Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (974) → Священник Александр Асонов: Духовное восхождение

Священник Александр Асонов: Духовное восхождение

№29 (974) / 1 августа ‘18

Беседы с батюшкой

Наша сегодняшняя тема – «Духовный рост». Батюшка, вопрос провокационный для священника: есть ли он, духовный рост?

– Мне кажется, что само по себе слово «рост» звучит некорректно в данном случае. С другой стороны, Спаситель в Евангелии приводит пример: вышел сеятель сеять, семена падают – и из них что-то произрастает. А значит, все-таки существует духовное, я бы сказал, просвещение, посредством Божественной благодати, человек находится в соработничестве с Богом, под действием Божественной благодати начинает что-то делать, проявляет свою осознанную волю, и с этого начинается то, что вы именуете духовным ростом. А я бы сказал – это теозис, обожение. Если отвечать конкретно: да, он есть – в жизни верующего человека он присутствует, но только если это все происходит в соработничестве с Богом. Без Бога мы ничего не можем – только так: как вот растения без солнца не могут, так и мы не можем без Бога произрастать. Вот такой у меня ответ.

Мне просто сам термин «рост» не нравится: в последнее время появилось очень много разнообразных организаций, фирм, которые постоянно всем предлагают какой-то рост – экономический, духовный, денежный (хотя это то же самое, что экономический) – разнообразный рост за определенную плату… Кстати, сейчас это очень модно. Рост языкознания – 1 000 слов за 2 дня. Изучить английский за неделю – вообще какое-то безумие, не представляю, как они это делают, но вот есть такая реклама и люди на это ведутся. Это какой-то экономический термин – «рост» («рост рубля, рост доллара»), поэтому он мне не нравится. Дискредитация термина случилась за последнее время.

А если мы будем говорить о развитии?

– Развитие, просвещение… Но просвещение – именно духовное. Слово «духовное» нельзя здесь забывать: не душевное, не соматическое, а духовное просвещение. Оно, естественно, происходит только таинственным образом, когда человек встречается с Божественным проявлением, с Божественным Откровением в своей жизни. Иначе ничего происходить не будет. Невозможно человека научить верить: вера – это личный эмпирический опыт, очень личное понятие, как любовь – нельзя же научить любить. Ну, вальс танцевать можно научить, а любить, верить? А духовное развитие, духовное обожение, духовное произрастание без веры совершенно невозможно. А что такое вера? Интересная тематика... Но мы сейчас про рост, да? Есть ли он… Ну, вот так бы я сказал.

Если мы начнем с первой заповеди блаженств? Вот есть человек, и блажен он, осознал, что ничего у него нет, что он духовный ноль, нищий духом, и хочет этот человек познать Бога, познать духовную жизнь. Каковы его первые действия? И эти действия – рост или упражнение?

– Несомненно, всякий истину, правду ищущий (я понимаю так: человек осознал, что он духовно несовершенен, прекрасно понимает свои недостатки и свои достоинства или хотя бы приблизительно видит), скажем так, переживает раскаяние, разочарование в себе. Он наверняка начинает искать правду, истину.

А всякий ищущий правду и истину ищет Бога. Он начинает искать, начинает осмысливать это, думать об этом – это уже действие. Все остальное постепенно приходит. Но начинать надо с себя, со своего внутреннего состояния, своего сердца: как вы сказали, « если человек осознал»… Осознание – это уже шаг, уже прорыв. А без этого ничего не будет происходить – будет постоянный бег по кругу, постоянно будет попытка найти виноватых. И это интересный момент: мы ищем виноватых в нашем состоянии: нам кажется, что у нас тяжелое состояние, что-то в жизни не складывается, все не так – и мы начинаем искать виноватых. Это неправильный подход к ситуации. Начинать надо с себя – и это уже прорыв. Остальное постепенно будет прилагаться.

Все это имеет мистический необъяснимый характер, поскольку происходит весьма индивидуально. Мои переживания всегда будут отличаться от ваших, а ваши от моих, это факт – мы разные люди, мы по-разному смотрим на вещи, на окружающий мир, на события, да и выводы мы делаем разные. Иногда соглашаемся друг с другом, иногда не соглашаемся, но мы разные люди, и переживания Божественного откровения у нас тоже разные. И Бог – это Личность. Значит Он и подходит к каждому так же – как к личности, индивидуальным образом. Одинакового рецепта нет. Ну, можно сказать «стремитесь быть милосердными, стремитесь быть добрыми», но это слова общие, это известные понятия, а остальное все – личные переживания человека. Вот так.

Батюшка, Вы на своей пастырской практике, наверное, убедились, что люди в храме меняются. Как Вы эти изменения замечаете и как их оцениваете?

– Вы знаете, кто-то меняется, кто-то не меняется. Я бы сказал так: люди в жизни меняются, если они искренне в Боге.

Опять возвращаемся к тому, о чем я только что говорил: если человек искренен, если он ищет Бога, ищет правды и истины, все обстоятельства жизненные сопутствуют тому, чтобы он обрел правду, истину, Бога. Если он неискренен хотя бы на чуть-чуть, если ищет своего, то это уже где-то на уровне душевности – такая псевдодуховность. И он очень рискует увлечься внешними проявлениями и попасть в капкан, образно выражаясь, – в капкан духовного вакуума. Рано или поздно это с ним может произойти.

Люди меняются. Но они меняются и в жизни, необязательно в храме. Я же не пытаюсь следить за всеми в храме, и мой приход очень маленький, я всех своих прихожан знаю, но их по пальцам можно пересчитать. Мне повезло, что я милостью Божией настоятель небольшого прихода, у нас существуют какие-то социальные связи между собою. Слава Богу, это есть, и я соучастник в жизни этих людей, они – соучастники в моей жизни. И лично о своих прихожанах скажу: они все разные, как и я – человек, отличающийся от них.

Вообще, можно сказать так: люди не плохие, не хорошие, они – разные. Самое главное, что я вижу, что меня радует, – это их стремление быть добрыми. Когда человек оказывается в небольшой христианской общине, полусельской, как у меня, видишь, что у людей происходит: стремление быть добрыми. Это самое главное. А все остальное уже как бы само собой происходит. Почему они молятся? Они христиане, и молятся не чтобы быть более религиозными или более духовными. Они не могут не молиться – это то же самое, что мы с вами не можем прожить без воды долгое время. Нам обязательно ее надо употреблять, иначе организм будет испытывать обезвоживание, и в результате все очень плохо закончится – то же и здесь. Но быть добрыми принципиально важно, а быть добрыми без Бога, без искреннего духовного поиска невозможно: где-то рано или поздно вот эта червоточина, неискренность выскочит, сколько ты себя ни напрягай, сколько ты из себя ни строй очень хорошего, позитивного, правильного человека. Бесполезно все. Как в стихах русского поэта еврейского происхождения Иосифа Александровича Бродского: «Как ни скрывай черты, но предаст тебя суть» – и этим все сказано, это самое главное: внутреннее изменение в человеке.

Но мы ведь в Церкви, мы не одиночки, а когда мы говорим о духовном росте, часто подразумевается что-то индивидуальное...

– Нет, духовный рост индивидуален, но мы все часть единого мистического организма, который называется Тело Христово. Мы все, так или иначе, взаимосвязаны – если попытаться это объяснить, я бы сказал так: на некотором мистическом духовном уровне, который человек постигнуть не может, – чувствует, но постигнуть не может. Вот рыбак рыбака видит издалека – так же христианин христианина чувствует по духу, внутренне: одного духа люди, одним миром мазаны (даже выражение не случайно, оно как раз о том, что одним духом крещены).

Поэтому – да, духовные просвещение, возрождение, путь человека имеют индивидуальный характер, но, тем не менее, предполагают единство с другим христианским миром – не только в рамках Поместной Церкви (допустим, Русская Православная Церковь, Московский Патриархат), но в рамках всех других существующих Поместных Церквей. И более того, Дух дышит где хочет – мы не можем ограничить Бога: мы можем встретить христианина там, где совершенно не ожидали его встретить, и не найти его там, где ожидаем встретить – вот такая интересная метаморфоза. А чувствуется это сразу благодаря внутреннему духовному переживанию, когда ты встречаешь человека, искренне ищущего правду, истину, Бога.

Отец Александр, мы своим Пастырем главным имеем Иисуса Христа, Он для нас и пример, и образец во многом. Но мы же не можем в своем духовном росте стремиться непосредственно к Его примеру. Как быть?

– Апостол Павел говорил: подражайте мне, как я Христу. Но, естественно, достичь уровня Спасителя ни один человек не может – тогда бы не нужно было Рождества, Богоявления и прочего, прочего. Зачем, если каждый человек может сам взойти на Олимп? Христос затем и пришел, чтобы мы с вами могли как-то двигаться по жизненному пути, испытывая духовное перерождение, теозис (др.-греч. Θέωσις , от θεός – «бог»), обожение – благодаря тому, что Он с нами, Дух Святой посреди нас, «Христос среди нас – и есть, и будет»: это не пустые слова, это реальность. Именно поэтому мы с вами и имеем возможность хоть что-то менять в нашей жизни – без Бога, без Спасителя это было бы невозможно.

Мы не можем, конечно, достичь полноты сейчас и здесь – и в результате мы умрем, как все люди умирают, это неизбежно, и старость испытаем, и муки, и лишения, и разочарования (это тоже неизбежно). И разочарования в себе в том числе, и неоднократно: слаб человек – как сказал древнеримский философ Эпиктет, «слабая душа, обремененная трупом». Но есть надежда, есть Христос – . Он Воскрес из мертвых, не оставил нас сиротами, Он пришел. Это великое чудо: так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Жизнь-то вечная в чем заключается? В этом Источнике добра – и только полагаясь на Него, мы можем с вами преодолевать состояние некоторого душевного помешательства, в котором живет человек.

В святоотеческой литературе еще один термин мы встречаем – восхождение. Есть у нас замечательная «Лествица». В мирской среде духовный рост, духовное восхождение воспринимается как плавный восходящий график...

– В мирской среде по-разному воспринимается. Те, у кого нет опыта веры, воспринимают все эти вещи на свой языческий лад. «Духовное восхождение – это значит он во вретище, спокойный, не моется, заросший, ползет смиренно, у него ссадины по всему телу, они гноятся…» – вот такой образ.

Бывают моменты, когда общаешься с народом, с братьями, сестрами, прихожанами, и они мне рассказывают, как окружающие люди (по работе или в быту) говорят: «Как ты можешь себя так вести? Ты же христианин, ты же должен быть спокойным. Вот мы тебе будем гадости говорить, а ты должен обтираться. Вот мы в тебя плевать будем, а ты стирать эту гадость и глотать ее» – вот так люди мира это воспринимают. Недавно я смотрел передачу в интернете, Невзоров давал интервью – это было писк, что он там выдавал с уверенным выражением лица! Все понимали, о чем он говорит, ведь он знает хорошо гомилетику, он сыпал терминами богословских дисциплин и ставил этим в тупик и того, кто брал у него интервью, и будущих интернет-зрителей: они не слышали, что такое гомилетика, эсхатология, и другую разнообразную терминологию, которую он использовал. И он говорил так: «Ну это же образы христианского смирения, восхождения, они же специально натирают калом раны себе, вы почитайте их жития (Марии Египетской и так далее)» – вот оно, отношение мира. Вы думаете, кто-то начнет искать это в книжках, разбираться? Потом, какая у нас есть информация об этих людях? Заведомо используется ложная информация, чтобы посмеяться, похохотать, поглумиться в конце концов. Мир-то в основном остался языческим. Они даже если в храм приходят, то тогда, когда петух жареный клюнет: гром не грянет – мужик не перекрестится. Заставь дурака Богу молиться – он лоб себе расшибет... Это большинство...

Нет духовного опыта, настоящего восхождения, Божественного Откровения у людей. Это одно и то же – восхождение и Божественное Откровение. Поэтому и доброго отношения нет. Отсюда и все насмехательство и прочее, прочее – это же правда, это наша реальность, мы живем, сталкиваясь с этим постоянно. А главное – это только в России мы встречаем: как мы любим ругать Русскую Православную Церковь… Духовенство русское любит ругать себя, свою Церковь ругать, Патриарха, архиереев, настоятелей (на пустом месте чаще всего)... Нет, где-то за правду, я не против. Христа ради. Хотя лучше всего за них помолиться. Парадокс состоит-то в чем? В большинстве протестантских сообществ такого ругательства самих себя нет, такой садомазохизм не принят (я просто был в протестантском сообществе). Почему? Они нас будут ругать и радоваться тому, что мы себя ругаем, а себя ругать не будут: они «добрые и пушистые». А мы такие вот – вериги на себя, и сами себя еще побьем: вы нас бейте – и мы сами себя, плюньте в нас – и мы еще раз сами в себя плюнем.

Причем это только в России. Я посещал другие православные страны– Грецию, Кипр (чаще всего), там такого не встречал отношения: как-то даже в голову никому не приходит, хотя на территории этих государств существуют и другие храмы (я на Кипре встречал англиканские храмы, в Греции есть представители других христианских традиций, протестантского толка в том числе). Не принято вот обсуждать архиепископа Греческой Церкви – более того, люди цепляются за Церковь, считают ее своим национальным достоянием, тем, что объединило народ, помогло пережить тяжелые времена. А вот в нашей истории все происходит иначе. Возможно, это пережитки прошлого, а, возможно, это национальная составляющая нашего общества, я не знаю. Просто отвечаю на ваш вопрос – уже не о духовном восхождении, а о том, как люди относятся... В основном по-язычески.

Вы сказали о людях внешних, о том, что о нас, христианах, у них есть представление, что идеал нашего совершенства – это что-то унизительное. Хотя апостол Павел говорит: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите – он рисует образ человека счастливого.

– Это же связано вообще со становлением христианства (это моя точка зрения, я могу ошибаться). Становление христианства идет и по сей день, это постоянное развитие. То есть это не когда-то 2 000 лет тому назад, а до сих пор. Церковь переживает эсхатологическое становление: Бог уже пришел, Спаситель здесь, но люди отвернулись от Бога. Почему? Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы – это слова Спасителя; это понятно.

Мне кажется, суть состоит в том, что есть высказывания и Спасителя, и апостольские наставления, которые неправильно истолковываются в миру. Например: тебя ударили по одной щеке – подставь другую – давайте мы побьем по одной почке, а он другую подставит. Буквально так воспринимается христианство. Это, кстати, к вопросу о традициях, то есть о Предании. Невозможно взять Писание, просто прочесть и сказать: вот оно, христианство, я его понял. Без канвы Предания, умения правильно истолковать, понять – все это только во вред. Подставь другую щеку: пришли изнасиловали мою дочку – а вот моя жена, пожалуйста, возьмите… Это если буквально понимать. Если нет правильного истолкования. Или какие-то еще страшные вещи, например: И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Опять же, буквальное истолкование – и на этой почве рождались целые псевдорелигиозные, псевдохристианские явления: скопчество, хлыстовство. В нашей культуре они были, существовали реально, но это же просто страшно подумать – люди кастрировали себя, буквально понимая Священное Писание: вот, я себя кастрирую – все, проблема решена. Вот Библия для всех доступна стала – прекрасно, великолепно, чудесно, читайте, но умейте понять. А где вы еще истолкование найдете? Только у того, у кого осталось правильное истолкование сквозь времена, через христианские поколения – другого варианта нет… То же самое и здесь: люди мира сего берут, открывают Библию (очень много сейчас об этом можно услышать на телевидении – и цитаты из Евангелия, и многое другое): так вот же – по одной щеке ударили, подставь другую. Вот они, христиане, они плюшевые мишки, – айда их бить. Их мучают, убивают (извините за выражение) – они молчат. Вот попробуй к мусульманам зайти – сразу разберутся с тобой. Боятся зайти в мечеть пострелять, пошуметь, потанцевать… Что в мечеть, что в синагогу. Страх у людей, понимают: люди Востока шутить не будут… Христиане такие добренькие, плюшевые мишки, у них же написано: по одной щеке ударил – подставят другую. Мы придем сейчас храм ему обмалюем, а начнет кричать, мы ему пальчиком погрозим: ты ж христианин, как ты мог так? Языческое отношение, неправильное.

Это всю историю Церкви, и по сей день. И сколько христиан умирает по сей день!

Давайте мы немного сгладим ноту нашего настроения. Скажите нам на прощание еще несколько слов, что нам сделать для своего духовного роста в первую очередь?

– Бороться со своей гордыней. Все. Бороться со своей гордыней, эгоизмом – ну, это все взаимосвязанные вещи. Отсюда и зависть, и ненависть, и многие другие грехи наши. Гордыню свою из жизни удалять – не гордость, гордыню: вы понимаете, что это разные вещи. Надо быть человеком гордым, конечно: гордиться своей страной, тем, что тебе Господь даровал, семьей и так далее. Но гордыню, которая источник всех зол, надо обязательно удалять из своей жизни, надо с ней бороться и побеждать ее в силе Божьей.

Расшифровка:
Елена Тимофеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс