Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (977) → Матушка Маргарита Новоселова: Мы идем по жизни, может быть, и со скорбями, но и с Богом – и тяжело, и легко

Матушка Маргарита Новоселова: Мы идем по жизни, может быть, и со скорбями, но и с Богом – и тяжело, и легко

№32 (977) / 21 августа ‘18

Вторая половина

Радость, чувство единения в разных ситуациях и Небесной благодарности за все – эту палитру сочных жизненных красок человеку дарит семья, микрокосмос, где каждая отдельная планета хоть и движется по своей орбите, но этим движением и поддерживает, и усиливает энергию всего рода.

Сегодня мы начинаем знакомство с семьей уникальной: в ее составе больше 100 человек, и она постоянно прирастает. Но уникальность ее в другом. В чем именно? Об этом мы и расскажем. Мы отправляемся в город Шадринск Курганской митрополии.

Спасо-Преображенский собор – первый каменный в Шадринске. Его история начинается в конце XVIII в., он поражал своей красотой и величием, вызывал сострадание в безбожные времена, когда варварская рука новой власти пыталась его разрушить. Не получилось: над этим собором словно была невидимая защита. Эта защита обрела зримый образ уже при новой жизни старинного собора, после возобновления богослужений в его стенах: в один из дней, когда в храме наводили чистоту, решили снять и очистить от уличной пыли стекло, защищавшее надвратную икону Спаса Нерукотворного. Процедура совершенно обыденная, проводили ее много раз, но именно в этот день произошло событие, которое иначе как чудом назвать нельзя: на стекле люди увидели отобразившийся Лик Спасителя – нерукотворный отпечаток выглядел как негатив главного образа, причем был очень четким. Испуг сменился удивлением, удивление – великой радостью встречи со святыней, явленной Господом именно этому храму.

Протоиерей Алексий: – По благословению Владыки Владимира так и остается – как нерукотворный (в прямом смысле этого слова) образ Христа, именно как образ, как икона для поклонения в храме, для почитания.

Матушка Маргарита: – Мы идем по жизни, может быть, и со скорбями, но и с Богом – и тяжело, и легко.

Без скорбей в жизни не бывает, но когда рядом мощная поддержка родных людей, которых укрепляет в служении Господь, все переживается и легко, и радостно. Все во славу Божию! Отец Алексий и матушка Маргарита – представители самой, пожалуй, большой в России священнической семьи. Ее фундамент заложили родители мужа – отец Николай и матушка Ольга Новоселовы. Зауральцы любили их за крепкий православный дух, за силу веры и честное служение Богу и людям.

Матушка Маргарита: – Отец Николай был единственным митрофорным протоиреем в Курганской епархии. Все его любили, все к нему шли. Ну как можно было не гордиться? Матушка Ольга (она тогда не была еще инокиней Софронией) очень сильно молилась за всех. Такая молитвенница! Она ведь и понедельничала, мясо вообще не ела. Такие обеты на ней были! Она все исполняла, в этом плане – железный человек, железной рукою просто всех вымаливала. Они были духовным примером для нас.

Отец Николай и матушка Ольга воспитали для Православной Церкви пятерых детей. Четыре дочери – Любовь, Наталья, Вера, Мария – вырастали и выходили замуж за священников. Сын Алексей в свое время тоже выбрал путь священства и поступил в Московскую духовную академию. Туда же приехала учиться в регентскую школу ставропольская красавица Маргарита.

Матушка Маргарита: – У меня – семья музыкантов, мама – дирижер-хоровик, а отец – альтист, струнник, они совершенно не имели отношения к Церкви. Как все, стали креститься уже в конце 80-х годов, когда вся страна пошла – Крещение Руси было, настоящее Крещение Руси. У нас в Ставрополе толпы людей шли в церковь, я даже не знаю, по скольку человек. Такой период был, когда все-все пошли в храм.

Народ буквально хлынул в святые храмы. В этом потоке оказалась и Маргарита.

Матушка Маргарита: – Когда я попала первый раз в храм, наверное, это уже была воля Божия. Не знаю, почему я именно так прикипела к этому, я не могла жить без этого. Я ездила на все службы, садилась на троллейбус, сама. Ни мама, ни папа так и не стали ходить в храм – покрестились, и все. А вот я без этого не могла.

Она любила приходить в храм по вечерам, могла подолгу стоять за храмовой колонной и внимать благоговейной тишине. Разумеется, службы не пропускала. Девушку заметили, пригласили помочь на клиросе. Это было ее мечтой, ведь Маргарита по образованию дирижер-хоровик, а тут не просто хор, а хор, поющий Богу.

Матушка Маргарита: – Когда входишь в церковный причт, который служит Богу каким-то своим даром, талантом, это действительно совсем другое состояние. Искушений больше, конечно, но ведь и радости, мне кажется, больше, когда ты поешь Богу, состояние совсем другое.

Радость от того, что каждый день проходит в молитве, усилилась во время учебы и жизни в Троице-Сергиевой лавре. Там Маргарита попала в свою среду: рядом – верующие друзья и подруги, поющие, славящие жизнь и Господа. Эта среда стала их защитой в дни августовского путча 1991 года.

Матушка Маргарита: – До нас дошли слухи, что в Москве что-то происходит. Мы не могли понять, что именно, и смотрели на огромные, тяжеленные ворота лавры, обитые железом. Думали: слава Богу, так случилось, что мы здесь.Если что, то мы здесь хотя бы закроемся. Такая мысль была, что лавра нас сбережет. Потом, буквально через неделю, мы приехали в Москву и увидели огромные котлованы, вырытые прямо посреди перекрестков. Было очень страшно.

Свято-Троицкая лавра познакомила и соединила на всю жизнь отца Алексия и матушку Маргариту (его рукоположили уже после окончания 2-го курса, в то время это было возможным).

Матушка Маргарита: – Тогда священников мало было, их не хватало. Предлагали и в Москве остаться, и в Московской области. Столько было разрушенных храмов, которые нужно было восстанавливать… Но мы не остались.

Они поехали на родину мужа, в Зауралье. Поехали с радостью – время было трудное, а там их ждала большая и дружная семья; 3 старшие сестры отца Алексия уже были замужем за священниками, Маргарита вошла в семью 5-й матушкой, женой единственного сына и брата.

Протоиерей Алексий: – Войти в небольшую семью – это одно, когда просто прийти познакомиться с мамой и папой супруга. А другое дело – прийти в большую семью: тут ведь каждый со своим взглядом, своим характером, с каким-то отношением друг к другу – конечно, это сложнее.

Матушка Маргарита: – Ой! Учили, наперебой учили, ведь у всех уже были дети. Как не учить-то? Конечно, учили. И потом, у нас была такая мода или особенность, что все обязательно съезжались к родителям, все с ребятишками, общались, разговаривали, всю ночь не спали.

Ее учили, и она училась. У старшей сестры – матушки Любови, матери 9 детей – училась стойкости, умению справляться с бытовыми трудностями без роптания и жалости к себе. У матушки Натальи, матери 15-ти детей – училась строить семейные отношения и воспитывать детей в любви к Богу. Опыт следующих сестер, многодетных матушек Веры и Марии, тоже был в помощь.

Матушка Маргарита: – Да, пожаловаться хотелось, но смотрела на них, как они живут… Потому что им-то было труднее, чем мне, у меня-то был один ребеночек, потом два. А у них сколько этого всего было, сколько скорбей было!

4 сына отца Алексия и матушки Маргариты в ближайшем будущем собираются пойти по стопам деда, отца, всех дядей и всех в семье братьев – стать священниками. А пока оба младших – алтарники, оба старших – иподиаконы у главы Шадринской епархии Владыки Владимира.

Матушка Маргарита: – Они знают эту жизнь, она им нравится. Они как стали по благословению Владыки ездить иподиаконствовать, тоже изменились очень сильно, потому что это служба с Владыкой, это общество. Во-первых, они сразу запели у меня. Представляете? 4 мальчика запели. Им стало интересно, они стали интересоваться церковным пением, стали все время слушать духовную музыку, учить песнопения, то есть у меня дом наполнился сразу мужским хором.

В их доме всегда творится молитва – и за пределами дома: пением, словами или в глубине души молятся они, и молится за них огромное число людей, прихожан. Как правило, матушка Маргарита узнает об этом случайно: кто-то проговорится, что там свечку поставили, там молебен заказали.

Матушка Маргарита: – Церковь стоит в парке. Общественное место, все ходят. Вот люди идут мимо, а священник с молотком на крыше что-то бьет. Вот люди идут мимо, бетономешалка крутится, стоят дети, закидывают песок, цемент, щебень (они у меня умеют раствор делать), все в рабочей одежде. Вот опять идут, он опять что-нибудь колотит. Ну какое может быть отношение к священнику? Видно же, что вся семья работает, трудится на благо храма, на благо Церкви.

Потому и живет их семья под молитвенным покровом благодарных людей, который спасает в самые трудные моменты, помогает многое осознать и даже скорби принять как милость Божию.

Матушка Маргарита: – Так случилось, что 2 месяца назад батюшка сломал себе ребра. Это было, конечно, ужасно, 2 дня он даже дышать не мог. Скорбь? Конечно, это скорбь: у человека страшно болит, он лежит, ему и туда надо, и туда надо. Потом проходит время (месяц он лежал), и ты понимаешь, что ему это, оказывается, было дано Богом специально, чтобы он просто отдохнул, ведь иначе его не уложишь в кровать.

Впрочем, матушка Маргарита в принципе не ропщет: говорит, что ее полнокровная, счастливая жизнь началась, когда она вышла замуж. Да, отец Алексий прежде всего повенчан с Церковью, но ведь все остальное время – с ней.

Матушка Маргарита: – У меня всегда рядом батюшка. Если я что-то не знаю, он мне скажет, объяснит… Если даже с моей какой-то человеческой, женской логики я считаю, что он не прав, я учитываю, что он священник и все равно проводник воли Божией, значит, всегда прав. Это не только я говорю, а и все матушки, с которыми общаешься, подтверждают. Например, я приняла решение туда-то поехать, а он говорит: «Нет, ты туда не поедешь». А потом оказывается, что он был прав. Вот такие мелочи житейские, но когда тебе священник говорит, как ты можешь с ним спорить? Ты же понимаешь, кто он.

Он научил ее жить с благодарностью за то, что дает Господь, с желанием помогать людям, с пониманием ответственности, которую несет священническая семья.

Матушка Маргарита: – Раньше я этого не понимала. Только когда мы с ним поженились, меня это немножко как-то… не пугало, не настораживало, но и сказать, что я была довольна, не могу. Думала: вот сейчас он всем все раздаст, а как же мы, мы же твоя семья? А потом я поняла: действительно, ты должен быть счастлив не тогда, когда тебе что-то перепало в жизни и у тебя что-то прибавилось, а когда ты поделился с людьми, с человеком, ему хорошо, и ты от этого тоже получаешь радость.

Так живут не только отец Алексий и матушка Маргарита. Их союз – лишь одна из планет микрокосмоса с именем «семья», для которой воля Божия – основное направление жизни. Несколько лет назад этой уникальной семье предложили принять участие в одном из всероссийских конкурсов.

Матушка Маргарита: – Наша фотография победила на конкурсе, который назывался то ли «Самая большая семья России», то ли еще как-то… Какой же это был год? Я сейчас не помню, но тогда нас еще очень мало было, гораздо меньше, чем сейчас (может быть, раза в два). Сейчас нас, наверное, даже объектив уже не возьмет. Это уже невозможно, просто сейчас нас чересчур много, очень.

К слову, из коренных зауральцев в этой огромной семье – только сами носители фамилии Новоселовы. Пополняли ее представители Молдовы, Украины, Кубани, Ставропольского края, Севера России. Дочери привезли сюда мужей, сын – жену. И это тоже промыслительно. Земля за Уралом, бывшая местом ссылок, местом разбоя и красного террора, местом, где отдавали жизнь за Христа новомученики, стала нуждаться в горячей покаянной молитве. И помогает ее творить священнический род, которому она дала жизнь и который продолжает здесь расти и крепнуть.

Старейшина семьи, отец Николай Новоселов прожил долгую и славную жизнь. После его ухода матушка Ольга приняла иноческий постриг с именем Софрония. Ее молитва продолжает хранить в семьях детей мир и любовь.

Матушка Маргарита: – Я считаю, что любовь – это то, о чем не нужно говорить: если человек любит, это и так понятно, а когда об этом сильно и часто говорят, мне, например, даже не нравится. Я считаю, что настоящая любовь молчаливая.

– Вы благодарны ей за что?

Протоиерей Алексий:– За терпение. Наверное, слезы благодарности за то, что столько лет она рядом, и как бы трудно ни было, она все равно рядом.

Не так давно на стекле надвратного образа Спасо-Преображенского храма вновь обнаружили нерукотворный отпечаток Лика Спасителя – получается, произошло не удвоение, а уже утроение иконы. Такое явление – еще большая редкость, но у батюшки и матушки по этому поводу никакой гордыни, только благодарность и радость – Господь рядом!

Записала:
Людмила Ульянова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс