Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Этот выпуск передачи посвящен одной картине – полотну русского живописца первой половины XIX в. Андрея Ивановича Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм». Сейчас это произведение впервые представлено в экспозиции Третьяковской галереи.
Мы находимся в Государственной Третьяковской галерее, в том ее зале, где сейчас представлено полотно Андрея Ивановича Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм». Об этом полотне и в целом о творчестве русского живописца Андрея Иванова – наш рассказ.
Светлана Степановна Степанова, куратор выставки, доктор искусствоведения, научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX вв. Государственной Третьяковской галереи: – Эта картина никогда не покидала запасники Третьяковской галереи, поскольку довольно большое полотно находилось в плохом состоянии – это потребовало в наши дни серьезной реставрации, но его художественные качества, живописные достоинства заметно уступали ранним произведениям этого мастера, всегда украшавшим зал, посвященный Русской академической школе первой половины XIX в.
Андрей Иванович Иванов был ярким представителем этого периода в Русской школе. Он расписывал множество храмов в Петербурге, писал образа для так называемых «полковых» церквей, которых в ту пору в России строилось очень много, был профессором, преподавателем более 30 лет, воспитывавшим новое поколение живописцев. И среди них были два гения кисти – Карл Брюллов и Александр Иванов, его собственный сын.
Картина поступила в Третьяковскую галерею в 1968 г. Она была приобретена у вдовы известного детского нейрохирурга Андрея Андреевича Арендта Елизаветы Григорьевны. Картина при поступлении в Третьяковскую галерею получила название «Крещение князя Владимира в Корсуни». Под этим названием она фигурирует и во всех каталогах Третьяковской галереи, под этим же названием она попала в единственную наиболее полную монографию о художнике, которая была издана Софьей Владимировной Коровкевич в 1972 г. Относительно недавно встал вопрос о реставрации этой картины, и тогда все причастные к этому делу серьезно задумались о сюжете и – понятно, почему – решили, что это князь Владимир: есть священник высокого ранга, есть царствующая особа, его приближенные в каких-то условных средневековых воинских доспехах, есть какая-то группа людей… Все это позволило счесть, что перед нами сюжет с князем Владимиром, более того, в момент прозрения, когда священник, его крестивший, возложил на него руку, и князь Владимир, ослепший перед этим, прозрел.
Но мы видим, что достаточно драматический характер того, что изобразил Андрей Иванов, как-то мало соответствует праздничному настроению Крещения, ситуации радости от чудесного события – прозрения князя. Более того, здесь нет каких-то персонажей, которые сопровождали иконографию, связанную с Крещением князя Владимира. Я на тот момент попала в Милан. И в Кастелло Сфорцеско (замке Сфорца) мне на глаза попалась огромная хоругвь – шитая хоругвь XVIв. с изображением покровителя Милана Амвросия Медиоланского, и на полях этой хоругви сцены его жития. И вот одна из сцен показалась чем-то очень похожей на то, что изобразил Андрей Иванов на нашей картине. В свою очередь, сотрудники Русского музея указали нам на полотно Ивана Бельского – художника XVIII в., который написал на схожий сюжет композицию для Троицкого собора Александро-Невской лавры. И все это нас побудило признать, что перед нами сюжет не с князем Владимиром, а с Амвросием Медиоланским.
Святитель Амвросий Медиоланский – один из величайших отцов и учителей Церкви, борец с арианской ересью, проповедник, богослов и гимнограф. В Православии существует его иконные изображения – например, как на этой минейной иконе. Сюжет прещения императору Феодосию распространен в западноевропейском искусстве, наиболее известны полотна Рубенса и Ван Дейка.
Протоиерей Николай Балашов – заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: – Святитель Амвросий Медиоланский запрещает императору Феодосию, повинному в массовом кровопролитии при подавлении мятежа своих подданных, вход в христианский храм. Он говорит, что император прежде должен принести покаяние – слезами омыть сделанное им, и только после этого он сможет войти в церковь Христа Бога. Этот сюжет был избран для украшения храма, впоследствии сделавшегося храмом Российского императорского посольства в столице Китая, – интересный и многозначительный факт.
Светлана Степановна Степанова: – С сюжетом, казалось бы, все ясно. Реставраторы взялись за работу – она была очень сложной, продолжительной: полотно явно претерпело очень непростую судьбу. Были изломы, были перекосы живописи при предыдущей дублировке, не очень профессиональной, утраты живописного слоя…
Я в этот момент обратилась вновь к этой монографии и там нашлась ниточка, которая вывела нас на историю создания этой картины: вопрос, для чего это полотно было написано, оставался, тем более что оно подписное – там есть подпись и точная дата: Д.15 означает декабрь 15 числа 1829 года. Как правило, на образах, предназначенных для храмов, таких точных дат не ставили – иногда даже подписи художника не было. Но в том же каталоге, в той же монографии, тот же автор среди работ, выполненных для духовной миссии в Китае в Пекине, упоминает ряд сюжетов, и в том числе сюжет с Амвросием Медиоланским. (Окончание в следующем номере)
Записала:
Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.