Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (944) → Протоиерей Максим Миняйло: Через духовную жизнь приобретать опыт для совершенствования своей души

Протоиерей Максим Миняйло: Через духовную жизнь приобретать опыт для совершенствования своей души

№47 (944) / 5 декабря ‘17

Беседы с батюшкой

Батюшка, у нас накопилось достаточно вопросов, касающихся духовной жизни, Рождественского поста, его духовного значения, того, как провести это время без повседневной суеты.

Сергей пишет: «Ежедневно в храмах на службах читается Евангелие и Апостол. Евангелие читается на непонятном для меня языке, да и для большинства людей тоже, на нем говорили наши предки, но в силу не зависящих от нас причин язык изменился, стал таким, какой он есть. Таланта переводчика у меня нет, да и времени для изучения языка тоже нет. Может быть, вы – знающие, и от этого исполняющие и сильные, понесете немощи наши и смилуетесь над нами, немощными. Переубедите меня: раскола здесь нет, нововведения нет, просто благоговейное чтение на русском языке Евангелия и Апостола, чтобы на сердце легло, а потом отозвалось и вспомнилось».

– В общем-то, так и делается во многих храмах, только не сразу читается на русском языке, а позже (например, по запричастном стихе или в конце службы). Например, у нас в храме мы после службы совершаем короткие беседы как раз на эту тему. Священник садится с прихожанами прямо в храме, и читается Евангелие и Апостол уже на русском, а непонятные места разбираются. То есть у нас очень много организационных возможностей, чтобы этот вопрос решать, не ломая существующий богослужебный устав.– В общем-то, так и делается во многих храмах, только не сразу читается на русском языке, а позже (например, по запричастном стихе или в конце службы). Например, у нас в храме мы после службы совершаем короткие беседы как раз на эту тему. Священник садится с прихожанами прямо в храме, и читается Евангелие и Апостол уже на русском, а непонятные места разбираются. То есть у нас очень много организационных возможностей, чтобы этот вопрос решать, не ломая существующий богослужебный устав.

Есть давняя мудрость: то дело, которое мы полюбим, то и будет у нас получаться, и мы будем его ценить. Поэтому я бы пожелал и нашему телезрителю, и вообще всем нам полюбить церковнославянский язык, не воспринимать его как чуждый, не бояться его, не ставить на нем крест. Правильно сказано, что современный русский язык изменился, и не сказано, что он продолжает меняться. Но в лучшую ли сторону? Я в этом не очень уверен. Все равно идет некий лингвистический регресс: язык наполняется разными жаргонизмами, словами часто грубыми. Поэтому важно понять, что существует определенный язык, – язык молитвы, на котором мы молимся. Он чистый и этому регрессу как раз не подвержен. Поэтому это сокровище.

Если нашему телезрителю интересно, то один из пунктов духовного завещания нашего Патриарха Пимена – сохранить церковнославянский язык. Об этом говорят и отцы Церкви. Поэтому приходите, мы почитаем Евангелие на русском языке после службы, разберем. Это совершается во многих храмах, поэтому здесь нет проблемы. А если что-то непонятно, то существует словарь, и некоторые слова будут очень легко усвоены нами.

Кроме утилитарного подхода – что полезно и что неполезно, церковнославянский язык прекрасен, это целая музыка, обращение к самым глубинам нашей души. И если мы получим опыт молитвы на церковнославянском языке, опыт чтения Псалтири, Евангелия, то увидим, что даже русский перевод, которым мы пользуемся для домашнего чтения, в некоторых местах не способен отразить глубину первоначального текста. Например, есть интересный отрывок, при переводе которого даже иногда искажается смысл. Петр предлагает Христу не идти на страдания в Иерусалим, говорит: «Господи, да не будет этого с Тобой». И, как вы помните, ответ Христа останавливающему Его Петру на русском языке звучит как «отойди от Меня, сатано». Может быть, есть в этом что-то даже гневное, чересчур эмоциональное, чувственное. А как в церковнославянском? Там сказано: «Встань за Мной, сатано». Что это значит? Если буквально – не загораживай Мою дорогу, не пытайся остановить Меня, отойди с Моего пути. Что такое – «встань за Мной»? Это не гнев, не обида, это значит – «Я иду Своим путем, а ты не мешай Мне». Таких нюансов очень много, и в Ветхом Завете тоже. Например, Бог дает первым людям заповедь – «раститеся и множитеся». В русском языке это переведено как «плодитесь и размножайтесь». Можно сказать, это примерно одно и то же, но в чем разница? «Раститеся» – это, в том числе, и растите духовно, возрастайте духовно. Перевод на русский язык не способен передать глубину этого понятия, которое включает в себя в том числе возрастание человека как личности, приближение его к Богу, а также и умножение количества людей. Одно это русское слово не смогло заменить церковнославянское. Тем более, когда на службе вместо «вонмем» мы услышим «внимание», это будет немножко...

... смешно.

– Может быть, не смешно: святые отцы, наверное, заплакали бы, наверное, было бы нелепо.

Наверное, если человек не понимает, о чем читается евангельское зачало за богослужением, ему не будет лишним взять с собой книгу с переводом на русский язык и одновременно пробегать глазами по синодальному переводу.

– Смотря какую мы ставим задачу. Это вопрос, который будет задаваться все время, столько, сколько будет существовать Церковь. И можно сказать, что чем дальше мы будем жить, чем дальше общество будет двигаться по сегодняшнему пути, тем чаще будет задаваться этот вопрос. В вопросе прозвучало, что на сердце будет легко и просто. Что имелось в виду, не совсем понятно: легко от того, что все понял, или легко потому, что без особого труда удалось познать эту истину? Необязательно должно быть легко и в духовной жизни, и в богослужебной. Есть некоторая необходимость труда и преодоления, в том числе, и в нашей литургической жизни, поэтому не стоит бояться, что мы сталкиваемся с какими-то трудностями. Какие цели мы ставим? Чтобы нам было комфортно или чтобы мы хоть чуть-чуть приблизились к осознанию того, чем жили отцы Церкви, которые все это создавали?

Вопрос телезрительницы из Пензы: «Я изучала Евангелие на русском языке, все было понятно. Десять лет смотрю телеканал “Союз”, передачи “Читаем Апостол”, “Читаем Евангелие вместе с Церковью” (Евангелие читают на старославянском и русском языках) и “Церковный календарь”. И когда я иду в церковь, то уже знаю, о чем читалось, мне там уже очень легко. Вообще, я советую людям: не надо делать революцию в Церкви, а слушайте эти передачи утром, где все идет с пояснением. Постепенно я привыкла, знаю Евангелие на русском языке, и мне уже стал понятен и старославянский. Благодаря телеканалу “Союз” я понимаю все, что читают в церкви. Поэтому большое спасибо телеканалу».

– Я вспомнил еще такой способ: многие наши соотечественники знали Священное Писание наизусть. Вот еще один способ, чтобы все было понятно. Например, Михаил Васильевич Ломоносов знал и другие писатели, ученые, богословы, не только священники, но и просто миряне. Когда у тебя Евангелие в голове, тогда все уже понятно. Многие знали наизусть Псалтирь. В мусульманском мире сейчас есть направление по популяризации священных мусульманских книг, когда детей учат запоминать все суры из Корана. Хорошо бы, чтобы и мы тоже запоминали Священное Писание, ведь так всегда и делали.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Как найти границу между смирением и попустительством? Насколько надо смиряться, и когда надо уже воспротивиться, остановить кого-то или что-то? Какая-то граница, наверное, существует, или смирение всегда на пользу?»

– Конечно, такая граница существует. Сложность ответа на этот вопрос в том, что для каждого человека и для каждой ситуации существует своя граница, то есть здесь нет универсального ответа. Может быть, универсальным ответом будет такой, что смирением не является то, когда мы соглашаемся на грех. Потому что смирение – это та добродетель, когда мы смиряемся перед волей Божией, принимаем ее. В таком смирении нет греха. Когда нет греха, тогда это добродетель. И когда это добродетель, то это идет на спасение человеку. Но часто бывает, что человек может согласиться на грех, думая, что это смирение. Часто это происходит по малодушию, человекоугодию. Что ты делаешь на самом деле? Но священник из студии не может ответить на этот вопрос, потому что вы сами должны сделать это для себя в каждый конкретный момент вашей жизни. По крайней мере, попробовать это сделать. Мы обязаны делать это сами, развивая свою совесть и свое духовное чутье.

Скажу вам так: наверное, никто, кроме вас самой, на этот вопрос не ответит. В каждой конкретной ситуации мы призваны делать выбор. Да, мы много раз ошибемся в своей жизни, но память об этом остается и в нашей душе, и в сердце, и я буду понимать, что в такой ситуации я согласилась, потому что испугалась или смалодушничала, а в следующий раз должна быть более крепкой, твердой в принятии каких-то решений. Поэтому есть такая категория вопросов, на которые невозможно ответить общо.

Вопрос телезрительницы из Екатеринбурга: «Последняя вечерняя молитва – исповедование повседневных грехов, где говорится о согрешении скверноприбытчеством, мшелоимством и лихоимством. Пожалуйста, объясните, что это за грехи. И в поддержку церковнославянского языка – очень хорошо, что он звучит в нашей Церкви, просто нам надо быть грамотнее».

– Скверноприбытчество – это обогащение, связанное с каким-нибудь греховным деланием. Мшелоимство – состояние человека, когда он имеет много вещей, которые ему абсолютно не нужны, тем самым он захламляет свое жилище и, самое главное, тратит силы своей души на скапливание и обслуживание ненужных вещей. Есть даже состояния, переходящие в заболевания, когда невозможно даже зайти в квартиру: множество различных кулечков, бутылочек, все это абсолютно нефункционально, но человек не может их выкинуть, потому что есть привязанность души. Привязанность души – это такая страсть, когда человек боится расстаться с такими вещами, думает, что ему это понадобится, и такое состояние его буквально мучает.

Наш телезритель из Нижнего Новгорода спрашивает: «В Священном Писании мы то и дело встречаем прямые указания Бога, непосредственное проявление воли Божией. В нашей жизни такого явления, указания мы, к счастью или к сожалению, не встречаем. Как понять волю Божию и как ей не воспротивиться?»

– В Евангелии Христос говорит нам волю Отца Небесного – чтобы всякий человек имел жизнь вечную. У Него есть такие слова: …да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисуса Христа (Ин. 17,3). Вот в чем состоит воля Божия для нас, а в конкретной нашей частной жизни, во всех многообразных ситуациях, которые складываются у нас, необходимо наше духовное усилие для решения данного вопроса. Есть такие вопросы, которые, кроме нас, никто не может решить. В частности, этот вопрос тоже относится к этой категории, о чем мы говорили и ранее.

Давайте поговорим о том, что помогает понять волю Божию, какой надо иметь настрой и как себя готовить. Чтением Евангелия и молитвой. Когда мы читаем Евангелие, мы разговариваем с Отцом Небесным, впитываем Его слова, и они просвещают ум наш и освящают сердце. Тогда мы входим в такое состояние, когда нам удобнее принять волю Божию и, самое главное, захотеть ее узнать. То же самое делает молитва. Если мы приобщаемся благодати Божией, тогда и воля Божия будет нам ближе, понятнее. И, самое главное, мы сможем принять ее в нашей жизни. И, конечно, это в том числе Причащение Святых Христовых Таин, то есть наша христианская церковная жизнь поможет решать нам эти вопросы.

Хотя может быть так, что человек определенно опытен, молится, читает Евангелие, но даже в его жизни часто могут быть такие ситуации, когда для того, чтобы правильно принять решение, ему нужно это решение как бы выстрадать. Хорошо, если бы мы понимали, что не должно быть все хорошо, легко, как говорится, по накатанной. Мысль о том, что у нас что-то идет трудно, иногда пугает нас и обескураживает тем, что как будто это происходит не так, как надо. Почему? Нет, наоборот, Богу угодно, чтобы мы прошли через труды, даже через многие труды.

Недавно дети спросили меня, сколько времени Ной строил корабль. Ведь строил он не год и не десять лет. Не поленитесь, откройте Ветхий Завет. Мы удивимся, но строил он огромное количество времени, выполняя волю Божию. Было ли ему легко? Все смеялись над ним, буквально издевались. Почему? Представляете: пустыня, сорок градусов жары, до ближайшей реки несколько сот километров, а до моря еще больше, и в центре этой пустыни человек десятилетиями строит такое уникальное сооружение. Что думали люди? Как он перетащит его на океан, когда на нем поплывет? А объяснять им было бесполезно, потому что Бог призывал людей к покаянию, но они не хотели слышать. И Ной исполнял волю Божию, терпя насмешки и издевательства, но мы знаем, что получилось в конце концов – посрамленным он не оказался.

Так и в нашей жизни. Бывает, что мы делаем какое-то дело, длиной в целую жизнь, и только в конце ее получаем какой-то результат. И такая воля Божия может быть.

Наша зрительница из Екатеринбурга спрашивает, как быть, если советы духовника и мнение мужа разнятся, кого слушать и как разграничить «компетенцию»?

– В идеале было бы хорошо, если бы оба супруга окормлялись у одного священника. Конечно, главный принцип – не возлагать бремена неудобоносимые, те, которые невозможно вынести. К примеру, идут люди в поход. Кто всегда идет впереди? Впереди идет тот, кто хуже подготовлен. Почему? Потому что, если поставить его сзади, через десять минут все убегут вперед, а он останется один. То есть они зададут такой темп, который для него будет неестественным и непосильным. Поэтому опытные туристы знают, что сзади всегда идут подготовленные, а впереди – новички. То есть мы ориентируемся на самых слабых, на немощных. Поэтому в принятии каких-то советов нужно понимать, чтобы это мог понести и муж, если он, например, неверующий, чтобы этот совет не разорвал бы единство семьи. Главный критерий – это любовь. Любовь делает все так, чтобы всем все было на пользу и по силам, а не так, что один человек уходит в духовный отрыв и возмущается тем, что его не понимает вторая половинка, которая сегодня, возможно, еще не способна к таким проявлениям духовной жизни.

Близится день покровительницы Екатеринбурга – святой великомученицы Екатерины. Как возродить в народе память об этом дне и, в принципе, о Небесной покровительнице города? Почему это важно и что для этого нужно сделать?

– Великомученица Екатерина – уникальная, удивительная святая. Кратко напомню, что эта молодая девушка всей душой полюбила Христа, пошла за Ним, отвергла все земное счастье и, так как была очень образованна и умна, смогла своей проповедью убедить многих мужей, мудрецов того времени. Если мне не изменяет память, около пятидесяти человек были ее оппонентами, для того чтобы каким-то образом разбить ее философские и религиозные убеждения. Но все закончилось тем, что, видя силу ее веры, они приняли Христа как Бога, Спасителя.

Эта святая женщина вошла и в нашу жизнь, и в святцы и так полюбилась многим и многим поколениям наших соотечественников, что многих называли в честь этой великой угодницы Божией, даже называли в ее честь города. Город Краснодар – Екатеринодар назван в честь святой Екатерины. И, конечно, это наш Екатеринбург. Мы счастливы, что имеем в названии нашего города имя такой угодницы Божией, которую прославляем. Слава Богу, в нашей епархии совершается молитвенное прославление: мы служим Литургию и идем крестным ходом, и это имеет огромное воспитательное значение. Очень важно, чтобы названия городов и улиц, на которых мы живем, во-первых, были очень благозвучны, а с другой стороны, чтобы в них содержался глубокий смысл. Так, вольно или невольно, человек соприкасается с этой святой угодницей Божией.

Мы знаем, что не только в России, но и в греческих и других европейских городах есть такое понятие, как «патрон города» – главный святой какой-то местности, память которого широко празднуется. За десятилетия безбожной власти мы, к сожалению, охладели, но, насколько мне известно, на Корфу с мощами святителя Спиридона выходит весь остров. Почитают его все – от губернатора до лавочников, электриков, сантехников, работников сферы услуг. Все знают и почитают этого угодника, и он помогает им. Это образ нашей христианской жизни, возможность воспитывать наших детей в исторической памяти и нашей религиозной культуре.

Так что день памяти святой Екатерины для нас особенный, и все делается для того, чтобы он приобретал для нас все большее и большее значение. Поэтому мы совершаем крестный ход и хотим, чтобы у нас был храм Святой Екатерины. Те, кто живет рядом с Екатеринбургом, тоже могут приехать на службу, которую в этом году совершит Патриарх Иерусалимский. Приезд к нам столь высокого гостя – это уникальное событие. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 7 декабря он совершит Божественную литургию. Великомученица Екатерина, конечно, почитается и в Греции, и на Святой Земле, и на Синае, где находятся ее святые мощи.

Всех приглашаем и будем рады видеть всех горожан, потому что это и есть истинный день города, который мы будем вместе праздновать.

Также ожидается, что на празднование дня памяти святой великомученицы Екатерины прибудет Патриарх Александрийский Феодор II, который уже приезжал на Урал.

– Это какое-то особое явление в нашей жизни, когда у нас будет такая святая неделя. Да простят нас телезрители из других регионов, что мы упомянем сегодня об этом. Но всех, кто находится не так далеко, мы будем рады видеть в Екатеринбурге, потому что в эту святую неделю к нам приедут два патриарха, сперва Иерусалимский, потом Александрийский. И тот, и другой будут служить в нашем городе, и это, безусловно, уникальное, летописное событие, которое останется в нашей памяти на всю жизнь.

Скорее всего, телеканал «Союз» будет осуществлять прямые трансляции этих богослужений 7 и 10 декабря, поэтому приглашаем всех телезрителей к совместной молитве с патриархами других Православных Церквей.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс