Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда я был в Москве, то в Сретенском монастыре приобрел замечательную книгу «Праздник праздников». Здесь собраны прекрасные рассказы великих русских писателей о празднике Пасхи. В этой книге замечательные цитаты, изречения вообще о Воскресении, ведь Воскресение – не только праздник Пасхи: это каждый воскресный день.
Где бы мы ни были – зимой или летом на отдыхе, на курорте – мы не должны забывать, что мы – христиане, и каждое воскресенье должны не просто вспоминать о Христе, но и почитать этот день посещением храмов Божьих и совместной, соборной в них молитвой. В храмах, где мы молимся, Воскресшего Христа славят 52 воскресенья в году – и мы с вами должны каждое воскресенье собираться вместе, чтобы Воскресший Христос освящал нашу жизнь и указывал нам правильный путь – иначе, если потеряем этот свет, мы начнем заблуждаться, тосковать, унывать, отчаиваться, грешить, ведь чем дальше от света, тем ближе к тьме. А вот сегодня мы с вами об этом поговорим.
Василий Никифоров-Волгин устами одного из своих героев произнес замечательную фразу: «Если бы не было на земле Пасхи, почернел бы человек от горя! Нужна Пасха человеку!». Представляете, если не будет Пасхи в нашей жизни и каждый воскресный день не будем оживлять наше сердце в молитве, в предстоянии перед Всевышним Творцом, мы превратимся постепенно, как и народ Израиля...
Кстати, я хочу вам привести последовательность угасания и попадания в рабство и военных конфликтов для народа Израиля, которую открывает нам Ветхий Завет. Когда народ начинал жить в продолжительном благоденствии, без определенных скорбей, то первое, что происходило с народом Израиля, – он оставлял духовную жизнь, переставал молиться Богу. Следующее – погружался в развращение и, как следствие, в идолопоклонство.
Вот три ступеньки, по которым проходят не только народы, но и каждый человек. Утратив свою связь с Богом, он перестает жить духовной жизнью: ему не хочется молиться, ходить в храм, поститься. Зачем это все? Живи один раз, бери от жизни все, наслаждайся. И берет такой от жизни «все», пока не заболеет СПИДом, или пока не посадят в тюрьму, или не убьют «друзья по цеху».
Человек, перестающий жить духовной жизнью, попадает не только в отлучение от Божественной благодати, – он начинает развратную жизнь и постепенно находит своего идола и кланяется ему, этим и умирает. Верующий же человек имеет помощь от Бога. И в связи с этим воскресный день дает нам возможность не почернеть, не забыть, не ожесточить свое сердце, а вспомнить, что всех нас ждет великая Пасха Христова.
Другой замечательный писатель сказал, что сегодня мы живем во время двух забвений: первое – забвение о собственной смерти, второе – забвение о победе Иисуса Христа над смертью. Вот хорошо бы вспомнить нам о Пасхе, то есть оживить в себе жизнь вечную – и не только раз в год, когда мы приходим с куличами освящать снедь на Пасху, а каждое воскресенье посещением храма оживлять в себе память о смерти – и своей в том числе – и о победе над смертью, которую даровал нам Христос: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» – вот об этой победе мы никогда не должны забывать.
Рассказ, который мне хотелось бы посоветовать вам прочитать, называется «Не может быть». Написал его замечательный писатель Николай Колосов. Он родился в 1863 году, а год смерти его неизвестен. Я скажу, в каком году он написал этот рассказ, немного позднее. О чем он? Вот небольшой эпиграф: «По убогой, запущенной церкви ходит священник. Кадит и поет: «Хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа»... Поет и кадит, а рабов-то и нет: в церкви пусто». Рассказ о священнике, отце Петре, который уже в преклонных летах служит в храме в одном из станичных приходов и настолько любит Господа, любит своих прихожан, что всей душой, всей жизнью своей служит у престола Бога Всевышнего.
Время, которое описывает Николай Колосов, – середина Великого поста: батюшка начинает уже готовить храм к Пасхе, беседовать с людьми, украшать не только внешность храма, но, самое главное, призывать людей к преображению души – скоро праздник Воскресения Христова, а Христа нужно славить чистым сердцем, поэтому надо исповедаться, причаститься...
Одним словом, очень интересное вступление о жизни батюшки, который все приготовил к Пасхе. И вот Великая Суббота, и большой физический труд, и, естественно, большое внимание, а, кроме того, еще усталость и возраст сказались: он перед Пасхальной службой лег отдохнуть и попросил своего сторожа Прохорыча его разбудить, чтобы не проспать. Он лег немножко отдохнуть, и тут силы его оставили – он так глубоко уснул, что, проснувшись, посмотрел на часы, а времени уже было половина второго. Самое ужасное, что могло случиться – он проспал Пасху: «Господи! Как же я мог проспать?! Ах, сторож! Наверно, он сам проспал»… И вот что происходит дальше: «Боже мой! – растерялся отец Петр, – полночь давно прошла... Что же это такое! Как случилось?.. Не разбудили... Не разбудили... Как это так? Как это... Но где же все? …Боже мой! Ничего не найдешь... Да где же все? Уехали в другое село?». Потом он выходит на улицу и видит, что в домах, в которых должно было быть столько света, свет не горит. Он подходит к церкви – церковь закрыта. В чем дело?
Отец Петр не мог двинуться с места. Взгляд его упал на деревню. И тут все было, как обычно. Ночь как ночь. Самая обыкновенная ночь. В крестьянских избах темно. … «Отец Петр в недоумении бросился опять к себе в дом. Везде тишина. Но в столовой накрыт стол. Белоснежная скатерть блестит. На ней кулич, сыр, яйца, ветчина, все как нужно для Пасхи. На всем в доме чистота и праздничность».
Но выходит он на улицу, снова подбегает к церкви, а там его встречает совсем другой человек – как пишет автор, в костюме кучера: «Ты что сюда пришел?». – «Как? Я пришел Пасху встречать! Наверно, проспал, люди разошлись, а мне надо Пасху встретить!». – «Забудь! Пасха давно прошла. Теперь другое время – теперь время наше. Уже в храм никто не ходит, храмы никому не нужны, они уже в запустении» – «Не может быть!» – снова удивляется отец Петр...
А теперь я хочу привести вам еще одну маленькую цитату: «И вдруг словно молния прорезала мысль отца Петра. Он вспомнил, как недавно, совсем – кажется ему – недавно кто-то говорил, что у нас слишком много праздников, что храмы, попы и церковные школы – это только один вред для народа, что службы и пост, это только доходная статья для духовенства и т.д. и т.д. Вспомнил отец Петр и о том, как один мужик, когда отец Петр говорил ему о необходимости говения и исповеди, и пользе бодрствования душою, дерзко и нетерпеливо сказал ему: – А плевать бы я хотел на все это. Какая там еще душа? Брюхо – вот это я понимаю. Да вот разве еще кулак. А остальное? – Да по мне вы свои церкви хоть запечатайте совсем. И не почешусь».
И дальше отец Петр упрашивает за 15 рублей – тогда это были большие деньги – впустить его в закрытую церковь. Он заходит и видит ужас: разбросанные лампады, разбитые иконы, даже семисвечник, который стоит за престолом, разбит, и масло растеклось по церковному полу. Он заходит в алтарь, облачается, благословляя одежды, белые ризы. «Боже мой! Боже мой! – удивляется батюшка, – ведь сколько лет я здесь служил, и каждый раз на Пасху весь народ ликовал о Воскресении Христовом! А теперь… Не может быть!».
Он сам открывает книгу, сам читает, что-то пытается петь. Заканчивается этот ужас тем, что он опускается на колени перед престолом и молится, просит: «Господи! Не дай мне вот это перетерпеть! Забери меня! Я не могу этого видеть! Этого не может быть!». Тут, обиваясь слезами, он вдруг слышит: «Отец Петр! Отец Петр! Пора! Служба Пасхальная уже вот-вот начнется!». И он понял, что все это он видел во сне.
И все последующее было таким торжеством, такой радостью! Отец Петр увидел в своем храме тех же людей, их радостные лица, ту же Пасху, те же лампады, которые горят и светят Воскресшему Христу. Он снова опустился на колени перед престолом и заплакал. Только слезы его были уже слезами радости, слезами счастья, что Христос воскрес, и люди радуются Пасхе. И он вспоминал слова, которые он говорил, оказывается, во сне: «Не может быть!».
Этот рассказ был написан Николаем Колосовым в 1909 году, до революции – «Не может быть». Но во сне герой рассказа увидел то, что потом действительно произошло: храмы были разграблены, разрушены, священники убиты… Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы никогда не повторяли страшных страниц своей истории. Давайте любить Воскресшего Христа, давайте каждое воскресенье ходить в Божьи храмы.
И пусть никто из нас этот воскресный день – если только не болеем или не в путешествии – не пропустит. Давайте собираться в Божьих храмах и славить Воскресшего Христа – «спешите в храмы Божии, пока еще звонят!». И храни вас всех Господь.
Записал:
Игорь Лунёв
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.