Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Александр, казалось бы, суеверие – безобидная вещь: человек сторонится черных кошек, стучит по дереву вроде бы ничего страшного в этом нет. Представляет ли суеверие реальную опасность для человека?
– Суеверие очень далеко ушло от черных кошек, плевков через плечо и всех прочих прабабушкиных атрибутов. Суеверие могло бы быть безобидным проявлением обычной человеческой глупости, если бы оно властно не вторгалось в сознание людей, считающих себя верующими: формируется целый пласт церковных суеверий, причем это не какие-то очевидные вещи, которые всегда вышучивали знатоки церковной жизни, как, например, не есть арбуз в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, – это все детские игры, это все песочница. Есть значительно более серьезные вещи.
Я участвовал в одной программе на телевидении, и звонит женщина, заливается слезами: «Моя мама не церковная, она не крестилась». И я думаю: «Господи, что же ты плачешь? Маму жалеешь, как она к Богу придет?». Но сквозь слезы я понимаю посыл, и наконец он звучит впрямую: «Сейчас мама моя умрет, и что – все ее грехи на меня перейдут?». Все с ног на голову. Какое тут милосердие, какое тут прощение, какое тут, в конце концов, христианство? Дичайшее, чудовищное невежество в сочетании с абсолютным эгоизмом!.. И вот это сплошь и рядом: «Мне подарили на женский праздник не 3 цветка, а 4 – я теперь умру?». Конечно, умрешь, куда ты денешься: все мы умрем рано или поздно, но как ты, будучи христианкой, так боишься малозначительных вещей?
Суеверие – это лень ума, подмена веры, нежелание самостоятельно мыслить, изучать Священное Писание, неумение выстраивать приоритеты в духовной жизни. Я думаю, что это, наряду с глупостью и ленью, одно из наиболее опаснейших проявлений (если не самое опасное), что происходит в современной духовной жизни большинства наших соотечественников.
Почва для суеверия – это невежество и неспособность самостоятельно мыслить и ставить на место незначительных вещей истинную веру?
– Чтобы истинная вера была, тебя должен коснуться Господь каким-то образом, и если ты в храме, значит, что-то уже в твоей жизни случилось. Но ты должен все время себя подпитывать соками богословия – ты должен знать Писание, жить ритмом богослужения.
Архимандрит Киприан (Керн) говорил, что всякое богословие черпается со дна Евхаристической Чаши. А когда человек зевнет, перекрестит рот: «Надо бы сходить причаститься», – ты вообще не понимаешь, о чем ты говоришь! Величайшее таинство совершается, Христос является, а ты приходишь, как в овощной магазин: «Вы мне полкило благодати дайте и полкило еще чего-нибудь, в нагрузку».
Я еду в такси от храма, меня таксист спрашивает: «А Вы имеете какое-то отношение к этой церкви?». Я говорю: «Да». – «А какое? Я не разбираюсь в этом». – «Я настоятель». – «Это все мне не очень понятно». Думаю: «Ну, сейчас начнется обычный разговор священника и зеваки». Но мне деться-то некуда, я в такси. И мы заговорили, и вдруг мой таксист показывает удивительные познания: «А в Книге пророка Даниила как говорится? А Второзаконие нам что говорит? А притча о сеятеле Спасителя?». Я говорю: «Ну, вы молодец». «А вы знаете, – говорит, – кто я по деноминации?». Я говорю: «Вы, скорее всего, протестант». – «Да, а как вы догадались?». Я говорю: «А Вы хорошо знаете Священное Писание». Наш позор: люди, десятилетиями ходящие в храм, очень часто не понимают смысла богослужения, не знают текстов Священного Писания.
«Господи, воззвах к Тебе, да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» – до сих пор думают: «Я крокодила перед Тобою». Вроде бы это все ушло в какое-то совершенно немыслимое прошлое. Ничего подобного не происходит. Спрашивает у меня одна раба Божия, можно ли читать апокрифические сказания. Я говорю: «А вы уже все Священное Писание знаете?». – «Ну, я кусками читаю, большую часть знаю». Совершенное непонимание, как надо выстраивать приоритеты, что Новый Завет для нас имеет, безусловно, большее значение, чем Ветхий Завет, что в Новом Завете Евангельские тексты значительнее, чем апостольские, что мы жить должны, в конце концов, Евангельскими текстами, а не выискивать какие-то совершенные несусветности.
Причем порой даже очень искренне эти несусветности спрашиваются: «Зачем Господь воскресил Лазаря Четверодневного, ведь ему потом второй раз пришлось умирать?». Только в очень искаженном, в пустосвятном, пустомысленном сознании этот вопрос возникает. Почему вас интересуют вещи, которые никакого значения в вашей личной истории спасения не имеют? Вам просто нечем заняться, друзья мои. И вот начинается: «А почему вот это так...». Вы верите в милосердие Божие? Вы думаете, Господь над Лазарем Четверодневным эксперименты проводил? Или Он просто хотел всем показать, что Он способен на чудо? Так Он за время Своего служения многих исцелил, нескольких человек воскресил. Ему не нужно власть показывать, тем паче, что через кратчайшее время Он войдет в Иерусалим, где Его арестуют и впоследствии казнят. Какой смысл был в демонстрации власти?
Надо задавать себе эти вопросы. Нет, мы не хотим задавать себе вопросы, нам нужны готовые, желательно очень примитивные и четкие, решения: в среду иду в храм, в четверг ем мясо, в пятницу не ем – и спасаюсь. И, кроме всего прочего, очень хочется прикоснуться к тайному знанию: не устраивает то, что в христианстве все открыто и все проповедуется на кровлях, как Спаситель говорил – нет, будем апокрифы изучать, еще какие-то секретные тексты искать. Да нет их.
Как оградить себя от суеверий?
– Надо думать головой, не надо следовать совершенно возмутительному принципу, который в церковных кругах нередко называют ОБС – «одна бабка сказала». Вот я слежу за публичной судьбой многих очень известных, даже знаменитых, маститых современных русских священников, слушаю их проповеди четвертьвековой давности, смотрю на их фотографии – это люди с горением в сердце, люди, которые хотели складывать Евхаристическую общину, создавать подлинную христианскую общность вокруг Чаши Христовой. И смотрю на них сейчас.
С ними не произошло никакого выгорания. Выгорание – это вообще какой-то псевдопсихологический термин: если священник любит свое дело, если он призван к священству, он никогда не выгорит, хотя ему может быть очень тяжело. Но в этих людях я вижу следующее: ужасное утомление. От чего? Они – о Христе, о стремлении к горнему, а им – «что можно есть? а если я капусту маслом полила, это у меня Великий пост прервался или нет?». Да для вас он не прервется, ибо он для вас и не начинался!
Начало Великого поста... Возьмите какое-нибудь Послание апостола, например, то, которое читается во время Соборования – таинства Елеосвящения: «Духа не угашайте, малодушествующих поддерживайте, всегда радуйтесь...». Да где там! Такое ощущение, что это говорится совершенно другим людям, а мы продолжаем свои «бубнилки»: «А вот он меня помазал потщательнее», «А вот если левую руку мне не помазал, значит, это все недействительно?». Это совершенно ветхозаветный подход: выполни 365 предписаний – и попадешь в Царство Небесное. Но христианская жизнь – не квест, не детская игра с бросанием костей. Это очень серьезное предприятие, на которое надо настраиваться.
Так вот, избавление от суеверий – через думание, через знакомство со Священным Писанием. Позор, что мы не знаем Писания. Спрашиваешь человека: «Вы Деяния апостолов читали?» – «Это, – говорит, – Иова?». Как сказать? Нет, не Иова. И главное, что не стыдятся люди невежества: «Ну когда? Мы же работаем...».
Слушайте, когда вы меняете одну работу на другую и она чем-то отличается от предшествующей, вы изучите все необходимое, чтобы на новой работе соответствовать ожиданиям работодателя. Просто потому, что это вам нужно: тут же серьезное дело – зарплата, дети, деньги. А это – так, пойти на службу, постоять, лоб перекрестить, свечи передать, даже причаститься.
И вот из раза в раз одно и то же – изнурительно одно и то же на Исповеди, ибо нет никакого покаяния. Покаяние и самопознание усилием берутся, – а нет желания самопознания, оно подменяется набором привычных ритуальных действий: пошел, перекрестился, постоял… С чувством глубочайшего самоудовлетворения, внутреннего настроя о личной праведности выйти из храма и опять начать жить совершенно прежней жизнью, никак не стыкующейся с тем, что сейчас было в храме.
Почему грех – гадание?
– Как всякое неполезное заглядывание за край, желание узнать свое будущее. А что полезного в том, чтобы знать свое будущее? Почему мы все время осуществляем манипуляции с прошлым, видоизменяя свою историю, называя одних героями, других подлецами, или, наоборот, лезем в будущее?
Это только из-за того, что мы не способны и не хотим жить настоящим, которое нам кажется серым, скучным, беспробудным – «в нем нет ничего интересного!». Прошлое к нам не относится, но мы будем с пеной у рта обсуждать, хороший Сталин или плохой, как если бы мы были в его компании и его грехи к нам относились, равно как и его достижения. Или будущее: а что со мной будет за этим поворотом? А чем мне надо заниматься? А как? И ты совершенно не понимаешь, что то, чем тебе надо будет в будущем заниматься, полностью определяется тем, какую жизнь ты ведешь сейчас – мы должны сделать акцент на «сейчас». Апостол Иаков говорит: вера без дел мертва. Апостол Павел говорит: оправдаетесь верой. А мы подменяем веру совершенно тщетным желанием воздействовать на то, что вне нашей руки: на прошлое или будущее.
Опять же, уход от ответственности за свою духовную жизнь?
– Это духовная наркомания: тебе кажется, что тебя захватывает или обаяние прошлого, или возможность через какие-то секретные способы что-то узнать... Сколько сотен раз я слышал одно и то же: «Вот есть такой человек, это человек православный. Вы не думайте, у него дома иконы, свечи, но я вот ходил к нему, и он мне сказал, что мне не надо этим заниматься». Этот сказал: не надо тем-то заниматься, батюшка сказал: не надо этого делать, – это перекладывание ответственности на чужие плечи. А потом этому же батюшке «прилетит»: «Батюшка мне сказал не идти на работу в троллейбусный парк – я и не пошла, а теперь меня и в трамвайный не берут». Кто виноват? Естественно, батюшка.
Нормальные священники и из соображений элементарного здравого смысла, и из соображений нежелания воздействовать на волю человека никогда не скажут: делай так или иначе (в обыденных вещах). Тем более что, как правило, человек совершенно стропотный вот в таких ситуациях: «Благословите поехать в Святую Землю на Страстной неделе». Говоришь: «Ну какая там Страстная неделя, зачем куда-то ехать? Вот храм, побудьте, помолитесь, вы время на перемещение убьете. Потом съездите». – «Я уже билеты купила». Тогда о чем мы говорим?..
Каково здоровое отношение к сновидениям?
– Здоровое отношение к сновидениям, особенно когда людям представляется, что они видят нечто духовное, изложено в старых отечниках – сборниках древних повествований о жизни разных святых отцов. Один из таких отечников говорит: «Если тебе придет во сне сновидение, что ты видишь Христа, лучше подумай, что ты увидел демона. Это будет меньший грех, чем когда ты увидишь в образе Христа демона и примешь его за Христа, то есть пропустишь подлинное явление Христа, которое тебе явилось в тонком сне».
Мы должны к разного рода снам относиться скептически, с недоверием и без восторженности, очень и очень сдержанно. И вот эта экзальтация: «Ой, мне явилась Богородица!». В зеркало посмотрите на себя: кто ты такой, чтобы тебе явилась Богородица? Преподобный Серафим Саровский совершал удивительные подвиги – и не сподоблялся каждодневного видения Божией Матери. Преподобному Сергию Радонежскому Она являлась, но все же какое-то понятное число раз. А тут люди чуть ли не каждодневно... Как только программу «Спокойной ночи, малыши» посмотрели, спать легли – и тут же им и святые ангелы Божии, и весь сонм угодников, и святые Минеи дня. Это что такое? Это духовное нездоровье, которое именуется прелестью.
Сегодня у нас такой прямой разговор... Очень хорошо припоминаю, как в своих воспоминаниях митрополит Антоний (Храповицкий), один из основателей Русской Зарубежной Церкви, рассказывает, как какая-то дама ему докучала, говоря: «Мне всю ночь снились головы в шляпах. Как Вы думаете, это к чему?». Он отвечает: «Я думаю, к расстройству желудка».
Видите, слишком серьезное отношение к собственной персоне: «Моя молитва!». Ты это серьезно? То, что мы делаем, лишь приступ, попытка молитвы. «Я вымаливаю свою дочь!». Ага, вымаливаешь ты свою дочь... Вы на кухне орете друг на друга, кто посуду не помыл, потом расходитесь в свои комнаты, ты встаешь к иконочке, затепливаешь лампадочку и вымаливаешь свою дочь, а помимо нее еще и весь мир. Слава Тебе, Господи!
Это несерьезно. Это игра в духовность, и это абсолютно комичное, чрезмерно серьезное отношение к самому себе. Улыбнись, пошути над собой, не будь таким надуто серьезным. Сам Мюнхгаузен говорил: «Самые глупые и подлые вещи делаются с очень серьезным выражением лица».
Если человек узнал себя в Вашем рассказе, что ему следует делать?
– Не обижаться на меня, а попробовать провести самодиагностику.
Почему нельзя верить астрологическим прогнозам, гаданиям, приметам, если вдруг они даже сбываются?
– Дьявол обладает частичным предведением. Это общеизвестно. На чем строится это его частичное знание о человеке? Дьявол знает дурную сторону человеческой натуры, знает наши грехи, ведь он их всевает, он знает наши слабости и наши немощи. И он прогнозирует на основании немощей, как мы себя будем вести. И во всяких таких прогнозах и предсказаниях есть какая-то частичная доля действительности, но она очень густо замешена с ложью и откровенным враньем, чтобы человека в конечном итоге привести к отчаянию и чтобы он совершил неверный поступок.
Что касается астрологических прогнозов… Возьмите всех людей, допустим, 1954 года рождения. Среди них много найдется тех, у кого рост 185 см, – значит, у них уже есть что-то общее. Возьмите людей, рожденных в августе, – у них обязательно найдется что-нибудь общее, в том числе и в чертах характера. И это совершенно никак не связано ни с какими зодиакальными знаками и прочими внешними атрибутами, только с общностью людей и с их единым происхождением от Адама и Евы. Все мы в этом смысле носители одних и тех же качеств – у кого-то они проявлены больше, у кого-то меньше. Надо за собой просто следить, и тогда поймешь, что не для знака зодиака Рак сегодня хорошее время принимать важные управленческие решения, а просто всегда надо трудиться, а не только по четвергам, когда прогноз об этом говорит. И очень плохо, когда православный христианин для себя не считает зазорным хоть одним глазком открыть какую-нибудь газетенку, где на последней странице очередной самозваный великий астролог пишет чушь о том, кому и куда лучше сегодня вложить деньги.
Есть такое явление, когда инструменты спасения – церковные таинства, молитвы – превращаются в суеверия: молитва становится «вычитыванием», детей причащают, чтобы они не болели. Как с этим бороться?
– Очень страшно бывает, когда мама несет ребенка причащать и у Чаши ребенку говорит: «Сейчас тебе сладенькое дадут». Какое еще «сладенькое»? Кровь Христову, Тело Христово! О чем ты говоришь, безумный человек?
Крестят, чтобы здоровенький был. У меня в практике была ситуация, когда приходят родители и говорят: «Нам надо крестить, батюшка, но мы ни на какие собеседования ходить не будем, не надо нам ничего рассказывать, Вы нам просто ребенка окрестите, потому что бабушка сказала, что она с некрещеным сидеть не будет». Ну, это совсем какая-то дремучая архаика, какое-то Зазеркалье, «Алиса в Стране чудес». И я думаю, что на самом деле нет греха в том, чтобы отказать на этом основании в Крещении. Вы разберитесь, что будет происходить в таинстве. В этом случае бабушки вашей номер 10-й, и ее сантименты по этому поводу никак не должны священника интересовать. И вот эти ахи и охи: «Ну как же, Вы должны, это же хорошее дело»... Хорошее дело хорошо в хороших обстоятельствах, оно не само по себе имеет ценность.
У нас в конце 80-х годов зараз по 100 человек крестили в храме, и каждый день огромный приток людей был. А где они все, эти люди? Они продолжают себя во всех социологических опросах значить православными, а сколько процентов москвичей приходит на Пасху в храмы? Слава Богу, этот процент не падает, но он значительно меньше числа тех, кто был в свое время крещен на гребне популярности Крещения. Поэтому люди, которые желают жить церковной жизнью и не хотят относиться к Церкви как к духовному супермаркету, «месту оказания ритуальных услуг», должны понять, что не Церковь нам должна, а мы очень много должны Христу переменой жизни, сознательностью. Сознательностью – это «со знанием»: Христос сказал в Евангелии, и ты знаешь, что Он сказал, и со-знаешь – это знание становится и твоим, и ты начинаешь жить ритмом, темпом и сутью церковной жизни.
И вот эти глупые улыбочки: «Ну, мы же это не знаем». А почему вы этого не знаете? Почему вы не даете себе труда? Вы отдаете своих детей учить китайский язык, вы хвалитесь тем, что он у вас, кроме английского, в 4 года уже начал заниматься французским, а сами ленитесь молитву «Отче наш» для себя с церковнославянского перевести на русский и понять, что она значит. «Мы же не очень в этом…». Не очень? Давайте будем вместе разбираться, здесь нет никакой надменности, Церковь – для людей. Но если вы приходите, как в супермаркет: «Давайте нас обслуживайте, мы сейчас 500 рублей на тарелку бросим – и вы на 500 рублей, уж будьте любезны, предоставьте нам соответствующие услуги, а то мы найдем на вас управу», – это совершенно советское отношение в каком-нибудь магазине «Бухарест», где выкинули дефицит – ботинки.
Как суеверия делают человека несвободным? И как вера освобождает человека?
– Суеверия – это зависимость от незначительных вещей, уводящих тебя от сути событий. Ты не хочешь производить над собой работу, ты не хочешь всерьез погружаться в очень обязывающий пласт Евангельской жизни – тебя устраивает по краям. А по краям как раз вся пена: а что будет, если я поступлю вот так, если я это не съем, а там не оденусь, а правда ли можно зеленое платье надевать, а не красное? Масса нелепых, незначительных вопросов!
И вся жизнь проходит в обсуждении нелепых и незначительных вещей. А что происходит с человеком? Будучи задуманным и сотворенным по образу и подобию Божию, он сам становится нелепым и незначительным человеком. И что ему тогда остается? Восхищаться олимпийскими победами, которые другие люди совершали. В замечательном фильме «Покровские ворота» есть момент: одни завоевывают кубки, а другие гравируют на них имена победителей. Вот мы не должны быть теми, кто гравирует имена победителей. Мы должны сами завоевывать кубки. И наш главнейший кубок – это подлинное участие в жизни Церкви и движение по дороге спасения.
Скажите, как связаны между собой суеверие и суетливость в жизни?
– И то, и другое – пустодействие. Суетливость (вечная боязнь опоздать, когда ты ничего не успеваешь) чаще всего свидетельствует о том, что ты не можешь организовать свое время. Суеверие – когда ты фиксируешь свое внимание на малозначительных вещах; это значит, что ты не можешь организовать свое сердце и свой ум. И то, и другое имеет общую природу, и то, и другое надо бросать, пересматривать и вглядываться в главное.
«Всматривайтесь в обстоятельства времени, – говорит один святой угодник Божий, – ищите Того, Кто выше времени».
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.