Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (943) → Архимандрит Савва (Мажуко): О работе христианина над собой

Архимандрит Савва (Мажуко): О работе христианина над собой

№46 (943) / 3 декабря ‘17

Свет невечерний

– Вы, наверное, согласитесь, что религия – дело опасное, ведь как только человек принимает статус верующего, воцерковленного, он «становится проблемой» сам по себе, особенно если он единственный, кто верит в своей семье, среде, среди друзей и сотрудников. Верующему человеку предъявляется другой счет, требования к нему более высокие, и часто в споре, при разрешении каких-то конфликтов, дискуссий в качестве аргумента, против которого нечего возразить, могут быть использованы слова: «Ты же верующий человек! Почему ты так говоришь? Почему ты так поступаешь? Разве верующие люди ведут себя так?» Мы должны сказать, что, пожалуй, не встретим ни одного церковного, по-настоящему верующего человека, который хотя бы раз в жизни не перенес этот укор, не услышал эту реплику от близких, сотрудников, членов семьи или, может быть, даже единоверцев.

А почему так происходит? Почему вдруг верующий человек стал проблемой? Потому, друзья мои, что, когда мы становимся на стезю веры и религии, должны постоянно напоминать себе слова, сказанные Спасителем о том, что от Иоанновых дней и доныне Царствие Небесное понуждением берется и только те, кто понуждает себя, его наследуют.

Я говорю об одном очень интересном феномене, который наиболее часто встречается в нашей религиозной жизни. Есть некоторый разлад (зазор, конфликт) внутри каждого верующего, который, погружаясь в стихию религиозного, забывает работать над собой. Что это значит? Как мы можем внешне описать верующего человека? Он ходит в храм, соблюдает праздники, подает записки за здравие и упокой, чтит церковные обряды, участвует в таинствах Исповеди и Причастия и т. д. Внешне его самое заметное отличие от нецерковных – это то, что он некоторую часть своего времени посвящает молитве.

Ведь на самом деле все наши ритуалы и обряды, строй церковной жизни вращаются вокруг опыта молитвы, именно так они образуются и обретают свой рельеф. И очень часто мы только этим опытом и ограничиваемся. Плохо ли это? Как же может обойтись религия без ритуалов, без молитвы, без обряда, без какого-то символического действия? Это невозможно. Но ограничиваться только опытом молитвы христианин не должен. Я говорю об этом, поскольку наблюдается некоторое уродство нашей церковной жизни. Бывает, что человек много молится, даже стяжал благодать, то есть молится, как говорят простые люди, крепко, по-настоящему, пламенно, неуемно, со слезами, возможно, вымаливает своих родственников и близких и даже, может быть, творит чудеса. И в чем проблема? Разве этого недостаточно? Недостаточно, совершенно недостаточно! Священное Писание и творения святых отцов предъявляют особые требования к нашему религиозному портрету: наряду с молитвенным усердием человек должен еще обязательно заботиться о своем внутреннем состоянии, становиться добрее, научиться любить Бога и ближних, а для этого одной молитвы недостаточно. Проблема нашей внутренней религиозной жизни как раз и состоит в том, что мы думаем, что молитвой можно сделать все: решить вопросы в семье, в обществе, на работе – и пренебрегаем нашими личными свойствами, нашим общением и даже профессиональными навыками.

Об этом феномене – конфликте между молитвенной жизнью христианина и аскетическими усилиями для стяжания добродетели, когда Царствие Божие действительно превращается в аскетически искомую величину и мы должны прилагать усилия, чтобы научиться любить, быть добрыми, очистить себя от всякого зла, мести, зависти, для чего молитва важна, но недостаточна, – вот об этом феномене, об этом разладе писал преподобный Макарий Египетский (его поучения приводятся в первом томе «Добротолюбия»).

«Если же кто, не имея молитвы, принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию»… Что такое кротость? Это беззлобие, когда христианин не реагирует на какое-то оскорбление или замечание гневно, не желает отомстить, но у него даже нет примеси этой злости.

«Не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих Господних Заповедей и не заботится, не прилагает труда и усилия преуспеть в них...» – чтобы преуспеть в этих добродетелях, нужно постоянно прилагать усилия к тому, чтобы быть добрым, кротким, все это просто так не дается… «Но по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его дается ему иногда отчасти благодать молитвенная...». Вот хочет человек научиться молиться, просит этого, дается ему благодать молитвенная, но его нравы остаются такими же, как и прежде.

Понимаете, если христианин не трудится над собой, если он мстительный, завистливый, но молится крепко, хорошо, с умиленным усилием, стяжает молитвенную благодать, но остается завистливым, трусливым и мстительным, то никто за него работу по самоисправлению не сделает! «Не имеет он кротости, не взыскав труда и не приуготовив себя соделаться кротким, не имеет смиренномудрия, раз не просил и не принуждал себя к тому, не имеет любви ко всем: прося молитвы, о сем не позаботился и не показал усилия»...

Вот какая, друзья мои, опасная вещь религия. Легко, упустив один важный момент, потерпеть кораблекрушение в вере, как говорит Священное Писание. Поэтому, прося молитвы, усердно участвуя в богослужении, читая наше молитвенное правило, нельзя, друзья мои, ни в коем случае забывать, что есть работа, которая не знает ни отпуска, ни отдыха, которую за нас никто не сделает, – работа по стяжанию любви, доброты, смирения и кротости. Доброта требует огромных трудов и усилий, просто так человек добрым не становится, ведь только усилием Царство Любви, Царство Божие, восхищается!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс