Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (958) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 92

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 92

№13 (958) / 1 апреля ‘18

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857)–№11 (860), №16 (865) 2016–№5 (902) 2017, №7 (904)–№29 (926), №33 (930)–№48 (945) 2017, №1 (946)–№12 (957) 2018

– Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 92-м псалме, имеющем преднаписание: в день предсубботный, внегда населися земля, хвала песни Давиду, 92. Пророчество это составлено псалмопевцем Давидом в похвалу Христу. Предсубботный день имеет огромное значение в днях творения – в него Господь сотворил человека, и человек стал заселять землю. Поэтому неслучайно в предсубботный день Псалмопевец пророчествует, что Господь пострадает, будет новая земля, которую заселят христиане, и все перейдет в вечность. Господь пострадал в пятницу. И Господь Своею смертью упразднил смерть человеческую. Глубочайший духовный смысл открывается перед нами, ведь Псалмопевец за много лет пророчествует о Христе, о пути, Господом проделанном, и Промысле, который Господь вложил в спасение всего рода человеческого.

«Господь воцарися, в лепоту облечеся: облечеся Господь в силу и препоясася: ибо утверди вселенную, яже не подвижится». Господь воцарися где? Господь – Царь славы, Он воцарился на земле, вместо царства, которое было до Пришествия Его, – царства сатаны, ибо зло процветало на земле, и не было правды на ней, были совершенно дикие отношения людей. Это приводило к тому, что земля заканчивала свое существование. И должна была быть новая жизнь, новое царство, должны были произойти серьезные перемены. И вот Господь пришел и воцарился. Его воцарение наступило после того, как Он воплотился от Пресвятой Богородицы.

«Облечеся Господь в силу и препоясася». А когда Он облекся в силу и препоясался? Когда уже Дух Святой стал действовать на земле, когда была основана Церковь Христова, когда Господь Воскрес, – тогда Он препоясался, то есть дал силу человеку преодолевать грех и беззаконие, уничтожавшие землю. «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится» – Господь утверждает этот мир. Земля действительно прекращала свое существование из-за царившего на ней беззакония. И сегодня она живет потому, что еще есть святость и праведность, еще есть стремление человека к борьбе с грехом, к преодолению страстей. Наверное, поэтому Господь еще дает возможность жизни жительствовать на земле. Но когда прекратится святость, когда уйдет высота духовной жизни с этой земли, то и земля перестанет существовать. Когда Господь воцарился, Он дал новое утверждение земле, дал новую жизнь, Он утвердил жизнь на земле Своим Пришествием, ибо земля обновилась, обновились и вся природа, и естество человеческое, ведь человек стал рождаться от воды и Духа в новом царстве и для нового Царства.

«Готов Престол Твой оттоле: от века Ты еси». Престол Божий, конечно, готов – он был готов еще тогда, когда Господь только творил человека, то есть когда был сильнейший замысел у Бога о человеке. Он знал, что человек рано или поздно отойдет от Него, что будет служить злу больше, чем своему Господу. Первые деления начались уже с первых времен: все человечество стало делиться на сынов Божиих и на сынов человеческих. Одни стремились служить Богу, другие – самим себе и своему материальному благосостоянию. От этого и Вавилонская башня, от этого Господь разрушает человеческие замыслы, которые противопоставляются Богу.

Человек хотел доказать Богу, что он и без Бога может что-то сделать. И сейчас очень многое не получается, разрушается, хотя все рассчитано, казалось бы, до мелкой детали – мы знаем, насколько высокоточные и качественные создаются ракеты, чтобы запускать спутники в небо, но то ракета не может вынести этот спутник на орбиту, то спутник не может встать в нужное место и сходит с орбиты, заданной этому спутнику. Казалось бы, все сделано, все рассчитано, затрачена масса сил, – но человеку постоянно показывается, что ежели ты и можешь проникнуть в какую-то великую тайну и чего-то достичь, то, опять-таки, лишь потому, что тебе Господь это дал. А если Господь тебе не даст, то ничего не получится: Господь Своим Промыслом все создает и предвидит. Поэтому Он творит человека особенным – по образу и подобию Своему.

Почему столько вкладывается в человека? Чтобы было возможным спасти его, исправить то, что он натворит за века и поколения. Господь не создает человека творением, чуждым Божественной славы, царского достоинства, но творит именно таким, какого Он может впоследствии воспринять Своим Божеством, поэтому Он и принимает на Себя образ человеческий, принимает плоть человеческую, обожествляет ее Своим Вознесением на Небо. Это стало возможным, ведь Господь видел падение человека, видел, что необходимо будет ему помочь, явить такую любовь, которая поможет человеку выйти из трудной ситуации. Поэтому Господь и создает человека по образу Своему и подобию, дивно и очень промыслительно. И, насколько мы можем увидеть, в этом заключается благость Господня.

«Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя». Под реками подразумевается благодать Духа Святого, которая дает жизнь Церкви, человеку, помогает ему преодолевать испытания, трудности и грехи. Гласами рек Духа Святого являются святые апостолы, которые проповедовали по всей вселенной.

Далее Псалмопевец говорит: «Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих». Сотрениями называют русла – от русла реки получают свое направление, а некий путь, по которому пойдут христиане, они получили от святых апостолов: именно они задали определенный тон служения человека, показали, как нужно служить Господу, открыли Учение Христово. И люди во всем обилии и многообразии пошли за Господом именно по пути, открытому святыми апостолами через то учение, которое они проповедовали. Апостолы расходились во все концы Вселенной, чтобы научить людей, чтобы им открыть подвиг Господа, чтобы благодать Духа Святого наполнила человека. Когда благодать Святого Духа наполняет человека, он может стремиться к святости и преодолевать греховные испытания.

«Дивны высоты морския: дивен в высоких Господь». Дивной называется та премудрость, которую люди получили. Пучины морския – это огромный бескрайний водоем. После апостольской проповеди появилось огромное количество верующих во Христа, они получили премудрость и возможность рассуждать о Господе, стремиться к высшей духовной жизни. Здесь Псалмопевец говорит, что ежели люди получили такую премудрость, в каких же высотах тогда пребывает Господь?

«Свидения Твоя уверишася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Свидения – это свидетельства пророков о Пришествии Христовом. Действительно, было открыто домостроительство нашего спасения – Господь через пророков открывает великую тайну и глубину той работы, которую Он проделал, чтобы человек увидел спасение, приблизился к нему. «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Здесь Псалмопевец говорит о храме Божием, которому подобает святость: храм пребывает в святости, ибо это дом Господень. Храмы наполнены определенным убранством, они имеют единственное предназначение – в них совершается богослужение. Все другое запрещено в храме Божием, ибо дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний. Чистота и святость присущи храму Божиему. Молитва совершается тоже в храме Божием – особая сугубая молитва, Божественная литургия, Бескровная Жертва приносится в храме Божием: храм – самое святое, самое чистое место на земле, где мы можем достойно приносить свои молитвы.

Но в то же время к святости и чистоте Господь призывает и нас, ведь храмом Божиим называется и тело человеческое. Апостол Павел говорит: Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии – и мы должны в жизни своей стремиться к святости, получать ее и противостоять всякому греху и беззаконию.

Очень небольшой псалом, но глубокий, открывающий нам великую тайну! Псалмопевец еще задолго до Пришествия Христа на землю пророчествует о Нем, говорит о великой премудрости, которую Господь вкладывает в человека и в землю, о великом Промысле Господа. Господь заботится, чтобы земля не погибла, чтобы человек долго мог жить на ней и прославлять Бога и наслаждаться великой красотой и миром, что Господь подарил ему: Он всегда заботился о человеке, так премудро его создавал, но уже во время творения понимал, что человек не устоит, что ему необходима помощь, поддержка, и не только поддержка, но и сильное вмешательство, чтобы спасти человека: без Него невозможно было бы совершить изменение, исправление, которое Господь принес Своим Пришествием через Свое страдание, крестную смерть, Воскресение и Вознесение.

Очень подробно расписывает этапы Пришествия Христа Спасителя на землю Псалмопевец Давид: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» – Он облекается в красоту и воцаряется через Свое Воплощение от Пресвятой Богородицы. Конечно, Господь обретает огромную силу и дает обновление миру после Своего Воскресения, ниспосылает благодать Святого Духа – она оживляет землю, дает человеку возможность преобразиться, наполниться и процвести – стать духовно красивым, нравственно красивым. Мы знаем, как особенно жили первые христиане – как они бегали всего языческого (от жертв языческих до странных для них обычаев), стремились только к святости, не искали никакого материального благосостояния, не искали удовольствий, хотя мир был переполнен такими возможностями. Можно было наглядно видеть, как мир изменяется, как приобретает совершенно другие отношения.

Мы называем этот мир цивилизованным, потому что здесь есть место каждому человеку: у того, кто заблудился, есть возможность исправиться, тот, кто беден, вручается в попечение богатому. Появляются социальные программы, возможности увидеть любовь от другого человека, – об этом заповедал Господь. Это начинает исполняться в жизни. Мир, конечно, преобразуется, жизнь человека и сам он поднимаются на более высокую ступень, и какого бы он ни был положения, к нему относятся, учитывая его достоинство, то, что и в нем есть образ и подобие Божие. Это, конечно, великая тайна.

И не может не поражать в этом псалме сугубое откровение Псалмопевца, почему человек создается именно по образу и подобию Божию, почему в нем столько прекрасного, удивительного, замечательного – от внешнего до внутреннего его состояния: Господь делает для Себя возможным прийти на Небо. Он не мог прийти в другом каком-то образе – Господь не может войти во что-то недостойное, омрачить или как-то осквернить Свою Божественную сущность. Но Он принимает лик, образ человеческий, Он в виде Человека приходит на землю.

Когда рождается младенец, мы видим, насколько он прекрасен, удивителен, красив – его всегда хочется взять на руки, обнять, прижать, облобызать: красивее, чище, нежнее и светлее ребенка ничего нет на земле, мы понимаем, что это действительно Божие создание. А потом мы видим, как человек развивается… Если он живет добродетельной жизнью, наполняет жизнь свою праведностью, то мы видим и красоту, и чистоту, невзирая на старость, которую он принимает. Такой человек всегда приятен в общении, от него всегда слышишь мудрые слова, и не хочется отходить от него – как не могли ученики отходить от старцев, напитываясь духовной мудрости и учась от них добродетельной жизни.

Но из ребенка может вырасти человек, который будет уподобляться врагу рода человеческого в своих действиях, в жизни. Он будет иметь ненависть ко всему, что окружает его, ненавидеть близких и сам источать зло. С таким человеком очень тяжело общаться. И многие не хотят общаться с такими, уходят от них, зная, что кроме злобы от них ничего не получишь.

Господь создает человека удивительным, высоким и тем самым дает Себе возможность однажды пожертвовать Своим высочайшим на земле достоинством и опуститься до творения Своего, чтобы возвысить человека до Божественных обителей, о которых Он потом скажет: «У Отца Моего обителей много». Это удивительно, замечательно! Вот так Господь возлюбил этот мир. И эта любовь дальше превращается в Его крестные страдания, в Его Воскресение, Он обновляет жизнь. Но, опять-таки, Он обновляет жизнь не без участия человека. И лучшими представителями, или гласами реки Божией (как Он затем скажет: воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя) являются святые апостолы, ученики апостолов, святители Церкви Христовой, которые по сей день проповедуют слово Божественной истины, наполняя людей великой Божественной премудростью. Эти проповеди дают человеку возможность увидеть путь, по которому он должен идти, который приведет в Царство Небесное.

«Дивны высоты морския»: множество людей получает эту премудрость и разум, поднимая себя до высот Неба, ведь в этом и заключается жизнь человека – познать премудрость Божию, Промысл Божий о человеке и стремиться идти путем, который открыли апостолы Христовы. И люди идут во всем своем многообразии, удивляясь: «Господи, сколько же Ты даешь нам, сколько Ты открываешь нам дивного! А сколько этого дивного и премудрого в Тебе!». Кто это может познать? Никто не может познать – мы только можем восхищаться, удивляться и благодарить Бога за Его великое милосердие к нам.

«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» – действительно, все святое совершается в храме Божием, и мы храним это место как место особого служения, как место очищения и возвышения человека до высот духовных и нравственных. Но в то же время так Псалмопевец подчеркивает и наше с вами, дорогие братья и сестры, стремление быть чистыми и святыми: каждый из нас приготовлен быть избранным сосудом для Духа Святого и домом, в котором пребывает Сам Господь, и мы вкушаем Тело и Кровь Христовы.

Но прежде почему есть необходимость в Исповеди? Мы очищаем себя, мы сначала должны стать чистыми, чтобы потом вошел в нас Господь и освятил нас Своим пребыванием. Вот такой высоты удостоился человек от момента творения, когда Господь помыслил о нем, чтобы спасти нас от нашего произвола, и сейчас Он стремится, чтобы мы были святы и чисты, чтобы были всегда достойны не только высокого звания, но и достойны, чтобы Сам Он пребывал в нас: если Господь будет пребывать с нами здесь, на земле, значит, Он и в вечности примет нас в Свои обители.

Удивительный псалом! И, конечно, когда мы молимся, мы всегда должны помнить эти слова, мы слышим их и на вечерних богослужениях, и когда читаем Псалтирь, для нас открывается глубочайший мир домостроительства спасения всего рода человеческого. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс