Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №04 (949) → Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: Надо прийти к Богу и увидеть Его таким, каким Он пришел в наш мир, – кротким и смиренным

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: Надо прийти к Богу и увидеть Его таким, каким Он пришел в наш мир, – кротким и смиренным

№04 (949) / 16 января ‘18

Архипастырь

Владыка, Вы помните свое первое Рождество, отмечалось ли оно в Вашем детстве?

– Конечно, отмечалось, но насколько можно помнить свое первое Рождество, когда тебя буквально с пеленок приносят в храм, и потом ты в нем вырастаешь? Поэтому я не могу сказать о самом первом Рождестве, просто помню, что это всегда был очень душевный праздник. Слава Богу, у нас был очень добрый и глубокий священник, который когда-то крестил меня, потом венчал моих братьев, который действительно являлся духовным наставником не только нашей семьи, но и очень многих людей, к нему приезжавших из разных-разных мест. Тогда в Пермской епархии был 31 приход, и наш в ту пору был одним из сельских и достаточно труднодоступных. Но именно благодаря тому, что к нашему священнику приезжало очень много людей, приход был всегда живым. К нему очень любили ездить. Протоиерей Николай Рогозин до сих пор считается очень почитаемым на Урале человеком, к его могилке приходят люди, берут маслице. Для меня священник – это образ именно того первого старца, который был в моей жизни и сосредоточил в себе образ Церкви. Поэтому Рождество – это тоже он.

Рождество Христово – это еще и определенная надежда, определенное состояние, слава Богу, еще не потерянное. Чувство вдруг посещает людей, независимо от того, тяжелый ли, сложный был год. Как Вы думаете, почему, хотя мы, казалась бы, все уже знаем об истории этого праздника, его предание, наследие, каждый год мы как в первый раз приходим в храм и ждем каких-то чудес – даже взрослые люди?

– Христос всегда один и Тот же, и вчера, и сегодня, и завтра это один Бог – Спаситель нашего мира. Поэтому наше ощущение, когда мы приходим к Богу, не может быть затертым. Главный момент в жизни всегда тот, когда ты сейчас находишься перед Богом. А этот праздник является средоточием проникновения своего, маленького, человеческого в великое Божественное, которое, тем не менее, выражено в этом очень скромном и тихом явлении Христа народу Божию.

Во время Рождественской Божественной литургии, как и во время любой другой, мы собираемся вокруг Христа и стараемся встретить Его в своем сердце. Наверное, это главное, но есть в этом богослужении еще особый миссионерский аспект: в Рождественскую ночь в храмы приходят не только люди православного вероисповедания – люди приходят по разным причинам, с разными желаниями: кто-то просто полюбопытствовать, кто-то, как говорят, за компанию, с друзьями, кто-то еще по каким-то своим причинам. Что бы Вы сказали и тем, кто знает, зачем и к Кому он идет в эту ночь, и тем, кто приходит в храм, может быть, по каким-то своим причинам?

– Буквально сегодня я читал один служебный рапорт, где батюшка пишет, что в связи с тем-то и тем-то «захожан» стало несколько меньше – не прихожан, а «захожан». У нас действительно есть и прихожане, и «захожане» – совершенно разные люди. Все зависит от того, насколько ты готов прийти почувствовать Бога: не как Он принимает тебя, а как ты принимаешь Бога. Поэтому у человека очень часто возникает много всяких внешних символов. Если он пришел и вдруг оказался не с теми людьми или получил не ту встречу, которую ожидал, это может нанести ему очень болезненную рану, порой на многие и многие годы.

Мне представляется, что человек, приходя в храм Божий, должен доверять Богу. Если он идет туда с открытой душой, если не имеет в себе некие тайные испытательные мысли: «Что там может быть? Может ли там быть какое-то чудо? Может быть, я увижу там что-то сверх, что не могу видеть нигде?» – его может постигнуть разочарование. А человек, который доверяет Богу, может встретить Его даже неожиданно для себя, даже в огромной суете, которая может быть в любой праздник.

Например, я замечал по себе и могу сказать другим людям: придите в храм, когда там никого нет, даже нет богослужения, придите, когда храм почти пустой, и просто постойте перед иконами, помолитесь, – это совершенно иное чувство, когда никто тебе не мешает. Ты просто заходишь в храм и можешь побыть там один.

Вообще, мы сегодня страдаем от того, что у нас очень много суеты, и в этой суете мы не всегда осознаем себя. Человек должен находить время, чтобы побыть с самим собой, а у него этого времени нет. Если он по каким-то причинам остается один, то сразу начинает включать телефон, интернет. Есть те, кто боятся электронных карточек, но если люди хотя бы на одни сутки забудут о своих телефонах, ужас что начнется. Человек просто потеряется. Сегодня такая привязанность к телефону! Все через него… Наша отвлеченность от того, кем призван быть человек, сегодня очень сильно влияет на всю нашу жизнь. Мы привыкли видеть мир картинками рекламы, и как можно разочароваться в рекламе, так можем разочароваться и в том, что сами себе нарисовали. Поэтому для Бога просто надо открыть душу – и все.

Прежде чем мы встретим Рождество Христово, каждый из нас по силам совершает свой духовный подвиг поста, который приготовляет нас к этому удивительному торжеству. Но даже настроившихся на серьезный пост очень расхолаживает новогодняя суета, праздничные заботы увлекают и уносят достигнутую сосредоточенность: новогодний праздник связан с елками, подарками и совсем не связан с Рождеством как таковым, – это ведь тоже усугубляет проблему?

– Проблему много что может усугубить. Какие-то личные неприятности, болезни – свои или близких людей, сложности на работе, ведь живем мы не в самое экономически благополучное время. Безусловно, все эти сложности есть, но в то же время все зависит от того, что ты выбираешь в этой жизни. Если ты хочешь выбрать для себя этот праздник, то ты сосредоточиваешься именно на празднике. Если для тебя идет бесконечная череда праздников – День Конституции, День танкиста, Новый год, потом еще что-нибудь, то, конечно, внимание рассредоточивается.

В принципе, у каждого из нас всегда есть выбор: что лучше сделать? Если ты готовишься к празднику, то, пожалуйста, подготовься к нему – постарайся меньше суетиться. С другой стороны, новогодняя суета тоже создает праздничное настроение. Это совсем иное состояние, когда ты постился или готовился к этому 40 дней. Как сказал один человек, веселья у нас много, а радости мало. Если отбросить всякую ненужность, которая каждому из нас достаточно сильно мешает по жизни, то можно даже почувствовать радость. Рождество – это все-таки радость, и надо постараться открыть ему свое сердце.

Владыка, 100 лет назад Семья Царственных Страстотерпцев встретила свое последнее Рождество Христово. Уникальную экспозицию, посвященную этой теме, недавно открыл музей царского монастыря на Ганиной Яме. Вообще, в этом году было многое сделано, чтобы восстановить доброе имя Царя Страстотерпца, его верных слуг и близких – в частности, создан портал «Царская-семья.рф», где нет оценок историков, писателей, а есть прямая речь Святых Царственных Страстотерпцев. Какие результаты Вы хотели бы видеть от этого и других «царских» проектов?

– Как и всякий человек, воспитанный в советское время, в светской школе, я имел очень много различных предубеждений, особенно по отношению к царствованию Императора Николая Александровича. С течением времени, безусловно, начинаешь анализировать, получать больше информации. Для меня, особенно здесь, на Екатеринбургской кафедре, это одна из самых важнейших тем – и в этот год, и всегда. Эта тема заключается в том, чтобы показать некогда оболганного и забытого Царя таким, каким он был на самом деле: показать его семью, его отношение к жизни, к Родине, детям, супруге, армии, к международным делам. Сейчас много разных домыслов, и мы стараемся показать факты, только то, что есть.

Наш портал «Царская-семья.рф» прежде всего призван к тому, чтобы показать Царя именно как отца семейства, как мужа, как человека. Мы стараемся, чтобы люди узнали о нем не из придуманных произведений искусства, а из того, что было на самом деле. То есть наша задача заключается в том, чтобы наш народ узнал нашего Царя. В этом мы видим основную задачу и этого года, и вообще всего нашего пребывания здесь. Мы находимся здесь, у нашей русской голгофы, где должна была бы закончиться русская история, а на самом деле она неимоверным образом и Божественным Промыслом возрождается здесь и возвращается в нашу жизнь. И мы сегодня, как и раньше, ощущаем себя русскими людьми, принадлежащими нашей великой вере, нашему великому народу.

Многократно слышал, даже в церковных СМИ, что наступающий год – это год столетия убийства Царской Семьи. По факту это верно, а по сути я бы поспорил: и лично для меня, и для моих коллег на телеканале «Союз» это год столетия мученического подвига Святых Царственных Страстотерпцев. Какая из этих формулировок ближе Вам?

– Трагедия для нас заключается в том, что 100 лет назад рухнуло системное государство, рухнули очень многие устои. И произошло это тогда, когда народ наш отказался от Царя. Поэтому люди, которые испытывают от этого боль, в то же время не зная о Царе как государственном деятеле или как о христианине, могут иметь ложное представление. Поэтому многие из нас так болезненно к этому относится. Очень многое изменилось за XX век – для нас это вообще век огромных потрясений, а началось все именно с того, что народ предал Царя, оставил его фактически одного, наедине с испытаниями. Поэтому его подвиг является для нас как для народа большой трагедией.

А что касается убийства, то откройте церковный календарь: у нас тысячи имен мучеников, пострадавших за Христа. Мы же торжественно празднуем день святого великомученика Георгия Победоносца, день святой великомученицы Екатерины, день великомученицы Варвары – как назвать их уход из этой жизни в другую? Это ведь тоже было убиение, но ведь это был подвиг духа. Мученики являются основой нашей жизни, они дают нам семя веры, они его закладывают в жизнь церковного народа, и оно потом произрастает среди людей моего, вашего поколения, того, что будет жить после нас.

Так что на самом деле это подвиг, это праздник духа: они по-христиански выдержали все испытания, остались верными Богу и верными своей Родине. Недаром им служится особая служба, и у нас она всегда служится с большим вдохновением, потому что мы служим службу людям, превзошедшим человеческие силы, ставшим носителями самого главного подвига, который может осуществить на земле человек, – подвига мученического.

И еще о тонкостях формулировок. Мы с коллегами всегда стараемся говорить: «Рождество Христово» – в противовес известной позиции «елка, подарки, открыточки». Сейчас я хотел бы показать Вам очень интересную открытку, на которой написано «С сезонным праздником!». Вроде бы рождественская символика, но какая-то толерантность не позволила здесь даже упомянуть имя Христа. Вы встречаетесь с такими вещами, у Вас есть свои наблюдения?

– Мы все с вами сейчас встречаемся с этим. Сегодня во многих странах, чтобы никого не обидеть, поздравляют, например, с зимними праздниками. А если мы сейчас посмотрим на поздравления, которые есть в Москве, в Екатеринбурге, к сожалению, их намного меньше, когда людей поздравляют с Новым годом и Рождеством – и восклицательный знак: забываем добавлять слово «Христово Рождество». Поэтому если мы с вами, зрители телеканала «Союз», православные люди, хотим кого-то поздравить, не забывайте добавлять это слово, которое сегодня так незаметно-незаметно пытаются от нас с вами искусственно удалить: «С Новым годом и Рождеством Христовым!» – мы с вами празднуем Рождество именно Христа Спасителя, Его явление в этот мир.

Конечно, это есть, это данность нашей жизни. Но Господь призвал нас с вами пережить именно это время. Ничего, мы с Божией помощью переживем, только нужно быть именно носителями имени Христова. Не забывайте, что мы христиане. Если ты носишь крестик, необязательно демонстрировать его каждому встречному: если ты христианин, тебе дали крест при Крещении, носи его и не снимай, насколько это возможно. Были сложности и проблемы в армии, но сегодня их нет. Если ты христианин, не бойся перекреститься, когда проходишь или проезжаешь мимо храма. Если ты христианин, в среду и пятницу не забудь сказать, никого не осуждая, что не можешь кушать то, что все остальные: «Я христианин, у меня сегодня постный день». В человеке всегда ценят целостность, и тебя будут уважать другие люди. Если ты являешься носителем своей традиции, так будь ее носителем. Не принуждай никого, чтобы они были такими же, но добрым своим примером ты можешь показать образ Христова ученика.

Сегодня мы сами сильно меняемся, у нас даже есть такое выражение: «Ты православный или христианин?». У нас в Православии иногда бывает такая жесткость, которой в христианстве нет вообще, и она связана не с Православной верой, а с притоком новых людей, которые пришли в нашу Церковь за последние 10–30 лет. Христианство – это учение о любви к Богу, а не о ненависти ко всему остальному. Мы должны сделать в этой жизни нечто, чтобы мы были Христовыми людьми. Особенно сейчас, перед праздником Рождества Христова, дать себе ответ: мы Христовы или нет? Что для нас важнее: то, что связано со Христом, или то, что связано не с Ним, а с этой жизнью? Мы не говорим о том, что есть дети, родители, близкие и т.д. Мы говорим о том, важно тебе, чтобы у тебя был храм Божий или не важно? Важно быть на Рождество в Божием храме или сделать что-то доброе для других людей или это не является для тебя целью? Тебе важно просто посмотреть, кто пришел, пришел ли на службу губернатор или не пришел, или тебе важно самому помолиться? Мы должны различать эти вещи. Та нетерпимость, что внедряется в нашу церковную жизнь, должна растворяться внутренней Христовой любовью.

Вы начали с вопроса про мое первое Рождество. Когда человек вступает в переходный возраст, он начинает искать, тем более, в мое время сверстники, как правило, не ходили в церковь. Но приходишь в храм и чувствуешь любовь. Если человек придет в храм и почувствует что-то, что согреет его душу, он и в следующий раз придет в храм. А если придет в храм и просто увидит там иконы и услышит красивое или, наоборот, некрасивое пение и что-то еще, – это внешние вещи. А искренность и порядочность всегда являются ценностями. И мы должны вернуть в нашу жизнь внутреннюю порядочность и искренность по отношению к другим людям.

За красивыми словами должно еще оставаться что-то внутреннее, поэтому в этой жизни нам с вами надо еще над собой работать и работать. Если бы мы были теми, что мы проповедуем в своей жизни, то, наверное, другие люди потянулись бы гораздо большей очередью в наши храмы и общины, чем это есть на сегодняшний день. Значит, нет в нашей жизни чего-то такого, что бы их притягивало. Внешность – это внешность, а содержание – это содержание. О внутреннем содержании нам с вами и надо заботиться, наполнять его. Есть городские храмы, наполовину наполненные, а есть сельские, куда люди ездят за 100 километров, чтобы только быть на этом приходе, уезжают из города, потому что там они себя чувствуют правильно. С этим нам с вами надо расти и расти.

Владыка, прошу Вас дать благословение и совет.

– Что я могу сказать, когда сам страдаю множественными недостатками… Могу просто поделиться своим опытом и попросить всех постараться как можно меньше суетиться. Хороший стол после праздника – все нормально, все хорошо, но важно состояние души. Надо подготовить себя к этому торжеству, прийти к Богу и увидеть Его таким, каким Он пришел в наш мир, – кротким и смиренным. Надо постараться сосредоточить себя на этом, чтобы как можно меньше суеты вошло в нашу внутреннюю, сокровенную душу. Чтобы как можно больше тепла и любви, почувствовав их от Бога, мы могли раздать другим людям.

Помнить, что Христос Бог пришел не только лично для меня, или для Вас, или только для какой-то группы людей, – Он явился всему миру. Для Него каждый человек – Его творение. Чтобы мы смотрели на тех людей, которые нас окружают, как бы это ни было нам тяжело или даже неприятно: ведь и ради этого человека Христос пришел в мир. Поэтому надо стараться, никого не осуждая, изменять свою жизнь. И чтобы в этой жизни было поменьше суеты, побольше внутренней сосредоточенности, внутренней кротости, тихости сердечной и внутреннего расположения ко всем, кто нас окружает как в семье, так и на работе, в храме и на улице. Мира, терпения по отношению друг к другу и вечной, непреходящей любви к Слову Божию, Который является сегодня в мир, чтобы вернуть нас в Царство Небесное, желаю каждому из нас. Храни нас всех Господь!

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс