Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №05 (950) → Архимандрит Савва (Мажуко): О священниках

Архимандрит Савва (Мажуко): О священниках

№05 (950) / 1 февраля ‘18

Свет невечерний

– У нас снова есть возможность поговорить о христианстве, о Церкви, разъяснить некоторые вопросы. И вот один из них – это статус священника в современном мире.

Посмотрите, как это необычно: мир меняется, ежедневно появляются новые технологии, сменяются моды, а священник по-прежнему носит хоругвь, ходит в рясе, в этом странном облачении. Почему так важно хранить эти обычаи? Почему люди подходят к священнику, просят благословения и целуют ему руку? Разве это не пережиток прошлого? Разве это не оскорбляет христианина, который общается с духовенством? Вот об этом мы сегодня с вами подробно поговорим.

Господь в Евангелии говорит: «А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель – Христос; все же вы братья. И отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, Который на небесах». И тем не менее мы видим, что в церковной традиции принято именовать священников и отцами, и батюшками, и наставниками, учителями. И, опять же, видим особые жесты отношения со священником. Иногда доходит до комических случаев. Когда люди простые спрашивают: «Батюшка, а можно ли вам говорить доброе утро, спасибо или только „спаси Господи, благословите!”».

Существует определенный этикет взаимоотношений со священником. Не противоречит ли это Писанию, да и просто здравому смыслу – эта некоторая косность, консервативность, поддерживающая, следующая церковной традиции, в которой живут священники, духовенство?

В Священном Писании священников называют еще и пастырями – пастырь, т.е. пастух. Есть люди, которые представляют собой Церковь – некоторую общину, и рядом с ними есть человек, который ведет их к Богу. Это очень важный момент: не к себе ведет, а ведет к Богу. Он пастырь, это не его стадо – он только служитель и несет особое служение. В Послании апостола Павла к Коринфянам говорится о множестве разных даров Духа Святого. Один из них – это служение священника: служение управления, наставления. И издревле, еще со времен апостольских эти люди выделяются, поскольку несут особое священническое служение, – люди, которые ничем не отличаются от простого человека. Чем же священник может отличаться? Не группой крови, не особым каким-то происхождением, не цветом волос – иногда даже образованием не блещут. Но тем не менее. Их служение – мистериальное, т.е. таинственное: священник – это совершитель таинств. Именно священник – правильно, законно рукоположенный – может совершать Литургию, крестить, венчать и совершать другие таинства. Прежде всего таинство Покаяния может совершать только такой священник, поскольку Господь Своим апостолам, как нам сообщает Евангелие, дал особую власть, особый дар отпускать грехи: «Кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком удержите, на том удержатся».

Каждый человек, каждый христианин получает дар Духа Святого – помазание, по лексике Священного Писания, – в таинстве Миропомазания, но священническое служение – особое, это особый дар Святого Духа, который сообщается через хиротонию, т.е. рукоположение. Каждый священник рукоположен епископом, и череда рукоположений, легитимности священнического дара, восходит по определенной цепочке, которую можно проследить из поколения в поколение: дар Духа Святого – со времени апостолов. Поэтому Церковь и называем Святой, Соборной и Апостольской.

Но мы храним предание святых апостолов. И апостол Павел в 5-й главе Первого Послания к Тимофею говорит: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении». Обратите внимание: он говорит, что паства, т.е. община церковная, никогда не была безглавой – должен быть в ней кто-то начальствующий, кто предстоит пред Богом, свидетельствует перед другими общинами о верности этой церковной общины Священному Преданию, Писанию, традиции и таинству Евхаристии.

Достойно начальствующий пресвитер – ему следует оказывать честь. Что значит оказывать честь? Вот здесь мы уже с вами попадаем в пространство культуры: честь оказывают по-разному. Иногда людей смущает то, что священника как-то особенно чтят в Церкви. В частности, жест благословения и целования рук. Священнику целуют руки после благословения, так принято, но что это за жест такой? В нашем современном культурном пространстве он как будто бы унижает человека, который руку целует. Но это был обычный жест почитания, воздаяния чести в античности – в те древние времена, когда проповедовали апостолы. И он сохранился до сих пор в Церкви.

Но мы должны правильно к этому относиться. Может быть, он устарел несколько, но мы должны видеть в этом момент почитания очень древний – культура и мода культурная менялись, а жест остался. И у апостола Павла, и в других посланиях часто встречаем упоминание, что священники получали деньги за свой труд, поскольку это был главный труд, основная их деятельность: они не могли себе позволить другой какой-то работы, это было нормально.

Кроме того, мы должны понимать, что все таинства или обряды, которые совершает священник, он совершает для своей общины – он не грабитель и не пастырь чужих овец. Вот эта подсказка – понимание, что священник есть пастырь своей общины, – должна нам разъяснить суть некоторых богослужебных жестов, которые встречаются в нашей жизни и подвергаются осмеянию светской прессы. Например, чин освящения машины или же квартиры. Обычно священника укоряют, что «разводят какие-то суеверия, магию». Но если это дело общины, это жест взаимоотношения с пастырем – например, вы прихожане какого-то храма и вы своего батюшку, с которым вы знакомы, приглашаете освятить вашу квартиру. В чем тут соль? Квартира нуждается в освящении через определенный обряд. Вот если нам размышлять в традиции апостолов, то освящение квартиры – это таинство гостеприимства.

Вы приглашаете своего пастыря, и вот своим гостеприимством, своим приветливым почитанием этого человека или же нескольких человек, вы тем самым воздаете честь достойно начальствующему пресвитеру. И освящает ваше жилище не просто какой-то определенный обряд, заклинание, а в этот момент гостеприимства. Апостол говорит, что некоторые, не зная, через гостеприимство приняли ангелов, – вот священник воспринимался как ангел, как вестник: он благовествовал, сообщал весть – Евангелие, о Христе. И если наши отношения внутри прихода, внутри общины таковы, что мы воспринимаем своего священника как благовестника, апостола, а сам священник несет свое служение достойно, вот тогда мы с вами и соприкасаемся с той настоящей семейной атмосферой, которая царила в первый апостольский христианский век.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс