаете, об этом постоянно слышишь. Где-то стоит на какое-то мгновение остановиться – все равно о диете обязательно поговорят.

Обязательно, как о погоде... В любой магазин сейчас можно зайти – и обязательно есть полочка, где специальные товары для вегетарианцев. То есть это становится популярным, модным, может быть; сама философия «Я не ем мяса, причем всегда» – и у многих возникает ассоциация с христианским постом. Некоторым кажется, что это даже большая добродетель – не есть мяса все время. Что тут общего? И как христианство относится к вегетарианству?

– Любой отказ от пищи должен иметь мотивировку, и когда эта мотивировка не связана только лишь с весом во время взвешиваний – это очень хорошо. Когда эта мотивировка имеет значение внутреннего подвига, тогда это приобретает правильное направление жизни.

К примеру, у нас в монастыре тоже мяса не едят, и братья нашей обители в этом смысле вегетарианцы – они не вкушают мяса и мясосодержащих продуктов. Но это связано с другой историей. Это связано с историей того, если так можно сказать, рациона духовной и физической жизни, который был у наших прародителей до грехопадения. Мы знаем, что в раю наши прародители Адам и Ева не питались мясом, их пища была совершенно другой – растительного происхождения, как сейчас можно говорить. И наше невкушение мяса – это напоминание себе о том, к какому состоянию я должен стремиться, даже в том числе посредством вот такого самоограничения.

Кроме того, допустим, в древних египетских монастырях, откуда и пошла эта традиция, мясо вообще считалось продуктом достаточно дорогим, и тогда пост устраивался очень просто: ели простую пищу, доступную, недорогую, которую можно было, что называется, подобрать с земли и вкусить. Вот так, в общем-то, и родилась эта традиция постной пищи.

Сам Христос в Евангелии, мы знаем, показал пример такого воздержания, когда постился сорок дней и сорок ночей. Это воздержание Он показал нам как пример: мы должны уметь отказываться от той еды, которая нам нравится, в угоду тех дел, которые нам не совсем нравятся.

Владыка, но христианин может быть вегетарианцем?

– Конечно. Если он для себя выбирает мотивацию, о которой я сказал, то она созвучна его христианскому духу. Если эта мотивация связана с какой-то сентиментальной жалостью к тем, которые ходят, смотрят глазами и дышат, то это уже совершенно нечто иное. Мы знаем, что Бог благословил человеку после его грехопадения вкушение в пищу того, что он вкушает, и знаем, что Сам принимал жертвы до Своего воплощения, которые приносили древние люди до времени ожидания Пришествия в мир Христа. И это благословение не отменяет поста, оно дает человеку возможность, если так можно сказать, радостной и счастливой жизни. Когда я пощусь, я не лишаю себя радости, а делаю это не для себя, а для других. То есть когда я пощусь и от чего-то воздерживаюсь, я усиливаю свою добродетельную жизнь и делюсь с другими людьми. Вот если эта мотивация работает, то это очень полезно. Ты не ешь колбасу – замечательно, но это не означает, что ты не можешь ее купить для соседки. Ты не ешь говядину или нашу вкусную кавказскую баранину – здорово, но это не означает, что ты не должен поделиться этой бараниной с теми людьми, которые очень редко видят мясо на своем столе.

И следующий вопрос – ситуация из жизни. Если жена – вегетарианка, муж – мясоед, а она отказывается в силу своих убеждений готовить ему мясо...

– Она не права. Она, конечно же, должна служить своему мужу любовью, в том числе таким послушанием на кухне. Надо сказать ей, что приготовить для мужа очень вкусное блюдо из мяса – это в том числе как добродетель в своей семье. Потому что ничто не должно соблазнять других людей. И здесь я хотел бы вспомнить слова апостола Павла, который в Послании к Римлянам говорит, что пища не приближает нас к Богу. Он говорит: едим мы что-либо или не едим – это никак не приближает и не отдаляет нас от Бога. Однако же, замечает он, будьте внимательны к тому, чтобы эта наша свобода не стала немощью или соблазном для других людей. Поэтому, продолжает он, если кого-то это соблазняет, не буду есть мяса вовек. Вот это самый главный принцип, если так можно сказать, пищевых вкусов в христианстве. И наш пост – это не то, что приближает нас к Богу или отдаляет от Него, это то, что приближает нас к людям или отдаляет нас от них.

Как быть, если родители свои гастрономические предпочтения пытаются с самого маленького возраста привить детям? Опасно ли это? Чем это может закончиться?

– Я думаю, что каждый ребенок со времени, как он начал запоминать советы своих родителей, слышит первые советы о том, что полезно, а что – неполезно из еды. Я помню все эти советы; например, что конфеты – это не еда. Но я до сих пор не уверен в этом, честно скажу, не скрою; я пока изучаю этот вопрос. Конечно, очень важно научиться относиться к еде не как к самоцели, а как к вкушению плодов, над которыми ты трудился. Когда еда становится не просто источником вкусовых каких-то раздражителей рецепторов, а становится возможностью сказать: «Благодарю Тебя, Господи, что насытил нас земных Твоих благ» (как мы читаем молитву после трапезы). Тогда еда приобретает особый смысл. И, знаете, это особенно чувствуется в монастырях. Совершая паломничество, в разных обителях, когда ты садишься за трапезу, как-то вполне естественно не разглядываешь того, что и как там едят, но ты чувствуешь какой-то особый вкус у этой еды. Почему? Потому что ты потрудился до этого вместе с братьями на службе, на послушаниях, и все приобретает совершенно другой смысл.

То же самое и здесь: мне кажется, что повод покушать должен быть поводом семье побыть вместе. Это не что-то вкусненькое (хотя, конечно, для ребенка это важно), а что-то очень важное. Сказать ребенку: «Ты знаешь, у нас сегодня за ужином будет что-то особенное». И папа за ужином расскажет какую-нибудь очень интересную историю. И поверьте, что этот рассказ отца станет для ребенка действительно чем-то особенным, что было за ужином.

Владыка, вопрос для Вас, может быть, странный, но, думаю, многих наших слушательниц он особенно заинтересует. Ваше отношение к диетам?

– Когда просят благословения – благословляю. «Владыка, благословите на диету». Говорю: «Хорошо, но не забывай о многих вещах. Что самым главным в твоей диете, в твоей добродетели, должно быть не ограничение только лишь еды, но и безграничное твое сердце. В равной степени, насколько меньше ты начинаешь есть, в той же степени начинай мало-помалу любить людей». Вот тогда эта диета принесет очень хороший результат. Тогда люди заметят, что ты стала лучше, изменившись не только в весовой категории, но изменившись в человеческой категории, ведь это всегда намного больше привлекает людей.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Достойно сохранять веру

– Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!Всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, который стал еще и государственным праздником, именуемым День народного единства. Перед Казанской иконой молились наши ополченцы, чтобы одержать победу над врагом, засевшим в Кремле и Китай-городе, оккупировавшим центр Москвы, а значит, центр самой России, и претендовавшим на то, чтобы оккупировать всю нашу землю. Речь шла о спасении Отечества, но спасти его было невероятно тяжело, потому что сил у нас не было. А сил не было не потому, что мы были слабыми, а потому что мы были разделены на множество партий, каждая из которых боролась с другой, а иные еще и сотрудничали с оккупантами, желая, чтобы на царском русском престоле воссел иноземный царь.

 
Беседы с батюшкой

Священник Константин Корепанов: Как жить по Евангелию?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс