Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (941) → Митрополит Волоколамский Иларион: Общение с Богом невозможно заменить никаким искусственным разумом

Митрополит Волоколамский Иларион: Общение с Богом невозможно заменить никаким искусственным разумом

№44 (941) / 22 ноября ‘17

Архипастырь

Е. Грачева: Это программа «Церковь и мир» на канале «Россия 24», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, Владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Силиконовая долина грозится явить миру абсолютно новое, революционное изобретение. Бывший инженер компании Google Энтони Левандовски замахнулся на создание бога на основе искусственного интеллекта. У него уже есть последователи – IT-религиозное движение под названием «Путь в будущее». И он заявляет, что их искусственный интеллект сможет отвечать на любые вопросы верующего, помогать в любых жизненных ситуациях и станет воплощением абсолютной справедливости, не будет посылать на людей несчастья, бедствия и так далее. Что Вы об этом думаете? Ведь в некотором смысле все равно это лучше компьютерной игры в войну. Или это очень опасное изобретение?

Митрополит Иларион: Думаю, что нет предела человеческой фантазии и нет предела человеческой глупости. Когда люди замахиваются на то, что является абсолютной ценностью и абсолютной данностью, то либо у этих людей что-то не в порядке с мозгами и им нужно обратиться к соответствующему специалисту, либо они хотят кого-то на что-то спровоцировать. Вы сказали о том, что они создали религиозное движение, но это, конечно, псевдорелигиозное движение, потому что религия имеет дело с тем Богом, Который существует, и создать Его невозможно.

Человек может создать робота, какой-то аппарат, который будет оказывать ему те или иные услуги. Сейчас даже созданы аппараты для оказания сексуальных услуг. Опять же, и человеческому разврату тоже нет предела. Но все подобного рода эксперименты не только не принесут людям счастья, а наоборот – могут обернуться совершенно непредсказуемыми, чудовищными последствиями.

Современная научная фантастика, авторы которой работают в жанре так называемой антиутопии, делает иногда поразительные и очень сильные прогнозы. Писатели говорят о том, к чему может привести деятельность человека, решившего стать на место Бога или заменить Бога неким суррогатом. Общаясь с Богом, мы общаемся с Живым Существом, ибо Господь слышит наши молитвы, отвечает на наши просьбы, помогает нам в нашей жизни. Бог – это не робот, который выполняет или не выполняет те или иные желания. Бог – это Живое Существо. И как невозможно отца или мать, или ребенка заменить роботом, точно так же и Бога невозможно заменить роботом.

Есть американский научно-фантастический фильм «Искусственный разум». В фильме рассказывается о том, как для одной супружеской пары, у которой ребенок впал в кому и на длительное время оказался обездвижен, был создан в качестве ребенка робот. Он как бы заменял реального ребенка, был похож на ребенка, исполнял все функции ребенка, к тому же он был послушный и ласковый. А потом реальный ребенок пришел в сознание, и дальше сюжет разворачивается вокруг этой коллизии.

Пока что все это выглядит как научная фантастика и как антиутопия. Но если человечество откажется от сдерживающих нравственных факторов, то антиутопия может стать реальностью, и тогда мы будем жить в том жутком мире, который описан Олдосом Хаксли или описан в одной из книг Исигуро, английского писателя японского происхождения, недавно получившего Нобелевскую премию.

Е. Грачева: Владыка, а если бы это электронное приложение называлось не «бог», а, скажем, «добрый помощник» или «измеритель морали», как угодно, у Вас бы к нему были претензии?

Митрополит Иларион: Если это, например, электронная уборщица, которая приходит и сметает пыль с ваших полок, то это одно. Или, допустим, какая-то машина, которая в нужный момент выдает вам бутылку кока-колы, а в другой раз – пепси-колы… Но никакой робот не может оказать людям так называемые религиозные услуги, потому что религия вообще находится вне потребительской сферы. Есть, конечно, люди, которые считают, что вся религиозная жизнь сводится к потребительству, что все общение с Богом заключается в том, что мы у Него что-то просим, а Он нам дает или не дает.

Но на самом деле общение с Богом – это, прежде всего, личное общение. И как мы общаемся со своими близкими, с родителями, друзьями, детьми, точно так же мы общаемся и с Богом. Это общение невозможно заменить никакой автоматикой, компьютерами или роботами, никаким искусственным разумом.

Е. Грачева: Владыка, коль Вы заговорили о лауреате Нобелевской премии по литературе в этом году и книге «Не отпускай меня», есть стереотип, что представители духовенства мало читают художественной литературы, а больше читают книг духовного содержания. Какую литературу читаете Вы?

Митрополит Иларион: Я, наверное, принадлежу как раз к тому классу духовенства, что мало читает. В основном я читаю то, что мне нужно для тех книг, которые я сам пишу, то есть читаю научную и богословскую литературу, и у меня почти не остается времени на чтение художественной литературы. Я, как в известном анекдоте про человека, который решил поступать в Литературный институт, и его спросили: «А вы читали Достоевского, Толстого, Пушкина?» На что он ответил: «Я не читал, но я же пришел учиться не на читателя, а на писателя». Я уже давно из читателя превратился в писателя, но, тем не менее, иногда в самолетах мне удается взять в руки книгу. Должен сказать, что Кадзуо Исигуро – удивительный пример современного писателя, который работает в разных жанрах. Будучи японцем по происхождению, но англичанином по воспитанию, он настолько хорошо овладел английским языком, что по-английски его читаешь так, как будто это англичанин в десятом поколении.

Е. Грачева: Вы читаете его по-английски?

Митрополит Иларион: Я его читал по-английски. По одному из его романов снят прекрасный фильм, один из лучших фильмов, которые я видел, где Энтони Хопкинс играет дворецкого. Посмотрев этот фильм, я решил прочитать и книгу. И должен сказать, она меня не разочаровала. Это очень глубокая, тонкая книга, которая прекрасно воспроизводит английский мир довоенной Англии. Какие-то остатки этого мира я застал, когда сам там учился.

У этого писателя есть замечательный роман под названием «Не отпускай меня». Это как раз та антиутопия, которая рассказывает о том, что может произойти в мире, если он откажется от основополагающих нравственных ценностей. Все действие происходит в школе-интернате, где живут клонированные юноши и девушки, созданные для того, чтобы у них изымать органы. Они живут и учатся в этом интернате, у них есть увлечения, интересы, они даже влюбляются друг в друга. Но каждый из них знает, что через какое-то время его ждет очередная выемка органов – у него будет изъят один из органов. После четверной выемки они умирают.

Когда читаешь роман, то, не зная сюжета, очень долго не понимаешь, в чем же суть и в какой момент раскроется тайна этого общества, но потом все становится ясным. Конечно, это очень щемящая и жуткая история. Думаю, нам нужно знать такие истории, в том числе, чтобы понимать к каким последствиям могут привести эксперименты на людях, если эти эксперименты не будет сдерживать нравственный закон.

Е. Грачева: Из современных российских авторов кто Вам близок?

Митрополит Иларион: Недавно я прочитал книгу Захара Прилепина «Обитель». Это тяжелая книга, но мне кажется, что такие книги нужны, ибо сейчас в нашем обществе существует некая тенденция вообще как бы не говорить о нашем прошлом, забывать о тяжелых страницах. Люди считают, что не нужно возвращаться к теме репрессий, ссылаясь на то, что это было давно, и сегодня надо смотреть в будущее. Даже оценки нашего советского периода очень часто строятся на том, что мы забываем о тех репрессиях, которые происходили, забываем об их жертвах. Прилепин в своем романе показывает, во что была превращена древняя Соловецкая обитель, когда она стала концентрационным лагерем, как там жили люди, как пытались выжить в этой чудовищной ситуации. Думаю, об этом нам надо знать. Поэтому я рад, что такая книга появилась и хотел бы пожелать, чтобы как можно больше людей ее прочитало.

Е. Грачева: Владыка, от темы литературы хочется перейти к теме настольных игр. Есть несправедливо забытая с советских времен игра в шахматы, которая не настолько популярна у современной молодежи. Раньше, наверное, в шахматы умели играть все.

Министерство образования и науки собирается игру в шахматы сделать обязательным предметом в школах. Я лично беседовала с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым, и он мне в цифрах доказал, что среди молодежи, которая играет в шахматы, падает преступность, они не употребляют спиртные напитки, не курят, то есть во всех смыслах одни плюсы. Но есть мнение, что канонически игра в шахматы запрещена. Что церковнослужители думают об игре в шахматы? Играете ли Вы?

Митрополит Иларион: У меня есть своя шахматная история. Но есть и предыстория. Мой папа был кандидатом в мастера по шахматам, а моя мама имела разряд мастера спорта и была чемпионкой Москвы среди девушек. Правда, это было довольно давно, но меня родители научили играть в шахматы. Моим самым большим шахматным достижением было то, что я выиграл партию как раз у упомянутого Вами президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова. Мы летели с ним в одном самолете, решили поиграть в шахматы, и первую партию я выиграл. Правда, проиграл две следующие.

Если говорить о том, полезны ли шахматы, то, думаю, что для общего развития ребенка, для его интеллектуального развития они полезны и, конечно, ребенок, который играет в шахматы, менее подвержен влиянию улицы, он лучше развивается. Это действительно доказанный факт.

Когда Кирсан Илюмжинов был президентом Калмыкии, то там шахматы преподавались во всех школах, и весь регион играл в шахматы. Над этим многие тогда смеялись. Но ведь те факты, которые он приводит, взяты не с потолка, это реальные факты. Поэтому в целом я, так же, как и Вы, поддержал эту инициативу.

Что касается тех средневековых запретов на азартные игры, которые существовали, то, конечно, их нельзя распространить на современные шахматы, потому что, во-первых, шахматы были другие, во-вторых, нравы были другие. Сейчас это один из видов спорта, но это спорт не физический, а интеллектуальный.

Е. Грачева: Владыка, к сожалению, есть категория граждан, которая просто не может себе позволить играть ни в шахматы, ни во многие другие развивающие игры для молодежи. Это слепоглухие инвалиды. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на днях освятил реабилитационный центр для такой группы граждан в подмосковном Сергиевом Посаде. По Вашей оценке, как много делается для такой категории граждан в нашей стране и как этим людям помогает Церковь?

Митрополит Иларион: Для таких людей кое-что делается, но, конечно, делаться должно гораздо больше. Во-первых, очень многие люди из этой категории вообще не выявлены, то есть у нас существуют законодательные понятия глухой человек и слепой человек, но у нас нет понятия слепоглухой. И есть немало свидетельств людей, которые принадлежат к этой категории, что они, допустим, состоят и в обществе глухих, и в обществе слепых. И когда, скажем, состоя в обществе глухих, такой человек получает телевизор, то вроде бы ему оказывается услуга, но этой услугой он воспользоваться не может, потому что он ничего не видит.

Существует целый комплекс проблем, связанный с развитием этих людей, потому что они не могут обучаться грамоте, чтению, письму обычным образом. Для них создаются специальные программы, очень трудоемкие. В основном они обучаются через прикосновение, то есть педагоги, путем прикосновения к руке, позволяют им войти в мир логического мышления.

Кроме того, существуют по меньшей мере две категории таких людей: это те, кто приобрел глухоту и слепоту на каком-то этапе своей жизни, то есть до этого они овладели какими-то навыками, например, научились читать и писать, и они могут продолжать использовать эти навыки. А есть те, которые родились с этим дефектом. И это существенно влияет на возможности развития таких людей.

Но сейчас есть современные методики, как отечественные, так и зарубежные, позволяющие обучить слепоглухого человека и чтению, и письму, и общению с внешним миром. Я читал статьи, написанные слепоглухими людьми, в которых они рассказывали, как живут и как общаются с внешним миром. То есть все это возможно, но требует очень больших, поистине героических усилий от педагогов.

И, конечно, тот факт, что Патриарх посетил этот центр, свидетельствует о том большом внимании к этой проблеме, потому что для Церкви ни один человек не является лишним. И люди с ограниченными возможностями должны наравне с другими людьми иметь доступ к Божественной благодати, к церковной жизни. Церковь сегодня занимается разработкой специальных средств, специального языка для общения с этими людьми. Уже в целом ряде московских приходов, например, совершается Литургия с сурдопереводом.

Е. Грачева: Будем надеяться, что Ваша совместная работа с центром поможет создать разработки и просто для слабовидящих людей в нашей стране, которым нужна помощь в том, чтобы прочитать Литургию, каноны и так далее. Большое спасибо, Владыка, за эту беседу!

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина!

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru.

Вопрос: Как понять евангельские слова «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9)?

Митрополит Иларион: Эти слова из Евангелия от Луки завершают притчу о неверном управителе.

Сюжет этой притчи следующий. Был человек, который задолжал крупную сумму своему господину, и которого господин призвал к ответу. И вот, зная, что он не сможет расплатиться, он пошел к тем, кто были должны господину и предложил им переписать долговые расписки и уменьшить сумму в этих долговых расписках. Господь привел эту притчу не для того, чтобы мы подражали, по сути дела, мошеннику. Христос говорит о том, что у каждого человека есть возможность облегчить участь другого человека. Богатство, которым мы обладаем, не является нашим достоянием. Оно –достояние Божие. Но мы можем им пользоваться для того, чтобы делать людям добро, и через это приобретать себе друзей.

Вопрос: Позволительно ли христианам жить в роскоши?

Митрополит Иларион: Чтобы ответить на этот вопрос, мы можем вспомнить слова Иисуса Христа: «…трудно богатому войти в Царство Небесное; …удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 23–24).

Слова эти, тем не менее, не затворяют дверь Царства Небесного для богатых людей. Этой теме посвящена одна из самых важных притч Евангелия от Луки – притча о богаче и Лазаре, где говорится о том, что богач после своей смерти попал в ад, а нищий Лазарь, который лежал у его ворот, попал в рай. Но, как толкуют святые отцы, богатый человек не потому попал в ад, что был богат, а потому, что не замечал нищего Лазаря и не делился с ним своим богатством. И нищий попал в рай тоже не потому, что был нищим. То есть само по себе богатство не закрывает врата Царства Небесного для человека, но, если человек богат, это значит, что Бог дал ему возможности творить добро, помогать людям, и этими возможностями надо пользоваться.

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Без абсолютной истины, без Божественной нормы бытия не может быть ни равенства, ни братства, ни свободы

– Доброе утро, дорогие телезрители!В адрес нашей передачи продолжают поступать вопросы, связанные со столетием революционных событий в нашей стране. «Ваше Святейшество! В связи со столетними годовщинами революции и всех событий, ее сопровождавших, возникает вопрос о свободе. Что же это такое, где ее границы и где ее мера? И как же так получилось, что как только дали народу свободу, так он и потерял человеческий образ? Это потрясло тогдашнюю интеллигенцию, даже либеральных деятелей, и многие из них вспомнили о Церкви, над которой смеялись и которой пренебрегали. Церковь как-то удерживала народ. А ныне она способна нести такую функцию? Простите за прямоту». Из письма Владимира Рябушкина, Санкт-Петербург.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Андрей Ткачёв: Семья. Отношения мужа и жены

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс