Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (977) → Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: О церковных таинствах

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: О церковных таинствах

№32 (977) / 21 августа ‘18

Архипастырь

Владыка, мы пригласили Вас в студию, чтобы начать цикл передач о православных таинствах, подробно поговорить о каждом из них. Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь, сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять все, что Я заповедал вам». Этим Он ясно указал, что, кроме Крещения, существуют установленные Им и другие таинства. Что это за священнодейство – таинство?

– Таинства – это священнодействия, что сопровождают человека всю жизнь. Под видимыми священнодействиями преподается невидимая благодать Святого Духа, «немощная врачующая, оскудевающего восполняющая» – исцеляющая человека, освещающая его душу и тело. Их мы называем таинствами, то есть тайными действиями: благодать мы не видим, а то, что делает священнослужитель, видим. Вхождение в Церковь открывает таинство Крещения – все христианское сообщество начиналось именно с этого таинства, но пример берется из Евангелия, из действий Самого Христа.

Мы знаем, что крещением иудеев занимался Иоанн Креститель. И хотя они были уже обрезаны (это семя Авраамово, все они имели веру), но крещение здесь у них было как обновление духовной жизни. Они приходили к Иоанну Крестителю, и он не только крестил их в Иордане, но говорил, что я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым, каждому он говорил наставление. К нему приходили люди разного положения в обществе, и он обязательно давал им кратенькое поучение, как жить, чтобы быть угодным Богу. Например, воинам он говорил: «…никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем». И когда его спрашивали, почему он крестит, то он говорил: «Это для того, чтобы приготовить путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» – нужно было прийти Иоанну Крестителю подготовить народ к Пришествию Христа Спасителя.

Христос Спаситель пришел креститься в Иордане, хотя Он не имел в том нужды, но считается, что этим Он установил таинство Крещения. Он вошел в воды Иордана, освятил тем самым воды, и на Него видимым образом в виде голубя сошел Дух Святой. И был голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», и Иоанн Креститель удостоверил, что в мир пришел Мессия – тот Мессия, Который был возвещен пророками, Который будет спасать весь мир от греха, проклятия и смерти. Сам о себе человек не может сказать: вот я такой-то и такой-то, а Иоанн Предтеча сказал: «Мне было открыто Духом Святым, что Тот, на Кого сойдет благодать Святого Духа, и есть Агнец Божий, Который возьмет на себя грехи всего мира, совершит искупительный подвиг для всего человечества».

И это действительно случилось, мы читаем это на страницах Евангелия. Есть вот такая величественная картина художника Иванова «Явление Христа народу», где Христос идет креститься в Иордане от Иоанна. И сейчас, когда приезжают наши паломники в Израиль, на Святую Землю, они обязательно посещают реку Иордан (это обязательная паломническая программа) и омываются в ее водах троекратно (там есть специально оборудованное место, а есть места у Иорданской границы не оборудованные; там вода немножко мутноватая, но наши паломники с удовольствием окунаются в эти воды, специально готовят рубашечки, которые потом хранят для кончины, чтобы их облачили в эти рубашки, освященные в Иордане, как для смертного ложа готовят).

Сколько всего таинств установлено Православной Церковью?

– Таинств установлено 7, все они имеют разное значение в жизни человека. Естественно, что в каждом таинстве человек получает благодать Святого Духа.

В таинстве Крещения мы омываем все свои грехи, которые были у нас до принятия христианства, мы обещаемся Богу, отрицаемся сатаны, принимаем на себя обеты христианства (дальнейшее, допустим, принятие монашества – это повторение наших обетов в Крещении, обещание Христу жить, исполняя его заповеди); в этом таинстве как бы омывается грех, исходит благодать Святого Духа.

Второе таинство – Миропомазание – вхождение в Церковь, в ограду церковную. Помазывая святым миром, священник призывает благодать Святого Духа на человека, и после этого человек может приступать к другим таинствам Церкви.

Вы сказали, что при совершении того или иного таинства на человека нисходит благодать. А когда благодать может покинуть человека?

– Если человек не исполняет заповеди Христовы или отрекается от Христа, то его покидает благодать Святого Духа. Но каждый грех – это разная степень повреждения души. Бывают грехи не очень значительное, бывает грехи смертные.

Человек склонен ко греху, его природа к этому склонна, и он может ошибаться – кто, так сказать, не зная правил церковной жизни, кто преднамеренно – по-разному. Бывают такие обстоятельства. Мы знаем, что в первые века христианства, в советское время были гонения, и люди ради карьеры, ради сохранения жизни отрекались от Христа, отрекались от Церкви. Но всегда возможно покаяние.

Есть грех, который не прощается. Спаситель говорит: «…всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» – есть такие грехи, которые трудно искоренить, исправить, но существует Покаяние для тех, кто совершил какой-то грех, нарушил какую-то заповедь (Исповеди тоже бывают разные; составлены специальные сборники в помощь кающемуся, это и для мирян, и для священнослужителей, и для монахов, и для монахинь, и для подростков).

Они отличаются?

– Да, ведь у каждого возраста разные духовные и физические качества. И по-разному здесь надо подходить к каждому человеку. Там перечень грехов. Что такое покаяние? Это самоанализ. Мы должны контролировать свою духовную жизнь: живем ли мы по заповедям или нет? Во-первых, для этого надо знать заповеди, надо прочитать, какие ветхозаветные заповеди оставил нам пророк Моисей, какие новозаветные заповеди – заповеди Блаженства – оставил нам Христос Спаситель, и свою жизнь стараться наладить по этим заповедям.

Конечно, здесь надо беседовать со священником – сейчас открыты воскресные школы и для детей, и для взрослых, и там необходимые знания можно получить. И, естественно, надо ежедневно, хотя бы понемножечку, но читать строки святого Евангелия, чтобы знать, какой путь нам указывает Христос.

Ведь мы, христиане, живем, у нас есть цель достижения Царства Небесного, о чем проповедовал Христос Спаситель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»… Условие вхождения в это Царство, государство Христово – покаяние: я должен осознать себя грешником, осознать, что недостоин вхождения в это Царство Божие. Что мне мешает? Грех, нарушение заповедей. А что такое грех? Беззаконие, нарушение Божественного Закона, указанного в 10-ти заповедях Ветхого Завета, 9-ти заповедях Нового Завета. И я начинаю свою жизнь контролировать. Если я внимателен к духовной жизни, у меня есть цель, путь к этой цели указан в Евангелии. Для чего каждый день читать? А чтобы я сравнивал, не сбился ли я с пути, иду ли я, учитывая вот эти вехи, которые указаны в Евангелии.

И когда готовлюсь к Исповеди, я начинаю вспоминать, что я нарушил. Вот с этим человеком поссорился, не послушал своих родителей или вовремя не проявил к ним свою сыновнюю благодарность (что-то сделать для них, помочь им чем-то), как относился к ближнему. В основном все заповеди относятся к Богу и к нашим ближним – это заповеди любви. Господь Иисус Христос свел все заповеди Ветхого Завета в две заповеди: возлюби Бога и возлюби ближнего. Вот где-то я эти заповеди любви нарушаю, я должен это осознавать и контролировать. Тогда будет покаяние глубоким, правильным, искренним.

Какая первая заповедь? Возлюби Господа Бога, вторая – не сотвори себе кумира. «А я вот смотрю телевизор, мне нравится, как певцы какие-то поют, мне нравится эта культура, пение,» – но здесь не должно быть пристрастия, не должно быть зависимости, я не должен считать, что вот этот человек – божество, которому я следую в своей жизни: Бог у нас один – Иисус Христос, мы за Ним следуем, Он дал нам образ спасения, Он указывает нам путь, Он показал, каким должен быть человек. Мы христиане, – ибо мы хотим быть образом Божиим, хотим следовать Христу. И если у нас есть другие кумиры, другие боги, то, значит, у нас ложная любовь, мы идем неправильным путем по жизни, мы сбились с цели, у нас появилась другая цель. И так по каждой заповеди.

И когда человек готовится к Исповеди, очень хорошо, если он берет листочек бумаги и вспоминает первую заповедь: как он относится к Богу? Может, где-то смалодушничал, скрыл, что он верующий, может быть, не исполняет то, что положено христианину, не читает правило, нарушает пост? Это все грехи по отношению к Богу. Кто установил пост? Господь установил, в Евангелии сказано о том, что будете поститься. Если я не читаю правило, значит мне не интересна молитва, беседа с Богом, призывание имени Христова (от этого даются силы: в молитве даются силы Святого Духа для человека, чтобы он возрастал духовно). Значит это – мое нерадение о духовной жизни, отсутствие стремления. И это очень легко все.

Допустим, 5-я заповедь уже относится и к Богу, и к ближним – это почитание родителей. Многие учителя сейчас заметили, что, когда вот случилось такое, что мальчик своих родителей порезал, они говорят: «Наверное, он не знал эту заповедь». Да, действительно, ведь когда человек свято исполняет эти заповеди, он не может поднять руку на родителей, он понимает, что другой человек перед ним – образ Божий, он все равно начинает по-другому относиться к человеку. Почему есть вежливое обращение к другому человеку – «господин», «госпожа»? Это отменили в советское время, потому что секулярное было государство. Я говорю человеку «господин», то есть Господь передо мной, образ Божий. И как я могу, называя человека Господом, обманывать его, обкрадывать, унижать? У христиан совершенно иное отношение к другой личности. Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека, ибо я ему желаю того же, что желаю себе.

Даже небольшое следование заповедям меняет жизнь общества: раз вот такие взаимоотношения в обществе (а христиан много) должны быть, все общество должно меняться. И вот мы разговариваем с преподавателями, они видят недостаток современного воспитания в том, что не говорят детям о почитании родителей. Да, хорошо, что мы и так знаем, что родители нас родили, кормят, воспитывают, одевает, обувают, и Господь мог бы не давать такую заповедь, – но Он дал эту заповедь и записал на скрижалях, а мы должны не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца переписать, что надо чтить родителей. Забывает человек, оказывается, об этом: не зря нам сейчас напоминает социальная реклама: «Позвони родителям». Оказывается, человек склонен забывать и быть неблагодарным к тем, кто дал нам жизнь и кто нас поставил на ноги, кто ввел нас во взрослую жизнь.

И так же дальше: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй –это все отношение к другим людям. И если только мы будем как можно тщательнее исполнять эти заповеди, не нужно будет столько полицейских и столько бухгалтеров: совесть будет контролировать человека. Ведь на чем построены эти заповеди? Что мы имеем еще внутренний суд, внутренний голос Божий, которых согласовывается со строками Евангелия.

Чистая совесть?

– Нет. Голос совести или оправдывает нас, или осуждает за каждый поступок. И голос совести согласован со строками Евангелия. В Евангелии сказано: не убий, и наша совесть подсказывает: это плохо. И законодательство нам подсказывает, ведь оно формировалось тысячелетиями и на религиозных принципах, ибо во всех мировых религиях эти нравственные заповеди – на первом месте.

Все это взято из Священного Писания, и это голос совести тоже говорит. Когда мы берем чужое – это плохо.

Конечно, бывает разная степень совести, бывает лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей. Когда человека не воспитывают в хранении Божественных заповедей, он просто их не знает, как животные живут: они же не знают заповеди, они живут по инстинктам. Оказывается, человек по своей физиологии близок к животным, его можно воспитать как животное, не знающее моральных принципов жизни, человеческого общества. Но тогда деградирует и личность, и общество, и оно просто теряет единство, ибо потерян язык: вот как при строительстве Вавилонской башни хотели построить что-то великое, а потеряли общий язык.

Поэтому, готовясь к таинству Покаяния, к Исповеди, мы должны иметь это чувство правильного самоанализа, тонкое чувство совести: чтобы совесть, как набат, нам сразу подсказывала. Чем чаще мы исповедуемся и чем тщательнее анализируем свой духовный мир...

Что надо на Исповеди говорить, о чем говорить перед батюшкой? О своих мыслях, чувствах, делах, ведь всякий грех, всякое отступление от Бога начинается с мыслей, потом от греховных мыслей услаждается сердцем, и потом уже воля совершает какой-то поступок. И, когда появилась навязчивая мысль, мы должны об этом сказать священнику. Даже если мы скажем психиатру, психиатр нам скажет: у вас психическое повреждение, раз появилась навязчивая мысль. А кто за этим сейчас следит – за чистотой своего разума? Многие даже не знают, ведь не пройдена духовная школа. А эти знания, я повторяю, можно получить в воскресной школе и для детей, и для взрослых. И сейчас многие дети, пройдя через воскресную школу, помогают своим родителям и говорят, что правильно, а что неправильно. Многие родители не знают духовной культуры – они выросли в атеистическом бездуховном обществе, и для них это большое открытие.

Всего Церковью установлено 7 таинств. Какие из них обязательны для христианина?

– Таинства все обязательные, есть только специальные таинства, такие, как Священство, и это для тех, кто принимает священный сан, – сан диакона, священника или епископа. Это особые таинства.

А другие, допустим, таинство Елеосвящения – это таинство, в основном, для людей, страдающих каким-то недугом. Но Великим постом все люди стараются принять таинство Елеосвящения: если не болеет у нас тело, то душа чем-то страдает, и поучаствовать в таком таинстве – большая польза для человека. Некоторые неправильно считают, что это таинство только для тех, кто умирает. Нет, таинство для всех: у всех есть болезни, и оно помогает в духовной жизни человека, ведь прочитывается Евангелие, помазывается масло. Это взято из апостольского Послания, где апостол говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». И вот, установлено такое таинство.

Конечно, обязательные таинства для всех нас – это Исповедь и причащение. Для чего нужна Исповедь? Мы все время отпадаем от Бога, от Церкви через неисполнение, нарушение заповедей. Какую-то из заповедей мы каждый день нарушаем. Глазами смотрим не всегда туда – мысль возникает, языком очень много приходится говорить. Апостол пишет: «И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» – мы много говорим ненужных слов.

И то же Евангелие говорит нам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: идет потеря благодати. Святые отцы даже пишут так: баню с открытой дверью не натопишь. Поэтому человек собирает Божественную энергию, благодать Святого Духа, как заповедали святые отцы, как говорил преподобный Серафим Саровский, что цель нашей жизни – собирание Духа Святого Божия. В этом и есть спасение: расстаться со грехом и приобрести благодать Святого Духа в меру возраста Христова. Тогда только мы христиане в полноте этого слова. И, чем чаще человек (особенно молодой человек) приходит на Исповедь к священнику, тем это лучше для его духовного здоровья.

И таинство Причастия – надо регулярно причащаться. Но везде существует мера духовного возраста, поэтому надо посоветоваться со священником, сколько раз надо причащаться, каждый ли воскресный день. Обычно православные люди причащаются каждый двунадесятый праздник или все большие посты, особенно Великим постом (в начале и в конце поста). В таинстве Покаяния мы врачуемся, сосуд сердечный очищается для принятия благодати – чем больше мы грехов вспомнили и назвали, тем чище наш сердечный сосуд. В таинстве Причащения мы принимаем Тело и Кровь Христову, благодать Христову. Нас называют христианами, ибо мы причащаемся истинного Тела и истинной крови Христа и возрастаем духовно.

Так что эти два таинства для всех нас, ничего не надо за это платить, все мы приходим. Конечно, в Церкви существуют пожертвования, допустим, когда мы крестим детей или когда кто-то умирает (но это не таинство, а отпевание, напутствие человека в вечность), но мы здесь сами-то не платим. Когда мы маленькие, родители за нас платят, а когда человек умирает, родственник какой-то платит, его дети. Так что здесь как пожертвование на церковь, ведь надо и ремонт проводить, и священников содержать (у них у всех семьи). Здесь, так сказать, небольшая нагрузка на простой народ. А крупные стройки – это большие пожертвования, это собирается со всего мира, есть спонсоры –те, кто желает пожертвовать, у кого есть деньги.

А причащаться и исповедоваться приходи хоть каждый день – ничего за это платить не надо, никаких средств не надо: любой человек, будь он хоть бомж или правитель, может прийти на богослужение в храм. Вот у нас в Вознесенском соборе ежедневно совершаются таинства и Исповеди, и Причастия.

Чтобы таинство, сошествие на человека благодати было действенным, какие необходимо соблюсти условия? Или достаточно просто принять таинство?

– Ну это так же, как в больнице, – мы доверяемся врачу. Господь Сам врач душ и телес, Он установил эти таинства и его святые апостолы. И Господь врачует наши души и тела. От нас требуется искренняя вера и желание. Те, кто ходит в церковь, все знают и понимают, и все подскажут: или те же прихожане, которые стоят рядом, или сейчас вот появились люди, которые специально дежурят в храмах для того чтобы объяснить новым людям, как и что надо делать. И можно побеседовать со священником, договориться, когда у него будет время. Требуется наша искренняя вера и искреннее желание.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Господь действует в истории, действует в жизни каждого человека. Он не являет Себя в громе и молнии, но в ответ на молитву совершает великие чудеса

– Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Георгий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Владимир Волгин: О Евхаристии

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс