Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (965) → Архимандрит Савва (Мажуко): Памятка самоубийцы

Архимандрит Савва (Мажуко): Памятка самоубийцы

№20 (965) / 29 мая ‘18

Свет невечерний

– Друзья мои, у святителя Григория Богослова (а это самый авторитетный православный богослов) есть такое определение греха: «Грех – это хорошее дело, которое совершается не вовремя и некстати». Не вовремя и некстати...

Мы называем самоубийство грехом, ибо человек переходит реку смерти не вовремя и некстати. Это большая проблема современного человека, и очень много споров по этому поводу: как относиться к самоубийству, что это такое? Мы с вами видим даже некоторою «моду» на самоубийства, поскольку реальную цифру людей, сведших счеты с жизнью, найти очень сложно. Почему? Она испугает и бывалого человека. Мы все так носимся со здоровым образом жизни, здоровым питанием, переживаем за больных СПИДом, за дорожно-транспортные происшествия… Но если бы реальную цифру самоубийств озвучивали чаще, то, пожалуй, многие пришли бы в замешательство, поскольку все наши усилия сделать нашу жизнь комфортнее, избежать болезней, обезопасить себя и своих близких разбиваются об этот очевидный факт: кончают жизнь самоубийством в основном люди, находящиеся в цветущих годах, – чаще всего это мужчины с 19 до 50 лет. Представляете: с 19 до 50 лет! Причем кончают жизнь самоубийством чаще всего в полдень (такова статистика), то есть в самый пик расцвета бытия, торжества жизни. При этом большая часть самоубийств приходится на весну, когда вся природа оживает, солнце играет, радуется все живое. Почему так, откуда этот протест? И почему именно здоровые, трудоспособные люди, которые могли бы кого-то осчастливить, сводят свои счеты с жизнью? В чем здесь дело?

Я дам очень простой ответ: причина всему безбожие. Просто безбожие, потому что человек, который живет без Бога, ни перед кем не предстоит, никому не подотчетен, и он делает с собой и своей жизнью все, что ему заблагорассудится. А Закон Божий учит нас, что мы в ответе за наших близких: наших родителей, родных, детей (пусть даже еще не родившихся), за наш род, за нашу страну, даже за Бога, если хотите, – перед Ним мы предстоим, Ему отвечаем. Но, конечно, для человека не верующего в Бога, это не аргумент, и это, может быть, даже правильно, ибо в нашей культуре в разговорах о самоубийцах акцент даже немного смещен в сторону некоторой религиозной окрашенности.

Мы говорим, что самоубийство – это страшный грех, непрощенный, ибо это последний грех. Мы говорим, что самоубийц в Церкви не отпевают, их нельзя поминать, даже (по некоторым уставам) нельзя ставить крест на могиле самоубийцы. Но нам возражают, говорят: «Как же быть с солдатами, которые идут на смерть, бросаются на дзот, чтобы прикрыть своей грудью близких, погибают, чтобы спасти других, – это же своего рода самоубийство? А как же эпизоды мученичества святых, подвижниц, которые выбрасывались из окна, например, в Северной Африке, когда варвары захватывали города, брали штурмом женские монастыри, издевались над сестрами, и чтобы избежать бесчестия многие сестры кончали жизнь самоубийством – разве это не самоубийство? А что, даже ваш Бог, говорят некоторые совопросники, Христос, Он же добровольно предал Себя в руки убийц – это разве не самоубийство?».

Конечно, любую мысль можно довести до абсурда. Самоубийца, грешник – это человек, который сводит счеты с жизнью не чтобы помочь близкому человеку, не ради других (а именно так страдали люди, которые шли на смерть, подрывали себя ради близких, Родины, в конце концов, даже ради идеи). Самоубийство, которое осуждается самой Церковью, – это, скорее, каприз.

Конечно, когда верующие говорят, что самоубийство – неотпущенный, последний грех, который невозможно замолить, и человек автоматически попадает в ад, они не правы: мы просто не знаем, что происходит с этим человеком, попадает ли он в рай или ад, ведь все это тайна души, все в руках Божиих – мы не знаем, как Господь распорядится этой душой, утешит ли ее, примет, не знаем, с какими мыслями человек кончал с собой, но есть определенные моменты, которые нам следует учитывать. Поскольку понятие самоубийства – самое противоречивое, внутренне противоречивое, ибо нет человека самого по себе: тот, кто убивает себя, убивает свой род, убивает свой народ, по большому счету.

И если рисовать ад самоубийцы, то я бы его нарисовал так: человек, который наложил на себя руки из-за какой-то своей глупости, дури, каприза – и оказывается в вечности перед глазами своих предков, которые спрашивают его: «Зачем ты умер? Почему ты так поступил с нами, людьми, которые тратили свою жизнь ради тебя, чтобы ты вырос, получил образование, трудился, продолжил род, дальше послужил нашему роду, вырастил детей, сделал лучше жизнь в твоем государстве, в стране, о земельке нашей позаботился, о нашем саде, увидел наших внуков, правнуков, подержал на руках наших деток? Жить – это больно, но это очень интересно, и все самое интересное случается потом, впереди!».

И вот, друзья мои, неслучайно люди, которые переживали эту боль, заставлявшую пойти человека на этот страшный греховный шаг, иногда видели того, кто приходит за ними. Одна моя приятельница рассказывала, как она вешалась. Ее страшно изводил пьющий муж, он избивал ее, издевался над ней всю жизнь и в конце концов она решила положить этому конец сама. Это была женщина простая, прямая, правдивая, и когда муж в очередной раз пустил в ход кулаки и потом завалился спать пьяный, она ночью пододвинула стул к люстре, завязала веревку, забралась, накинула петлю на шею и, по старому русскому обычаю, перекрестилась… И она рассказывает: «Вот в этот момент я увидела в двери нашей комнаты чертенка: черный, лукавый, с жадными глазами смотрел на меня, будто ждал: вот-вот, сейчас, давай, отталкивай табуретку!». Она была женщина простая и просто скрутила кукиш и показала этому дьяволенку, сняла петлю с шеи и пошла спать. А на следующий день избила мужа вдребезги, и с тех пор он стал как шелковый, перестал пить и последний раз, когда их видели, помогал ей на даче.

Вот простой рецепт решения проблемы – сопротивляйтесь, друзья мои, надо бороться за свою жизнь: наши предки верят в нас, надеются на нас, на то, что мы продолжим род и они не напрасно жили и не напрасно умерли.

Записала:
Мария Матуленко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс