Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (976) → Архимандрит Савва (Мажуко): Пост для человека

Архимандрит Савва (Мажуко): Пост для человека

№31 (976) / 14 августа ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, каждый православный человек знает, что, по нашей восточнохристианской традиции, имеются 4 особых духовных сезона – 4 больших поста, которые соблюдает каждый православный человек. Соблюдает потому, что пост есть дело всей Церкви. С одной стороны, мы говорим, что это некоторое личное усилие, личный подвиг, личный труд, но очень важно помнить, друзья мои, что это и общецерковный пост, который касается каждого из нас. И, знаете, это очень утешает, когда знаешь, что это дело очень важное, дело общецерковное. Наше старинное христианское слово «литургия» (греч. λειτουργία – «служение», «общее дело») взято из обихода эллинских полисов – греческих городов, у которых было что-то вроде нашего современного субботника, и переводится как «общее дело», и, друзья мои, общецерковный пост – это тоже в какой-то степени литургия, ибо это общее дело.

Четыре больших поста: Великий пост, Апостольский (или Петров), Успенский и Рождественский. Что очень важно помнить о них как о деле всей Церкви? Когда мы держим пост, или – вспомним старинное русское слово – говеем, почитаем, выказываем некоторое уважение к этому событию или действию, мы все и каждый из нас имеет церковное задание. В чем это задание состоит, как усилие всей Церкви?

Если мы говорим о Великом посте, всей Церкви задается тема для созерцания, размышления и богомыслия – это страдания Христа, смерть, погребение и окончательная победа Бога над смертью. Тема Петрова поста – это тема миссионерства, апостольства. Успенский пост тоже имеет свою богословскую тематику, нагрузку созерцания, которые возлагаются на каждого верующего человека, сына и дочь Православной Церкви: это служение Богоматери, богословие Богоматеринства, сам образ Пречистой Девы, Царицы Небесной, Ее значение для нашего спасения, Ее фигура. И Рождественский пост, может быть, самый волшебный из церковных постов, имеет свою тематику, которая звучит как Пришествие в мир Христа: над этой темой Пришествия в мир Творца, Спасителя мира, мы должны размышлять, созерцать ее и утешаться этим Пришествием.

Но когда мы произносим слова «пост» или «поститься», имеется в виду конкретное духовное упражнение, связанное прежде всего с ограничением в пище.

Но, друзья мои, когда мы сосредоточиваемся только на пище, от нас ускользает общецерковное значение поста и богословское задание, которое дается каждому из нас. Пост, как ограничение в пище, имеет служебное значение по отношению к тому заданию, которое дается нам как людям, несущим этот общецерковный подвиг и совершающим усилие поста, людям, которые берут на себя труд созерцания и богомыслия.

«Гастрономический» пост имеет значение вторичное, ибо он служит тому, чтобы наше богомыслие было дисциплинированным, наше внимание – сосредоточенным, наша мысль – очищенной, а ограничение в пище способствовало бы не отвлекаться на внешние вещи, чтобы наше богомыслие было полноценным. Вот для чего задумывается такой пост как духовное упражнение.

Мы не видим в Священном Писании (кстати, нам это часто бросают как упрек) прямого завета Христа держать пост, возлагать на себя какие-то пищевые ограничения. Но мы видим, что Сам Христос постился: перед тем как выйти на проповедь, Он держал сорокадневный пост, вообще ничего не ел, а напоследок взалкал. И в Его служении пост был очень серьезным. Почему Он это делал? Любые ограничения, и физического, и духовного характера, способствуют сосредоточению внимания на конкретной теме.

Во время поста мы должны больше времени уделять чтению Священного Писания, посещению храма или хотя бы богомыслию, может быть, дома или на работе. Но чтобы богомыслие состоялось, нужно, во-первых, отсечь внешние впечатления –значит оградить себя от лишней информации, ограничиться в развлечениях, и так далее. Это пост эмоциональный, если хотите, – и есть пост, который нам хорошо знаком: пост телесный, когда мы себя ограничиваем в питании. Как мы себя ограничиваем? Раскрою большую «тайну» – мы не имеем абсолютного предписания по этому поводу. Если вы откроете церковный календарь, то увидите, что некоторые дни отмечаются особым образом: вкушение пищи без масла, или без рыбы, или без вина, или разрешение на рыбную икру и так далее. В календарь эти предписания попали из книги, которая называется Типикон. Эта книга, принятая в церковное употребление в конце XVII в., – дисциплинарный и богослужебный устав одного из палестинских монастырей: то, что написано в ней, касается монахов этого конкретного монастыря. Для мирян это лишь ориентир и некоторого рода рекомендации: мы должны приблизительно ориентироваться, как монахи отмечали эти дни, почему они в этот день держали такой пост, а в другой день – иной, но это не абсолютные предписания – они не носят абсолютного характера. Если у вас очень тяжелая физическая работа или вы сильно расходуете себя эмоционально, например, вы врач или учитель, политик, художник, и ваша работа очень интенсивна и требует определенного питания и отдыха, то вы должны сами найти меру своего пощения, и в этом смысле «гастрономический» пост – действительно в какой-то мере «диета».

Мы сейчас гораздо больше знаем о воздействии на нас продуктов питания и даже в процессе своей жизни наблюдаем, как нужно питаться, чтобы у нас было больше сил для работы, для созерцания. Например, если врач постом не внимательнее слушеат пациента, оказыват ему больше внимания, а вместо этого отвлекается и просто не способен выслушать человека именно потому, что плохо питается и ему не хватает сил сосредоточиться, организовать свое внимание, – такой пост неправилен. Тогда мы неверным образом постимся.

Поэтому, перефразируя Евангельские слова, я хотел бы сказать, что не человек для поста, а пост для человека: пост носит служебный, рекомендательный, вспомогательный характер, чтобы правильно организовать наше богомыслие, созерцание, чтобы мы были способны вынести то общее церковное дело, «литургию», которое Церковь доверяет каждому из своих верных чад. Поэтому, друзья мои, время поста – это не время уныния, депрессии, какого-то собственного истощания, в том числе и эмоционального, а время радости – труда и богомыслия.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс