Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Героиня программы – матушка Валентина Мацарова, супруга иерея Димитрия Мацарова, настоятеля прихода в честь Рождества Пророка Иоанна Предтечи в с. Четкарино Свердловской области.
«Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» – помните знаменитую фразу из гимна революции? Если вдуматься, какие страшные слова – «разрушим до основания». А ведь с этими словами, как с жизненным девизом, выросло не одно поколение советских граждан. Ген разрушения, ген гордыни незаметно пустил корни в сознании огромного числа людей, насильно оторванных от веры. Разрушить все до основания можно вмиг, а потом долго ходить по развалинам. Однако рано или поздно наступает момент, когда приходит осознание: новое невозможно построить на руинах. И тогда начинается долгое и трудное возвращение к своей сути, возвращение к своему сердцу.
Первый деревянный храм в честь Рождества Пророка Иоанна Предтечи в с. Четкарино Пышминского района Свердловской области был построен еще в середине XVIII в. Он простоял 60 лет, но стал жертвой пожара. Вскоре на пепелище закладывают каменный, двухпрестольный храм. Спустя время пристраивают 3-й придел. Хотя и крепкой была кладка тех времен, но все-таки дала трещины. И неудивительно.
Иерей Димитрий Мацаров: – Если смотреть по трещинам на стенах храма, то мы увидим, что это пристройки, – если их снести, сверху храм будет иметь вид креста. Над храмом возносилась каменная звонница, где было 6 колоколов. Главный колокол имел вес около 120 кг.
Советское время поиздевалось над храмом. Очевидцы рассказывали, что в главном приделе комсомольцы устраивали тир, а стенды с мишенями размещали в алтарной части. Получается, что алтарь много лет был под прицелом и под обстрелом. Пожалуй, самое безобидное, что потом могло произойти с храмом, – это его превращение в дом культуры. Ну да, центральный вход заложили, у правого придела устроили место для курения, но само здание храма не было разрушено до основания, и это главное.
В 2007 г. в с. Четкарино официально зарегистрировали православную общину, в приспособленной молитвенной комнате начались богослужения. А в 2012 г. местная власть вернула православным один из трех приделов храма. Это получилось благодаря стараниям и молитве нового настоятеля прихода – иерея Димитрия Мацарова.
Иерей Димитрий: – На сегодня муниципалитет пока не может решить вопросы по строительству здания нового дома культуры. Объясняют, что, как только будет построен новый дом культуры, храм нам передадут.
Пока храм продолжает соседствовать с домом культуры, причем звукоизоляция после всевозможных реконструкций – одно название.
Матушка Валентина Мацарова: – Мы молимся, а там пляшут и поют. Так и молимся. Бывает даже, что нас не слышно. Но сейчас уже лучше: с батюшкой немного согласовывают.
Иерей Димитрий: – Матушка, ты была свидетельницей обретения иконы пророка Иоанна Предтечи. Попросил бы рассказать тебя в двух словах, как это было.
Матушка Валентина: – Наша знакомая девушка купила дом, въехала в него и нашла икону. Мы пришли и увидели, что эта икона лежит у нее в сенях на полу. Она говорит: «Я слышала, что у вас приход Иоанна Предтечи. Это что-то ваше». И вот икона вернулась к нам, и сейчас находится в алтаре.
Супруги Мацаровы приехали в Четкарино в самом начале 2000-х гг. Время было сложное, безработное, бездоходное, но поворотное. Объективные трудности подталкивали пересмотреть свою жизненную позицию и определить, в каком направлении двигаться дальше. Чтобы прокормить семью, Дмитрий Мацаров пошел работать проводником на Свердловскую железную дорогу. Сейчас батюшка уверен, что Сам Господь привел его в вагон-храм во имя Святителя Даниила Московского.
Иерей Димитрий: – Были глубокие духовные беседы с Никитой Суровейкиным, ныне протоиереем, а тогда иереем Никитой, настоятелем этого вагона. Долго мы с ним разговаривали. В 2007 г. Господь устроил так, что мы начали здесь создавать церковную общину.
Он не просто проникся церковной жизнью, а совершенно отчетливо понял: без Церкви Христовой, без Господа человек не живет, а существует. Его воцерковление продолжалось, а спустя пять лет, в 2012 г. отец Димитрий был рукоположен в священство.
Матушка Валентина: – Избираем не мы – Господь выбрал мужа, а жена должна идти за мужем.
Так матушка Валентина считает сейчас, а тогда решение мужа принять сан вызвало резкое неприятие с ее стороны. Валентина родом из с. Галкинское Камышловского района. Она – 2-я из 5-ти детей и единственная дочь у родителей. В 8 лет она уже по-хозяйски вела дом, когда родители, к примеру, уезжали на покос.
Матушка Валентина: – И вот со мной были маленькие дети, а еще надо было со скотиной управиться, напоить и накормить всех. И чтобы, когда родители вернутся, баня была готова и покушать.
Тогда ей, маленькой девочке, наверняка было трудно, но по прошествии лет матушка Валентина говорит маме спасибо за то, что та научила ее всем женским премудростям и привила ответственность за всех, кто рядом. Их дом был небогатым, но хлебосольным, открытым для добрых людей. Молодого зоотехника Дмитрия Мацарова, например, принимали как родного. Когда после окончания Ирбитского сельхозтехникума он приехал в Галкинское на работу, Валентина уже училась в Верхней Пышме, навещала родителей по выходным. В один из таких приездов молодые люди и познакомились. Через какое-то время Дмитрий сам приехал в Пышму и увез девушку с собой.
Матушка Валентина: – Может быть, понравился он тем, что знает очень много стихов Есенина, не знаю. И почему-то показалось, что это очень надежный человек. Я не знаю таких моментов, в которые мне пришлось бы делать что-то одной: у меня есть «каменная стена».
Тем не менее, когда муж, который как «каменная стена», изменил вектор своей жизни, она его не поддержала, хотя сама была крещена. Была против его ухода с железной дороги, потому что семья лишалась единственного дохода. Муж убеждал, объяснял, почему этот шаг необходим.
Матушка Валентина: – Был приход, и он сказал, что, пока не будет молитвы, у нас не будет никакого продвижения. И сказал, что решил все-таки уйти с железной дороги, чтобы посвятить жизнь тому, чтобы жить с Богом. Я понимала, что в этом нет ничего плохого, но единственное, что меня тогда интересовало, это деньги: как поднимать детей, кушать и так далее.
Теперь выходить на работу, чтобы прокормить семью, предстояло ей. Она вышла, но поставила мужу условие.
Иерей Димитрий: – «Только пока ты меня в этот храм не тяни, у меня есть какие-то свои проблемы, свое мировоззрение». Нам оставалось только молиться, и мы молились.
Матушка Валентина: – Было так, что батюшка служит, а меня рядом нет. Даже на службу не ходила, и дети у меня не были к этому приучены. К этому мы шли очень долго.
Но Господь не оставлял матушку, прокладывал ей дорогу к храму. Чтобы достучаться до сердца и сознания неразумного, но дорогого дитяти, Он подчас говорит языком страданий, чтобы человек на собственном опыте понял: нет иного Утешителя, кроме Господа.
Матушка Валентина: – Первый раз потеряв ребенка, я пережила это очень тяжело. Когда я уже была в приходе, мне это показалось легче, потому что я приходила, молилась, плакала...
Но, выплакав боль и получив утешение, матушка Валентина вновь надолго покидала храм, вновь находила оправдания: некогда, работы много, надо детей поднимать. Батюшка не настаивал, только молился. Действие молитвы невозможно объяснить никакими физическими законами, это чудо, которое являет Сам Господь, – каждому в свое время. Совершенно незаметно это время пришло и для матушки Валентины.
Матушка Валентина: – Я поняла, что мне это интересно, мне это нужно. Ну и страх Божий, конечно, – с чем мы придем к Господу? Страх Божий – я сегодня что-то не сделала, а как ты это объяснишь Богу, когда придешь к Нему? Вот как нам батюшка что-то говорит, а мы ему: батюшка, так пока некогда. А как Господу сказать это?
Страх Божий. Возможно, именно он долгое время и держал матушку на расстоянии от храма. Известно, что вхождение в церковную жизнь бывает очень болезненным, ведь, чтобы впустить в себя Божественный свет и радость, необходимо освободить от мусора пространство в душе, сознательно отказаться от проявлений собственной гордыни. Но сначала надо увидеть ее воочию и признать, а это всегда травма для человеческой природы. В помощь – Священное Писание.
Матушка Валентина: – Иной раз читаешь, а иногда Господь открывает где-то просто предложение, даже полпредложения – и начинаешь оглядываться на себя. Там все написано: все грехи наши, как нужно жить и как мы отворачиваемся от Бога.
Благодать Священного Писания в душе, открытой Господу, творит чудеса. Человек, осознавший свои грехи, совсем другим – духовным – взглядом начинает смотреть на жизнь, людей, на детей и родителей, на близких и далеких, начинает принимать и любить всех такими, какие они есть, и молиться за них, как когда-то молились и за него самого.
Матушка Валентина: – Так как батюшка меня не тянул, и я не могу взять и привести кого-то. Мы молимся за них. Берешь Евангелие или Псалтирь и читаешь, читаешь после всех молитв: хочется еще и еще чего-то. Да, бывает так, что читаешь и мира не видишь: уходит суета, забываешься вообще.
3 года из 6-ти лет служения отцу Димитрию было отведено Небом на священническую молитву за свою матушку, чтобы она не только разумом, но и сердцем приняла Господа. А молитва одновременно открывала ему глаза на себя самого.
Иерей Димитрий: – Каждому человеку дано видеть свои ошибки. Где-то у нее я вижу свои ошибки, а где-то она подсказывает свое видение, как в театре подсказывает суфлер.
Матушка Валентина: – Это, наверное, пришло буквально недавно, когда я уже стала просить у батюшки прощения за упрямство. Гордыня, прежде всего гордыня наша.
Она очень жалеет, что упустила драгоценное время, когда можно было и самой прийти в храм, и детей привести. Старшая дочь сейчас учится в Екатеринбурге, ее взгляды на жизнь пока сродни взглядам ее мамы «образца 2000 года». Зато сын уже умеет нести послушание и, как знать, возможно, со временем пойдет по стопам отца. На плечах матушки Валентины домашнее и приходское хозяйство. При необходимости она шьет облачение для храма, читает на клиросе, управляется в трапезной, пристройку к которой сделал сам отец Димитрий. На храмовой территории практически все выполнено его руками: беседки, игровая площадка. Сельских детей, да и взрослых семья священника привечает: замой – воскресная школа, библиотека, летом – игры без ограничений, и в любое время года для всех открыта дверь в храм.
Матушка Валентина: – Начали бы задавать вопросы родителям, а те бы поняли, что не могут ответить на что-то, и пришли бы в храм. Ведь нужно ответы где-то искать? В храме.
На стенах части храма, пока еще отданной дому культуры, словно из небытия проступают старинные фрески, освобождаются от безбожного прошлого, которое время превратило в прах. И в души людей приходит осознание, что новое невозможно построить на руинах. Тогда и начинается возвращение к себе, к своему духовному центру, который в сердце, возвращение к Богу.
Записала:
Людмила Ульянова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.