Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Если бы мы доверяли Богу как дети, не рассуждая, благодаря, то всякого человека и всякое обстоятельство принимали бы как должное. Но разве так мы живем, так относимся к жизни?
Ранняя Литургия
– Когда я жил и работал в Пафнутьеве Боровском монастыре, то каждое утро в 5 часов ходил с братией на молебен. Если не было никаких срочных дел, оставался на раннюю Литургию. А в Екатеринбурге мы с женой живем возле женского Ново-Тихвинского монастыря и по праздникам и воскресеньям ходим туда на службу, в один из красивейших храмов города – храм Святого Благоверного Князя Александра Невского. Иногда мы любим прийти в монастырь на раннюю Литургию – в это время в храм приходят постоянные прихожане, все друг друга знают, целуются, улыбаются, кланяются, никто не бегает и не суетится, и обстановка особая на службе – благоговейная, молитвенная. Все участвуют в службе, у многих в руках четки, служебники, чтобы не просто стоять, а молитвенно проживать наше самое главное в Церкви богослужение. Абсолютное большинство тех, кто приходят, причащаются, за редким исключением – почти все. И видеть это очень здорово.
О равнодушии
На днях был в екатеринбургском Ново-Тихвинском монастыре, неподалеку от которого я живу. Захожу в ворота, смотрю, возле недавно открытого после десятилетий запустения и реставрации храма Иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», вновь освященного в это воскресенье, стоят дети, бабушки с палочками. Порадовался – вот, думаю, милость какая для нас, верующих. Мужик какой-то стоит на дорожке, смотрит на проходящих. Я поклонился, пошел дальше, в главный храм обители – церковь Святого Благоверного Князя Александра Невского. По ступенькам мне навстречу спускалась женщина в платочке с девочкой-подростком. Женщина посмотрела мне в глаза, на мой поклон не ответила и мимо прошла. Я подошел к дверям храма, дернул за ручку, а двери-то закрыты. Оказалось, что служба не здесь, а в том новом храме, мимо которого я прошел.
На обратном пути в сердце кольнуло: почему женщина, которая минуту назад тоже эту ручку дергала, мне ничего не сказала? И мужик, который прекрасно видел, куда я иду, промолчал. Когда вернулся к новому храму, этот мужик стоял на том же месте. Я у него спросил: «Что ж ты, дорогой, не сказал, что служба здесь будет, ведь прекрасно видел, что я иду в закрытый храм?». А он на меня посмотрел так презрительно и буркнул в ответ: «А какое мне дело, куда ты вообще идешь?». И ухмыльнулся недобро.
Не то что я сильно на этих людей обиделся – я ведь не к ним пришел, а к Богу. Вообще, каждый будет отвечать за свои поступки, и Бог им судья, но, между нами, от такого отношения как-то нехорошо на сердце стало. Конечно, потом я помолился, успокоился и со службы шел с улыбкой. Такие ситуации ведь не только у меня бывают, вы тоже наверняка сталкивались с таким. Потом недоумевали и расстраивались: почему такое вообще возможно?
В нашей современной жизни, не только церковной, нет ничего хуже равнодушия. По мне, так это один из самых страшных грехов. И в наше время, к сожалению, самый распространенный. Это по-настоящему страшно, потому что равнодушие делает возможным любое, абсолютно любое, со всей ответственностью вам говорю, самое дикое, невероятное зло, потому что злу только того и нужно, чтобы никто не вмешивался.
Когда либералы стали травить Государя Николая II, Царскую Семью, абсолютное большинство в обществе молчало и ничего не делало. И мы прекрасно знаем, во что это все потом вылилось. Когда Гитлер еще в 20-е годы ХХ века проповедовал свои человеконенавистнические идеи в мюнхенских пивных, все тоже молчали. А потом получили самую страшную в истории человечества мировую войну, газовые камеры и перчатки из человеческой кожи. Начало всему этому лежит в человеческом равнодушии.
Как-то отца Иоанна (Крестьянкина) спросили, какой самый страшный грех в современной жизни. И отец Иоанн ответил: равнодушие. Если этот грех живет в сердце человека, то делаются бессмысленными все походы в церковь, молитвы, исповеди, причастия: если тебе на ближнего своего наплевать, если ты живешь по принципу «моя хата с краю – делайте что хотите, только меня не трогайте», то вера твоя тщетна. Это вообще не вера, а страшная ужасная подделка, пародия на веру.
Больше скажу: такое отношение к людям и миру – это откровенный вызов Богу, Который по Своей любви отдал за всех людей на Кресте Свою пречистую жизнь. В Откровении апостола Иоанна Богослова Господь говорит: «Но как ты не холоден и не горяч, изблюю тебя из уст Моих». Заметьте: не выведу вон, не отвергну, а изблюю – это крайняя степень отторжения и отрицания, избавление от чего-то ядовитого и страшного. Если сказать проще, то человек настолько человек, насколько он живет не для себя.
Женщина с тяжелой сумкой
У выхода из трамвая стояла немолодая женщина с большой и явно тяжелой сумкой. А на остановке, когда она уже было собралась выходить, неожиданно какой-то мужчина, ни слова не говоря, аккуратно взял ее сумку, а потом уж женщине подал руку, помогая выйти. Оказавшись на земле, она поблагодарила, а потом неожиданно расплакалась. «Спасибо вам, – сказала женщина, извиняясь, – отвыкла уже от такого обращения».
Я тоже ехал в этом трамвае, но о том, чтобы помочь женщине с тяжелой сумкой, даже не подумал. Вроде бы стараюсь место всегда пожилым и женщинам уступать, вроде людям в помощи не отказываю, а потом, бывает, забегаешься, замотаешься и становишься как слепой и глухой: ничего вокруг не видишь и не замечаешь. На самом деле это страшно, когда ты спокойно смотришь на протянутую руку или на такую женщину с тяжелой сумкой – и даже маленькая мысль не проскользнет, что надо подойти и помочь. И в этот момент открывается твое настоящее духовное состояние: не слезы на Исповеди, не умиление на службе, не разговоры с друзьями за чаем о духовности, а вот это спокойное, безучастное и противное Богу равнодушие и есть твое настоящее состояние.
Помните, в детстве нам читали сказку Ганса Христиана Андерсена про Снежную Королеву, мальчика Кая и девочку Герду? Сказка именно об этом. Мальчику попал в глаз осколок зеркала Снежной Королевы, и он перестал замечать доброе и стал злым, холодным и безучастным ко всему. И если бы осколок добрался до его сердца, из веселого и доброго мальчика он превратился бы в мертвую ледяную глыбу, стал бы законченным эгоистом. От страшной смерти его спасла любовь девочки, преодолевшая все преграды, препятствия и невзгоды, потому что любовь побеждает все.
«Любовь побеждает смерть» было написано на стенах древних христианских катакомб. И только эта святая любовь может помочь нам остаться людьми в циничном, злом и самодовольном мире. Ее нельзя получить просто так, по щелчку пальцев: самолюбие настолько вросло в наше сердце, что стало нашей второй натурой, нашим вторым «я», из-за которого нас, бывших добрыми в детстве, когда мы искренне плакали над каждой чужой бедой и были готовы отдать последнее, ближним уже не видно (да и нам самим). А искренняя, нелицемерная, сострадательная любовь изо дня в день собирается в сердце кропотливыми, постоянными малыми добрыми делами, которые исцелят нас от осколка в глазу и откроют мир, полный наших родных и близких во Христе людей.
Такие дела.
Записала:
Елена Чурина
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-rannyaya-liturgiya;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-o-ravnodushii;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/pravoslavnyy-na-vsyu-golovu-zhenschina-s-tyazheloy-sumkoy
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.