Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (984) → Священник Иоанн Марченко: Почитание святых не должно заслонять богопочитания

Священник Иоанн Марченко: Почитание святых не должно заслонять богопочитания

№39 (984) / 9 октября ‘18

Беседы с батюшкой

Тема сегодняшней передачи очень важная и интересная – почитание святых в нашей жизни. Когда мы говорим о почитании святых и о том, насколько это важно, мы сталкиваемся с проблемой замены почитанием святых почитания Господа Иисуса Христа. Есть такая проблема?

– Да, существует такая проблема в наше время среди верующих людей, часто посещающих храм. Среди тех, кто крещен, но еще не совсем воцерковлен, эта проблема, возможно, проявляется в большей степени, но она существует.

У нас всегда есть те святые, которых мы все время вспоминаем. Может быть, на меня разозлятся наши слушатели, но тем не менее... Когда мы садимся в автомобиль, то часто встречаем такую планшеточку, на которой три иконы: Спаситель, Богоматерь и святитель Николай Чудотворец. Более того, когда люди задают вопрос, что такое Троица, они отвечают, что такое Троица. В нашей традиции люди очень почитают святых. И что нам нужно сделать здесь, чтобы мы понимали, в чем разница между почитанием святых и верой?

– Существует четкое разграничение: есть богопочитание и почитание именно конкретно святых, святых икон. Всего, что относится к святости в Церкви, то, что Церковь установила своими канонами, догматами чтить как святого или какой-то святой предмет. Нужно, чтобы каждый человек для себя провел четкие границы и понял, что в почитании святых мы прежде всего почитаем образ нашего Господа Иисуса Христа. Почитаем тот евангельский идеал, который они могли воплотить в своей жизни, тот идеал, о котором говорил Господь наш Иисус Христос. И, конечно, почитание святых не должно заслонять богопочитания, когда человек может не причащаться, не читать Священного Писания, не соблюдать посты, но, узнав о том, что в его город прибывают те или иные мощи, часами стоять, чтобы приложиться к святым мощам.

Возможно, это будет на пользу человеку – и в этот момент Господь затронет его сердце и обратит к Себе даже через это маленькое почитание. Но почитание святых также является очень важным аспектом духовной жизни. Почитание святых должно основываться на сознательном действии человека, то есть человек должен изучить житие того или иного святого. Не просто чтить абстрактную личность, которую он вообще не знает (и ничего не знает о его жизни: «чтят другие, буду чтить и я», «все едут к этим мощам, поеду туда и я»). Человек должен потрудиться, помолиться этому святому, чтобы тот открыл ему те или иные стороны своей духовной жизни, чтобы человек, читая житие, постарался в своей жизни что-то уподобить житию того святого, к которому он стремится. В этом и есть истинное почитание – в уподоблении святым. Потому что каждый из нас призван к святости. Апостол Павел называет всех христиан святыми, мы не должны никогда забывать об этом. Святые были такими же людьми, как и мы, как каждый из нас: они хотели спать, есть, чувствовали боль, усталость, но силой Божией смогли преодолеть грех, тягость этого мира.

Вопрос телезрителя: «Что такое святость?».

– Я уже отчасти ответил на этот вопрос, когда объяснял, что такое почитание святых. Святость – это воплощение в своей жизни евангельских идеалов. В разной степени, как доверено человеку по силам его. Кто-то был подвижником аскетической жизни, кто-то творил добрые дела среди людей, кто-то проповедовал Евангелие по всему миру, кто-то творил чудеса перед людьми, кто-то умер мученически за Христа и тем прославил Его. Святость – это как раз отражение Божественного начала в нашем бытии, потому что каждый из нас создан по образу и подобию Божию. Но в каждом из нас существует также и удобопреклонность к греху. И вот святость – это когда забота о своей душе, о спасении своей души становится выше, чем забота о своем теле, когда человек умеет доверять Богу, слышать призыв Божий, то, к чему его Бог призвал, через тех же подвижников Церкви, через Священное Писание. У нас два главных авторитета в Церкви – Священное Писание и Священное Предание, то есть учение святых отцов. Пользуясь всем этим, что оставил нам Бог через Духа Святого, каждый из нас в своей личной жизни может обрести святость в той или иной мере.

Меня всегда волновал вопрос: когда мы почитаем святого, то в нашей молитве мы всегда пытаемся в самом бытовом смысле донести до святого свои проблемы. А так ли это должно быть? Мы плотские люди и на святого возлагаем свои бытовые проблемы. Или это не очень правильно, и мы должны думать о каких-то очень высоких духовных проблемах?

– Нет, мы все живем в этом мире, и у всех нас существуют и маленькие, и большие проблемы. Но мы никогда не должны возлагать их на святых. Мы должны просить святых помочь, встать рядом, так как мы исповедуем, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Тем более, те люди, которые достигли высоты в стяжании Святого Духа, могут просить у Господа за нас, грешных. Потому что мы, бывает, по своему греховному состоянию даже в молитве пребывать нормально не можем: стоим и думаем о чем-то земном, не умеем благодарить Бога за то, что у нас есть. И из-за этого мы просим помочь святых. Но каждый из нас не должен забывать, что необходимо самому очень хорошо потрудиться, чтобы помог Господь и помог тот или иной святой. Я всегда делаю большой акцент, что если вы просите какого-то святого в чем-то вам помочь, то постарайтесь ему хоть в чем-то уподобиться: в доброте, в чистоте, которую он имел... В этом и будет ваше истинное почитание. И он откликнется на вашу молитву.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангелии сказано, юноша подошел к Христу и сказал Ему: “Учитель благий!”. Христос ему ответил: “Зачем ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог”. Почему же мы людей называем благими – святых или преподобных? Получается, что мы умнее Христа?».

– Когда мы святых называем благими, святыми, восхваляем их духовные подвиги, мы, в первую очередь, чтим именно Бога. Мы должны научиться различать языческую тягость нашего прошлого, прошлых корней, когда мы начинаем обожествлять предметы, обожествлять тех или иных людей. Мы не видим, что за этими людьми стоит Бог, что Бог через них благовествует нам. Потому что Бог и дьявол – это суть духи, и в нашем мире они могут проявляться только в нашем общении друг с другом. Всегда поле битвы – сердца людей. И в нашем общении мы проявляем ту или иную приверженность господину (какому-либо из двух). Почитая святых, мы почитаем именно первообраз Господа нашего Иисуса Христа, почитаем того идеального человека, который был создан в раю, в котором не было греха. Таким образом, среди святых мы стараемся увидеть то, к чему Господь и нас призвал. Почитая святых, мы должны следовать пути, которым следовали эти святые, и призыву Господа, который они слышали.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Батюшка Иоанн, какие святые Вам ближе по духу и чем?».

– Наверное, много святых. Я стараюсь все-таки, в первую очередь, придерживаться богопочитания. Для меня каждый святой великий, потому что святой, который получил даже один талант и не пошел и не закопал его, уже добрый раб, и перед лицом Господа они являются равными, потому что в любви нет разделения. Господь не разделяет. Это мы, бывает, разделяем людей по святости: этот больше святой, этот – меньше, хотя перед Престолом Божиим они одинаково предстоят. Царствие Небесное не делится на сектора, как трибуны на футбольном поле: один сектор, другой, здесь дороже, а здесь дешевле. У Господа нет такого разделения.

Я стараюсь больше следовать тем святым, которые проявляются в моей жизни: это Спиридон Тримифунтский, Иоанн Кронштадтский, Николай Чудотворец, Иоанн Царскосельский (я живу в Царском Селе и служил здесь довольно продолжительное время). Также для меня как для богослова, студента, который обучался в семинарии, очень важны святые, утверждавшие догматы нашей Церкви: Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец, Афанасий Великий. Для меня очень важны те святые, которые писали молитвы для нашей Церкви, святые, утверждавшие святость в нашей стране: князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, мощи которого почивают в нашем городе. Я не могу сказать конкретно, что вот этого святого я почитаю в большей степени, чем другого. Для меня каждый святой достоин похвалы.

У нас часто бывает так: мы думаем, что, например, от греха алкоголизма нужно молиться пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и мученику Вонифатию. Не дай Бог, если кому-то другому. То есть Господу Иисусу Христу молиться нельзя. Я специально так остро поставил вопрос. У нас есть проблема, когда мы начинаем суеверно обращаться к святым, потому что знаем, что он отвечает за это, за это или за это. Насколько это вообще позволительно?

– Тот или иной святой прожил свою жизнь, прославился своими делами и определенным пройденным этапом к святости, какими-то трудами. Святой имел личный опыт. Как и мы, был человеком, и это сознательное «я» продолжает пребывать в его святости, предстоя перед Господом, в его душе, что находится перед Господом. И опыт пройденной жизни остается при святом. Конечно, у нас в Православной Церкви существует давняя традиция просить того или иного святого о конкретной помощи. Но я, например, людям, приходящим с той или иной проблемой (кому молиться, когда зуб болит, нога болит, рука болит, еще что-то), всегда говорю: вы начните сначала молиться Господу, и Он вам откроет, какому святому молиться. Начните не просто молиться тому или иному святому, а потрудитесь: почитайте, какой святой как жил, что он делал, почему люди почитают его как покровителя скота, например, или как покровителя земледельцев. В этом труде нам откроется истина – и каждый поймет, какому святому молиться. Но чтить через святого мы должны Бога.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Очень люблю слушать профессора Осипова А.И. Как-то речь шла о посещении монастырей, которые находятся от места жительства очень далеко. Он говорил: вот, мол, вы едете за много километров, готовы простоять десять часов в очереди, а лучше бы посещали храм у себя дома как можно чаще. У меня возник такой вопрос: что делать, если нет возможности посещать монастыри, святые места? Может быть, достаточно посетить их раз в жизни? Или это надо делать действительно как можно чаще?».

– Каждый из нас должен понять, что не нужно искать благодатного места на земле, что лучше или хуже – это зачастую вопрос личного характера. В такой сфере каждый человек решает сам для себя. Если нет возможности ездить, значит, Бог дал вам на своем месте воплотить возможность святости. Кому-то Бог дал возможность ездить. И для кого-то ездить по святым местам является ступенью на пути спасения, но это никогда не является спасением. Можно объездить хоть все святые места мира, а в душе может вообще ничего не произойти, не измениться, тогда в этом нет никакого смысла.

Когда человек едет в то или иное святое место, он должен для себя задаваться вопросом: зачем я это делаю? с какой целью я это делаю? чем это будет полезно для моей души и будет ли полезно вообще? Возможно, в этой поездке откроются определенные грехи человека, когда он увидит, что, например, не может находиться рядом с посторонними людьми, не может есть за одним столом с теми или иными людьми. Поездки бывают абсолютно разные, но если у вас нет возможности ездить, то постарайтесь на своем месте увидеть то, к чему вас призвал Господь.

Мы из жизни святых можем увидеть, что многие святые никуда не ездили. Они не ездили в Иерусалим, где ходил Господь, они совершали свое святое дело в своей жизни, которую Господь им даровал, в своих трудах, которые Господь им послал, в своих испытаниях, в семейной жизни или в месте служения. Главное – научиться доверять Богу и видеть, что если ты не посетил тот или иной храм или монастырь, то это не значит, что ты стал хуже, что не радеешь о спасении.

Конечно, если у человека есть возможность, то хорошо бы поехать, может быть, открыть для себя что-то новое. Потому что даже с точки зрения обычной человеческой жизни смена обстановки тоже полезна для человека. Тем более, смена духовной обстановки.Возможно, человека затронет природная красота того или иного места, затронет красота монументальных строений, храмов в тех или иных местах или монастырей, сила духовного пребывания святых, которые были в этих местах. Человек увидит, что люди в святых местах также стремятся всей своей жизнью воплотить и свою святость.

Если Вы говорите о воплощении святости, мы можем вспомнить святых отцов, говоривших о том, как важно трудиться на строительстве храмов. Я не могу избежать этой темы, потому что я был в храме, который сейчас практически строится заново в Кронштадте, и увидел тех, кто там трудится. Я подумал: надо же, совсем разные люди, не только воцерковленные, а разные люди трудятся на воссоздании храма! И неужели этот труд людей (скажем так – слабоверующих или неверующих), которые там трудятся, будет не учтен Господом?

– Богу виднее, что будет учтено, что не будет учтено. Но каждый благой труд непременно окажет влияние на наше состояние души. В первую очередь, труд поменяет нас. Воссоздание храмов тоже может совершаться абсолютно по-разному. Бывает, человек богатый или очень богатый считает, что если он жертвует определенную часть на строительство храма, то в этом его спасение, он в этом убежден. Это тоже духовная смерть. Люди делают добрые дела без оглядки назад, как говорится в Писании: «Взявшийся за плуг и смотрящий назад неблагонадежен для Царствия Небесного».

Я наблюдаю, как люди приходят создавать заново храм, потому что в этом месте храма не было, это был военный городок № 49 в Кронштадте. Военные оттуда недавно ушли, и буквально за два года очень многое там сильно изменилось: здания были превращены в руины местными жителями, возможно, приезжими. Не хочется никого осуждать, но факт налицо. Потому что, когда я пришел на территорию (это был вечер), я ощутил себя с фонариком, как в фильме «Сталкер». На заборе надпись: «Запретная зона». Все здания выглядят так, как будто из них убегали в панике люди во время какой-то войны, все выносили оттуда. Кто-то там жил какое-то время, осталось много следов пребывания военных: разбросанные противогазы, разбитые военные ящики. А здания были изувечены мародерами до неузнаваемости: стоят одни колонны из кирпичей (на территории много зданий), а ни крыши, ни стен, ни окон нет, пол сняли.

Когда я вошел в то здание, куда меня назначили настоятелем, оно было закидано кирпичами. И очень много разного мусора было внутри. Когда я увидел, в каком запустении все пребывает, то немножечко поскорбел, но понимал, что на это у меня нет времени. И начал делать. Один. Я приходил по возможности и сам выкидывал кирпичи из окна. Так я очистил полздания. Ко мне подключился еще один человек. Мы очистили основное помещение от строительного мусора, но все равно все оставалось грязным. Начали подключаться другие люди, большинство из которых не живут в Кронштадте, но кто-то знает меня. А кто-то даже в церковь никогда не ходил, но говорит: «Батюшка, я вижу Вас и просто не могу пройти мимо, я должен остаться поработать». Одна девушка Евгения однажды убежала на автобус, потом прибегает и говорит: «Нет, я не могу уехать, я должна остаться. У меня сегодня выходной, я чувствую, что должна потрудиться». Школьники приходят, помогают убирать территорию. Они приходят не то что создавать храм, но даже в своем благом труде – в уборке, обустройстве территории – совершают благое дело, и каждому воздастся, Господь затронет сердце каждого человека.

Я вижу, какие абсолютно разные люди приходят, от мала до велика, у каждого свои проблемы, но каждый жертвует временем. Я среди них являюсь, наверное, последним слугой, потому что я не себе храм строю, это они строят храм, в котором, Бог сподобит, я буду предстоять за этих людей. Они будут вместе со мной предстоять за престолом и молиться каждый о своем. Поколения будущих людей волей-неволей будут чтить в молитвах строителей этого храма, и каждому человеку будет продолжать воздаваться: его имя будет звучать на протяжении всего времени, пока будет существовать этот храм, на протяжении всего времени, пока будет существовать наша Церковь, которую врата ада не одолеют, она будет существовать вечно.

Вопрос телезрительницы из Самары: «У меня очень много икон святых, которых я лично почитаю. Я слышала недавно, что, оказывается, иконы просто так не стоят на иконостасе, нужно петь тропари святым. Я привыкла тропари петь или читать, включая их в свое утреннее келейное правило. Но иногда просто физически не хватает времени, потому что икон очень много, каждого святого хочется почтить. И боишься обидеть тем, что не пропел тропарь тому или иному святому. Что Вы скажете по этому поводу? Могу ли я изредка пропускать чтение или пение тропарей? Или все-таки обязательно в свое утреннее келейное правило я должна это включить?».

– Мы должны понять, что святые не обижаются никогда, они могут нам только сострадать в том или ином состоянии нашей души. Каждый сам на себя возлагает определенное молитвенное правило и должен стремиться к исполнению этого правила, раз он сам на себя его возложил. Но есть и простые слова: «Все святые, молите Бога о нас». Если вы не можете прочитать тропари всем святым, потому что нет времени, то скажите замечательные слова этой молитвы, попросите милости. Или читайте по очереди тропари тем или иным святым. Но мы не должны делать из этого какое-то правило нашей духовной жизни, мы должны стремиться к большему, в первую очередь, к Господу нашему Иисусу Христу. Потому что зачастую человек в своих правилах, в своих законах, которые он на себя возлагает, перестает видеть истину.

Ко мне приходит множество людей. Историй множество: люди рассказывают свои проблемы, и среди множества этих историй ты видишь истину. Приходят к бабушке, а бабушка не может посидеть с внуком, потому что ей нужно молиться, и зачастую отвечает со злобой: «Не приставайте ко мне». Разве в этом есть евангельская истина, к чему нас призвал Господь? Мы должны видеть, чувствовать свое состояние души, стараться исполнять те правила, которые на себя возлагаем, но не делать из этого главного правила. Главное правило у нас – это следование Господу нашему Иисусу Христу, и не просто в предстоянии перед святыми в тропарях, кондаках, а, в первую очередь, в образе своей жизни перед лицом Бога и окружающих людей, близких.

Многие приходящие ко мне бывают неверующими, и они говорят: «Посмотрите на него, он верующий, он постоянно молится, а поступает совсем по-другому, строит внешнее благочестие». И как раз это нас уподобляет тем самым окрашенным гробам, о которых говорит Господь: снаружи красивые, а внутри полные мерзости и нечистот. Поэтому старайтесь молиться по тому правилу, которое вы возложили на себя, но не ставьте это во главу угла своей духовной жизни, старайтесь воплощать евангельский свет прежде всего в своих делах.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс