Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Друзья мои, пожалуй, каждый из русских православных людей, людей, говорящих на русском языке, принадлежащих русской культуре, наверняка слышал, а может быть, и призывал имя святителя Николая Чудотворца.
В моей биографии имя первого святого, которое я услышал, было Николай Угодник. В детском возрасте мне понравилось звучание этих слов: Николай, Угодник Божий, Николай Чудотворец. И храм, который я первый раз в жизни посещал, это храм Святителя Николая.
Самый привычный святой, самый известный, самый любимый. И вот здесь возникает вопрос и даже проблема: почему наш народ так любит святителя Николая Чудотворца? Это совершенно необычно, – и в чем эта необычность? А в том, что этот святой даже не догадывался о существовании русских людей. Он не знал, что когда-нибудь на земле появятся Россия, Беларусь или Украина, что будет Русская Православная Церковь, автокефальная, самостоятельная, в ней будет Патриарх, и эта Церковь переживет со своей страной, со своим народом много счастливых и горестных моментов, в которых русские люди будут всегда призывать имя подвижника, угодника Божиего, святителя Николая.
Почему мы его так любим? Что случилось? Что он сделал для нас? Какое отношение он имеет к нам, русским людям? Ведь святитель Николай – этнически грек, родился и вырос в Греции на территории современной Турции (в IV веке это были границы Византийской империи). Он был священником, затем стал епископом. В роду у него были священнослужители, – можно сказать, что он был христианином не в первом поколении. Прожил достаточно интересную жизнь, и его житие читают с удовольствием и любопытством; для многих из нас это было чтением нашего детства. По крайне мере, образ святителя Николая видели все. Но он говорил на другом языке (на греческом), жил в другом государстве, в другом времени и, собственно, не оставил после себя никаких текстов: мы не знаем ни его проповедей, ни наставлений. У нас есть его житие, у нас есть его иконы, образы, но почему мы все-таки любим человека, чужого нам по крови? Почему среди такого обилия святых отцов в Византийской империи, подвижников, которые жили, например, в Африке, и были православными святыми, мы так горячо, с таким восторгом и любовью почитаем именно святителя Николая? Мне кажется, дело в том, что в житии этого человека соединились две черты, которые очень близки именно русским людям, которые являются «столпами» нашей русскоязычной цивилизации. Конечно, это спорная версия, но я ее выскажу.
Святитель Николай был человек необыкновенной доброты. Эта черта, которая является ключевой для облика святого человека. Если человек не добр, он не может быть святым. Там, где царствует злоба, не может поселиться святость. Это, кстати, надо помнить нашим верующим людям: мы очень часто в порыве ревности теряем доброту.
А второй чертой Николая Угодника была очень высокая, даже тревожная чуткость по отношению к правде.
В чем эти свойства проявлялись? Всем известна история, как святитель Николай помогал людям, – это был человек не слова, а дела. Были святые отцы, которые писали очень много текстов, оставили большие многотомные сочинения, за ними записывали комментаторы. У блаженного Августина был целый штат переписчиков, которым он надиктовывал свои длинные богословские трактаты. У богослова Оригена был аппарат людей, которые записывали за ним, когда он размышлял вслух.
У святого Николая было совершенно другое служение: он был по преимуществу пастырь. И он так живо переживал проблемы, радости и горе своих подопечных, что весь целиком и полностью отдавал себя им. Это, пожалуй, важная черта любого нормального взрослого мужчины: забывать о себе, отдавая себя полностью на служение своим близким, родителям, супруге, деткам, стране, своему делу – это нормально, совершенно нормально.
Святитель Николай был пастырем. Он отдавал себя на служение Церкви. Что значит отдавать себя Церкви? Это отдавать себя не стенам, не структуре, не институции со своей иерархий, чиновничьим (обязательно бюрократическим) аппаратом, а отдавать себя людям, пастве. Когда рукополагают священника, его трижды обводят вокруг престола. Это обряд, который нам знаком из таинства Венчания – молодых трижды обводят вокруг аналоя с крестом. То же самое происходит и во время рукоположения священника: он «венчается» со своей паствой. И святитель Николай настолько сросся с жизнью своей паствы, что всего себя тратил на то, чтобы устраивать дела людей.
Мы знаем историю, как человек, которому самому нечего было есть и нечем было кормить своих дочерей, стыдился просить милостыню, потому что некогда он был богатым, из знатного рода. И святой Николай знал об этом, знал, как тяжело человеку, привыкшему к роскошной жизни, просить, унижаться, склонять голову, и поэтому бросил этому человеку деньги в окно для того, чтобы он мог выдать дочерей замуж и как-то устроить свою жизнь. Этот жизненный эпизод, который имел место быть, потом лег в основу мифического образа, который в нашей современной культуре обратился в фигуру Санта Клауса (Санта Клаус – это и значит «святой Николай»). Человек жил в IV веке, делал добро, и со временем его так полюбила европейская культура, что он даже превратился в «сказку», но, несмотря на это, остался христианским святым, которому молятся люди и получают реальную помощь.
Другое качество святителя, которое меня поразило, – это чуткость к правде, справедливости. Например, когда он защищает чиновников, которых оклеветали. Есть картина русского художника, который изображает Николая, явившегося в момент казни этих людей (а в Византийской империи казнили жестоко, кроваво, там была «квалифицированная» казнь). Двое бывших вельмож стоят на коленях, палач заносит над ними меч, и святитель Николай хватается за этот меч.
Какая удивительная находка художника: человек голой рукой хватается за лезвие остро заточенного меча, раня себя, самому себе давая окровавиться, но защищая свою паству, людей, которые верят ему. Эта чуткость к правде, людям, которые тебе доверяют – вот, что сделало святителя Николая таким человеком, которого запомнили современники, даже не зная его текстов и проповедей. Облик доброты и правды отпечатался в веках, и поэтому святой Николай так близок нам, русским людям. Он не только дорог нам, но он повлиял на нашу культуру. И очень хорошо, что мы не забыли этого святого ради того, чтобы нести знамя правды и доброты дальше и передавать его нашим потомкам.
Записала:
Мария Матуленко
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.