Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (985) → Методист РКШ Е. М. Нифонтова: Все, что делает ребенок, должно быть прожито и осмыслено им, понято через собственный опыт

Методист РКШ Е. М. Нифонтова: Все, что делает ребенок, должно быть прожито и осмыслено им, понято через собственный опыт

№40 (985) / 15 октября ‘18

Образование

Продолжение. Начало в №36 (981)–№39 (984)

В конце XIX века художник-передвижник Николай Петрович Богданов-Бельский написал картину «Устный счет в народной школе Рачинского». В первую очередь обращают на себя внимание лица учеников: у каждого свой характер, свое отношение к заданию. Интересна фигура учителя – это как раз и есть русский педагог, просветитель Сергей Александрович Рачинский. Но не меньшего внимания достоин пример, записанный на школьной доске, – сумму квадратов чисел 10, 11, 12, 13 и 14 предлагается разделить на 365. Ни перьев, ни тетрадей в руках детей среднего школьного возраста мы не видим. Да и название картины ясно говорит, что считают они в уме: «Устный счет».

Возможно ли такое в наши дни, и если да, какими средствами это достигается? Ответ на эти вопросы я надеюсь получить после того, как мы с вами посмотрим небольшой сюжет.

- Обучение математике в РКШ традиционно начинается с арифметики – фундамента всей математической науки. В РКШ в начальной школе используются учебники А. Пчелко и Г. Поляка, по которым советская школа успешно учила детей до образовательной реформы 1970-х годов. Особенность их – последовательность и системность изложения материала, доступность для детского восприятия, глубина и фундаментальность.

В среднюю школу РКШ вернула предметную систему обучения математике: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, элементы высшей математики – она позволяет повысить качество знаний, поскольку каждый предмет изучается целостно.

Современная реальность такова, что курс математики в школе усваивает около 20% учащихся, тригонометрии – 1%. В РКШ детей предварительно готовят к пониманию систематического курса геометрии. Для этого разработан двухгодичный курс наглядной геометрии для 5–6-х классов. Его главная цель – сформировать представление о геометрических формах и развить пространственное мышление.

Итак, Елизавета Михайловна, я не сомневаюсь, что Вы сами, без каких бы то ни было затруднений – я так думаю – этот пример решите устно. А Ваши ученики?

– Наши ученики тоже решат этот пример, но, конечно, не начальная школа, а чуть-чуть постарше – класса 5-го.

Там ребятишки такого возраста...

– Да, когда они уже знакомы с понятием степени, знают, что такое «возвести число в квадрат». Есть много различных способов сосчитать, но я думаю, что наши дети считали бы так: они бы возвели в квадрат каждое из этих чисел, потом мы все сложили бы удобным способом – нашли удобные слагаемые и выполнили сложение… Получается число 730, которое надо разделить на 365. Получается 2.

Деткам надо было удержать в уме достаточно много промежуточных вычислений, что достигается тренировкой и особыми приемами устного счета, чтобы знать, как легче и проще.

Вы не пользуетесь на уроках калькуляторами, какими-то гаджетами?

– Конечно, нет: это строго запрещено.

Нужно сразу разделить РКШ как систему образования, воспроизводимую в самых разных условиях, и РКШ как частное образовательное учреждение, действующее в Екатеринбурге. Когда я была у вас в гостях, у меня было очень много добрых, ярких впечатлений, но поразил деревянный ящик на лестничном пролете: «А вот это кубометр». И вот тогда я узнала – уже ближе к старости – как он выглядит. Оказывается, в него можно залезть, его можно потрогать. Визуализация понятий, с которыми дети имеют дело, – один из принципов работы «РКШ»?

– Да наглядность, образность, безусловно, один из методических принципов. Каждое понятие, которое встречает ребенок, он должен очень хорошо представлять, воображать в уме. И когда мы изучаем меры объема, то дети видят и кубический сантиметр, и кубический дециметр, и кубический метр, чтобы хорошо их себе представлять. Более того, когда мы изучаем таблицу мер объема – сколько в кубическом метре поместится кубических дециметров, они просто выкладывают в кубометре кубические дециметры и понимают, как это сосчитать, и смотрят, сколько там кубических сантиметров. Когда ребенок собственными руками выкладывает даже один ряд кубических сантиметров в кубометре, он уже никогда не скажет, что их там сто штук: уже есть наглядное представление, что кубометр такого размера, что такие маленькие кубические сантиметры, и что их там целый миллион. В результате образы кубометра, кубического сантиметра остаются в голове у детей, и таблица мер объемов запоминается совсем по-другому – более осознанно, со всеми наглядными, образными представлениями в уме.

Деревянный кубометр, который можно потрогать и понять, как он выглядит, счетные палочки, старые добрые советские счеты – это используется только в вашей школе или все, кто работает по системе РКШ, заводят себе такие наглядные пособия, чтобы дети могли понять суть вещей и их внешний вид?

– Я надеюсь, что все наши последователи строго следуют методическим рекомендациям. Это, безусловно, заложено в системе РКШ, в классической русской методике – все, что делает ребенок, должно быть прожито и осмыслено им, понято через собственный опыт. Даже когда мы просто учим делить в столбик, давая алгоритм деления в столбик (делаем это только в 3-м классе), он абсолютно осознан: действуя с помощью палочек, ребенок наполняет смыслом каждое действие, которое он записывает при делении чисел.

Хочу еще особо отметить, что меня поразило на уроках математики в РКШ: оказывается, краткая запись задачи, этот кошмар детей и родителей, необязательна?

– В традициях русской классической методики (которая является природосообразной, всегда идет от ребенка), когда задача простая (а это, безусловно, все задачи 1-го и 2-го класса) она не требуют никакой краткой записи. Ребенок и так легко и просто решит задачу – ему достаточно только мысленно, образно представить ее себе. О чем говорится? О яблочках, о грибах. И он моментально ее решает. Если же заставить в то время, когда он уже сообразил, у него уже горят глаза, писать краткую запись, то весь интерес моментально гаснет – мысль тормозится вместо того чтобы лететь. Краткая запись мешает в данном случае решить задачу. Конечно, есть задачи, где она необходима – это задачи, где много данных, и нужно понять, как они между собой соотносятся. Это более сложные задачи, которые встречаются в 3-м, 4-м классе, но далеко не все задачи требуют краткой записи даже в 3-м – 5-м классах. Всегда надо идти вот от какого принципа – если краткая запись помогает решить задачу, она нужна, а если мешает, то не нужна.

Елизавета Михайловна, скажите, пожалуйста, когда Вы познакомились с системой РКШ, что Вас в первую очередь зацепило, что убедило, что Вы хотите этим заниматься?

– Я взяла в руки учебники арифметики А. Пчелко и Г.Поляка, которые мне дала Татьяна Анатольевна. Я стала их смотреть, и первая моя мысль была: «Я хочу, чтобы так обучали математике моего собственного ребенка». Я увидела, что учебники выстроены идеально логично, системно, последовательно, там нет хаоса, каждый шаг продуман до мелочей.

Занимаясь, скажем так, реставрацией этих учебников, я понимала, зачем здесь нужно это задание, с какой целью оно здесь, почему эта задача находится именно в этом месте и у нее 365-й номер, а не 14-й: была понятна задумка и логика авторов, которые очень бережно по отношению к ребенку выстроили весь курс, чтобы каждый шаг ребенок понял, усвоил. Авторы очень и очень аккуратно ведут его за руку и в конце 4-го класса выводят на очень хорошую высоту – это крепкая, фундаментальная математическая подготовка, очень хороший багаж для дальнейшего обучения математике.

Я преподаю математику в средней и старшей школе и теперь досконально знаю и начальную школу РКШ, и багаж, с которым дети приходят ко мне в 5-й класс, – это как раз то, что нужно. У них очень прочные вычислительные навыки, они прекрасно решают задачи, причем абсолютно разнообразные, легко ориентируются с мерами площади, объема, прекрасно выполняют все действия с именованными числами – они приходят ко мне в 5-й класс очень хорошо подготовленными.

«Русская классическая школа» продолжается и в среднем звене. По математике мы используем учебники А.П. Киселева. В 5-м классе, кроме арифметики, у нас есть предмет «Наглядная геометрия». За основу мы взяли дореволюционную программу по геометрии даже начальной школы. Там было столько замечательных придумок, столько методических наук – было жалко, если бы все это богатство пропало, и мы создали специальный курс наглядной геометрии, где формируется пространственное мышление. Мы все пробуем: режем, лепим, переливаем, смотрим – делаем выводы.

У нас сохранена алгебра, геометрия и тригонометрия – 3 отдельных предмета. Тригонометрию мы изучаем в 9-10 классах. Когда математика изучается по предметам, это гораздо проще для ребенка: он видит взаимосвязь между всеми темами, которые изучаются – нам всегда легче ориентироваться в некотором порядке, системе, нежели в хаосе, в противоположность тому, как сейчас создаются некоторые современные учебники: они представляют собой хаотичный набор тем, зачастую вообще никак не связанных друг с другом.

Конечно, я задам Вам вопрос, что делать, если ребенок не любит математику, если он гуманитарий: есть ли такие клинические случаи, вроде моего, когда ребенок не любит математику, не понимает ее?

– В принципе, таких случаев быть не должно – когда ребенку все понятно, ему радостно учиться. Ведь мы что-то отвергаем и не хотим учить, когда нам не понятно, трудно, тяжело, когда задача непосильна. Здесь система продумана так, что ребенку по силам справиться с заданием, и то, что сам решил, сам сделал, приносит ребенку большое удовольствие и стимулирует его изучать предмет дальше. Ведь это же великая радость – «я решил сам, сам догадался!». Глаза горят.

Методика построена так, что каждый ребенок в начальной школе абсолютно точно может освоить предмет математика. У наших выпускников начальной школы на выпускном брали интервью: «Назовите самое запоминающееся в школьной жизни – то, что вам понравилось больше всего». И несколько ребят ответили: «Арифметика». Я считаю, это дорогого стоит: не поездка, не экскурсия, не что-то иное, а арифметика.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс