Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (985) → А. М. Шилов. Искусство – это безопасность страны: какое искусство, такая и душа человека, а какая душа, такой и народ

А. М. Шилов. Искусство – это безопасность страны: какое искусство, такая и душа человека, а какая душа, такой и народ

№40 (985) / 15 октября ‘18

Культура

Мир вашему дому! Сегодня мы вновь будем говорить о культуре: культура – это служение свету, истине, гармонии, Богу, художник – проводник Божией воли, Божиего Промысла. Часто мы думаем в своей гордыне, что сами что-то создаем: сами пишем картины, сами делаем кино, пишем книги. А это через нас Господь прорекает данное нам оттуда, мы, как антенна, ловим Его Божественный импульс и творим то, чему потом сами удивляемся: как мы это могли сделать? Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве, о живописи как одной из важнейших составляющих понятия «культура Отечества». А культура признана в нашем государстве одним из важнейших факторов национальной безопасности страны.

Для разговора о живописи я пригласил того, кто имеет право говорить о живописи, поскольку владеет ею. Более тысячи полотен радуют, окрыляют и укрепляют сердца людей, которые проходят через галерею народного художника Советского Союза, академика живописи Александра Максовича Шилова. Дорогой Александр Максович, именно тебя я пригласил, зная историю живописи: изучал ее в двух вузах – Щукинском училище и ВГИКе. Помню, в 1960-е годы, когда к нам хлынул авангард, когда мои приятели, выдающиеся режиссеры, с упоением произносили такие имена, как Модильяни, Утрилло, Пикассо и т.д., я глядел на то, чем восторгались мои друзья, и думал: а что ж там такого гениального? Ну, Леонардо да Винчи – бесспорный гений, ибо владел кистью и мог передавать духовное состояние через картины.

Когда ты стоишь перед «Моной Лизой», ты можешь общаться через нее со всеми близкими, – то, что у меня было в Лувре, когда я мог общаться и настраиваться через эту живую картину. Кто такой Рафаэль, мы тоже знаем, – великий художник. Но почему-то в последние годы особенно яро стали внедрять понятие «современное искусство». Как ты к этому относишься?

– Скажу словами одного из моих любимейших художников, великого мастера, большого теоретика искусства (а теоретиком искусства можно быть лишь если ты сам прекрасно рисуешь, знаешь предмет, о котором говоришь), с которым я бесконечно согласен. Он сказал: «Нет такого понятия – „современное искусство”. Искусство либо есть, либо его нет. Остальное – от лукавого!», и сказал это еще в XIX веке...

Иван Крамской.

– Да. Настоящее искусство не зависит от моды. Мы смотрим на портреты великих художников и по ним судим, какие люди жили, когда он писал: это история страны в лицах. Мы приходим в Третьяковскую галерею, Русский музей, Эрмитаж, в любой другой крупный музей – конечно, я имею в виду те стены, на которых красуются вечно нужные душе человека работы, выполненные в реалистической манере, с величайшим мастерством... Все великие художники были чужды зазнайства и до последнего вздоха совершенствовались: они понимали, что, не владея мастерством, как бы твоя голова ни была богата воображением и как бы ни было переполнено чувствами твое сердце, ты так и просидишь перед холстом, и единственное, что останется делать – это идти в авангард: в авангард идут те, кто ничего не умеет и не желает трудиться. Ведь художник не только тот, кто рисует, художник, как и композитор, как и писатель, – это состояние души человека. Что представляет собой человек искусства, видно не по тому, что он говорит, а по тому, что он сделал.

Мы с тобой, Коля, часто встречаемся и беседуем, и наша постоянная живая тема о том – и ты это сейчас повторил, – что искусство является безопасностью страны. Это очень верно. Поэтому Запад, желая разрушить нашу страну, души человеческие может разрушить только анти-искусством: там, где нет ничего святого, дорогого, где нет мастерства, где настоящие духовные ценности, веками нажитые нашим народом, разрушаются. Они воздействуют на внутренний мир человека – как бы выжигают и подменяют анти-искусством, которое вообще не имеет никакого отношения к искусству.

Ведь искусство создано, чтобы облагораживать, очищать, возвышать человеческие души – иначе зачем оно нужно? Оно должно насыщать нас и внешней красотой, чтобы было наслаждение для глаз, и в первую очередь для души. На это способно только реалистическое искусство. Ты правильно сказал, что переживаешь, когда подходишь к «Джоконде» или, например, к картине «Явление Христа народу»: равной ей картине на пленэре не существует, – но об Иванове говорят меньше, чем о Ван Гоге. Это позор, ибо эта картина, которой он посвятил всю жизнь, – настоящий подвиг.

Все, кто идет в искусство, берут этот крест – очень тяжелый и добровольный, и рассчитывать на быстрый успех нельзя. Сейчас те, кто пытается пропагандировать, подменять великое искусство анти-искусством, просто не хотят и не умеют трудиться – это абсолютно безграмотные люди, которые ничего не понимают. Искусство спущено на землю с Неба: человеческая жизнь тяжелая, сложная, в ней много несчастий, а искусство – это глоток чистой родниковой воды. Как у человека, который идет по пустыне, жажда, и искусство должно быть так же востребовано душой: чтобы хотелось сделать такой глоток воды и выйти из выставочного зала облагороженным, очищенным, возвышенным, чтобы хотелось жить. Картина должна быть как икона, на которую смотришь – и тебе хочется молиться, и ты думаешь: это действительно создала человеческая рука или это Бог создал?

Помню, мама впервые привела меня в Третьяковскую галерею и подвела к картинам «Проводы покойника» Перова и «Явление Христа народу»… Я не поверил, что так можно сделать. Эмоции у меня были такие же, как у тебя, когда ты стоял в Лувре перед «Джокондой». Я тоже думал: это написано или я могу с этим человеком общаться? Это и есть высший пилотаж искусства, когда берешь краски, холст, кисти – все неживое, мертвое и создаешь жизнь на полотне, заключенную в раму. Таланта для этого мало. Но у того, кто идет в искусство, это должно быть такой же потребностью, как дышать, как есть и пить, только тогда – при наличии таланта и великой цели, которую ставишь перед собой, если будешь постоянно, как Леонардо да Винчи, изучать науки и искусства, обойтись без которых просто невозможно... Коль я упомянул этого гениального человека, приведу его слова. Он сказал, что чем ближе художник в своем произведении подошел к природе, тем оно совершеннее, искуснее и будет дольше жить.

Более 20-ти лет существует «Картинная галерея народного художника СССР Александра Шилова» напротив Кремля – это почетное место. Я часто посещаю галерею и, когда иду по залам, хочется всматриваться в каждую работу, буквально в каждый лик, который ты пишешь. Я вижу простых крестьянок, старушек, воинов Отечественной войны, нищих, в глазах которых такая душа, такие судьбы, такая несправедливость мира к ним… Я всегда радуюсь в твоей галерее.

– Спасибо, Николай. Эта галерея не моя лично, но там хранится 1250 моих работ, которые я за 20 лет безвозмездно передал народу.

Все эти 1250 работ тебе уже не принадлежат?

– Нет, там все принадлежит государству. Когда открылась галерея, некоторые средства массовой информации писали: ну что ж Шилову было не подарить картины, когда ему подарили особняк в центре города у Кремля. Так это все государственное – там даже стул не мой: все принадлежит государству – я все отдал, я не фараон, чтобы, когда меня не станет, все со мной закопали в землю. Я имел на это моральное право, ведь после каждой моей персональной выставки в Москве люди, не успевшие ее посетить, обращались к руководству страны, Министерства культуры, Государственной Думы с просьбой сделать мою выставку постоянно действующей.

Тебя не удивляет, что почти во всех крупнейших галереях нашей страны, будь то Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Русский музей в Петербурге, Эрмитаж рядом с полотнами великих мастеров вдруг вывешиваются какие-то треугольники, параллелепипеды, черные квадраты? Как ты к этому относишься? Я думаю, Третьяков перевернулся бы в гробу, если бы узнал, что делается сейчас у него в галерее.

– Ты задал вопрос в самую десятку, Коля. Я тоже возмущен. Недавно я в очередной раз был в Италии и пошел посмотреть лишний раз классику: Рафаэля, Гирландайо, Микеланджело и т.д. Но чтобы пройти и посмотреть, как написал знаменитый потолок в Ватикане Микеланджело, картины перевесили так, чтобы я не смог пройти к нему, минуя эти «-измы», это уродство и позор для Ватикана.

Третьяков собрал свою коллекцию – он сам умел рисовать, собирал работы только реалистического толка. У него был громадный вкус, что отмечали Крамской, все передвижники, и Репин – все, с кем он дружил. А он очень дружил с художниками, и те считали за честь попасть в эту галерею.

Сейчас в галерее действительно снимают великие полотна. Но это же Третьяковская галерея, а есть Музей так называемого современного искусства, так пусть вешают там. Нет! Мазня, висящая рядом с мазней, – это не интересно. А когда этому «художнику» (возьмем в данном случае слово «художник» в кавычки, ведь в подлинном слове «художник» заключен большой смысл) народ скажет: «Слушай, ведь ты ничего делать не умеешь, тебе не стыдно заниматься этой мазней, холст пачкать?», – тот ответит: «А ты ничего не понимаешь: мои работы висят рядом с Ивановым, Перовым, Репиным в Третьяковке» или: «Мои работы висят в Русском музее». Вот почему ему важно попасть под крышу этого великого музея, где он, набираясь наглости, не стыдясь, говорит: «Просто я – новое направление. Чтобы меня понять, должно пройти лет 100!»...

Теперь поговорим о том, чем наполнена твоя галерея: поразительные образы участников Отечественной войны.

– Спасибо за этот вопрос. У нас целый зал называется «Они сражались за Родину». Сейчас я вожу эти картины по городам боевой славы и городам-героям: когда В.В. Путин, несмотря на свою великую занятость, дважды был у нас (и я этим горжусь), он в первую очередь посещал этот зал. Там выставлены портреты всех, кто сражался за Родину: разведка, контрразведка разных родов, простые солдаты безногие, те, кто защищал Ленинград, артисты, такие, как Розов, Матвеев, Бондарчук, простые солдаты штрафбата – все те, кто не пожалел своей единственной жизни, чтобы защитить нашу Родину. Я говорю, а у меня мурашки по телу. Я до сих пор пишу этих людей, а начал писать еще со студенческой скамьи.

Первой моей работой был портрет прославленного полярного летчика Михаила Васильевича Водопьянова, который воевал в Отечественную войну. И с той поры я просто преклоняюсь перед этими людьми и продолжаю их писать – и буду писать, ведь на их подвигах надо воспитывать подрастающее поколение, иначе мы потеряем Родину. Это не красивые слова для телевидения, я так думаю, поэтому и пишу, – это никакой не меркантильный заказ: я пишу от сердца и буду писать.

А я тебе благодарен, что ты очень внимателен к жизни и успеваешь захватить этих уходящих людей. Ведь я прежде тебя познакомился с матушкой Адрианой...

– Она была разведчицей во время войны.

Расскажи о ней чуть-чуть.

– Меня с ней познакомил мой старший товарищ – Иван Александрович Чернов, ветеран войны, служил в разведке. Он был в группе разведчиков, которая забиралась в тыл к врагу и старалась перетащить немецких офицеров на нашу сторону, чтобы допросить. Потом его контузило, он работал шофером. Однажды он мне сказал: «Не хочешь ли ты написать такую великую женщину? О ней и в газетах пишут...» – «Да дело не в этом, мне надо посмотреть, как она выглядит». И он привел меня на Пюхтицкое подворье, которое находится напротив Рождественского женского монастыря, на Рождественке, рядом с метро «Кузнецкий мост». Я вошел к ней в келью, она сказала: «А я вас знаю – видела по телевидению, читала в печати». Она мне коротко рассказала свою биографию: «Когда мне было 19 лет, началась война, я была медсестрой, пошла добровольцем, попала в армию к Рокоссовскому, которого все обожали: интеллигентный, герой. Я знала немецкий язык в совершенстве, ему об этом доложили. Он меня вызвал к себе и говорит: „А не хотите пройти курсы разведчиц?”». И она ответила: «С удовольствием». Прошла курсы разведчиков, ее стали бросать за линию фронта, где она занималась прослушкой, а на рассвете возвращалась с нашими солдатами.

И вот ее в очередной раз вывезли на этот рубеж, она перешла и слушала передатчик, ловя немецкую речь: «Все записала для нашего командования и только стала выпрямляться, собирать рацию, как вдруг был сильный удар в спину – я упала. Оборачиваюсь – стоит высокий немец с автоматом. Я поняла, что мне конец: он застал меня на месте преступления (с его точки зрения). Я потянулась за пистолетом, чтобы застрелиться, ибо поняла, что меня ждет СС, концлагеря, допросы, издевательства и т.д. Он выхватил у меня пистолет, потом долго смотрел и заявил: „Вообще я с девчонками не воюю, уходи отсюда”. Я не поверила, и когда пошла, спина моя дрожала – я думала, что сейчас раздастся выстрел в спину. Вдруг он меня окликнул: „Забери пистолет, а то вернешься без табельного оружия, тебе же еще и достанется от твоего руководства”».

И так она осталась жива. После окончания войны некоторое время еще служила в ранге майора в контрразведке в наших войсках, пока оттуда все не уехали. Ходила по всем лагерям, где были пленные, хотела найти того немца, но не нашла. После войны она развелась с мужем, поступила в институт. После института она работала по космосу вместе с С.П. Королевым. В общем, она была одинокой женщиной, и когда дело шло уже к старости, ее подруга предложила ей уйти в монастырь. Она прибаливала: больное сердце, жила в однокомнатной квартирке. И вот она ушла – с благословения Патриарха Алексия II ее приняли на Пюхтицкое подворье, где она жила и где мы с ней познакомились.

Она часто приходила к нам. Я сделал двойную жанровую картину, связанную с ее биографией. Она пришла на презентацию картины, которую устроил директор СВР генерал армии С.Н. Лебедев, я ему очень обязан: добрейший человек, великий патриот. Благодаря ему я написал портреты двух выдающихся разведчиков – Вартаняна, Героя Советского Союза, который 47 лет был нелегалом и спас всю Тегеранскую конференцию, и Блейка, работавшего на нашу разведку; обоих я писал с натуры. Вартанян уже ушел из жизни, а Блейк жив, ему уже 97 лет.

Скажи, пожалуйста, что бы ты, великий мастер (это можно говорить при жизни) посоветовал тем, кто только-только пытается стать художником в наше трудное рыночное время, когда нужно утверждаться любыми способами? И есть ли сейчас такие художники, которых ты уважаешь?

– Для этого надо всю жизнь читать. Во-первых, прочитать повесть Н. В. Гоголя «Портрет», очень поучительную для всех. Дальше – прочитать автобиографию Микеланджело, биографию великого Иванова, который написал «Явление Христа народу», чтобы понять, как надо добровольно служить искусству и как это тяжело. И потом спросить самого себя: а способен ли я на это? Если сам себе даешь ответ «да», – идти только этим путем, опираясь на природу, на биографии людей, на искусство своих величайших предшественников, и учиться у них. И не думать, что сегодня модно, что продастся, а что не продастся: когда настоящий художник пишет картину, он не думает, купят ее или нет, ни в коем случае.

Не было такого, чтобы, если художник добивается каких-то результатов, его искусство не было бы признано людьми. Он уже без куска хлеба не останется. Но когда его не будет, эти работы будут еще ценнее во всех смыслах – в первую очередь, конечно, в духовном, но и в материальном, ведь люди поймут, что этот творец уже ничего не создаст. Но думать, когда пишешь картину, в первую очередь о куске хлеба, о том, нужно это кому-то или нет, нельзя – пиши то, что понятно и нужно людям и твоему сердцу, слушайся своего сердца.

Последние годы мы с тобой еще соединились не только как художники, но и как общественные деятели: мы оба являемся членами и Патриаршего совета по культуре, и Общественной палаты Союзного государства.

– Это твое великое создание – ты молодец: сегодня дружить с Белоруссией необходимо как воздух. Это всегда было нужно, но сейчас, когда очень тяжелое международное положение, Россия поднимается с колен и становится сильнее в военном плане и т.д., Запад напугался и окружает нас базами, и здесь иметь в своих рядах такого друга, как Белоруссия, просто необходимо. Народ поддерживает. И за то, что с помощью твоих неимоверных патриотических усилий, создана эта палата, прими мой низкий поклон – не только от меня, а от многих людей.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс